Мастер - класс "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Татаринова Наталья Васильевна

Разные упражнения для мастер - класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_smyslovogo_chteniya_i_rabota_s_tekstom.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Татаринова,

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Мастер класс

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

      Люди, которые добиваются в жизни выдающихся результатов не обязательно умнее, способнее и трудолюбивее, чем окружающие. Тем не менее, у них есть одна особенность: они более сфокусированы. Они занимаются своим делом, не отвлекаясь – и заполняют свой мозг только той информацией, которая для этого им нужна.

        В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Данная  работа ориентирована на развитие навыков работы с текстом.

       Сегодня я хочу рассказать о  некоторых приемах по формированию смыслового чтения.

«Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

       Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

Чтение слов с прикрытой нижней половиной.

СНЕГИРЬ

Прочитайте слово и скажите о ком сегодня пойдёт речь?

1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Прочитайте стихотворение, придумайте вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?»

На ветке озябшей рябины

Расселись в мороз снегири.

Их грудки краснее малины

И ярче вечерней зари.

Клюют они ягоды – льдинки.

Какие – то падают вниз.

А рядом притихли осинки,

И воздух морозный, так чист.

Потом, поклевав, улетели.

Куда, я сказать не могу…

Но ягоды те, что не съели,

Горят и горят на снегу.

2. Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Из слов каждой строчки составь предложения.

  • на сидит рябины ветке снегирь
  • него у грудка яркого цвета малинового
  • нему к вот присоединилась стайка целая снегирей
  • лесу птицы эти первым появляются в снегом с
  • яблочки словно красные на ветке среди дерева зимы

3. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво.

Снегири.

Какое необыкновенное зрелище! Важный снегирь сидит на ветке берёзы.

Эта желтогрудая птица, чуть крупнее воробья. У неё очень яркая и запоминающаяся окраска. Грудка и шейка чистого и ровного зеленого тона. На голове чёрная шапочка. Крылья и хвост тоже зелёные. На крыльях можно разглядеть разноцветные полоски. Клюв у птицы чёрный, толстенький и широкий.

Снегирь – ранний зимний гость в наших лесах.

4. Приём «Чтение с пометками»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво,   оценивать    информацию,  формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

     Снегирь - красногрудый красавец, украшение бескрайних российских просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. У самки красный цвет замещен буровато-серым.

     Селиться снегири предпочитают среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, в горах и в хвойных лесах. Нередко снегирю вполне достаточно густой растительности и кустарников вдоль ручьев.

     Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.

     Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

      Но снегирь - не только краса и гордость наших лесов - это еще и галантный кавалер, у которого могут поучиться многие птицы. Лучшие грозди рябины снегирь, будь он трижды голоден, все равно уступит самке. Облепят эти птицы деревце, потом перелетят на другое, затем откочуют к югу. И только с первым снегом они опять появятся, недаром «снег» и «снегирь» - однокоренные слова.

     Читая, ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это помогает ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...

Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"

На мастер классе  идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий....

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...