ПК 4.4. Педагогические разработки.
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы: обусловлена тем, что в проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, связанных с модернизацией образования является гуманистическая направленность образования. Она обусловлена личностно – ориентированной модели взаимодействия, развитием личности учащихся и раскрытием их творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества и мышления, способствующих формированию разносторонне – развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Современный учитель прекрасно понимает, что мир ребенка – это сложный комплекс, разнообразных ощущений и эмоций чувственного восприятия мира, который захватывает ребенка, полностью владеет им и толкает к поисковой деятельности, раскрывая творческие способности.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие работы с детьми на уроках технологии.
В настоящее время искусство работы с глиной (пластилином) в детских образовательных учреждениях не потеряло своей актуальностью. Глина остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Глина – материал, из которого дети мастерят, создают неповторимые изделия. Она известна детям с детства. интерес детей к работе с глиной обуславливается еще и тем, что данный материал даёт простор творчеству. Глина помогает ребёнку ощутить себя конструктором, а самое главное – творцом. С древних времен глина стала еще более доступной и многообразной. С помощью глины можно смастерить игрушку, украшение или коробочку для подарков и многое другое, что заинтересует ребенка.
Как уже отмечалось, глина (пластилин) попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира.
К проблеме развития художественно – творческих способностей в образовательном процессе обращались В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, О.А. Щеглова, Т.С. Комарова. Так Т.С. Комарова формулирует противоречие между необходимостью в художественной деятельности обучающихся и сложностями в придумывании учителями занятий в нетрадиционных техниках обработки тех или иных материалов. «Внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам, учителям зачастую трудно. Конструирование, лепка аппликация как виды художественно – творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением.» [6.,25с.]
На основе актуальности проблемы и выявленного противоречия, нами была определена тема исследования: «Использование художественных возможностей полимерной глины во внеурочной работе начальной школы»
Цель исследования: Подобрать и систематизировать теоретический и методический материал по использованию художественной возможностей полимерной глины во внеурочной деятельности в начальной школы, для дальнейшей разработки методического комплекта.
Для раскрытия темы исследования были намечены следующие задачи исследования:
- Изучить теоретическую и методическую литературу по выбранной теме;
- Обобщить технологические приемы и способы художественной обработки полимерной глины;
- Приступить к практическому освоению различных способов лепки.
При выполнении реферата мы использовали методы исследования:
- Методы теоретического исследования:
- Изучение и анализ литературы;
- Систематизация;
- Обобщение;
- Классификация.
Глава 1. Художественные возможности Полимерной глины
- История возникновения художественной обработки различных видов глины
История глины довольно занимательна и интересна. Пожалуй, она начинается с легенд о сотворении мира. И первая легенда касается появления человека, ведь, как известно, первого человека — Адама — Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь. Возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины, а уже затем стали делаться из камня.
Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни. Даже пять тысяч лет тому назад, когда была изобретена письменность, первая бумага представляла собой тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Затем таблички сушили на солнце и хранили[2.,54c].
В Древней Руси гончары лепили из глины чаши, кувшины, печные горшки и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Эта краска носила название керамической. Но изобретена глиняная краска, конечно же, была намного раньше, еще первобытными племенами, которые расписывали свои тела цветной глиной для устрашения врагов и совершения некоторых ритуалов. До сих пор глина является основой для красок, и замену ей еще не нашли[11.,176c.].
Глина была незаменима и как лекарственное целебное средство. Из желтой глины, разведенной в уксусе, делали пластырь, дли лечения растяжений. При болях в пояснице и суставах применялся пластырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Лишай, которого не избежать людям, постоянно контактирующим с животными, наши бабушки излечивали прикладыванием к нему теплого детского кала, смешанного с глиной. Постепенно люди добавляли в глину всякие элементы и получили полимерную глину.
- Полимерная глина
Сейчас настало то время, когда ручная работа не только высоко ценится, но и очень популярна и востребована. Это огромная радость и новый океан вдохновения для любителей рукоделия и искусства hand-made. Всё большее количество людей пробуют свои силы в различных направлениях, стилях, техниках и многие из них добиваются не малого успеха в этом нелёгком деле. Одним из таких направлений является работа с полимерной глиной. Наверняка многие слышали об этом чудесном материале для работы, а может даже, и пробовали его в действии, так сказать тестировали его свойства и характеристики[9., 26c].
Полимерная глина - это пластичный материал на основе поливинилхлорида (ПВХ), применяемый для лепки небольших изделий (украшений, кулонов, фигурок) и моделирования, как правило, застывающий при нагревании (некоторые виды пластики застывают при длительном контакте с воздухом). Процесс затвердевания начинается уже при 60 °C, а окончательной твердости пластика достигает при температуре 100-130 °C. По своей консистенции (а некоторые виды и по запаху) пластика очень напоминает известный всем с детства пластилин. Стоит только немного размять ее в теплых руках, как она становится мягкой и эластичной. Именно в таком виде полимерная глина пригодна для моделирования. Работу с ней можно комбинировать с акриловыми красками и другими материалами, для специального эффекта производители добавляют в состав флуоресцентные вещества, блески[3.,12c].
Родилась полимерная глина в 1930-х годах в Германии. Изобрела ее Фифи Ребиндер для изготовления кукольных голов. Формула глины держалась в секрете и только в 1964 году была продана Эберхарду Фаберу, который совершенствовал ее до известной в наши дни марки ФИМО.
Позднее появились новые способы «изготовления полимерной глины», но они отличались от первого. Основное применение этот материал получил в индустрии игрушек для детей, а вместе с игрушками в продаже появилась просто глина.
Пластическая глина обретала популярность и распространялась по всему миру. Так в 1950 году глина впервые появилась в США, найдя своих поклонников, которые организовали постоянные поставки больших объемов. Она находила все более широкое применение в самых неожиданных местах. Импорт глины в США приобретал большие масштабы, к нему подключались все новые компании[3., 6c].
Разные производители выпускали свою продукцию, отличающуюся друг от друга свойствами и качеством в работе. Пластик отличался твердостью, типом поверхности изделия: матовой или глянцевой. Влюбленные в материал люди, увлеченные этими необычными качествами, научились придавать ему свои свойства, смешивая глину разных производителей. Но основой, эталоном остается глина ФИМО, а компания Eberhard Faber крупнейшим производителем.
Как только популярность пластики стала расти, другие американские компании, включая «Ди’с Дэлайт» в 1970 и «Американ Арт Кампани» (АМАСО) в 1980 г. стали импортёрами немецкой полимерной глины[3., 10c].
Полимерную глину можно считать довольно универсальным материалом, поэтому работать с ней можно в различных направлениях и создавать неповторимые уникальные творения. Однозначно можно утверждать, что декоративно-прикладное значительно обогатилось с изобретением такого рода пластика. Итак, для чего нужна полимерная глина и что можно из неё сделать:
Сувениры и подарочки, приятные мелочи жизни, которые радуют наши глаза и души.
- Небольшие предметы интерьера и домашнего быта
- Цветы, букеты и всевозможные флористические композиции.
- Оригинальные рукотворные ёлочные украшения
- Уникальные авторские куклы из полимерной глины
- Бижутерия – украшения, которые в некоторых случаях могут конкурировать на достойном уровне с ювелирными шедеврами.
Полимерная глина позволяет передать тонкие скульптурные детали, эффективно имитировать различные материалы и текстуры[9., 13c].
Характерным отличием от пластилина является возможность длительного хранения изделий.
Благодаря простоте работы и доступности технологий изготовление изделий ручной работы из полимерной глины стало источником дополнительного и основного дохода для многих людей.
Полимерная глина позволяет передать тонкие скульптурные детали, эффективно имитировать различные материалы и текстуры.
Характерным отличием от пластилина является возможность длительного хранения изделий.
Благодаря простоте работы и доступности технологий изготовление изделий ручной работы из полимерной глины стало источником дополнительного и основного дохода для многих людей[6., 147c]. Полимерная глина – это холодная масса. В руках мастера она постепенно превращается в теплую, очень гибкую структуру. В то же время, влияние прямых солнечных лучей вредно сказывается на пластике и лепка из полимерной глины стает не возможной. При попадании прямых солнечных лучей на полимерную глину, масса медленно превращается в камень, постепенно распадаясь на мелкие крошки.
Сегодня на рынке представлено большой ассортимент пластики. Огромное его количество ориентировано на детей младшего возраста. У них, к радости родителей, не возникает вопроса, как лепить из полимерной глины. Огромный выбор ярких цветов дает возможность малышам, не задумываясь, на уровне безусловного рефлекса, творить. Лепка из полимерной глины увлекательна ещё и тем, что даёт размах полету фантазий, ведь цвета можно смешивать, получая новые оттенки и идеи[9.,15c.].
Мы решили использовать в исследовательской работе полимерную глину.
- Материалы и инструменты
Рабочая поверхность. Для работы понадобится гладкая рабочая поверхность. Можно использовать простой лист бумаги, кулинарную кальку, стеклянную или керамическую плитку. Лист бумаги удобен тем, что полимерная глина не сильно к нему прилипает, отсоединить от листа ее несложно, а после работы его можно просто выбросить. Не используйте бумагу, на которой что - то написано или напечатано, так как изображение или текст могут отпечататься на полимерной глине. Не следует оставлять материал на бумажной поверхности на длительное время. Пластификатор, содержащийся в материале и делающий его пластичным, частично впитывается в лист, что может сделать глину сухой и ломкой. Именно поэтому удобнее использовать вощеные листы кулинарной кальки, так как они уже пропитаны воском и не будут впитывать пластификатор. Не используйте для лепки пластмассовые доски – полимерная глина может вступить в реакцию с поверхностью такой доски и даже разъесть её. Также не рекомендуется использовать для лепки доски с фактурой, так как она будет отпечатываться на материале.
Инструменты для резки. В работе с полимерной глиной обязательно понадобится ножи. Можно использовать канцелярские ножи или лезвия. Они довольно острые, а также имеют острый кончик, удобный для вырезания мелких деталей. Есть и специальные ножи от производителей полимерной глины. Их преимущества в том, что они более износостойкие, острые и тонкие. Обычно в наборах идет сразу несколько ножей, предусмотренных для разных случаев. Толстый и негнущийся нож позволяет отрезать ровные линии. Тонкий и гибкий нож удобен для резки не запеченных тростей «колбас» и тонких срезов поверхности, а также создания округлого или изогнутого краев изделия. Волнообразное лезвие подходит для создания интересного ажурного края.
Инструменты для раскатывания полимерной глины. Для создания больших ровных поверхностей разной толщины понадобятся инструменты для раскатывания полимерной глины. Здесь вариантов много: всевозможные кулинарные скалки ( деревянную лучше с начало хорошенько обработать наждачной бумагой), бутылки, баллончики от аэрозолей, рукоятки, сантехнические трубки, то есть все предметы вытянутой цилиндрической формы. Существуют и специальные акриловые ролики [http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/010/949.htm].
Паста – машина делает работу с полимерной глиной существенно проще. С ее помощью можно раскатать ровные поверхности полимерной глины, создавать плавный переход цвета, изготовлять текстурные поверхности (например, отпечатки листьев или готовых текстур), подготавливать полимерную глину к работе. Толщина раскатываемого пласта регулируется самостоятельно и варьируется примерно от 1 до 4 мм. На машинке сборку есть переключатель толщин, обычно доступно 7 или 9 положений. Работать с ней удобнее, обычно машинки крепятся к столу при помощи струбцины, что позволяет раскатывать даже самые твердые или очень большие кусочки глины.
Инструменты для моделирования. Шпатели, спицы, щетки, пинцеты, и многое другое – все эти инструменты помогут добиться разных эффектов и сделать процесс лепки еще интереснее. Щеткой можно сделать воздушную фактуру, имитировать природный шершавый материал или сделать фактуру бисквитного теста. Тонким лезвием можно отрезать небольшие детали, наносить линии и засечки. Гибкие силиконовые инструменты пригодятся для разглаживания швов и поверхностей, создания плавных линий. Спицами и зубочистками можно делать тонкие отверстия, в том числе и в бусинах, или разнообразные текстуры – точки, линии, разрыхленная поверхность, а можно начертить на поверхности какой-то узор. Инструментом с шарообразной готовкой можно выполнить волнистый край изделия.
Формочки. Металлические формочками можно быстро вырезать из ровного пласта полимерной глины практически готовые изделие или элементы для аппликаций из глины. Выбор форм очень большой – это и простые круги или квадраты, а также цветы, листья, звезды, бабочки, рыбки, и многие другие. Можно использовать кулинарные формочки для теста или пластмассовые формы для детского творчества.
Инструменты для шлифовки и полировки изделий. Сверла. Для достижения гладкой поверхности или удаления дефектов изделие можно шлифовать и полировать. Для шлифования подойдут наждачная бумага или обычные пилки для ногтей. Если на изделии при шлифовке остаются полосы, то нужно взять пилку или бумагу меньшей жесткости. Можно шлифовать в несколько этапов, постепенной понижая зернистость шлифовального материала. Полировать изделия для блеска и достижения более гладкой поверхности можно плотной тканью.
Изделия из полимерной глины легко сверлятся даже ручным сверлом. Чтобы изделия были более актуальными, можно делать отверстия в бусинах после обжига. А тонким сверлом можно делать отверстия для вставки фурнитуры.
Инструменты для сборки украшений. Для сборки украшений используются три основных инструмента – кусачки (или бокорезы), круглогубцы и плоскогубцы. Кусачками вы сможете отрезать кусок проволоки или плотного шнура. Круглогубцами можно закрутить край проволоки или штифта в колечко. А плоскогубцами удобно держать детали при сборке.
Фурнитура для сборки украшений. Для сборки украшений используется огромное количество разнообразной фурнитуры. Это и всевозможные ленты, шнурки, нити, лески, и металлическая фурнитура – замки, цепочки, колечки, штифты, шуаны (крепление для сережек), и т.д., всевозможные соединительные элементы из разных материалов. Это все то, при помощи чего из бусин вы сможете собрать настоящее украшение. Фурнитуру можно найти в магазинах товаров для творчества, в магазинах тканей и всего для шитья.
Покрытие лаком. Будьте осторожны с выбором лака. Не используйте для покрытия изделий лаки для ногтей или непроверенные лаки. Дело в том, что одни лаки просто не сохнут на запеченной полимерной глине, а другие вступают в реакцию и спустя время после покрытия начинают липнуть. Лучше пользоваться лаками от производителей полимерной глины. Также подходят некоторые полиуретан-акрилатные строительные лаки на водной основе. Лак предотвращает загрязнение изделия, делает его более крепким и износостойким. Можно нанести несколько слоев лака, чтобы бусина была более гладкой. Плоские изделия покрывают сначала с одной стороны, просушиваются, а затем покрывают с другой стороны. Количество слоев лака определяется индивидуально для каждого изделия. Если блеск от первого слоя лака не очень заметен, то можно покрыть еще несколько раз. Покрывайте изделия аккуратно, плавно водите кистью, без резких движений. Следите, чтобы на изделии при покрытии лаком не образовывалось пузырьков воздуха. Не набирайте слишком много лака на кисточку, чтобы не образовывались подтеки.
Дополнительные покрытия. Краски, пудра, блестки, поталь и т.д. Изделия из полимерной глины можно красить и покрывать дополнительными материалами. Пока изделия не обожжено, можно тонировать его сухой пудрой из пастели или блестками. Обожженное изделие можно красить акриловыми или масляными красками, расписывать маркерами или гелиевыми ручками. Эффектно выглядит изделия, декорированными поталью. Это тончайшие листы металлов, имитирующих золото, серебро, медь или бронзу. Она продается листами и книжками.
- Методические рекомендации по освоению различных видов и способов лепки.
По способу отвердевания различают два вида полимерной глины:
- Самоотвердевающая
- Запекаемая
Самоотвердевающая полимерная глина – это материал для лепки, отвердевающий на воздухе в течение нескольких часов или суток, в зависимости от размера изделия. Хранить самоотвердевающую полимерную глину необходимо в герметичной упаковке, не допуская контакта с воздухом.
На сегодняшний день существует несколько видов и множество марок самоотвердевающих полимерных глин. В зависимости от состава и области применения самоотвердевающие полимерные глины обобщенно можно разделить на: тяжелые и легкие[4., 45c.]
Тяжелые самоотвердевающие полимерные глины, например керапласт, по консистенции напоминают обычную глину, которую можно размягчить водой: она так же пачкается во влажном состоянии и так же крошится, если пересушена. После полного высыхания изделия из керапласта выглядят как гончарные, их поверхность такая же твердая, матовая и шероховатая, ее можно отшлифовать, покрасить акриловыми или масляными красками, покрыть лаком[4., 49c.].
Такая глина обычно применяется для изготовления декоративных статуэток, отдельных частей кукол и пр. Однако профессиональные кукольники не используют керапласт, поскольку такая полимерная глина при высыхании дает большую усадку, и даже может потрескаться.
При создании кукол обычно используют специальную кукольную самоотвердевающую пластику, которая удобна тем, что после высыхания ее можно легко отшлифовать, срезать ненужные пласты или размочить поверхность и скорректировать возможные дефекты[4., 78c.].
Запекаемая полимерная глина (термопластика) – это материал для лепки, отвердевающий при нагревании до 110-130 оС. В домашних условиях для этой цели применяют обычную духовку или мини-печь, но категорически не микроволновку. Термопластику можно также «сварить» в обычной воде.
Основой запекаемой полимерной глины является ПВХ (поливинилхлорид), а пластичность полимерной глине придают специальные вещества (пластификаторы), которые полностью испаряются при нагревании.
Лепка из пластики очень увлекательный процесс и отлично подходит для младших школьников[6., 32c.].
Для любого творческого процесса важен подготовительный этап. В данном случае следует знать об инструментах, используемых в работе. Любая техника лепки из полимерной глины предполагает наличие таких предметов:
- Стеклянная либо пластмассовая рабочая поверхность. Для удобства работы идеальной будет поверхность большой площади.
- Клей ПВА. Он необходим для склеивания частей полимерной глины.
- Колото-режущие предметы: ножи и разного рода лезвия. Обязательное условие – эти предметы должны быть достаточно острыми.
- Чтобы сгладить шероховатости используется наждачная бумага.
- Лепка пластикой предполагает использование замши на заключительном этапе в изготовлении изделия. Протертое изделие замшей придает ему сверкающую поверхность.
Нужно помнить, что после того, как готовое изделие получило термообработку в печи или других емкостях, оно должно остыть, после чего можно продолжать работу[5., 56c.].
Существуют различные техники лепки из полимерной глины:
- Соляная техника – одна из наиболее простых и эффектов. Название говорит само за себя: для изготовление понадобится соль, также ее можно заменить сахаром. Эта техника прекрасно подходит для новичков – она позволит вам почувствовать возможности материала и получить интересный результат. Берем кусочек полимерной глины и тщательно его разминаем. Для этой техники можно более мягким и податливым. Можно даже специально выбрать марку полимерной глины с более мягкой консистенцией. Но, конечно, не нужно размягчать пластику до кремообразного состояния, все хорошо в меру.
Насыпаем в тарелочку соль. От того, какую вы выберете соль, зависит эффект. Мелкая соль даст губчатую естественную поверхность с мелкими округлыми впадинками, более крупная, морская соль – ярко выраженную рельефную поверхность, сахар даст впадинки с явными прямоугольными сторонами.
Кусочек пластики, необходимый по размеру для одной бусины, скатываем в шар между ладонями. А затем хорошенько обваливаем его в соли. Не нужно бояться нажима! Главное, что бы соль хорошо впечаталось в полимерную глину. После соли кусочек полимерной глины опять нужно вернуть форму шара. Разравниваем шар, вращая его между ладонями, - так соль еще лучше вдавится в поверхность полимерной глины, а руки получают настоящий косметический пилинг. Излишки соли стряхиваем в тарелочку. На этом этапе нужно обратить внимание, сколько соли впечаталось в поверхность шарика. Если вы видите, что недостаточно много, повторите весь процесс еще раз. Чем больше соли вдавится в шар, тем более губчатой, фактурной будет поверхность. Бусине можно придать любую форму, надавливая на стороны. Можно оставить форму шара и обычной деревянной зубочисткой сделать отверстие[1.,10.].
- Техника «Филигрань»
Филигрань – ювелирная техника, использующая ажурный узор из тонких проволоки. Это один из древнейших видов художественной обработки металла. В самом названии кроется особенно работы в этой технике: «филюм» с латинского переводится как нить, а «гранум» - зерно. Полимерная глина, будучи молодым материалом, вбирает в себя декоративные техники, наработанные тысячелетиями. Так произошло и с филигранью. Пластичность материала позволяет делать тончайшие нити, веревочки, мелкие шарики, плетения, закручивать их в витиеватые узоры, сочетать с другими техниками лепки, как только подскажет фантазия. Филигранные изделия выглядят очень изящно, будь то бижутерия, предметы интерьера или простые бусины.
Для техники «филигрань» характерны мелкие детали, закрепленные на какой-то поверхности, потому первым делом нужно сформировать бусину на которую и будем накладывать узор. Берем полимерную глину серого цвета и хорошо разминаем. Так как это будем только основа для бусины, можно взять совершенно любой цвет, он не будет виден в конечном изделии. Для такой основы подойдут даже обрезки, кусочки пластики, оставшиеся от предыдущих работ. Всегда собирайте их в отдельную коробочку, чтобы потом использовать.
Делим кусочек серого цвета на две равных части и скатываем в шарики по отдельности, поместив между ладоньями. Затем надавливаем на каждый шарик сверху, чтобы они немного расплющились и стали похожи на головки сыра. Делать это необходимо медленно, аккуратно, чтобы в бусинах не образовалось глубоких впадин[1.,15].
- Техника «Калейдоскоп» - это техника лепки из полимерной глины, в которой, как в оптическом приборе, складывается симметричный разноцветный узор. Это популярная и любимая многими мастерами техника. Она может быть «сюрпризной», когда точно не спланированной, но в результате всегда получается красивой симметричный узор. И самое главное, все волшебство составления рисунка происходит благодаря совсем простым действиям и приемам. Слоёные трости техники «калейдоскоп» составляется из множества более простых. Поэтому первым этапом работы станет изготовление простых «колбас». Эффективно смотрится трость из двух листов разных цветов, завернутых в спираль. Складываем два одинаковых прямоугольника белого и голубого цветов вместе, и просто сворачиваем в рулет. Чтобы удобнее было сворачивать с самого начала, немного расплющиваем конец, более узкую сторону этого прямоугольника. Важно закручивать этот рулетик очень плотно, чтобы воздух не попал между слоями, а также, чтобы в середине не образовалось дырка. Уложить эту трость можно, использовав, в качестве одного из пластов переход цвета. На прямоугольник белого цвета накладываем пласт толщиной 2 – 3 мм с плавным переходом цвета. И так же закручиваем в рулет[1.,33с.].
- Полосатые бусины. Полоска – один из самых старых и простых видов геометрического орнамента, остающийся в моде во все времена. Популярной полоска стала еще задолго до нашей эры, а сейчас дизайнеры на подиумах всего мира показывают разнообразные вариации и сочетания этого рисунка. Это может быть двухцветная или пестрая полоска, широкая или узкая, контрастная или еле заметная. Украшения с этим рисунком могут быть самые разнообразные. Чтобы выполнить бусину с рисунком, нужно сначала сделать трость с этим рисунком на срезе. Эта техника называется «миллефиори» от итальянского «тысяча цветов». Это старинная техника итальянским стеклодувов, перенять современными мастерами работы с полимерной глиной. Создается трость с рисунком по всей длине, режется на много частей, и на каждом срезе вы получите один и тот же рисунок. Таким образом можно выполнить много совершенно одинаковых бусин. В России эта техника получила название «колбаски» из – за схожести тростей с мясными продуктами.
Раскатываем несколько пластов различного цвета толщиной примерно 2 – 3 мм и вырезаем из одного из них длинной прямоугольник. Полученный прямоугольник накладываем на пласт другого цвета, чтобы он полностью на нем поместился, и обрезаем по контору прямоугольника, и убираем все лишнее[1.,21].
- Техника плавного перехода цвета. Плавные переходы от одного цвета к другому или даже между несколькими цветами – очень красивый эффект. Существует несколько способов работы в этой технике, но все они сводятся к смешиванию цветов в разных пропорциях. Самое главное в этой технике – подобрать красивое сочетание цветов, продумать, какие цвета получатся при смешивание. Эффектно смотрится белый с любыми яркими цветами, а вот с серыми оттенками нужно быть очень аккуратными, чтобы не получалась грязь. И, конечно, лучшим примером красивого перехода цветов служит радуга! Можно смело брать ее целиком за основу или кусочками, чтобы выполнить свою работу. Переход от красного к желтому, от желтого к зеленому или синему, от голубого к фиолетовому – красивые природные сочетания[12.,27].
- Имитация дерева. Украшения из дерева – один из самых распространенных во всем мире, но не каждый сможет выточить бусины на свой вкус. Именно поэтому имитация из полимерной глины – отлично. Можно выбрать оттенок, яркость характерного узора, размер и получить желаемый результат. Для работы понадобится несколько цветов полимерной глины в бежевых, коричневых оттенках. На этом этапе вы сможете выбрать: сделать дерево темным или светлым, с более приглушенным. Обязательно выбирайте контрастные цвета – более светлые или темные. Чем больше будет разница в этих цветах, тем более контрастным, четким получится древесный узор. Все кусочки разминаем в руках в прямоугольные «блинчики», и складываем вместе. Разминаем именно руками, а не при помощи скалки, чтобы узор получился более естественным, природным. А уже после раскатываем все эти слои вместе скалкой, чтобы сделать блок более тонким[ 1.,39с.].
- Имитация бирюзы. Бирюза – очень красивый драгоценный камень. Бирюзе приписывают множество мистических значений, но во все времена считалось, что бирюза приносит счастье. Полимерная глина позволяет передать настроение этого камня, его цвет, неповторимый рисунок. Можно смешать практически любой оттенок, добавить какие-то вкрапления на свой вкус. И, конечно, можно экспериментировать с размером и формой изделий, что очень сложно сделать с натуральным камнем. Бирюза бывает разных оттенков, и первым делом нужно выбрать тот, который вам нравится. Это могут быть глубокие зеленые тона или самые нежные голубые оттенки. Выбранный цвет хорошо разминаем в руках, раскатываем небольшие трости голубого цвета и нарезаем ножом на мелкие части. Они не должны быть одинаковыми, размер может колебаться от пары миллиметров до одного сантиметра. Делаем массу для прожилок камня: смешиваем гуашь с гелем, жидкость пластикой. Гель необходимо добавить в водорастворимые краски, чтобы они не вымывались из полимерной глины[1.,45с.].
- Полупрозрачная пластика. Полупрозрачная полимерная глина применяется в разных техниках. Ее можно использовать как обычную – разминать, смешивать, получая новые оттенки, составлять трости с рисунками и т.д. тем не менее, добиться прозрачности стекла не получится, так как материал не является прозрачным полностью. Один из самых интересных эффектов – сочетание с обычной, непрозрачной полимерной глиной. Для этого берем белую полимерную глину и три полупрозрачных оттенка – желтый, зеленый и синий. Раскатываем все эти цвета в пласты толщиной 1 – 2 мм и вырезаем одинаковые прямоугольники. Складываем прямоугольники полупрозрачных цветов попарно с белым, то есть для каждого цветного прямоугольника понадобится белый. Двухцветные прямоугольники сворачиваем в рулетки. Сворачиваем плотно, чтобы внутри не образовалось щелей или пузырьков воздуха[12.,51с.].
- Мокуме гане. Мокуме гане (мокумэ ганэ) – необычная техника соединения разноцветных металлов, которая использовалась в средневековой Японии для украшения оружия. В наше время технику переняли художники, работающие с полимерной глиной, но вместо разноцветных листов металла используются различные цвета полимерной глины[1.,57с.].
- Перевод изображения на полимерную глину – простой способ сделать поверхность с рисунком, замысловатым узором, и даже со своей фотографией. Можно нанести рисунок любого размера, повторить изображение бесчисленное количество раз, получить точный изящный узор. Эта техника позволит сделать интересные изображения даже тем, кто не умеет рисовать и не сможет расписать изделие красками[12 ., 63с.].
Кроме того, полезно знать, что некоторые цвета пластика различных производителей могут перекрашиваться при термической обработке.
Лепка из полимерной глины на этом не окончена. С готовым изделием необходимо проделать ещё некоторые манипуляции: его можно клеить, ровнять, шкурить, красить, т.е. придавать ему вид готового изделия[7.,23c.].
При проведении действий по лепке из пластики, особенно среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, необходимо соблюдение техники безопасности. Речь идет о работе с колюще-режущими предметами и во время термической обработке.
Придание эластичности. Перед тем как начать работать с полимерной глиной, ей необходимо придать мягкость и эластичность. Отделите требуемый кусок пластика и разомните его в ладонях до желаемого уровня. Вы можете хранить и использовать пластику так долго, как захотите, она не теряет своей пластичности при комнатной температуре и на холоде. Затвердеет она лишь, когда вы решите закрепить свое изделие в духовке.
Смешивание цветной полимерной глины. Два цвета полимерной глины смешиваются в один цвет за 3-5 минут. Так, зная основы смешения цветов, вы легко можете получить желаемый оттенок. Всё как в художественных красках: красный с жёлтым дают оранжевый, красный с синим – фиолетовый, Синий с жёлтым дают зелёную пластику. При разбавлении любого цвета белым, он пропорционально количеству белого, светлеет и можно добиться мягких пастельных тонов.
Различные эффекты и вкрапления. Можно сделать различные эффекты вкрапления путем упорядоченного медленного скручивания, вдавливания или наложения пластов. Также можно формировать рисунок внутри с помощью определенных техник работы с пластиком[2., 267c].
Окрашивание и лакировка. Закрепленные изделия из полимерной глины можно раскрасить акриловыми, масляными или нитро-красками. Придать сияние и блеск вы можете путем покрытия вашего изделия лаками на основе растворителя и на водной основе, глянцевыми или матовыми.
Склеивание. Для склеивания изделий из пластики с другими компонентами используйте клей для металлов и пластмасс. Чтобы склеить сломанные части изделий из полимерной глины, подходят разные типы клея, в частности, подходят суперклей, резиновый клей, «88-й клей» и многие другие. Клеи на водной основе подходят редко, поэтому стоит провести эксперимент на бракованных изделиях из пластики, прежде чем клеить окончательное изделие[3., 87c]
На заключительном этапе. После того как моделирование закончено обязательно вымойте руки, рабочую поверхность и инструменты теплой водой с мылом. Избегайте попадания пластика в рот. Малышей и животных желательно держать вне из рабочей зоны. Не следует пить и не есть во время моделирования во избежание попадания материала в рот.
Хранение. Хранить пластик нужно при комнатной температуре или в прохладном месте. Не распакованный пластик может оставаться пригодным в течении нескольких лет. Распакованный пластик поместите в пищевую фольгу, банку или пластиковый пакет. Избегайте контакта с полистиролом, пвх (поливинилхлоридом) и пенопластом, так как их поверхность может подвергнуться химическому воздействию и размягчиться. Не стоит заворачивать полимерную глину в бумагу: размягчающие жиры из неё переходят в бумагу, бумага маслится, а пластика становится жёстче и хуже разминается[4., 65c].
- Правила обжига, бытовые приборы, необходимые для обжига
Очень важно соблюдать все правила обжига изделий из полимерной глины. Температура обжига обязательно должна соответствовать той, что указана на упаковке полимерной глины, из которой вы лепите. Обычно это 100 – 1300 С. Если печка «привирает» температуру или на ней не обозначены градусы, необходимо купить градусник либо опытным путем вычислить нужную температуру. Запеките маленький кусочек полимерной глины при температуре, указанной на упаковке. Если он потемнеет, то температура превышена, если будет очень хрупким ( попробуйте его разломить), то температура недостаточная. Попробуйте сделать температуру чуть меньше или больше и запеките другой маленький кусочек. Как только вы найдете оптимальную температуру, отметьте это каким – нибудь образом на рукоятке и в дальнейшем запекайте при ней. Правильно запеченная полимерная глина может немного гнуться, как твердая резина, но не должна ломаться. Ломкость – признак недостаточно высокой температуры[1.,7с]!
На что следует обратить внимание при выборе печки? Желательно, чтобы это была электрическая печь. Микроволновые печи в данном случае не подойдут, и это написано на упаковке материала. Полимерная глина твердеет именно под воздействием высокой температуры, а микроволновые печи разогревают пищу при помощи волн. Кухонная электрическая или газовая духовка или электрическая мини – печь хорошо подходят для выпекания полимерной глины. Если в микроволновке есть функция гриля и возможность выставить температуру, то ее можно использовать.
Неважно, помещать изделия выпекаться в холодную или разогретую духовку. Но некоторые печки очень сильно разогреваются в начале работы, создавая сильное превышение, а затем температура выравнивается. В таком случае лучше сначала прогреть печку, а затем ставить в нее изделие, иначе оно может подгореть[1.,9с.].
Продолжительность выпекания зависит от размеров изделия, но должна быть не меньше 15 минут. Некоторые производители указывают, что рекомендуется запекать 15 минут на каждые 5 мм изделия. По личным наблюдениям, даже на самые крупные изделия часа в полне достаточно. То есть если у вас кулон толщиной 3-6 мм, то 20 минут хватит. А если объемная фигурка, то можно подержать 40-60 минут. Если вы будете держать изделие меньше нужного, то оно будет более хрупким, может треснуть или сломаться, особенно в тонких деталях. Изделие не подгорит, если вы передержите его в печке. Ключевым моментом в данном случае является температура, а не продолжительность выпекания. То есть вы можете запечь изделия повторно несколько раз, если того требует процесс работы.
Обжигание изделия можно на стекле, листе бумаги, картоне, керамической плитке и любой другой поверхности, которая не повредится при необходимой для обжига температуре. Запекайте на стекле, если вам нужна идеально гладкая поверхность, или на листе обычной офисной бумаги во всех остальных случаях. Ни с бумагой, ни со стеклом при температуре, необходимой для выпекания полимерной глины, ничего не случится. При многократном выпекании на оном и том же листе бумаге лист бумаги пожелтеет, но не более того[1.,13с.].
Ни в коем случае нельзя выпекать изделия на пластмассовой или резиновой доске, а также на доске из материала, который может оплавиться.
Имеет значение, на каком противне вы запекаете. Часто в комплекте с электропечами поставляются противни. Зачастую их было три – толстый черный (с антипригарным покрытием), серебристый и решетчатый. На черном противне изделия подгорали снизу, какой бы низкой температура не была. Оказалось, что противень очень сильно нагревается, создавая значительные превышение температуры, отчего изделия подгорали, оплавлялись снизу. На серебристом или решетчатом противне ничего не подобного не происходит! Их – то и выбираю для себя как «годные». Естественно, ни в коем случае, не запекайте свои изделия прямо на противне, всегда что – нибудь подкладывайте, пусть хотя бы обычный лист бумаги.
Следует сказать и о безопасности. Все производители сопровождают свой продукт предупреждениями о недопустимости превышения температуры обжига. Запах, который возникает при горении полимерной глины, похож на запах жженой пластмассы или резины. Емкость и приспособления, которые контактировали с не запечённой полимерной глиной, крайне не рекомендуется в последствии применять при приготовлении пищи. Печку или духовку, в которой вы запекаете полимерную глину, следует помыть перед приготовлением в ней пищи. Если вы работаете с полимерной глиной довольно много и часто, то лучше приобрести для обжига отельную духовку. Но если вы работаете с глиной от случая к случаю, то домашняя духовка вполне подойдет, но ее необходимо тщательно помыть после обжига. Можно использовать кулинарный рукав или специально отведенный для этих целей емкости[1.,14с.].
- Практические советы и описание этапов изготовления работы из полимерной глины
Одной из задач курсовой работы было намечено практическое освоение различных способов лепки. С этой целью мы решили изготовить миниатюрные десерты из полимерной глины.
Миниатюрные десерты из полимерной глины – необходимые и оригинальные детали. Бусины в виде тортиков и конфет прекрасно подходит для всевозможных подвесок и брелочков, частей бижутерии, в качестве миниатюрного угощения кукол и игрушек, для интерьера кукольного домика, аксессуара ля творческих работ, выполненных из других материалов, декора сумочек или одежды. Это очень популярное и любимое многими направление в лепке.
Материалы и инструменты:
- Полимерная глина разных цветов;
- Канцелярский нож или лезвие;
- Скалка или паста – машина;
- Деревянные зубочистки;
- Круглая форма;
- Суперклей;
- Фурнитура: штифты, колечки, цепочка с замком, швензы;
- Инструменты для сборки: плоскогубцы или круглогубцы.
Первым делом определяем с выбором цветов. Для работы нам понадобится полимерная глина оттенков: шоколадный и розовый для бисквита и конфет, красный и зеленый для спелой клубники. Вы можете выбрать цвета десертов на свой вкус – темный или молочный шоколад, ваниль, фисташки, какие – то фруктовые оттенки, а может и самые неожиданные сочетания.
Раскатываем равномерный пласт шоколадного цвета толщиной примерно 3мм.
Формочкой вырезаем два одинаковых круга для будущего тортика. Раскатываем точно такой же пласт розового цвета, после чего вырезаем два таких же круга из него. Складываем все окружности вместе в чередующемся порядке – это основа бисквитного торта.
Боковую сторону торта закрываем розовым цветом раскатываем длинный тонкий розовый пласт, прикладываем основу бисквитного торта боковой стороной. Вырезаем тонкую полоску по ширине основы торта и аккуратно оборачиваем ей всю боковую сторону торта.
Детали будущий торт на 8 частей. Разрезаем сначала пополам, затем каждую половину в отдельности делим на две части, а после – пополам и на четверти. Кусочки могут незначительно отличаться, но все же старайтесь делать их одинаковыми.
Для украшения торта будет использоваться ягоды клубники. Их необходимо выполнять по числу кусочков, но по желанию можно украсить и большим количеством. Раскатываем длинную «колбаску» красного цвета, делим ее на мелкие, примерно одинаковые части. Из тонкого пласта зеленого цвета вырезаем мелкие треугольнечки. Раскатываем кусочек красного цвета сначала в шар, а из него формируем капельку. Зубочисткой подцепляем треугольнечки и прикладываем к широкой стороне капельки – это листочки. На ягодке можно сделать точки зубочисткой, имитируя косточки.
Прижимаем ягодки к поверхности тортика, чтобы они хорошо закрепились. Чтобы ягоды надежно были закреплены на кусочках, можно смазать место стыка гелем, жидкой пластикой, которые термоклеем.
Для конфет выбираем шоколадный оттенок полимерной глины. Делаем шарики чуть меньше кусочков тортика, немного прижимаем их к рабочей поверхности, чтобы они приняли форму полусферы, похожей на форму пышной булочки.
Раскатываем длинные тонкие нити розового цвета. Закручиваем их спиралью на поверхности конфет. Начинаем с центра, где прижимаем нить, ведя нитки по направлению к краям конфеты.
В тортики и конфетки вставляем штифты. Следите, чтобы штифты не вылезали с боковых сторон бусин. Не двигайте штифт из сторон в сторону, так отверстие может получиться большими штифт не будет плотно держаться. Все полученные части запекаем вместе со штифтами. После запекания первым делом вклеиваем штифты.
Плоскогубцами или круглогубцами достаем штифт из бусины, обмакиваем в клей, после чего быстрым движением вставляем штифт на место.
Раскладываем бусины в том порядке, в каком вы хотите собрать их в браслет.
Подготовим цепочку с замком и пару дополнительных стеклянных бусинок. Используя инструменты, подвешиваем на соединительные колечки все детали к цепочке.
Два кусочка тортика оставляем для сережек. В результате получился очень «вкусный» комплект!
Пользуясь этим уроком, можно создать не только клубничный, но и любой десерт. Малина, лесные ягоды, яблоки или какие – то экзотические фрукты, все эти начинки разнообразят ваше меню и сделают процесс изготовления ещё более увлекательным.
Важно не только выполнить красивое изделие, но и сохранить его. При соблюдение простых правил, ваши украшения будут радовать вас и ваших близких долгие годы.
Изделия из полимерной глины водостойки. Но при хранении необходимо обращайть внимание и на дополнительные материалы, использованные в изделии, - лак, краски, металлическая фурнитура. Лак и металл могут испортиться во влажной среде. Если выдержит полимерная глина, то может не выдержать фурнитура – заржавеет, перетрется, поменяет цвет. Берегите изделия от агрессивных химических веществ – растворители, моющие средства или косметика могут испортить изделия. Если вы пользуется крем от загара и носятся при этом украшение на теле, то велика вероятность, что лак с украшения сойдет. Если помыть украшение, покрытое лаком, моющим средством, то его ждет та же участь. Полимерная глина хорошо переносит температуры, комфортные для человека. Но заморозка или сильный нагрев могут испортить изделие. Нельзя класть запечатанное изделие для эксперимента в морозилку или за окно при -300 , а также на яркое солнце на подоконник при +300. На морозе полимерная глина становится хрупкой, а при нагреве – тянется и рвется.
Нельзя кидать или испытывать изделия на прочность, так как предел прочности может оказаться не так велик, как кажется. Если же вы случайно уроните запеченную полимерную глину, она не разобьется, это достаточно прочный материал. Также не следует давать изделии для игры маленьким детям и животным.
Сам процесс принес много удовольствия, ведь лепка из полимерной глины – очень увлекательное занятие!
Выводы по главе 1
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели основные вопросы по теме исследования:.
В частности, в параграфе 1.1. мы осветили историю возникновения художественной обработки различных видов глины, легенды связанные с этим материалом и использование её от декоративных до
В параграфе 1.2. мы рассмотрели историю появления полимерной глины и различные направления её использования в ДПИ.
В параграфе 1.3. мы рассказали, какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы с полимерной глиной.
В параграфе 1.4. мы дали методические рекомендации по освоению различных видов и способов лепки.
В параграфе 1.5. мы выявили особенности преподавания обжига, при этом сформулировали ряд правил, которыми необходимо руководствоваться на занятиях по глине.
В параграфе 1.6. было рассказано об практических советах и описание этапов изготовления работы из полимерной глины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к выводу, что в ходе исследования нами были выполнены намеченные задачи:
- Изучить теоретическую и методическую литературу по выбранной теме;
- Обобщить технологические приемы и способы художественной обработки полимерной глины;
- Приступить к практическому освоению различных способов лепки.
Изучением истории возникновения глины и полимерной глины расширило наш кругозор, обогатило представление о мире, созданное умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой, дало толчок к возникновению идей для реализации технологических замыслов и проектов.
Освоение технологических приемов позволило нам узнать о многообразии видов и способов полимерной глины.
Знания, полученные из методической литературы по изучаемой проблеме, дадут нам возможность в дальнейшем использовать их для создания методического комплекта по изготовлению работ из полимерной глины в начальной школе во внеурочной работе. И внести свой вклад в создание методических разработок для учителей начальной школы и студентов педагогического колледжа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анна Оськина, Бусины из полимерной глины – 80 с.
- Акунова,Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. – М.: Высшая школа. 2010 - 230с.
- Буббико, Дж., Круус, Х. Керамика: техники, материалы, изделия. Пер с итал. – изд. «Ниола-Пресс». 2006 – 303с.
- Борев,Ю.Б. Художественное направление в искусстве 20 века: борьба реализма и модернизма. – Киев. 2006 – 206с.
- Долорс Росс. Керамика: техника. Приёмы. Изделия./Пер. с нем. Ю. О. Бем. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003 – 296с.
- Елена Гребенникова: Полимерная глина. Техника. Приемы. Изделия – 130с
- Екатерина Серомаха, Серьги из полимерной глины – 64с.
- Материаловедение: лекции / Мальцев, И. М. - Ниж. Новгород: НГТУ, 2013 - 103с.
- Некрасова, М.А., Современное народное творчество (по материалам выставок 1977-78г.). – Л. 2009 – 96с.
- Основы материаловедения / Сажин, В.Б. - М.: Теис, 2012. - 155с.
- Форманова К. А., Полимерная глина – 32с
- http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/010/949.htm
- http://master-fimo.ru/articles/8/ya-novichok/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Полимерная_глина
- http://zadachi-po-khimii.ru/zanimatelnaya-khimiya/polimernaya-glina.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...