ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра художественно-эстетического воспитания
Бездушная Дария Вадимовна
Декоративное использование бумаги и создание композиций в технике «пейп-арт»
Реферат
Специальность: 44.02.02 / 050146 | |
Преподавание в начальных классах | |
Реферат защищен | Курс: , группа: 21 |
с оценкой_______________________ | Руководитель: Жир Н. А., |
преподаватель МДК 01.10. Теоретические | |
« » _______________ 2016 года | и прикладные аспекты работы учителя |
начальных классов | |
Челябинск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ТЕХНИКА «ПЕЙП-АРТ»» | ||
1.1. История возникновения бумаги | ||
1.2. Классификация, свойства и приёмы работы с бумагой | ||
1.3. Основные технологические приёмы и методы обучения работе в технике «пейп-арт» | ||
1.4. Инструменты и материалы | ||
1.5. Использование техники «пейп-арт» в кружковой деятельности в начальной школе | ||
Выводы по I главе | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что с одной стороны, разработка материальных и наглядных пособий является частью профессиональной подготовки педагога и зафиксирована в требованиях ФГОС, с другой стороны, освоения младшими школьниками искусства работы с бумагой является актуальным для их общего художественно-эстетического и творческого развития.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества разнообразность, вариативность работы с детьми только на уроках технологии, во внеурочной и кружковой деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной познавательной программы. Согласно ФГОС внеурочная деятельность по сути является одним из инструментов достижения планируемых результатов образования школьников. Внеурочная деятельность как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников ( кроме учебной), и в которых возможно и целесообразное решение задач, воспитание, социализация, развитие творческих способностей – является одной из концептуальных идей ФГОС, обязательной составляющей базисного учебного плана.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага является инструментом творчества, который доступен каждому.
В наше время мы видим множество красивых шкатулок, картин, предметов декора сделанных на фабриках. Это продукт массового производства, лишенный, в большинстве случаев индивидуальности. Эти предметы создаются машинами, производятся в огромном количестве и отвечают последним тенденциям массовой моды. Мода приходит и уходит, а предметы выполненные и оформленные своими руками будут особенно цениться всегда. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети должны видеть не только «наштампованные» машинами однотипные и простые предметы декора, но и уметь изготавливать их своими руками, украшая, например, любые подручные вещи. Каждый из предметов, изготовленный или оформленных своими руками, индивидуален в своём роде. Сейчас особо остро стала ощущаться потребность в оригинальных, не тиражированных декорированных изделиях. [2, 30]
Выбранная нами тема является актуальной еще и потому что техника «пейп-арт» это новый использования бумаги в составлении композиций, иными словами, это новый вид декорирования различных предметов. Во внеурочной деятельности, или на кружках дети выполняют работы из различных материалов, делают различные поделки, так почему бы не включить в программу изучение новой, малоизвестной, но очень обширной в своём применении, технику декорирования бумаги «пейп-арт». Что же такое «пейп-арт»? Это техника декорирования бумажными салфетками, имитирующая другие, более дорогостоящие техники изображение, например, такие как резьба, чеканка, ткачество. В ходе выполнения работ в этой технике у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Так же дети совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их. В этом труде будет присутствовать новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой учеников, во время изготовления предметов декора из различный материалов, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, - очень важны для общего развития.
К проблеме развития художественно-творческих способностей в образовательном процессе обращались В. А. Сухомлинский, Л. В. Занков, О. А. Щеглова, Н. Г. Пищенкова, Т. С. Комарова, Н. А. Конышева, С. И. Ишимцева, Е. А. Лутцева, и др.
На основании актуальности проблемы исследования нами сформирована тема исследования: "Декоративное использование бумаги и создание композиций в технике «пепй-арт»"
Цель исследования: изучить теоретическую и методическую литературу по изучению проблемы для использования изученного материала в разработке методического материала.
Для выполнения поставленной цели мы определили задачи исследования:
- Изучить теоретическую и методическую литературу по изученной проблеме;
- Обобщить полученные знания;
- Познакомиться с техникой «пепй-арт»;
- Изготовить несколько пробных работ в этой технике.
При выполнении дипломного проекта мы использовали следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация;
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра художественно-эстетического воспитания
Бездушная Дария Вадимовна
СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИКИ «ПЕЙП-АРТ» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)
ВКР допущена к защите | Специальность: 44.02.02 / 050146 |
« » _______________ 2018 года | Преподавание в начальных классах |
Зав. кафедрой ___________________ | Курс: 4, группа: 41 |
Руководитель: Жир Н. А., | |
преподаватель МДК 01.10. Теоретические | |
ВКР защищена | и прикладные аспекты работы учителя |
с оценкой_______________________ | начальных классов |
высшей квалификационной категории | |
« » _______________ 2018 года | Рецензент: Чернышева С. А., |
преподаватель МДК 01.10 Технология с | |
методикой преподавания | |
высшей квалификационной категории |
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ТЕХНИКА «ПЕЙП-АРТ»» | |
1.1. История возникновения бумаги | |
1.2. Классификация, свойства и приёмы работы с бумагой | |
1.3. Основные технологические приёмы и методы обучения работе в технике «пейп-арт» | |
1.4. Инструменты и материалы | |
1.5. Использование техники «пейп-арт» в кружковой деятельности в начальной школе | |
Выводы по I главе | |
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ТЕХНИКА «ПЕЙП-АРТ»» | |
2.1. Методические рекомендации по созданию и оформлению композиций в технике «пейп-арт» кружковой деятельности начальной школы 2.2. Структура, содержание и методика использования комплекта «Техника «пейп-арт»» | |
2.3. Ход и результат апробации методического комплекта по усвоению различных техник обработки бумаги во внеурочной деятельности | |
Выводы по II главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что с одной стороны, разработка материальных и наглядных пособий является частью профессиональной подготовки педагога и зафиксирована в требованиях ФГОС, с другой стороны, освоения младшими школьниками искусства работы с бумагой является актуальным для их общего художественно-эстетического и творческого развития.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества разнообразность, вариативность работы с детьми только на уроках технологии, во внеурочной и кружковой деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной познавательной программы. Согласно ФГОС внеурочная деятельность по сути является одним из инструментов достижения планируемых результатов образования школьников. Внеурочная деятельность как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников ( кроме учебной), и в которых возможно и целесообразное решение задач, воспитание, социализация, развитие творческих способностей – является одной из концептуальных идей ФГОС, обязательной составляющей базисного учебного плана.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага является инструментом творчества, который доступен каждому.
В наше время мы видим множество красивых шкатулок, картин, предметов декора сделанных на фабриках. Это продукт массового производства, лишенный, в большинстве случаев индивидуальности. Эти предметы создаются машинами, производятся в огромном количестве и отвечают последним тенденциям массовой моды. Мода приходит и уходит, а предметы выполненные и оформленные своими руками будут особенно цениться всегда. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети должны видеть не только «наштампованные» машинами однотипные и простые предметы декора, но и уметь изготавливать их своими руками, украшая, например, любые подручные вещи. Каждый из предметов, изготовленный или оформленных своими руками, индивидуален в своём роде. Сейчас особо остро стала ощущаться потребность в оригинальных, не тиражированных декорированных изделиях. [2, 30]
Выбранная нами тема является актуальной еще и потому что техника «пейп-арт» это новый использования бумаги в составлении композиций, иными словами, это новый вид декорирования различных предметов. Во внеурочной деятельности, или на кружках дети выполняют работы из различных материалов, делают различные поделки, так почему бы не включить в программу изучение новой, малоизвестной, но очень обширной в своём применении, технику декорирования бумаги «пейп-арт». Что же такое «пейп-арт»? Это техника декорирования бумажными салфетками, имитирующая другие, более дорогостоящие техники изображение, например, такие как резьба, чеканка, ткачество. В ходе выполнения работ в этой технике у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Так же дети совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их. В этом труде будет присутствовать новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой учеников, во время изготовления предметов декора из различный материалов, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, - очень важны для общего развития.
К проблеме развития художественно-творческих способностей в образовательном процессе обращались В. А. Сухомлинский, Л. В. Занков, О. А. Щеглова, Н. Г. Пищенкова, Т. С. Комарова, Н. А. Конышева, С. И. Ишимцева, Е. А. Лутцева, и др.
Никто не оспаривает того, что художественная обработка бумаги, как вид творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем, учителя на практике сталкиваются именно с таким положением.
Т. е. возникает противоречие между необходимостью обучению школьников новым, современным техникам художественной обработки бумаги и недостаточностью методических средств для этого.
На основании актуальности проблемы исследования и выявленного противоречия нами сформулирована тема исследования: "Создание методического комплекта по использованию техники "пейп-арт" во внеурочной деятельности в начальной школе"
Проблема исследования: каковы педагогические условия освоения младшими школьниками технологических приёмов художественной обработки бумаги в технике «пейп-арт».
Цель исследования: разработка и апробация методического комплекта «техника "пейп-арт"».
Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: освоение младшими школьниками технологических приёмов художественной обработки бумаги в технике «пейп-арт».
Нами была сформулирована следующая гипотеза: если разработать методический комплект по технологии освоения техники «пейп-арт»и с помощью него организовать учебную внеурочную деятельность, то уровень освоения технологических приёмов художественной обработки бумаги в технике «пейп-арт» обучающихся возрастёт.
Для выполнения поставленной цели и подтверждения гипотезы мы определили задачи исследования:
- Изучить теоретическую и методическую литературу по изученной проблеме;
- Освоить основные приёмы художественной обработки бумаги в технике «пейп-арт»;
- Разработать методический комплект «техника "пейп-арт"» для внеурочной деятельности в начальной школе;
- Провести апробацию и сделать выводы о целесообразности применения данного методического комплекта в начальной школе.
При выполнении дипломного проекта мы использовали следующие методы исследования:
- Методы теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация;
2) Методы практического исследования:
- тестирование;
- апробация;
- беседа;
- составление таблиц и диаграмм.
Практическая значимость исследования: мы уверены, что тема нашего проекта является перспективным направлением в обучении младших школьников. И поэтому разработанный нами методический комплект «техника "пейп-арт"» внесет свой вклад в создание методических разработок для учителей начальной школы и студентов педагогических колледжей.
Структура ВКР:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Степень освоения техники «пейп-арт» младшими школьниками показывают результаты апробации методического пособия.
Предварительный просмотр:
Вариативность творческой работы, как способ развития творческого воспитания и способностей
Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту Российской Федерации, процесс начального обучения в школах - это не только учебный план, который составляют педагоги, но также и внеурочная деятельность.
Кружки в начальной школе помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои интересы, увлечения, собственное «я». Самое главное, что внеурочная деятельность позволяет школьнику самому сделать выбор, свободно проявить свою волю. Чтобы дополнительная образовательная деятельность стала полноценным пространством образования и воспитания, важно заинтересовать детей занятиями после уроков.
Кружковая деятельность в общеобразовательной школе проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству.
При организации кружковой работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы:
- Обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учетом личных склонностей детей;
- Опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;
- Знакомить детей с новыми видами творчества.
Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках.
Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы гак, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старались работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку и т.д.).
В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготавливают на уроках трудового воспитания.
Поэтому преподавателю кружка следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразность, вариативность работы с детьми только на уроках технологии, во внеурочной и кружковой деятельности.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага является инструментом творчества, который доступен каждому.
В наше время мы видим множество красивых шкатулок, картин, предметов декора сделанных на фабриках. Это продукт массового производства, лишенный, в большинстве случаев, индивидуальности. Эти предметы создаются машинами, производятся в огромном количестве и отвечают последним тенденциям массовой моды. Мода приходит и уходит, а предметы выполненные и оформленные своими руками будут особенно цениться всегда. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети должны видеть не только «наштампованные» машинами однотипные и простые предметы декора, но и уметь изготавливать их своими руками, украшая, например, любые подручные вещи. Каждый из предметов, изготовленный или оформленный своими руками, - индивидуален в своём роде. Сейчас особо остро стала ощущаться потребность в оригинальных, не тиражированных декорированных изделиях.
Моей целью является разработка методических пособий по данной технике и внедрение во внеурочную деятельность по технологии.
Выбранная мной тема исследования является актуальной еще и потому, что техника «пейп-арт» - это использование бумаги в составлении композиций, иными словами - это новый вид декорирования различных предметов.
Во внеурочной деятельности или на кружках дети выполняют работы из различных материалов, делают различные поделки, так почему бы не включить в программу изучение новой, малоизвестной, но очень обширной в своём применении, технику декорирования бумаги «пейп-арт».
Что же такое «пейп-арт»?
Это техника декорирования бумажными салфетками, имитирующая другие, более дорогостоящие техники изображение, например, такие как резьба, чеканка, ткачество. В ходе выполнения работ в этой технике у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета.
Так же дети совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их. В этом труде будет присутствовать новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой учеников, во время изготовления предметов декора из различный материалов, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы - очень важны для общего развития.
Никто не оспаривает того, что художественная обработка бумаги, как вид творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем, учителя на практике сталкиваются именно с таким положением.
Однако, работать по стандартным темам, техникам, во внеурочной деятельности по технологии уже не особо интересно. Более того, современное поколение, дети, которым интересно что-то новое, малоизвестное, «нуждаются» в переменах, изменениях и нововведениях. Поэтому, разработка методического пособия данной темы послужит только в улучшение творческого воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...