Обучение младших школьников выразительности устной речи
методическая разработка на тему
Обучение младших школьников выразительности устной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_mladshih_shkolnikov_vyrazitelnosti_ustnoy_rechi.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение младших школьников выразительности устной речи
Каждый родитель и педагог хочет для ребенка успешного будущего. В современном мире для успеха в карьере мало обладать хорошими, прочными знаниями. Необходимо умение преподать себя, произвести впечатление. Сложно представить успешного делового человека, презентующего новый продукт невнятным бормотанием. Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны.
Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрыть основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел, от рассказа по картине; разницу между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.
С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение. Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков русского языка в первом классе.
Обучение полноценному восприятию речи происходит большей части на уроках чтения и русского языка. Задачи этого урока – научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, т.е. научить читать выразительно.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико – грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений), делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.
Подготовка к выразительному чтению произведения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения (поиска нужного темпа, силы и мелодики речи), а также неязыковых средств- жеста и мимики. Умелому использованию интонационно – звуковых средств выразительности и нужно учить.
Умение передать интонационную выразительность речи – одно из активных форм творческой деятельности, которой следует уделить особое внимание как на уроках, так и во внеурочное время, что позволит приобщить детей к чтению., помочь им понять, увидеть богатство и красоту родного языка.
Первое – это отработка тона высказывания как главного интонационно – звукового средства выразительности речи.
Здесь предусматривается расширение знаний детей о различном тоне речи, об уместности или неуместности того или иного тона в определенной ситуации, о роли тона в речевом общении людей, формирование умения младших школьников правильно использовать это средство.
Не менее важным средством выразительности речи является громкость.
Все высказывания можно произносить громче или тише.
Громкость речи помогает передать наши чувства, выразить наше настроение, основную мысль высказывания.
Темп, как и громкость, также является интонационным средством выразительности устной речи.
Показать учащимся роль темпа помогает традиционный прием - сопоставительный интонационно- смысловой анализ звучащих образцов. В этой связи большая роль отводится работе по разучиванию скороговорок.
Учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражаю щей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.
2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомствам с произведением, и работой над идеей произведения.
3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдение над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т. е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, – сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.
5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, что- бы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным. С этой целью удобно использовать магнитофонную запись прочтения текста незнакомыми детьми. Это поможет сохранить объективность высказываний. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определить задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.
Умение передать интонационную выразительность речи – одно из активных форм творческой деятельности, которой следует уделить особое внимание, как на уроках, так и во внеурочное время, что позволит приобщить детей к чтению, помочь им понять, увидеть богатство и красоту русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников выразительности устной речи
Обучение полноценному восприятию речи.Задачи уроков - научить детей читать и воспринимать художественное произведение,подходить к нему как к искусству слова, т.е. читать выразительно....
Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи свое...
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием....
Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».
Статья на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению»....