Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».
статья
Статья на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является проблемным для школы: в школьном расписании нет такого предмета, целью которого является формирование коммуникативных действий.
Формирование коммуникативных способностей ребенка происходит на основе овладения средствами языка: умения свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике.
В ряде современных нормативных документов коммуникативная подготовка обучающихся является одной из важных задач начального языкового образования в условиях внедрения ФГОС НОО, которая включает в себя два аспекта: этико-мировоззренческий и социально-практический. Они предполагают понимание того, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальной реальности. Источниками коммуникативной подготовки младших школьников являются: реальная речевая действительность, искусство, учебные и художественные тексты русского литературного языка, справочная литература, СМИ, общение со взрослыми и пр. Дидактическими единицами коммуникативной подготовки младших школьников избраны: культура в целом, а также формы языковых знаков, слово, высказывание, текст.
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных учебных действий на уроках литературного чтения. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
Работа над выразительной стopoной устной речи в младших классах должна обеспечить начальный уровень овладения звуковыми средствами выразительности (интонацией), которые явятся базой для усвоения интонации как средства общения, для дальнейшего обучения элементам грамматики и выразительному чтению. Предметом практического освоения учащимися на уроках чтения становятся интонационно-слуховые и интонационно-произносительные умения, формируемые на основе образно-эмоционального анализа произведений художественной литературы, речевых ситуаций и проявляющиеся в самостоятельных высказываниях младших школьников.
В психолого-педагогическом плане овладение выразительной стopoной речи развивает эмоционально - чувственную природу детей, культуру речи, эстетические способности и потребности, формирует интерес к художественной литературе. Учащиеся овладевают эмоционально насыщенной лексикой, обучаются способам интонационно-смыслового анализа (письменного и устного) речевого высказывания.
Использование метода выразительного чтения на уроках помогает научить школьников сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение.
Кроме того, обучение выразительному чтению повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению литературного чтения в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-283364-1386006610.jpg)
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-399480-1393573318.jpg)
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход к обучению в начальных классах.
Доклад на педсовет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335507-1383726903.jpg)
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673619-1443126163.jpg)
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841444-1478095492.jpg)
Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.Под понятием коммуникативные качества речи понимается объективное существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1335749-1643031873.jpg)
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...