Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
рабочая программа (1, 2 класс) по теме

Дорофеева  Люция Анваровна
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №__ от ___2017г.

Руководитель МО

______ / Бушуева О.Н./

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

______ О.М.Селькина

_______ 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МАОУ СОШ №1

№____ от _______2017 г.

                                        

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.

           Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Количество часов в неделю: 2

Общее количество часов: 60 часов

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана  на основе:

  1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда
    при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
  2. Инструктивного письма Министерства образования  России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  3. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
  4. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;

В условиях реализации программы на нее отведено 60 часов (2 часа в неделю) так же предусмотрено проведение
6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа. Программа направлена на восполнение пробелов
в фонематическом и лексико-грамматическом строе речи.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • развитие лексического запаса;
  • формировать связную речь;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;
  • обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку;
  • развивать фонематические процессы;
  • формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
  • развивать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению.

УУД:

Личностные:

  •  положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  •  фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
  •  самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

  •  определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
  •  выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  учиться корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

  •  поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  •  осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  •  самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
  •  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ведущая технология, её цели и задачи:

Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

После проведенного логопедического обследования у учащихся вторых классов были выявлены следующие нарушения письменной речи:

  •  смешение графически сходных букв;
  • ошибки обозначения границ предложения: начало предложения пишут с маленькой буквы, в конце предложения не ставят точку;
  • пропуски согласных и гласных букв (дрожит — «дожит»);
  • ошибки обозначения границы слова (птичница дает корм — «птичницадает корм»);
  • ошибки обозначения твердости-мягкости;
  • смешение букв, обозначающих согласные звуки:
  • — глухие — звонкие;
  • — свистящие  и   шипящие;
  • пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);
  • трудности в воспроизведении предложения из 4—5 слов;
  • в затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменной работы;
  • в структурном построении предложения;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
  • бедный словарный запас;
  • затруднения в подборе проверочных слов.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые;
  • наглядно – демонстрационные;
  • практические;
  • словесные;

        Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

        Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате прохождения программы, обучающиеся должны:

        знать:

  • правильную артикуляцию и характеристику звуков;
  • определения понятий: имя существительное, гдагол, имя прилагательное.

уметь:

  • различать речевые и неречевые звуки;
  • называть  и графически изображать слова, обозначающие предметы;
  • ставить вопросы к словам предметам;
  • называть  и графически изображать слова, обозначающие действия;
  • подбирать слова действия и ставить вопросы к словам предметам;
  • называть  и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов;
  • согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе;
  • выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами;
  • делить слова на слоги, определять ударный слог;
  • соотносить звуки с символами и буквами;
  • дифференцировать гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
  • различать и дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п\п

Разделы,

темы

Количество часов

рабочая

программа

11.

Звуки гласные и согласные

2

22..

Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.

10

33.

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных.

20

44.

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных

14

55.

Дифференциация свистящих-шипящих звуков.

4

66.

Дифференциация сонорных звуков

6

77.

Лабиализованные гласные звуки

4

Всего:

60

  1. Содержание обучения.

В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.

  1. Звуки гласные и согласные (2часа).

Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.                                                                              

2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

  1. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).

Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными.  Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

  1. Дифференциация свистящих и  шипящих звуков (4 часа)

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и  шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.

  1. Дифференциация сонорных звуков (6 часов)

Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.

  1. Лабиализованные гласные звуки (4 часа)

Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза,  зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.                                                                    

Рабочая программа  рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Календарно-тематическое планирование

для 2 класса, имеющих нарушения  чтения и письма, обусловленными фонематическим  недоразвитием

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Основные требования
к формированию

умений и навыков

Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Часы

1

2

3

4

Речь. Предложение. Слово.

Речь.

Звуки речи. Способы
их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Основные единицы времен.

Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые
и неречевые звуки. Знать основные единицы времени.

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; устойчивость внимания, способность
к запоминанию.

1

Имя суествительное.

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые
и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

Владеть термином «слово». Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Развивать коммуникативные навыки, способность
к переключению.

2

Глагол.

Дифференциация имени существительного и глагола.

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету.

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь подбирать слова-действия
и ставить вопросы к словам-предметам.

Развивать зрительное, слуховое внимание и память.

2

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов
к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы
и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения.

Развивать мыслительные операции.

1

Имя прилагательное.

Дифференциация имени существительного и имени прилагательного.

Развитие словаря признаков. Подбор признаков
к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки со схемой. Развитие навыков постановки вопросов
к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде
и числе.

Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности.

1

Практическое овладение навыками согласования слов-предметов и слов признаков. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы
и слова-признаки.

Развивать коммуникативные навыки.

1

Распространение простого двусоставного предложения определением.

Сочетание прилагательных
с существительными. Правильное употребление окончаний прилагательных. Распространение двусоставного предложения прилагательными.

Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос
к слову.

Развивать слуховое внимание и память.

1

Звукослоговой анализ и синтез. Ударение.

Гласные звуки. Дифференциация гласных
и согласных звуков.

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных.

Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные).

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения.

1

Звукобуквенный анализ
и синтез слова.

Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове). Соотнесение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами.

Уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами.

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

1

Слогообразующая роль гласных. Деление слов
на слоги.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных.

Уметь делить слова на слоги. Выделять ударный слог в словах, воспроизводить ритмический рисунок слова. Составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слова к заданной схеме слова.

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

1

Ударение. Смыслоразли-чительная роль ударения.

Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой.

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения.

Развивать зрительное восприятие и оптические представления

1

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Гласные 2-го ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове.

Уметь обозначать на письме мягкость согласных при помощи гласных 2-го ряда. Уметь анализировать слова с йотированными гласными в разных позициях.

Развивать слуховое внимание и память

1

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова.

Разделительный ь.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

1

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнение правил правописания разделительного ь

Уметь соотносить произношение слова и его написание. Уметь анализировать слова с разделительным ь.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

1

Дифференциация а-я.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных а – я. Дифференциация гласных

а – я. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать гласные а – я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие.

2

Дифференциация у – ю.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных у – ю. Дифференциация гласных

у – ю. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие.

4

Дифференциация о – ё.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных о - ё. Дифференциация гласных

о - ё. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные о - ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие.

4

Дифференциация ы – и.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных ы - и. Дифференциация гласных

ы - и. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные ы - и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и.

Развивать слухопроизносительные дифференцировки.

2

Дифференциация э – е.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных э - е. Дифференциация гласных

э - е. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные э – е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие.

2

Дифференциация ё – ю.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных ё - ю. Дифференциация гласных

ё - ю. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные ё - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных ё – ю.

Развивать наблюдательность. Функции контроля и самоконтроля.

4

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [с] – [з].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[с] – [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[с] – [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать мыслительные операции.

2

Дифференциация [ш] – [ж].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ш] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать логическое мышление.

2

Дифференциация [в] – [ф].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[в] – [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[в] – [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать способности к переключению.

2

Дифференциация [б] – [п].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[б] – [п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[б] – [п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Формировать контроль за ходом своей деятельности

2

Дифференциация [д] – [т].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[д] – [т]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[д] – [т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях.

2

Дифференциация [г] – [к].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[г] – [к]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[г] – [к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.

2

Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты.

Дифференциация [с] – [ш].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[с] – [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[с] – [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Уметь четко произносить звуки [с] – [ш]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие и познавательную активность.

2

Дифференциация [з] – [ж].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[з] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [з] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Уметь четко произносить звуки [з] – [ж]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля.

2

Дифференциация [ч] – [т’].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ч] – [т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ч] – [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Уметь четко произносить звуки [ч] – [т’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие и регуляторно-коммуникативные умения.

2

Дифференциация [щ] – [с’].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[щ] – [с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [щ] – [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ] – [с’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие и способность к запоминанию.

2

Дифференциация [щ] – [ч].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[щ] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [щ] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие и способность к переключению.

2

Дифференциация [ц] – [с].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ц] – [с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ц] – [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь четко произносить звуки [ц] – [с]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие.

2

Дифференциация [ц] – [ч].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ц] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ц] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [ц] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать индивидуальные умения при решении совместных задач.

2

Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.

Дифференциация букв б – д, а – о,

и – у, п – т, и – ш, л – м, к – н, н – п.

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количественное и пространственное расположение элементов букв.

Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции.

8

Проверка знаний, умений и навыков.

Итоговая контрольная

работа.

Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания

Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями.

Выявить сформированность действия самоконтроля.

1

Формы и средства контроля

Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний
и выявление уровня усвоения пройденного материала.

В конце изучения программы учащимся предлагаются контрольные задания, целью которых является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов
и дальнейшие рекомендации.

Перечень учебно-методических средств обучения

  • Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
  • Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
  • Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  • Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект логопедических тетрадей. М, 2009.
  • Кукушкина.В.С. Н.А.Румега Логопедия в школе.– глава 6 - М., 2004г
  • Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.
  • Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  • Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
  • Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки», М., 2006.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в сил...

Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи

В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПО ЛОГОПЕДИИ «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» (1 – 6 КЛАСС)

Данная образовательная программа (далее – Программа) относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документ...