Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
статья по теме
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника самые высокие требования. Любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно- ориентированное обучение | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
Горбунова Людмила Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 им. Таманской дивизии ст. Запорожской.
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает
новый этап своего развития. Нарастающий объём информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника
самые высокие требования. Любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке.
Поскольку традиционное образование нуждается в обновлении, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе
образования. Одной из новых форм организации обучения является личностно - ориентированный подход, реализация которого позволяет в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать преставления о характере каждого из них, о его интересах, способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Так как в обучении и воспитании нет готовых рецептов, проблема личностно - ориентированного подхода носит творческий характер. А его необходимость связана, прежде всего, с индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
Исследованию проблем изучения личностно - ориентированного обучения посвящены работы А.Ю.Белогурова, Г.М. Анохиной, С.А.Рогачёва, В.В.Серикова, И. С.Якиманской, А.К. Осницкого, Н.А.Морозова и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно - урочной системы обучение необходимо строить на основе индивидуализации и дифференциации обучения. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Мы определяем в данной работе несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся, физических (здоровья) и психологических, личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого можно использовать анкетирование, наблюдение, беседы с родителями, а также результаты исследований, проводимых психологом.
- Выделение различных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления.
- Составление и подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, связанным с увеличением объёма и сложности.
- Постоянный контроль над результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Виды дифференцированных заданий зависят от дидактической цели и выстраиваются в следующую систему.
- Предварительные задания по уровню сложности:
- облегчённому;
- среднему;
- повышенному.
- Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
- Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.
- Упражнения с указанием минимального количества заданий для обязательного выполнения.
Развитие познавательных процессов предопределяет успех в обучении учащегося, поэтому важное значение имеет личностно - ориентированный подход в обучении.
Учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Им необходимо предоставить достаточно времени на обдумывание и подготовку. Важно сформировать у детей уверенность в своих силах; обязательно поощряя за старание, даже если результат далёк от желаемого, внимательно подходить к оцениванию неудач этих учеников.
По отношению к детям с сильной нервной системой следует делать непродолжительные перерывы в работе, использовать смену деятельности, тренировать усидчивость, целеустремлённость.
При работе с инертными детьми не следует ожидать немедленного включения в деятельность: их активность возрастает постепенно. Такие учащиеся не могут активно работать с разнообразными заданиями. Не следует спрашивать этих учеников в начале урока, так как они с трудом переключаются на новый вид деятельности, не могут дать быстрый ответ на неожиданный вопрос.
Не следует отвлекать детей в момент выполнения заданий, когда они сосредоточены на его выполнении.
В настоящее время педагогика и психология рассматривают гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуального обучения. Все большее значение придаётся функциональной асимметрии мозга.
Важное значение в процессе изучения потенциальных возможностей и
особенностей учащихся имеет отбор диагностических методик. В решении данного вопроса неоценима роль школьного психолога.
Индивидуально - психологическая характеристика помогает педагогу учитывать ситуацию и не создавать условия стресса депрессивным детям, не провоцировать агрессивных, а невнимательным подбирать специальные методы обучения для фиксации внимания на содержание учебного материала урока, находя индивидуальный подход к каждой из этих групп учащихся.
Учащиеся, у которых развито левое полушарие головного мозга, часто бывают, медлительны, рассеяны и несобранны, допускают ошибки в письменных ответах, но за содержание ответов по устным предметам, как правило, получают положительные отметки.
При работе с учащимися, у которых развито правое полушарие головного мозга, необходимо проявлять терпимость и такт: не следует торопить ребёнка, если он не успевает делать задания вместе со всеми. Лучше предложить индивидуальные задания на карточках. Такие школьники очень восприимчивы к оценке своей работы и при похвале стараются приложить максимум усилий для выполнения работы ещё лучше.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение отличается тем, что предлагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках в начальной школе необходимо использовать субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения. Очевидно, что экстенсивным путём (увеличение объёма домашних заданий и т. д.) решать её невозможно, необходимы новые подходы к обучению, и один наиболее эффективный, с нашей точки зрения, личностно - ориентированный подход, как основа традиционного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....
Современные подходы к проведению урока в начальной школе
Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов......
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе.
ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых откры...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...