ПК. 4.4. Педагогические разработки
статья на тему
Предварительный просмотр:
Плешачкова Мария Владимировна
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
4 курс специальность 050146/44.02.02 Преподавание в начальных классах квалификация Учитель начальных классов
Зубарева Нина Сергеевна, кандидат филологических наук
pleshachkova97@bk.ru
СОЗДАНИЕ СБОРНИКА УПРАЖНЕНИЙ «МИР СЛОВА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Аннотация: статья раскрывает практический аспект формирования лексических норм у младших школьников на уроках русского языка. Приведены примеры упражнений из сборника «Мир слова», помогающих формировать у учеников развитие лексического уровня .
Ключевые слова: лексическая норма, сборник упражнений.
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка.
Раздел программы по лексике, включающий изучение лексических норм в начальной школе, достаточно большой по объёму. Это говорит о значимости, которая придается изучению этого раздела в начальных классах, в том числе, и с позиций языковой нормы.
Одним из самых трудных понятий культуры речи является понятие «норма». Виды норм различны, но наиболее значима для младшего школьника лексическая норма.
Проблема исследования заключается в том, что уровень владения языковыми нормами у носителей русского языка явно недостаточен, в том числе, и лексической нормой у младших школьников.
Проблемой исследования занимаются ученые П. А. Лекант, Л. Л. Касаткин, Л. А. Введенская, М. Р. Львов и другие методисты начальной школы.
Противоречие состоит в необходимости освоения младшими школьниками лексических умений, в том числе лексической нормы, и недостаточной разработанностью методических аспектов её изучения в начальной школе.
Развитие речевой культуры будет происходить более успешно, если систематически применять упражнения для формирования лексических норм на уроках русского языка.
Проанализировав программу УМК «Перспективная начальная школа», мы пришли к выводу, что в ней широко представлена лексическая норма русского языка. В первом классе приоритет в изучении этой темы отдаётся осмыслению лексического значения слов. Во втором классе преимущество отдаётся частям речи. В третьем классе приоритетно изучение лексических норм на материале разных частей речи. В четвёртом классе лексическая норма представлена в разделе «Слово в языке и речи».
В ходе проведения дипломного исследования нами был создан сборник упражнений по русскому языку «Мир слова», направленный на формирование лексических норм у младших школьников на уроках русского языка.
Сборник предназначен для использования на уроках русского языка в 3 классе. Представленные упражнения помогут учителю повысить эффективность проведения учебных занятий, дадут возможность развивать лексические умения при изучении и закреплении материала.
Сборник упражнений «Мир слов» состоит из 6 разделов: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы», иггра: «Парад грамотеев», «Ответы к заданиям».
Особенностью сборника является то, что весь языковой материал основан на грамматических сказках, что вызовет интерес у учащихся . Выполняя упражнения из сборника на уроках русского языка, учащиеся будут не только заниматься лексикой, но и развивать кругозор. Каждая грамматическая сказка направлена на какую-то определённую лексическую норму. Затем, идут упражнения по данной норме. Для обобщения знаний в конце сборника учащимся представлена дидактическая игра которая охватывает все ранее изученные лексические нормы.
Еще одной особенностью сборника «Мир слова » является то, что в нем представлены упражнения в игровой форме. Выполняя такие упражнения, ребёнок получает удовольствие, ему интересно, он проявляет творчество и воображение, присутствует состязательный момент.
Третья особенность сборника – наличие упражнений разного уровня сложности. Сборник может быть полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка. Упражнения, представленные в сборнике, в силу своей разноуровневой сложности могут быть предложены как обучающие, так и контрольно-обобщающие по изученным темам лексики.
Каждый раздел включает грамматическую сказку и игровые упражнения по данной теме. Учащиеся будут добывать знания, выполняя упражнения, чтобы овладеть культурной и правильной речью, которая, несомненно, необходима для общения с людьми.
Завершающая командная игра игра под названием «Парад грамотеев» включает задания для обобщения знаний и умений по лексичекой норме.. За каждый правильный ответ в данной игре будет насчитываться по одному баллу в виде цветонов. Победит команда, у которой будет большее количество цветонов.
Представляем фрагмент № 1 грамматической сказки « Царство Омонимов»
«Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Иван двух одинаковых с лица зверушек и услышал их разговор:
- Это чужой, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.
- Хорошо, я мигом.
- Что ты мне принёс?
- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
-Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюда»
Фрагмент № 2 Упражнение «Уточни одним словом» направленно на усвоение учащихся лексической разницы лексического значения слов-омонимов.
На доске омонимы: мир, свет, лук, побег, кисть, ручка, ключ, норка, лисички.
Задача учащихся: записать данные омонимы парами, дописав к каждому из них по одному слову(любой части речи) так, чтобы уточнить значение омонима. Победителем считается тот, кто скорее и правильнее всех решит эту задачу.
.Фрагмент № 3 грамматической сказки «Слова-братья»
«В древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.
Но однажды по стране прошёл слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались слова в этот город. Очень уж им хотелось найти поскорее друзей».
Фрагмент № 4 упражнение «Лото Синонимы».
Детям предлагаются карточки. Большие и маленькие. Большие для ознакомления, маленькие перемешиваются. Вынимая по одной карточке наугад, учитель громко читает синоним. Тот, у кого оказалось соответствующее этому синониму слово, берёт карточку и накрывает ею нужную клетку. Выигрывает тот, у кого все деления окажутся накрытыми.
Наша цель состояла в том, чтобы на основе анализа современных методических материалов разработать и апробировать сборник упражнений для формирования лексических норм и обосновать эффективность его использования в развитии речевой культуры учащихся 3 класса.
Уроки русского языка в 3 классе были проведены с использованием упражнений сборника. Было проведено 6 уроков, с использованием упражнений сборника «Мир слова» и игра «Парад грамотеев», где были использованы упражнения по изученной лексической нормой.
Апробация сборника «Мир слова» показала, что уровень сформированности лексической нормы у учащихся 3 класса повысился.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что использование упражнений сборника «Мир слова» на уроках русского языка в начальной школе способствует повышению эффективности формирования лексической нормы и речевой культуры младшего школьника.
Ссылки на источники
- Аннотация к рабочей программе shkola/raznoe/2014/12/24/rabochie-programmy-po- umk-shkola-rossii-4-klass
- Введенская, Л.А. Культура речи. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 448 с.
- Горецкий, В.Г., Канакина, В.П. Русский язык 1 класс: учебник для общеобразовательной организации. – М.: Просвещение, 2015. – 143с.
- Грищенко, Л.И. Теория и практика обучения. – М.: Академия, 2008. – 240с.
- Жеребило, Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. — Назрань : ООО «Пилигрим», 2011. – 580с.
- Измайлова, Р.Г. Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах / Р.Г. Измайлова // Начальная школа.-2010.-№ 5. –с 41-44.
- Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 463 с.
- Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М. : Флинта: Наука, 2003. – 840 с.
- Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – М. : Норинт, 2007. – 960 с.
- Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : ООО «Издательский дом» ОНИКС 21 век», 2003. – 623 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...