Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.
статья по чтению по теме
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_obucheniya.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.
Недостаточная выразительность чтения проявляется в его монотонности, почти в полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или игнорируют их, большое количество ошибок делают на определение логических центров.
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубоких процессов, связанными с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, какими мотивами вызваны те или иные события, поступки, эмоциональное состояние героя, т.е не вник в контекст, прочесть выразительно текст ученик не сможет. Часто ученик не может сказать, какое чувство он переживает, потому что не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей и воссоздающее воображение, которое необходимо для выразительного чтения.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определенными умениями. Умение проникнуть в эмоциональный настрой произведения или понять состояние героя включает такие микроумения:
-способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;
- определить эмоциональное состояние и соотнести его с поступками;
-проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к герою, умение определять свое отношение, отношение автора, решить какие надо использовать интонационные средства для передачи этого при чтении.
После первичного чтения произведения определяется общая эмоциональная направленность произведения или состояние героя, отношение к нему. Работая с текстом при повторном чтении, соотносятся герои и их поступки, определяется эмоциональное состояние каждого героя. Это устанавливается путем анализа всего текста. Особенно эмоциональны в произведениях диалоги.
Более сложной является ситуация, когда на протяжении действия меняется эмоциональное состояние героев. (Н.Н. Носов «Огурцы») Для этого выясняется почему и как меняется эмоциональное состояние героев.
Сложным, но необходимым является умение определять в тексте основную задачу чтения. Это умение включает ряд этапов формирования:
-умение понимать мысли героя, сопереживать им;
-представлять ситуацию, в которой оказывается герой;
-определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для их выражения.
Необходимыми умениями для выразительного чтения является творческое, воссоздающее воображение детей. Это умение формируется с помощью приема словесного рисования картин на основе прочитанного текста, что возможно при понимании основной мысли текста, того, что заключено в подтексте. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.
Из группы интонационных умений формируются умения пользоваться паузой и логическим ударением. Первый этап – наблюдение за паузами с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения. Второй этап – наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между словами, словосочетаниями. Затем рассматривается роль поэтической паузы. Но не всегда знания и понимания места паузы соответствуют правильному чтению, поэтому нужна повседневная практика с опорой на смысловой анализ текста.
Выделяются такие микроумения:
-умение слышать логическое ударение в чтении учителя, чтеца;
-умение самостоятельно найти слово, которое следует прочесть с логическим ударением;
-умение прочитать текст так, чтобы слово, имеющее логическое ударение, было ярко интонационно выделено.
Практическое осуществление работы над выразительным чтением.
1 класс. Выделяются голосом при чтении важные слова, обращается внимание на знаки препинания – паузы. Дети учатся находить предложения и слова в речевом потоке и устанавливать связи в тексте с помощью вопросов.
2 класс. Предлагается работа с текстом, в котором необходимо связать интонационные моменты, опираясь на смысл. Эти умения закрепляются при чтении. Проводятся наблюдения за интонацией при чтении рассказов, сказок, стихотворений с опорой на содержание и смысл простых текстов.
Типы упражнений во 2 классе.
- Первая группа упражнений связана с выделением жанра произведений. Каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка напевности, лирические стихотворения – задушевности и т.д. Далее даются упражнения на соотношение текста с персонажем. (Чтение по ролям с выражением). Выбор интонации чтения в зависимости от содержания текста.
- Вторая группа упражнений связана со смысловым анализом текста, пониманием фактов, мыслей и чувств героев. (Ориентир в тексте на определенные слова, выражения.)
- Третья группа упражнений активизирует деятельность воображения, привлекаются творческие способности ребенка (рисование, свободное высказывание). Параллельно идет работа над средствами выразительности.
В результате практических упражнений в выразительном чтении создается коллективная памятка – последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.
- Прочитай текст выразительно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
- Определи свое отношение к событиям, героям.
- Мысленно переведи переживания на себя.
- Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
- Подумай, (в соответствии с задачами чтения) выбери интонационные средства – тон, темп, отметь паузы, логическое ударение.
- Прочитай текст вслух, проверь, со всем ли ты согласен?
- Прочитай текст выразительно.
В процессе работы над выразительностью чтения ученики должны понять, что логически правильное чтение с определенной интонацией, показом структурных элементов, абзаца, смысловой части, концовки, начала помогает слушателям осмысленно воспринимать текст, а сопереживание чтеца героям вызывает у слушателя определенное эмоциональное состояние. От чтеца зависит, правильно ли и глубоко ли восприняли слушатели произведение. Для более емкого восприятия литературных произведений используется прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов. Сопоставление своего чтения и образца помогает увидеть интонационное богатство языка, индивидуальность чтения произведения разными чтецами в зависимости от восприятия.
Постоянное внимание к выразительному чтению дает возможность добиться осознанного выбора задачи чтения, интонационных средств.
Литература
1.Оморокова М.И. Преодоление трудностей обучения. – М.:1991.
2. Рамзаева Т.Г.,Львов М.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.:1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников выразительности устной речи
Обучение полноценному восприятию речи.Задачи уроков - научить детей читать и воспринимать художественное произведение,подходить к нему как к искусству слова, т.е. читать выразительно....
Обучение младших школьников оптимальному чтению.
Способы и приёмы освоения техники быстрого чтения...
Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"
Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....
Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению
В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала....
Обучение младших школьников выразительности устной речи
Обучение младших школьников выразительности устной речи...
Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».
Статья на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению»....
Игровые приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта способам решения задач"
Игровые приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта способам решения задач"...