Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
рабочая программа (1, 2 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №__ от ___2017г. Руководитель МО ______ / Бушуева О.Н./ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ______ О.М.Селькина _______ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ №1 №____ от _______2017 г. |
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
Количество часов в неделю: 2
Общее количество часов: 60 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда
при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996. - Инструктивного письма Министерства образования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;
В условиях реализации программы на нее отведено 60 часов (2 часа в неделю) так же предусмотрено проведение
6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа. Программа направлена на восполнение пробелов
в фонематическом и лексико-грамматическом строе речи.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- развитие лексического запаса;
- формировать связную речь;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;
- обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку;
- развивать фонематические процессы;
- формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
- развивать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению.
УУД:
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ведущая технология, её цели и задачи:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
После проведенного логопедического обследования у учащихся вторых классов были выявлены следующие нарушения письменной речи:
- смешение графически сходных букв;
- ошибки обозначения границ предложения: начало предложения пишут с маленькой буквы, в конце предложения не ставят точку;
- пропуски согласных и гласных букв (дрожит — «дожит»);
- ошибки обозначения границы слова (птичница дает корм — «птичницадает корм»);
- ошибки обозначения твердости-мягкости;
- смешение букв, обозначающих согласные звуки:
- — глухие — звонкие;
- — свистящие и шипящие;
- пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);
- трудности в воспроизведении предложения из 4—5 слов;
- в затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменной работы;
- в структурном построении предложения;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
- бедный словарный запас;
- затруднения в подборе проверочных слов.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые;
- наглядно – демонстрационные;
- практические;
- словесные;
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате прохождения программы, обучающиеся должны:
знать:
- правильную артикуляцию и характеристику звуков;
- определения понятий: имя существительное, гдагол, имя прилагательное.
уметь:
- различать речевые и неречевые звуки;
- называть и графически изображать слова, обозначающие предметы;
- ставить вопросы к словам предметам;
- называть и графически изображать слова, обозначающие действия;
- подбирать слова действия и ставить вопросы к словам предметам;
- называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов;
- согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами;
- делить слова на слоги, определять ударный слог;
- соотносить звуки с символами и буквами;
- дифференцировать гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
- различать и дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
рабочая программа | ||
11. | Звуки гласные и согласные | 2 |
22.. | Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки. | 10 |
33. | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных. | 20 |
44. | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных | 14 |
55. | Дифференциация свистящих-шипящих звуков. | 4 |
66. | Дифференциация сонорных звуков | 6 |
77. | Лабиализованные гласные звуки | 4 |
Всего: | 60 |
- Содержание обучения.
В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.
- Звуки гласные и согласные (2часа).
Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.
2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).
Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.
3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков
- Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).
Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
- Дифференциация свистящих и шипящих звуков (4 часа)
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.
- Дифференциация сонорных звуков (6 часов)
Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.
- Лабиализованные гласные звуки (4 часа)
Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Рабочая программа рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
Календарно-тематическое планирование
для 2 класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленными фонематическим недоразвитием
Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Основные требования умений и навыков | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Часы | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Речь. Предложение. Слово. | |||||
Речь. | Звуки речи. Способы | Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; устойчивость внимания, способность | 1 | |
Имя суествительное. | Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые | Владеть термином «слово». Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам. | Развивать коммуникативные навыки, способность | 2 | |
Глагол. Дифференциация имени существительного и глагола. | Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь подбирать слова-действия | Развивать зрительное, слуховое внимание и память. | 2 | |
Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов | Уметь различать и графически изображать слова-предметы | Развивать мыслительные операции. | 1 | ||
Имя прилагательное. Дифференциация имени существительного и имени прилагательного. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде | Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности. | 1 | |
Практическое овладение навыками согласования слов-предметов и слов признаков. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы | Развивать коммуникативные навыки. | 1 | ||
Распространение простого двусоставного предложения определением. | Сочетание прилагательных | Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос | Развивать слуховое внимание и память. | 1 | |
Звукослоговой анализ и синтез. Ударение. | |||||
Гласные звуки. Дифференциация гласных | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных. | Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные). | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения. | 1 | |
Звукобуквенный анализ | Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове). Соотнесение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами. | Уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 1 | |
Слогообразующая роль гласных. Деление слов | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги. Выделять ударный слог в словах, воспроизводить ритмический рисунок слова. Составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слова к заданной схеме слова. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 1 | |
Ударение. Смыслоразли-чительная роль ударения. | Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой. | Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения. | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | 1 | |
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные. | |||||
Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. | Гласные 2-го ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове. | Уметь обозначать на письме мягкость согласных при помощи гласных 2-го ряда. Уметь анализировать слова с йотированными гласными в разных позициях. | Развивать слуховое внимание и память | 1 | |
Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова. Разделительный ь. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление. | 1 | |
Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнение правил правописания разделительного ь | Уметь соотносить произношение слова и его написание. Уметь анализировать слова с разделительным ь. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление. | 1 | ||
Дифференциация а-я. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных а – я. Дифференциация гласных а – я. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать гласные а – я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 | |
Дифференциация у – ю. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных у – ю. Дифференциация гласных у – ю. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 4 | |
Дифференциация о – ё. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных о - ё. Дифференциация гласных о - ё. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные о - ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 4 | |
Дифференциация ы – и. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных ы - и. Дифференциация гласных ы - и. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные ы - и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. | Развивать слухопроизносительные дифференцировки. | 2 | |
Дифференциация э – е. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных э - е. Дифференциация гласных э - е. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные э – е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие. | 2 | |
Дифференциация ё – ю. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных ё - ю. Дифференциация гласных ё - ю. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные ё - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных ё – ю. | Развивать наблюдательность. Функции контроля и самоконтроля. | 4 | |
Звонкие и глухие согласные. | |||||
Дифференциация [с] – [з]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с] – [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] – [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать мыслительные операции. | 2 | |
Дифференциация [ш] – [ж]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать логическое мышление. | 2 | |
Дифференциация [в] – [ф]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [в] – [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в] – [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать способности к переключению. | 2 | |
Дифференциация [б] – [п]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [б] – [п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Формировать контроль за ходом своей деятельности | 2 | |
Дифференциация [д] – [т]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [д] – [т]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [д] – [т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях. | 2 | |
Дифференциация [г] – [к]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [г] – [к]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [г] – [к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. | 2 | |
Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты. | |||||
Дифференциация [с] – [ш]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с] – [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [с] – [ш]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и познавательную активность. | 2 | |
Дифференциация [з] – [ж]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [з] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [з] – [ж]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля. | 2 | |
Дифференциация [ч] – [т’]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч] – [т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч] – [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [ч] – [т’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и регуляторно-коммуникативные умения. | 2 | |
Дифференциация [щ] – [с’]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ] – [с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] – [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [щ] – [с’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать слуховое восприятие и способность к запоминанию. | 2 | |
Дифференциация [щ] – [ч]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [щ] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать слуховое восприятие и способность к переключению. | 2 | |
Дифференциация [ц] – [с]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц] – [с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц] – [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [ц] – [с]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие. | 2 | |
Дифференциация [ц] – [ч]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами- паронимами. | Уметь четко произносить звуки [ц] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать индивидуальные умения при решении совместных задач. | 2 | |
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. | |||||
Дифференциация букв б – д, а – о, и – у, п – т, и – ш, л – м, к – н, н – п. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количественное и пространственное расположение элементов букв. | Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции. | 8 | |
Проверка знаний, умений и навыков. | |||||
Итоговая контрольная работа. | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. | Выявить сформированность действия самоконтроля. | 1 |
Формы и средства контроля
Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний
и выявление уровня усвоения пройденного материала.
В конце изучения программы учащимся предлагаются контрольные задания, целью которых является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов
и дальнейшие рекомендации.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
- Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект логопедических тетрадей. М, 2009.
- Кукушкина.В.С. Н.А.Румега Логопедия в школе.– глава 6 - М., 2004г
- Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
- Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки», М., 2006.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях
Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в сил...
Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи
В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПО ЛОГОПЕДИИ «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» (1 – 6 КЛАСС)
Данная образовательная программа (далее – Программа) относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документ...
- Мне нравится (1)