ПК 4.4. Педагогические разработки
учебно-методический материал на тему

Анюкова Екатерина Владимировна

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Новые социально-экономические условия развития российского общества, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни делают востребуемым изучение иностранных языков как средство межкультурного, делового и личностного общения. Именно это обстоятельство обусловило возросший в последние десятилетия интерес к проблемам раннего обучения детей неродным языкам. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы, ведется подготовка специалистов, способных преподавать иностранный язык младшим школьникам.

При этом отсутствие методических пособий, системно и целенаправленно представляющих современные цели, содержание и технологию раннего обучения предмету, обобщающих накопленный отечественный и зарубежный опыт работы с младшими школьниками, делает процесс их языковой подготовки и процесс профессиональной подготовки педагогических кадров недостаточно эффективными.

Поэтому из числа способов овладения иностранным языком предпочтения отдаётся тем, которые обладают развивающим потенциалом.

Актуальность этой темы заключается еще и в том, что современная начальная школа, равно как и процессы преподавания иностранного языка в ней переживают этап своего качественного преобразования и обновления [1].

Назрела острая необходимость планомерного перехода к переориентированию подготовки специалистов на образование, связанное со знанием проектной работы. Это предполагает определения знаний и умения применять на практике «метода проекта».

Исследованием проектной методики и применением её на практике занимаются многие  методисты иностранного языка. Но наибольший вклад внесли Е. С. Полат, В. В. Сафонова и другие. [10, с. 56]

Таким образом, основная цель в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Доктор педагогических наук, Е.С. Полат считает: «Задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.» [7, с.68].

На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Проектная работа как метод обучения на уроках английского языка в начальной школе». 

Цель исследования – изучение теории и практики применения проектной работы как метода обучения в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. провести отбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  2. изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу об использовании проектной работы на уроках английского языка;
  3. раскрыть понятие « проектная работа»;
  4. рассмотреть типы проектов;
  5. обобщить материалы исследования;
  6. сделать выводы.

 Методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогической литературы;
  2. систематизация и обобщение информации;
  3. классификация представленной информации.

ГЛАВА I. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

  1.  Ценность начального языкового образования

Начальное языковое образование как ценность выражается в отношении к нему со стороны государства, общества и личности. Следовательно, с этой точки зрения можно говорить о языковом образовании младших школьников как государственной, общественной и личной ценности [1, с. 73].

Например, рассмотрим русский язык, который в России выступает в качестве государственного языка, он является официальным средством межнационального общения. Несмотря на это, к числу локальных языков относится любой другой язык, используемый в конкретном регионе, области или округе отдельной страны (например, татарский или якутский и др. в соответствующих национально-государственных образованиях нашей страны).

Наиболее значимыми с точки зрения расширения образовательных и социальных возможностей личности в современном мире являются языки глобального общения. Вместе с тем государство и общество должны создавать благоприятные условия и для изучения локальных языков.

Заметим, что повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе ИЯ в российском обществе. Динамика общественной жизни страны и связанные с нею преобразования, межгосударственная интеграция в сфере образования, доступ к информационному богатству, к качественному образованию в стране и за рубежом вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими современными (неродными) языками.

Основные функции, которые выполняют современные (неродные, в том числе и иностранные) языки в обществе, состоят:

  • в установлении взаимопонимания между народами — носителями разных языков и культур;
  • обеспечении доступа к многообразию мировой политики и культуры (в широком понимании), в том числе и с помощью средств новых информационных технологий.

Языковое образование выступает также в качестве значимого средства, которое формирует сознание личности, ее способность быть социально мобильной в обществе и свободно «входить» в открытое информационное пространство. Осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к ИЯ с младшего школьного возраста, а школы, реагируя на эту потребность, стремятся, при наличии соответствующих условий, вводить в учебные планы (или в как дополнительные образовательные услуги) ИЯ в качестве отдельного учебного предмета.

Ярко выраженная потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне. В соответствии с новой образовательной политикой первой ступенью новой 12-летней школы является четырехлетнее начальное образование, перед которым ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. Признанием государством объективно существующего общественного интереса к изучению ИЯ является тот факт, что в 12-летней школе ИЯ как учебный предмет предлагается изучать со 2 класса. Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение ИЯ со 2 по 4 класс в начальной школе при 2 часах в неделю. В основной школе (5- 10 классы) на изучение ИЯ выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (10-11 классы) изучение ИЯ также является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю) . [1, с.121]

Таким образом, государство, вслед за обществом, осознает языковое образование младших школьников как ценность. При этом важными являются, с точки зрения государства, непрерывность языкового образования на всех ступенях школьного обучения и его направленность на реализацию перспективных задач развития личности, а именно: рост среднего уровня образованности граждан страны, повышение требований к их общей культуре, формирование у них готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Следовательно, результаты более чем сорокалетних исследований отечественных ученых в области раннего обучения ИЯ, доказавших преимущества систематического обучения детей ИЯ в младшем школьном возрасте, получили признание на общественном и государственном уровне. И государство, и общество признали тот факт, что изучение ИЯ в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно способствует:

  • развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и его речевых способностей;
  • более раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке;
  • более качественному владению первым ИЯ, что создает базу для продолжения его изучения в основной школе и открывает возможности для обучения второму, третьему ИЯ, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Таким образом, поликультурный и многоязычный «ландшафт» России создает плодотворную базу для развития многоязычия отдельной личности [1, с.127].

  1. Начальное языковое образование как процесс

Языковое образование как процесс направлено на приобщение младших школьников к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Согласно антропоцентрическому принципу, который является одним из ведущих при определении особенностей современного языкового образования как процесса, учащийся выдвигается в ранг субъекта учебной деятельности и субъекта межкультурной коммуникации. Это значит, что именно он является центральным элементом системы школьного языкового образования. Подобная функциональная нагрузка учащегося обусловливает специфику начального языкового образования как процесса. Во-первых, речь идет о создании в учебном процессе ситуации, в которой детям необходимо проявлять собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач. Последние должны носить творческий и проблемный характер. Во-вторых, важно исключать из процесса обучения возможные манипуляции учащимися со стороны учителя, их малоосознанную речемыслительную активность. У учащихся необходимо развивать способность самостоятельно осуществлять коммуникативную деятельность, свободно и раскрепощенно реализовывать свои коммуникативные намерения, а также умение бесконфликтно взаимодействовать в различных ситуациях общения, в том числе с помощью изучаемого ими неродного языка. В-третьих, младший школьник овладевает не только коммуникативной компетенцией в области устного и письменного иноязычного общения, но и предметно-когнитивной компетенцией и социально-аффективной компетенцией (G.Heyd, 1990). Первый вид компетенции предполагает самые элементарные знания младшими школьниками чужой культуры, общего и отличного в этой культуре и своей собственной. В свою очередь, под социально-аффективной компетенцией понимается система ценностей, воспитываемая на базе чужой культуры (терпимости, открытости), а также на базе собственного культурного пространства (развитие личностных качеств и социальной ответственности) [5, с.47].

Как видно из вышеизложенного, современное языковое образование как процесс предполагает развитие личности ребенка в целом, его интеллектуальных (когнитивных) и эмоционально-волевых (некогнитивных) способностей и личностных качеств, которые прежде всего проявляются в языке.

Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения иностранным языкам в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С их учетом разрабатываются также разнообразные педагогические (дидактические) концепции обучения иностранным языкам [6, с.90].

В настоящее время интенсивное обучение иностранным языкам реализуется в различных развивающихся, вновь создающихся и действующих методических системах. Это обусловлено многообразием конкретных целей обучения иностранному языку различного контингента обучаемых, а также многообразием условий обучения (сетка учебных часов, их количество, наполняемость учебной группы). Игровое моделирование в деятельности педагога [8].

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. В практике активно применяются ассоциативно - рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория проблемного обучения, концепция проблемно-деятельностного обучения, концепция программированного обучения и другие.

Новые решения органически объединяют продуктивные традиционные и инновационные подходы.

Наиболее распространенной является ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Данная концепция опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые наиболее полное освещение нашли в работах известных ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Согласно их теории о физиологии высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека постоянно идет образование множества новых условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между самыми разнообразными системами раздражителей и реакций. В соответствии с данной теорией процесс обучения представляется как совокупность раздражителей (преднамеренных педагогических воздействий) и реакций (познавательных действий обучаемых). Поэтому усвоение знаний, формирование навыков, умений и личностных качеств является ни чем иным, как процессом образования в сознании человека разнообразных систем ассоциаций разных по степени сложности. Данные положения и были положены в основу ассоциативно-рефлекторной концепции обучения, в разработке которой приняли активное участие ученые и педагоги.http://www.bestreferat.ru/images/paper/21/33/7563321.jpeg

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения предполагает определенную логику (структуру, этапы) процесса познавания. Восприятие учебного материала и опознавание познавательных задач; осмысливание изучаемого материала, доведенное до понимания его внутренних связей и отношений; запоминание и сохранение в памяти учебного материала; применение закрепившихся знаний на практике.

Центральным звеном данного процесса выступает осмысливание изучаемого как активная аналитико-синтетическая деятельность обучаемых в ходе решения теоретических и практических задач. Несмотря на то, что основу данной концепции составляет раскрытие содержания и последовательности деятельности обучающих. Выполнение этих требований руководителем занятия способствует повышению эффективности процесса обучения, (см. схему 1) [5, с.68].

Наиболее известным в настоящее время является метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской. В методе активизации наиболее ярко и полно отражена концепция интенсивного обучения иностранному языку. Деятельностная методика обучения иностранному языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностной методикой. По сути, деятельностная методика соотносима с деятельностным подходом, в основе которого лежит идея об активности познающего объекта, об обучении как активной, сознательной, творческой деятельности. Данная методика предполагает обучение общению в единстве всех его функций: регулятивной, познавательной, ценностно-ориентационной и этикетной. Она может использоваться как в работе с взрослым контингентом, так и в средней школе.

В ходе развития методики обучения иностранным языкам, сменяли друг друга кризисы дефицита и «перепроизводства» идей, необходимых для формирования нового методологического направления. Например, переход к коммуникативному обучению осуществлялся в условиях явной нехватки плодотворных и действительно новых идей. Кризис вызвал к жизни активный методологический и методический поиск, который способствовал развитию современных методических концепций обучения иностранным языкам.

Для того чтобы понять, на чем основываются современные методики обучения иностранному языку, необходимо подробно рассмотреть методические принципы, которые лежат в основе этих методик [9, с.96].

  1. Результат начального языкового образования

Результатом является формирование у младших школьников на элементарном уровне общей компетенции и коммуникативной компетенции.

Общая компетенция — это способность ученика к познавательной активности и его способность осуществлять общение с чужой лингвокультурой и познавать ее. В основе данной компетенции лежат:

  • знания о мире и знания, присущие конкретной культуре;
  • индивидуально-психологические особенности младшего школьника (черты характера, темперамент, внимание к партнеру по общению и к предмету общения; готовность и желание вступать в общение с носителем изучаемого языка), позволяющие ему с той или иной степенью успешности осуществлять речевую деятельность на изучаемом языке;
  • навыки и умения, обеспечивающие ученику эффективное овладение неродным для него языком и культурой (умение: работать с учебником, рабочей тетрадью, книгой для чтения, словарем и др.).

Коммуникативная компетенция — это способность понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных ситуациях общения.

Обучение младших школьников неродному языку должно быть направлено не только на формирование у учащихся основ способности практически пользоваться изучаемым языком в различных ситуациях (то есть развитие общей и коммуникативной компетенции), но и на приобщение детей к иному (национальному) образу сознания (образу сознания его сверстника за рубежом — носителя иной концептуальной системы мира) на самом элементарном уровне.

 Следовательно, в качестве результата начального языкового образования также могут и должны явиться:

  • готовность ученика к осмыслению социокультурного портрета страны/стран изучаемого языка и его носителя-сверстника;
  • этническая, расовая и социальная терпимость, речевой такт и вежливость;
  • склонность к поиску мирных способов разрешения любых конфликтов, в том числе в учебном процессе.

Итак, личность ученика есть определяющий фактор и условие успешности начального языкового образования как результата (впрочем, как и процесса, и ценности) [1, с.178].

  1. Система начального языкового образования в России

Теперь рассмотрим особенности языкового образования как системы, под которой понимается или совокупность образовательных процессов по ИЯ, или система образовательных учреждений, в которых изучается ИЯ. Но в том и другом случае языковое начальное образование как система является составной частью системы среднего образования, которое, в свою очередь, является одной из подсистем общей системы отечественного образования.

Особенности функционирования системы языкового образования в начальной школе так же, как и в других образовательных учреждениях, определяются следующими факторами:

  • социально-экономическими и политическими,
  • социально-педагогическими,
  • методическими,
  • социокультурными,
  • индивидуальными.

Развитие современной системы начального языкового образования как важной части системы школьного образования определяют две основные тенденции:

  1. Демократизация, которая выражается:
  • в единстве федерального, регионального и школьного компонентов содержания языкового образования;
  • вариативности начального образования по ИЯ и свободе в выборе средств, способов достижения цели начального образования;

Начавшиеся в конце 80-х годов XX века демократические реформы коснулись и образовательной сферы. В 1992 году был принят Закон «Об образовании». Его значимость определяется тем, что он признал свободу и плюрализм в образовательной сфере, отказ от унифицированного образования и послужил основой для разработки Федеральной Программы развития образования.

2. Гуманизация, предполагающая отказ от авторитаритарной методики обучения ИЯ.

Переход к вариативному, личностноориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений.

Применительно к ИЯ, как учебному предмету принятие базисного учебного плана имело принципиальное значение, поскольку ИЯ получил новый статус: он включен в качестве обязательного предмета на федеральном уровне в образовательную область «Филология» (родной язык; иностранные языки; литература, русский язык как язык межнационального общения). Тем самым, с одной стороны, подчеркивается значение общности всех языков в развитии и образовании учащихся и значение речевого развития как основы любого образования, а с другой стороны, — создаются условия для вариативности в изучении ИЯ, как с точки зрения количества часов, так и с точки зрения содержания обучения предмету.

Минимальное количество учебных часов в начальной школе в соответствии с новым (ориентированном на 12-летнее обучение) базисным учебным планом составляет 2 часа.

Изучение ИЯ в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить развитие личности ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память и воображение;
  • создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;
  • заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению наИЯ; элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) с учетом речевых возможно-стей и потребностей младших школьников, а также формировать способность и готовность к общению на иностранном языке;
  • познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелеюбное отношение к своим зарубежным сверстникам и мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком.

Вариативность и многообразие путей получения начальной подготовки по ИЯ проявляются в переходе на альтернативные программы и учебники — к образованию по выбору. Так, для организации обучения учащихся в начальной школе предлагаются и широко используются в практике следующие учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам:

Никитенко 3. Н., Негневицкая Е. И. и др. УМК для 1-4 и УМК для 2-4 классов. Английский язык. М.: Просвещение, 1998-2002.

Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.АУМК “Enjoy English”. М.: Титул, 1998-2002.

Полякова Е. Б., Раббот Г. 17. УМК по английскому языку для начальной школы. М.: РТ-Пресс, 1998-2002.

Бим И. Л. и др. УМК по немецкому языку для начальной школы. М.: Просвещение, 1997-2002.

Гальскова Н.Д., Гез Н. И. УМК по немецкому языку для начальной школы. М.: Дрофа, 1997-2002.

Кулигина А. С. др. Твой друг французский. М.: Просвещение, 1997-2202.

Чепцова Л. Б. и др. УМК по испанскому языку для начальной школы. М.: Просвещение, 1997-2002.

Название УМК включают в себя не только учебник, но и книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиокассеты для работы в классе и дома и некоторые другие учебные материалы. Данные УМК рекомендованы Министерством образования РФ как построенные в соответствии с современными требованиями к обучению иностранным языкам в начальной школе. По этой же причине они включены в эксперимент по обучению ИЯ со 2 класса с целью проверки их посильности и доступности для детей, эффективности реализации личностно-ориентированного подхода, а также способности развивать мотивацию младших школьников к изучению ИЯ [1, с. 214].

Выводы по I главе

Изучение теории и практики начального обучения иностранному языку и анализ программ для начальной школы убедили в актуальности проблемы исследования, в целесообразности и необходимости разработки методической модели начального языкового образования, ориентированной на гармонизацию развития младших школьников и максимальную реализацию в обучении их познавательных возможностей.

Обобщение данных философской, психологической, педагогической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы позволило определить совокупность положений, составивших теоретико-методологическую основу построения гармонизирующей модели начального языкового образования.

Применение информационных технологий расширяет возможности для учёта в обучении индивидуальных особенностей восприятия и переработки информации, обозначаемых термином «познавательные стили». Реализация стилевого подхода в начальном языковом образовании предполагает учёт не уровня языковых способностей, а типа способностей, поскольку стилевые характеристики познавательной деятельности входят в структуру языковых способностей.


ГЛАВА II. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ  РАБОТЫ НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

  1. Понятие «проектная работа» в методической литературе

Современные методы обучения детей новому языку должны отвечать следующим требованиям:

  • создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
  • стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими (детьми) успехов в обучении;
  • затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
  • учитывать потребности ребенка и поэтому обеспечивать многообразие и частую смену приемов и форм обучения;
  • активизировать деятельность детей за счет использования игры как способа обучения/учения;
  • делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, который осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения;
  • создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
  • постепенно научить ребенка работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
  • предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей»

Всем этим требованиям отвечает метод проектного обучения иностранным языкам, который не является принципиально новым ни для отечественной, ни для зарубежной школы и  в области раннего обучения иностранному языку до настоящего времени широко не использовался. [11, c. 27]

Проектная работа является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. [12, с. 27]

  1.  Типы проектов

  Существуют различные типы проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой и другие. Такое разнообразие даёт учителю возможность выбирать тип проекта, который в большей степени интересен ему самому и детям, с которыми он работает. Также использование различных типов проекта в обучении иностранному языку позволяет решить проблему мотивации к изучению языка.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектной методики в соответствии с типологическими признаками.[13, с. 50].

  1. Доминирующие в проекте метод или вид деятельности:

  Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей , актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных  и опытных работ, методов обработки результатов.[12, с. 56]

Творческие.

Эти проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике  совместной деятельности, интересам участников проекта. [12, с. 57]

Ролевые, игровые.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. [12, с. 59]

Практико-ориентировочные.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.[12, с. 60]

  1. Предметно-содержательная область:

Монопроект

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Работа над монопроектами предусматривает  подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных  или групповых проектов во внеурочное время.[12, с. 63]

Типы проектов:

  • литературно-творческие;
  • естественно-научные;
  • экологические;
  • языковые;
  • культуроведческие;
  • спортивные;
  • географические;
  • исторические;
  • музыкальные

3. Характер координации проекта:

С открытой, явной координацией (непосредственный)

В таких проектах учитель выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его учащихся, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.

Со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта)

В таких проектах учитель не помогает учащимся ни на каком этапе работы. Он выступает как полноправный участник проекта.

4. Количество участников проекта:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимся в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

5. Продолжительность проекта:

  • краткосрочный (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев).[12, с. 67]


1.3 Основные требования к использованию метода проектов

1. наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи, требующей поиска для ее решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода « мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдение и пр.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования. [12, c. 173]

Тематику следует выбирать с учетом учебной ситуации, профессиональных интересов, опираясь на интерес и жизненный опят учащихся. Возможно, что тема может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, журнал «путешествий», компьютерная газета, доклад).

  1. Особенности использования метода проекта на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции

В свете стратегической цели обучения иностранным языкам – формирование у детей основ способности к межкультурному общению – методы есть совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которой последними достигается определенный уровень владения иностранным языком и оказывается существенное развивающее воздействие на личность обучаемого, на его способности и готовность пользоваться изучаемым языком  как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями другой культуры. [14, c.99]

Для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, проектные методы особенно актуальны.

Проектное обучение отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.

Основная цель обучения иностранному языку  - речевая деятельность, в которой языковая система выступает только как средство ее реализации. [15, с. 20]

У учителя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языке. Принцип, на котором базируется метод проектов при изучении иностранного языка, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности  при проектном обучении, являются:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
  • ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя.

Учитель иностранного языка обучает учащихся способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из целей обучения иностранному языку. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать. В центре внимания речевой деятельности мысль, а язык бы выступал в функции формирования мыслей. [15, с. 22]

Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный:

-мотивация;

-целеполагание;

-планирование.

-определение темы;

-выявление и анализ проблемы;

-уточнение целей конечного результата;

-выбор рабочих групп;

 -распределение ролей в команде;

-определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-уточняют информацию;

 -обсуждают задание;

 -выявляют проблемы;  

 -выдвигают пути решения проблем;

 -формируют задачи;

-распределяют роли;

-определяют источники информации.

-мотивирует учащихся;

-помогает в постановке целей проекта, выработке стратегий;

 -определяет продолжительность проекта, количество участников (группа, класс, параллель).

Основной:

-принятие решений

-выполнение проекта

-обсуждение путей реализации проекта (brainstorm);

-определение целевой аудитории;

-определение способа представление результат;

-сбор информации, интервью, опрос, наблюдение, эксперимент;

-поиск необходимой информации;

-творческая переработка;

-выполнение проекта.

-определяют тактику;

-обсуждают;

-выбирают оптимальный вариант способа реализации;

-работают с информацией.

-проводят исследования;

-синтезируют и анализируют идеи;

-оформляют проект.

-наблюдает;

-консультирует;

 -советует (по просьбе учащихся); - косвенно руководит.

-наблюдает;

-направляет процесс анализа.

Заключительный:

-защита проекта

-проверка и оценка результатов

-подготовка и оформление доклада;

-обоснование процесса

проектирования;

-объяснение полученных результатов;

-коллективная защита проекта;

-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;

-оценка результатов, выявление новых проблем.

-защищают (презентуют) проект;

-коллективный самоанализ и самооценка;

-наблюдает;

-направляет процесс защиты.

-участвует в коллективном анализе и оценки результатов проекта;

При оценивании проектной работы учащихся целесообразна комбинированная оценка, состоящая из оценки внешних наблюдателей, гостей презентации, а также самооценки учащихся. [15, с. 27]

В зависимости от уровня подготовки учащихся, их творческого потенциала, активности, опыта сотрудничества, учитель либо выполняет программу как необходимый минимум, либо расширяет в соответствии с возможностями (физическими, эмоциональными) как своими, так и учащихся.

Главным достоинством и главным результатом работы над проектом является актуализация  имеющихся и приобретенных знаний, навыков, умений и их творческое применение в новых условиях.

В настоящее время традиционные школьные программы перегружены учебной информацией, что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так как в этой ситуации не может идти речь о развитии речи учащихся на иностранном языке. Проектное обучение является более продуктивным по сравнению с традиционным. При выполнении учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач, то есть позволяют ученикам высказать своё мнение, рассказать, описать, разыграть и так далее. [15, с. 35]

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, естественно, достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на уроке.

  1. Дополнительные средства обучения при использовании проектной работы на уроках в начальной школе

На начальном этапе, в силу возрастных особенностей младших школьников и специфики начального обучения, особую роль играют визуальные и аудиальные средства обучения, которые также применяются при проведении проектной работы на уроках в начальной школе.  

Визуальные средства представляют собой наглядный материал (предметы и картинки), который используется для следующих целей:

  • запоминание новых слов;
  • осуществление каких-либо действий по просьбе партнера по общению (например, «дотронься до ...», «положи ... рядом с ...», «покажи нам ...» и т, д.);
  • формирование у детей умения идентифицировать и описывать предмет (например, «это...», «это маленький...», «онсделан из дерева...» и т. д.);
  • организация ролевых игр (например: покупка и продажа вещей);
  • организация игр типа «Угадай предмет», в которых дети, задавая различные вопросы о спрятанном предмете и получая ответы да/нет, пытаются его угадать (например, «он большой? », «он находится в классе?», «он сделан из дерева?» и т. д.);
  • использование при рассказывании сказок (например, «жил да был...», «он жил в ...»);

При использовании предметов и картинок у детей возникает мгновенная связь между значением и словом ИЯ. Наибольшей популярностью у детей пользуются куклы, маски, различные игрушки. Куклы могут быть использованы для создания сказочных персонажей, для ролевых игр, а также для других видов заданий. Предметные картинки используются для ознакомления с новыми словами и образцами общения и тренировки учащихся в их употреблении. Предпочтение отдается работе детей в форме проектной работы, чтобы дети сами рисовали картинки и мастерили игрушки и тем самым выражали свои вкусы и симпатии.

Дети также могут создавать свои собственные книги, в которых могут сочетать предложения, рисунки и тексты по образцу или на свой вкус. Классы могут обмениваться такими самодельными книгами, поскольку создание материалов, которые будут использоваться другими детьми, является значительной мотивацией для младших школьников.

На уроках ИЯ также рекомендуется использовать:

  • копии монеток другой страны (как это предлагается в учебно-наглядном пособии Никитенко 3. Н. Раздаточный материал к учебникам английского языка для 1-2 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001). Эти копии монеток, а также банкнот могут быть полезными для обучения детей счету, для математических вычислений и для организации ролевых игр;
  • карты мест и стран, которые помогут при изучении географии и культуры страны изучаемого языка, при работе над описанием местности и т. п.;
  • миниатюрные модели домов, сделанные из картона, которые можно использовать при построении модели города, деревни, для ее описания, сравнения, а также для того, что-бы научить детей, как спросить дорогу до какого-либо места и как объяснить, как туда дойти, и т. д.;
  • привезенные из страны изучаемого языка иностранные объявления, майки, значки и другие реалии, которые пригодны для поисковой/проектной работы, для осознания присутствия ИЯ в своей родной стране, осознания общности и различия своей и чужой культуры;
  • комиксы, детские журналы и газеты, изданные для носителей языка, могут быть полезными для поощрения «открытости» погружения в ИЯ и для обучения тому, каК справляться с его частичным пониманием (формирование ком- пенсанаторных умений);
  • расписание поездов и автобусов можно использовать для тренировки учащихся в употреблении грамматической категории времени;
  • меню и простейшие рецепты подходят как для изучения культурных аспектов, так и для многих видов деятельности, связанных с восприятием информации и с порождением собственных высказываний детей.

При выборе наглядного материала следует принимать во внимание следующие моменты:

  • наличие данного материала, то есть на уроке желательно использовать те предметы, которые являются легко доступными для учителя и учеников;
  • интересен ли предмет/картинка для детей; вызывает ли он/она любопытство и способствует ли развитию творчества детей? Отражает ли особенности национальной культуры страны изучаемого языка?
  • способствует ли реализации поставленных на уроке задач или же является отвлекающим фактором?

Существуют и минусы использования наглядного материала. Они, в основном, связаны с отсутствием элемента новизны (когда одни и те же предметы и картинки используются на протяжении всего учебного года) и с чрезмерным количеством предметов и картинок (нежелательно, чтобы классная комната была переполнена предметами и картинками, которые редко используются или вообще не используются на уроках, так как они отвлекают внимание маленьких учеников).

Рекомендуется вывешивать в классе коллажи, изготовленные самими учащимися в процессе того или иного проекта и выступающие в качестве средства зрительной наглядности.

Коллаж (от французского слова collage— наклеивание) — это образное, схематически фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств (картинок) отображение некоторой части предметного содержания, объединенного ключевым понятием-реалией.

Вокруг ключевого понятия — ядра коллажа — группируется разноплановая сателлитная (дополнительная) информация, составляющая лексико-семантический фон основного понятия. Сюда относятся названия текстов, рисунки и фотографии, от-дельные слова-реалии, фразы и предложения [16,c.7]

Коллаж может служить:

• средством семантизации и осознанного запоминания реалии;

• смысловой опорой и стимулом для организации речевого общения в заданной логической последовательности.

Учитель располагает широкой палитрой средств обучения (основных, вспомогательных и дополнительных), рациональное использование которых призвано обеспечить достижение стратегической цели и тактических задач обучения/изучения ИЯ.

Выводы по II главе

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них можно назвать проектную работу, которая практикуется в обучении уже несколько лет. Это – эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, группового общения.

Обобщив в своей работе теорию проведения проектной работы, мы пришли к выводу, что при обобщении учебного материала, а особенно при грамотной организации его практического применения данный вид деятельности очень эффективен. Особенно он способствует развитию мыслительных, прогностических интеллектуальных, творческих способностей детей. У них всегда есть возможность выразить свою точку зрения; создать что-то новое. Это позволяет им применять свои знания, умения, навыки на практике, в реальных ситуациях. Учащимся всё это очень нравится, что активно влияет на их мотивационную сферу, а значит, они учатся с желанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начальное языковое образование младших школьников сегодня, как и все отечественное образование, переживает период, не имеющий в истории аналогов по сложности, остроте и динамичности. Выделяются объективные и субъективные проблемы, которые обусловлены: во-первых, новыми требованиями рыночной экономики и быстро формирующимся информационным обществом; во-вторых, многочисленными программами, которые реализуются в практике начального языкового образования; в-третьих, новыми требованиями второго поколения применяемыми для начальной школы.

В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в начальной школе иностранному языку, в частности усилилась личностно развивающая функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития учащихся сливаются в единый процесс. Сама категория «языковое образование» расширяет свое содержание и требует уточнения.

Лингвисты и методисты в настоящее время рассматривают «языковое образование» с двух сторон: с одной стороны – как лингвометодическую категорию с присущими ей дидактическими признаками, с другой – в русле современной трактовки «языковой личности» как готовность ученика к полноценной речевой деятельности. Оба аспекта при этом тесно взаимодействуют. Отсюда «языковое образование школьника – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме».

Перспективы исследования современной концепции языкового образования связаны с конкретизацией особенностей гармонизирующей модели языкового образования на материале изучения всех разделов иностранного языка в начальной школе, с созданием системы диагностики для выявления потенциала овладения языком на разных этапах обучения и разработкой новых подходов к решению проблемы преемственности и перспективности в языковом образовании, с созданием единой концепции языкового образования ребёнка, предполагающей координацию целей, содержания и методов обучения родному и иностранному языку и направленной на максимальную реализацию познавательных возможностей школьников.

Использование уроков-проектов способно существенно повысить эффективность урока, так как они способствуют логичному построению высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту. Они позволяют глубже проникнуть в тему, развивают творческое мышление, не давая готового содержания, но предлагая возможность планировать содержание высказывания самостоятельно. Речевая деятельность более продуктивна, когда учитель два-три раза в год использует проектную методику.

Также в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания. При этом важно заметить, что автор педагогических трудов Ш. Амонашвили говорит о том, что творчество детей это условие становления их личности. [6, c.45]

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

В дипломной работе мы планируем разработать серию уроков с использованием проектной методики, доказать эффективность использования проектной работы при обучении английскому языку.

Список использованной литературы:

1.        Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с., 2004

2.        Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Педагогика-пресс, 1994. -247 с.

3.        Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.

4.        Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. — 239 с.

5.        И.Л. Бим, Обновления школы. / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2002. – 93 с.

6.        Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.

7.        Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". // "Иностранные языки в школе" № 2 2001 г. С. 14-19; № 3. – С. 3-12.

8.        В. А. Сластенина. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Профессиональная педагогика).

9.        Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Издательский центр

«Академия», 2005. — 335 с.

10.  Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам./Леонтьев А.А. – М.: Рус. Яз., 1991 – 360 с.

11.  Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. // Иностранные языки в школе, 1991, №3.

12. Галиулина, Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”/ Т.Н. Галиулина. – М.: Новосибирск,   2003. – 417 с.

13.     Вайсбурд, М. Л. Методы обучения. Выбор за вами./ Иностранные языки в школе/ под ред. М. Л. Вайсбурд,– М.: 2000. – 158 с.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Павлов, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272с.

15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения./ В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

16. Нефедова М. А Коллаж и коллажирование в учебном процессе. // Иностранные языки в школе. 1993, № 2. С. 5-8.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано                                                             Утверждено

Зам.директора по ВР                                                             директором ГБПОУ «ЧПК №1»              

ГБПОУ «ЧПК №1»                                                             Приказ №__ от «___»_______2017                                                          

«___»_________2017                                                          ___________________________

__________________                                                    

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Живой английский»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид: познавательная деятельность                                          Составители: Созыкина А.

Возрастная группа: 9-10 лет                                                                       Анюкова Е.

Срок реализации: 1 год

 

                                                            Челябинск,2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями учебной программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике.

        Программа «Живой английский» имеет научно-познавательную направленность,что способствует  развитию интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Изучение английского языка расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

        Основной целью данной программы является формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

        Для достижения цели нами были выделены следующие задачи:

  1. формировать умение общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей;
  2. развивать и воспитывать коммуникативную культуру школьников, расширять и обогащать их коммуникативный и жизненный опыт в новом контексте общения, расширять кругозор учащихся;
  3. познакомить с миром их зарубежных сверстников и научить с уважением относиться к представителям других стран;
  4. осознавать важность изучения английского языка как средства общения между жителями разных стран.

  Учитывая физиологические особенности мозга, необходимо начинать изучение иностранного языка уже в дошкольном возрасте, вплоть до 9-12 лет. Этот период называют «критическим периодом» освоения языка. Это «биологический час мозга». Дети в этом возрасте просто созданы для изучения иностранного языка, возможно успешное освоение нескольких языков одновременно. Языковые способности необходимо развивать с учетом ведущей деятельности данного возраста. Ведущая деятельность у детей младшего школьного возраста является учебная, но игра продолжает занимать значительное место в деятельности ребенка. Именно игра представляется наиболее эффективным способом обучения. Игра способна максимально приблизить обучение языка к «естественным» условиям. Фонетические способности у детей развиты очень хорошо, но не всегда ребенок может без стеснения говорить на новом для себя языке, а в игре ребенок способен максимально «раскрыться».

Дети данного возраста интересуются жизнью со всех ее сторон в связи с чем любят задавать множество вопросов. Мышление в этом плане поднимается на ступень выше. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом не следует забывать основные принципы наглядности и образности. 
Дети активно включают в свою речь бытовую лексику, точное и правильное называние предметов является хорошей базой для введения, активизации и закрепления её в английском языке. Дети знакомятся с основными звуками фонетического строя языка, благодаря чему идет дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка. У учащихся формируются умения понимать несложные установки учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов – в этом заключается педагогическая целесообразность программы. 

Реализация программы предполагается в условиях внеклассной системы обучения, на освоение которой отводится 34 учебные недели из расчета 2 раза в неделю по 45 минут.

Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. 

        Программа составлена в логической последовательности изучения материала,от простого к сложному,а результат освоения данного курса будет представлен учащимися в форме отчетной программы/концерта.

        С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоций у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Формы проведения занятий

Всего

Теорич.

Практич.

Раздел 1. Countries of the world

1.

Let`s start!

1

1

0

Беседа

2.

Tour around the world

1

0

1

Занятие - путешествие

3.

Traditions Of England

1

0

1

Групповая работа

4.

Five o’clock Tea

1

0

1

Занятие-чаепитие

5.

A Piece Of Canada

1

0

1

Занятие-поставка

6.

Just For Laughs

1

0

1

Квест

7.

The United States of map

1

0

1

Занятие - путешествие

8.

A Day in Hollywood

1

0

1

Викторина

9.

Australia is a country of wonders

1

0

1

Занятие-экскурсия

10.

Sydney Opera House

1

0

1

Занятие-постановка

11.

Magical India

1

0

1

Квест

12.

Dances of India

1

0

1

Занятие-постановка танца

13.

Countries of Europe

1

0

1

Занятие-поездка

Раздел 2. The world of children's creativity

14.

The art of the theater

1

1

0

Рассказ

15.

The theater of one actor

1

0

1

Разыгрывание монологов

16.

Let`s sing a song!

1

0

1

Пение песен

17.

Song festival

1

0

1

Пение песен

18.

The World of Books

1

0

1

Занятие-выставка

19.

Exhibition of English books

1

0

1

Занятие-чтение

20.

Games from around the world

1

0

1

Занятие-игра

21.

World of art

1

1

0

Беседа

22.

Draw,draw and draw!

1

0

1

Занятие-рисование

23.

World of movie

1

0

1

Занятие-постановка

24.

Let's make a movie together

1

0

1

Съемка фильма

25.

Our film

1

0

1

Монтаж фильма

26.

Projects.Part 1

1

0

1

Показ фильма

27.

Projects.Part 2

1

0

1

Показ фильма

Раздел 3. Holidays of the world

28.

What holidays do you know?

1

1

0

Беседа

29.

Holidays in England

1

0

1

Занятие-квест

30.

Pancake Day

1

0

1

Занятие-праздник

31.

Holidays in Canada

1

0

1

Занятие-квест

32.

St. Patrick's Day

1

0

1

Занятие-праздник

33.

Holidays in USA

1

0

1

Занятие-квест

34.

New Year's Day

1

0

1

Занятие-праздник

35.

Holidays in Australia

1

0

1

Занятие-квест

36.

Easter

1

0

1

Занятие-праздник

37.

Holidays in India

1

0

1

Занятие-квест

38.

Holi

1

0

1

Занятие-праздник

39.

A video letter to a foreign friend

1

0

1

Занятие-письмо

40.

Let`s have fun!

1

0

1

Занятие-праздник

Раздел 4. Italki

41.

What is the conversation?

1

0

1

Беседа

42.

Let`s talk about me

1

0

1

Разыгрывание монологов

43.

Let`s talk about countries

1

0

1

Разыгрывание диалогов

44.

Let`s talk about movies

1

0

1

Групповое занятие

45.

Let`s talk about theater

1

0

1

Занятие-дискуссия

46.

Let`s talk about traditions

1

0

1

Занятие-викторина

47.

Let`s talk about holidays

1

0

1

Опрос

48.

Let`s talk with your foreign friend

1

0

1

Групповое занятие

49.

What I learned?

1

0

1

Занятие-анализ

50.

Do you speak English?

1

0

1

Разыгрывание диалогов

51.

Let`s play

1

0

1

Занятие-постановка

52.

Repetition

1

0

1

Занятие-репетиция

53.

A big day!

1

0

1

Занятие-постановка

Раздел 5.I love English!

54.

A magic Island

1

0

1

Занятие - путешествие

55.

My holidays

1

0

1

Разыгрывание диалогов

56.

My new friends

1

0

1

Групповое занятие

57.

Come back home

1

0

1

Занятие-анализ

58.

Final step

1

0

1

Занятие-постановка

59.

Let`s practice one more time

1

0

1

Занятие-репетиция

60.

Live show

1

0

1

Занятие-показ

Итого:

60

4

56

Содержание изучаемого курса

Тема занятий

Содержание

Раздел 1. Countries of the world

1.

Let`s start!

Вводное занятие в программу «Живой английский». Знакомство учащихся друг с другом и учителем, посредством стандартного диалога. Знакомство учащихся с программой, содержанием курса.

2.

Tour around the world

«Обзорная экскурсия» по англоязычным странам. Знакомство учащихся со странами, в которых английский язык является официальным. А также краткий обзор достопримечательностей каждой страны.

3.

Traditions Of England

Урок посвящен традициям Англии. Учащиеся «погружаются» в атмосферу Англии. Знакомятся с традициями данной страны, обычаями, культурой, посредством видео, диалогов.

4.

Five o’clock Tea

Чаепитие в Англии. Проводится чаепитие (по подготовке к которому, можно привлечь родителей).

5.

A Piece Of Canada

Кусочек Канады. Погружение учащихся в страну Канаду. Знакомство с людьми, традициями, обычаями. Кабинет украшен в канадском стиле, играет канадская музыка, возможно организована маленькая сценка, разыгранная двумя учащимися по заранее заготовленному сценарию по теме: Где ты был? В Канаде. Что видел, как тебе эта страна, что тебе понравилось.

6.

Just For Laughs

Фестиваль смеха в Канаде. Все организовано под фестиваль: костюмы, атрибутика, музыка, выступления, анекдоты, на английском языке.

7.

The United States of map

Карта Соединенных Штатов. Мы знакомим учащихся с США. С этой страной, с количеством штатов в ней, с интерактивной картой на доске. Перемещаемся из штата в штат. Смотрим мини фрагменты видео. Здесь же происходит обучение монологу.

8.

A Day in Hollywood

День в Голливуде. «Поездка» в Голливуд с учащимися. Что такое Голливуд, откуда пошло это название. Существуют факты и легенда. Фильмы, которые снимаются, звезды Голливуда. Кабинет украшается в соответствии с темой (красная ковровая дорожка и т.д.).

9.

Australia is a country of wonders

Австралия - страна чудес. Наше путешествие по миру продолжается и мы посещаем Австралию. Знакомим учащихся с этой страной, с ее особенностями, животными, обитающими там, природой, омывающими океанами.

10.

Sydney Opera House

Сиднейский оперный театр. Проходит "посещение театра". Атрибутика, музыка, пьесы. Все происходит по заранее подготовленному сценарию. Прослушивание реальных записей с концертов.

11.

Magical India

Волшебная Индия. Следующая страна, которую мы посетим - это Индия. Какая она необычная, привлекательная, странная, что в ней интересного: музыка, атрибутика, костюмы, еда (сушеные фрукты), запахи. Здесь же: традиции, обычаи, профессии людей в этой стране, сувениры.

12.

Dances of India

Танцы Индии. Урок танцев с атрибутикой, музыкой, постановкой фрагмента танца: какие бывают танцы в Индии, как их танцуют, какие наряды при этом на людях, какие танцы танцуют на свадьбах, праздниках. Просмотр видеофрагмента с танцами. Затем постановка танца.

13.

Countries of Europe

Страны Европы. Мини поездка по странам Европы. Опять же обычаи, традиции стран. Какие страны входят в Европу, тут же введение новой лексики: диалог по заданной теме - работа в парах.

Раздел 2. The world of children's creativity

14.

The art of the theatre

Искусство театра. Это теоретическое занятие. Что такое театр, какие поставки ставят, как обучают актеров. И много-много другое из жизни театра и вне его.

15.

The theater of one actor

Театр одного актера. Каждый ученик готовит монолог на заданную тему (на уроке), разыгрывает его с помощью атрибутики, костюмов, дополнительных предметов.

16.

Let`s sing a song!

Давайте споем песню! Музыкальное занятие. Разучиваем песни разных стран и поем.

17.

Song festival

Песенный фестиваль. Ребята в парах или группах готовят выступление под песни, тексты, которые они слушали и пели на прошлом занятии, используя атрибутику.

18.

The World of Books.

Мир книг. Выставка зарубежных книг. Знакомство учащихся с книгами, после которого они выберут ту самую, которую хотели бы прочитать. Чтение книги начинается на уроке.

19.

Exhibition of English books

Выставка английских книг. Книги «на выставке в Англии», с атрибутикой. У каждой книги краткое описание рядом. Ребята, смогут забрать эти книги себе и после прочтения по желанию могут рассказать о своих впечатлениях. После окончания этого раздела книги возвращаются учителю.

20.

Games from around the world

Игры со всего мира. Играем в самые популярные игры во всем мире.

21.

World of art

Мир искусства. Что такое искусство, какое оно бывает. Знакомство с писателями, художниками, певцами, актерами.

22.

Draw,draw and draw!

Рисуем, рисуем и рисуем! На этом занятии выставка картин известных художников, после которой дети рисуют картины на заданные темы.

23.

World of movie

Мир кино. Знакомство учащихся с миром кино, возможно даже с немым кино. Ставим на уроке сценки из фильмов, предложенных ученикам.

24.

Let's make a movie together

Давай сделаем фильм вместе. Учащиеся делятся на 2 группы и с помощью камер пытаются снять свой маленький короткометражный фильм на английском языке с помощью учителя.

25.

Our film

Наш фильм. Производим монтаж этого фильма на программах, установленных на компьютерах заранее, с помощью учителя.

26.

Projects. Part 1

Проекты. Часть 1. Окончание монтажа 1 подгруппы. Показ своего фильма. Представление своего фильма 1 подгруппы и дальнейшее его обсуждение.

27.

Projects. Part 2

Проекты. Часть 2. Окончание монтажа 2 подгруппы. Показ своего фильма, обсуждение. Подведение итогов раздела.

Раздел 3. Holidays of the world

28.

What holidays do you know?

Теоретическое занятие. Какие праздники мира вы знаете. Знакомство с праздниками во всем мире: какие бывают, что люди делают на них.

29.

Holidays in England

Праздники в Англии. Конкретно, какие праздники есть в Англии. Как люди их отмечают, что при этом делают. Мини вертушка на уроке.

30.

Pancake Day

День блинчиков в Англии. Привлечь родителей к выпеканию блинчиков для занятия. Музыка, атрибутика, игры, которые проводятся в этот день, а также костюмы. Все это с целью обучения, конечно же, введение новой лексики, диалоги, грамматические структуры.

31.

Holidays in Canada

Праздники в Канаде. Как отмечают, что при этом делают. Мини вертушка о праздниках на уроке.

32.

St. Patrick's Day

День святого Патрика в Канаде. Костюмы, музыка, атрибутика.

33.

Holidays in USA

Праздники в США. Какие бывают праздники, как люди их отмечают. Мини вертушка.

34.

New Year's Day

Новый год в США. Кабинет украшен атрибутами праздника. Поются новогодние песни, тем самым, знакомство с новой лексикой. Пишем письмо Санте, отработка навыков письма. Разговариваем о новогодних каникулах, строим диалог.

35.

Holidays in Australia

Праздники в Австралии. Изучение праздников, их роли. Мини вертушка о праздниках.

36.

Easter

Пасха. С атрибутами: пасхальным "кроликом", яйцами (привлечение родителей), пряниками. История пасхи, детские диалоги на эту тему.

37.

Holidays in India

Праздники в Индии. Какие бывают праздники, чем занимаются на них, как отмечают.  

38.

Holi

Праздник краски Холи. Проводится на открытом воздухе. Строятся диалоги о празднике на английском. Проводится мини праздник холи.

39.

A video letter to a foreign friend

Видео письмо иностранному другу. Записываем видео письмо, выбираем страну, куда будем писать. Сочиняем текст обращения, проговариваем, отрабатываем новую лексику.

40.

Let`s have fun!

Давайте веселиться! Проводится праздник, по выбору учащихся.

Раздел 4. Italki

41.

What is the conversation?

Что такое беседа? Попробуем ее провести на заданную тему.  Практическое занятие.

42.

Let`s talk about me

Давайте поговорим обо мне. Учащиеся посредством монолога рассказывают о себе, чем любят заниматься, используя атрибутику, которая им необходима.

43.

Let`s talk about countries

Давайте поговорим о странах. Учащиеся выстраивают диалоги по образцу, отрабатывают лексику, грамматическую структуру, затем разыгрывают эти диалоги о странах, используя атрибутику.

44.

Let`s talk about movies

Давайте поговорим о фильмах. Одни учащиеся берут интервью у других: на какой фильм они ходили последний раз, понравился ли он им.

45.

Let`s talk about theatre

Давайте поговорим о театре. Просматриваем пьесу и затем обсуждаем ее, пробуя строить дискуссию или беседу.

46.

Let`s talk about traditions

Давайте поговорим о традициях. Традиции  стран мира. Давайте заведем свою традицию!

47.

Let`s talk about holidays

Давайте поговорим о праздниках. Какие праздники мы прошли, что вы запомнили, опрос фронтальный, выстраивание верного речевого высказывания по образцу.

48.

Let`s talk with your foreign friend

Давайте поговорим с твоим иностранным другом. Нам приходит письмо от того иностранного друга, которому мы присылали видео обращение. Он нам задает вопросы. И каждый учащийся пытается написать ему ответ. Индивидуальная работа.

49.

What I learned?

Что я изучил? Обобщение за последние темы раздела. О чем говорили, что я запомнил.

50.

Do you speak English?

Ты говоришь по-английски? Диалоги между учащимися на темы по пройденному разделу.

51.

Let`s play

Давайте поставим сценку! Ставится сценка, пьеска на заданные темы.

52.

Repetition

День репетиции. Все репетируют, отрабатывают произношение, лексику.

53.

A big day!

Большой день! Представление своих пьесок своей группе.

Раздел 5.I love English!

54.

A magic Island

Волшебный остров. Отправляемся в путешествие на волшебный остров знаний. Но на этом острове детей ждут множество заданий по всем разделам курса (интерактивные и т.д.).

55.

My holidays

Мои каникулы. Продолжение "отдыха" на острове. Диалоги с "местными жителями», продолжаем изучение острова.

56.

My new friends

Заводим новых друзей: "друзья-местные жители". Рассказываем друг другу о новых друзьях, с кем познакомились. Выполняем отработку и практику со старой лексикой, вспоминаем грамматические структуры.

57.

Come back home

Возвращение домой. Что узнали нового, чему научились благодаря этой программе, что понравилось.

58.

Final step

Последний шаг. Дети создают (в парах, группах, индивидуально) какие-то номера на отчетный концерт. Придумывают, разрабатывают (сценки, пьесы, монологи, диалоги, видео обращение) с помощью учителя.

59.

Let`s practice one more time

Давайте потренируемся еще раз. Репетиция. Дети отрабатывают все это на уроке, репетируют с реквизитом.

60.

Live show

Живое шоу. Дети представляют свои "продукты" учителю, своим одноклассникам и, возможно, приглашенной публике ( родителям или другому классу). Вручаются благодарности от учителя каждому ученику за работу в данной программе.

Мониторинговая карта

Планируемые результаты

Тема раздела

предметные

метапредметные

личностные

1.

Countries of the world

 Изучать новую лексику, уметь составлять диалоги.

  Развитие коммуникативных способностей школьника, умения

выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения

элементарной коммуникативной задачи.

  Знакомство с жизнью зарубежных сверстников с использованием

средств изучаемого иностранного языка.

  Общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе.

2.

The world of children's creativity

  Воспринимать на слух и понимать: небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, уметь читать: вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.

Развитие коммуникативных способностей школьника, умения

выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения

элементарной коммуникативной задачи.

  Расширение общего лингвистического кругозора младшего

школьника.

  Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием

средств изучаемого иностранного языка. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран.

3.

Holidays of the world

  Знать разные традиции праздников разных стран, знать новые слова понимать особенности этих праздников и традиций.

  Развитие коммуникативных способностей школьника, умения

выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения

элементарной коммуникативной задачи.

  Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства

общения между людьми.

4.

Italki

  Уметь составлять подробное описание кого-либо.

  Развитие коммуникативных способностей школьника, умения

выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения

элементарной коммуникативной задачи.

  Расширение общего лингвистического кругозора младшего

школьника.

  Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства

общения между людьми.

5.

I love English!

  Умение вести диалог, используя изученную информацию.

  Развитие коммуникативных способностей школьника, умения

выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения

элементарной коммуникативной задачи.

  Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства

общения между людьми.

  Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран.

Критерии

Показатели

Инструментарии

Сроки проведения

  формировать умение общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей;

  развивать и воспитывать коммуникативную культуру школьников, расширять и обогащать их коммуникативный и жизненный опыт в новом контексте общения, расширять кругозор учащихся;

  познакомить с миром их зарубежных сверстников и научить с уважением относиться к представителям других стран;

  осознавать важность изучения английского языка как средства общения между жителями разных стран.

В говорении четвероклассник научится:

-вести и поддерживать элементарный диалог;

-кратко описывать и характеризовать предмет, свои дейсвия;

-рассказывать о себе, своей семье;

-кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;

-выражать отношение к прочитанному/услышанному.

В аудировании научится:

- понимать на слух речь учителя; связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания одноклассников;

- понимать основную информацию услышанного (небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи);

-извлекать конкретную информацию из услышанного;

- вербально или невербально реагировать на услышанное;

- понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, песни);

- использовать контекстуальную или языковую догадку;

В чтении научится читать:

-небольшие тексты;

-понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста;

-определять значения незнакомых слов, используя догадку;

- читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом.

В письме научится:

- отвечать письменно на вопросы;

- писать личные письма в рамках изучаемой тематики с опорой на образец.

Входной тест

Тест 1А.

The practice part. 1A

Tест 3C.

The practice part. 3C

Tест 4D.

The practice part. 4D

Teст 2B.

 The practice part. 2B

Teст 5E.

The practice part. 5 E

Итоговый тест

1 занятие

12, 13 занятия

39 занятие

50 занятие

27 занятие

57, 58 занятия

59 занятие

Материально-техническое обеспечение

Оборудование: кабинет, компьютер, проектор, доска, экран, мел.

Материально-техническое оснащение:

  • видеокамеры (2 шт)
  • компьютеры ( 6 шт)
  • магнитофон (1 шт)

Материальное оснащение:

  • атрибуты для праздников (костюмы, ткань, бумага )
  • видеофрагменты «Обычаи и традиции Англии», «Традиции Канады» ( 2 шт)
  • зарубежные книги для выставки ( 10 шт)
  • индийские благовонии (палочки) ( 5 шт)
  • раздаточный материал (тесты, анкеты, задания к видеофрагментам)
  • репродукции картин зарубежных художников для выставки ( 10 шт)
  • ткань для постановки театральных номеров ( 5 шт x 3 м)
  • флаги изучаемых стран ( 5 шт)

Канцелярия:

  • альбом для рисования, кисточки, краски, цветные карандаши ( по кол-ву учащихся)

                                 Учебно-методическое обеспечение

Для обучающихся:

  1. Обязательная литература: учебник и рабочая тетрадь «Wonderland»  
  2. Дополнительная литература: русско-английский словарь, электронный учебник
  3. Интернет-ресурсы:

Для педагога:

Обязательная литература:

  1. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: кн. для учителя / Л.И. Логинова. – Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.-248с./157с.
  2. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранному языку: Традиции и современность / А.А. Миролюбов – М.: 1992.-132с.
  3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Е.И. Пассов-М.:2002.- 56с.
  4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций, базовый курс лекций / Е.Н. Соловова // М.: Просвещение. – 2002. – 238с.
  5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo,
    2000. — 624 с.

Дополнительная литература:

  1. Oxford English Dictionary - О́ксфордский слова́рь англи́йского языка́
  2. English Grammar in Use, Murphy R., 2012

Интернет-ресурсы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.
  2. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: кн. для учителя / Л.И. Логинова. – Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.-248с./157с.
  3. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/
  4. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. — 239 с.
  5. http://www.lovelylanguage.ru/for-kids/english-songs
  6. http://easyen.ru/load/en/4_klass/394
  7. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/10/05/rabochaya-programma-vneurochnoy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...