Личностно-ориентированное обучение учащихся в начальной школе
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В работе описываются способы личностно-ориентированного обучения младших школьников, цель и ведущая задача, раскрывается модель организации личностно-ориентированного урока и его основные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не нужно доказывать, что образование
самое великое благо для человека.
Без образования люди и грубы, и бедны,
и несчастны».
Н.Г.Чернышевский
Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель.
Образовательная компетентность является следствием личностно
ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Содержание образования при этом из модели созданной объективно, для объекта образования, превращается в живое знание, которое принадлежит индивидуальности ученика.
Реализация личностно ориентированного обучения и воспитания в нашей школе основывается
-повышение качества образования
-создание компетентностной образовательной среды.
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.
Ключевым фактором реализации принципов личностно – ориентированного обучения являются условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, инициативы, интересов) для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
В основе же сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я - ученик», «я – школьник».
В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка.
Ведущей задачей учителя в рамках личностного подхода является помощь учащемуся в преодолении пассивной позиции в учебном процессе, открытии себя как исследователя, преобразующего свое мышление и как творца, преобразующего окружающий мир. При достижении этого условия ученик выступает в новой роли, занимает новую позицию, он выступает субъектом деятельности., что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Организация личностно-ориентированного урока.
Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»)
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.
Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «Версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно-ориентированного урока.
Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…
· использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника. Рассмотрим подходы к разработке дидактического обеспечения личностно - ориентированного урока:
- Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
- Изложение знаний учителем должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
- В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
- Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
- Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала,
- Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.
Сравнивая деятельность учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:
На традиционном уроке учитель: | На личностно-ориентированном уроке учитель: |
1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУН. | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. | 3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала. |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.
|
5. Планирует и направляет детскую деятельность. | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми. | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. |
При сохранении традиционных задач начального обучения (овладение чтением, письмом, счётом), я считаю, что на передний план должны выдвигаться цели формирования учебной деятельности, которые включают в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельные компоненты.
Компоненты учебной деятельности:
1. Учебный интерес.
2. Целеполагание.
3. Учебные действия:
а) принятие учебной задачи;
б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.
Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы формирования учебной деятельности:
1. Иллюстративно-объяснительные.
2. Репродуктивные.
3. Исследовательские:
а) частично-поисковый;
б) поисковый;
в) проблемный.
4. Творческие методы.
Учебная деятельность, которую я должна сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения.
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.
Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.
В реализации общения «человек-человек», на мой взгляд, важным является отношение к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту образовательного процесса. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.
Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание
(усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Нельзя отрицать, что основой компетентности являются знания. Фундамент знаний позволяет сформировать понятия. Сформированные умения являются базой для развития обще-учебных умений и способов действия. Развитые способы действия определяют возможность их переноса и адаптации из известной ситуации в неизвестную, из одной области в другую, что определяется нами как готовность к самообучению и саморазвитию. Все эти процессы могут быть успешно реализованы на условиях самостоятельности осуществления действий в реализуемой модели ЛОО. Таким образом, процесс формирования предметной компетентности может быть упрощенно записан в виде формулы:
знания + понятия +умения + готовность = предметная компетентность
Эта формула, может быть наиболее успешно реализована в рамках технологии личностно ориентированного обучения, слагаемыми компонентами которого являются содержание обучения, способ организации личностно ориентированного обучения (ЛОО), готовность учителя к его реализации. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учителя "Современные образовательные технологии как средство повышения качества обучения учащихся в начальной школе"
Проект о внедрении в учебный процесс начальной школы СОТ....
Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.
Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...
Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...
Личностно-ориентированный подход к учащимся с речевыми нарушениями в начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях
В коррекционно-развивающей работе используется личностно-ориентированная модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка (учащегося – логопата), на...
Личностно-ориентированный подход к учащимся в начальной школе
Личностно-ориентированный подход...
Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе
Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении....
Личностно – ориентированный подход на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС»
материалы методической мастерской...