ПК 4.4 Педагогические разработки
учебно-методический материал на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 248 КБ |
nauchnaya_statya.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение СПО (ССУЗ)
«Челябинский педагогический колледж №1»
Согласованно с Утверждено директором
заместителем директора ГБОУ ЧПК №1
_____________________ _____________________
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Познаю себя»
Направление: Общеинтеллектуальное Составители:
Вид: Игровая студентки 34 группы:
Возрастная группа: 8-9 лет Халып Марина,
Срок реализации: 1 год Федосевич Татьяна
Челябинск, 2017 г.
Оглавление
Результаты освоения программы внеурочной деятельности 14
Учебно – методический комплекс 17
Материально - техническое обеспечение 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Пояснительная записка
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье. Поэтому ключевым критерием его формирования ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Личностные универсальные учебные действия:
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Познавательные универсальные учебные действия:
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Познаю себя» изучается в 3 классе по два часа в неделю (68ч. в год).
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
При изучении курса «Познаю себя» используются такие формы проведения:
- Игра-тренинг;
- Игра-драматизация;
- Познавательная беседа;
- Просмотр видеоматериалов;
- Создание схем, рисунков;
- Написание сочинений;
Итоги работы подводятся с помощью проектной деятельности и конференций.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
Раздел 1. Я и мои чувства (1-6) | |||||||
1 | Знакомство. Введение в мир психологии | 1 ч | 1 ч | Беседа «Кто такой я?», «Какие у меня чувства?», упражнения, рисунок, игра-тренинг | |||
2 | Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1ч | 1 ч | Беседа, упражнения, проект «Что для тебя радость?», дискуссия | |||
3 | Страх. Как справиться со страхом? | 1ч | 1 ч | Беседа, упражнения | |||
4 | Гнев. Может ли гнев принести пользу? | 1 ч | 1 ч | Беседа, дискуссия, просмотр видеоматериала, анализ | |||
5 | Чувства | 1ч | 1ч | Просмотр видеоматериала, проект | |||
6 | Итоговое занятие | 1ч | 1ч | Создание карты эмоций, беседа | |||
Раздел 2. Как мы видим друг друга (7-9) | |||||||
7 | Качества людей | 1ч | 1 ч | Беседа, групповая работа, анализ произведения | |||
8 | В каждом человеке есть «светлые» и «темные» качества | 3ч | 1ч | 2ч | Беседа, упражнения, работа в группах, просмотр видеоматериалов, проект, работа в парах | ||
9 | Итоговое занятие | 1ч |
| 1 ч | Беседа, составление схемы | ||
Раздел 3. Я – фантазер (10-14) | |||||||
10 | Фантазер. Кого можно назвать фантазером? | 1ч | 1 ч | Беседа, просмотр видеоматериала, анализ, упражнение | |||
11 | Я умею фантазировать | 1ч | 1ч | Проект « Я – фантазер» | |||
12 | Мои мечты | 1ч | 1 ч | Беседа, групповая работа, проект | |||
13 | Фантазия и ложь | 2ч | 1ч | 1ч | Беседа, конкурс, упражнения, анализ сказки «Лживый мальчик» | ||
14 | Итоговое занятие | 1ч | 1 ч | Беседа, упражнение «Погружение в мир фантазий» | |||
Раздел 4. Я и моя школа (15-18) | |||||||
15 | Я и моя школа | 1ч | 1 ч | Беседа, проект | |||
16 | Я и мой учитель | 1ч | 1 ч | Беседа, сочинение, рисунок « Каким я вижу учителя» | |||
17 | Я и коллектив | 1ч | 1 ч | Беседа, проект | |||
18 | Итоговое занятие | 1ч | 1 ч | Беседа, упражнения | |||
Раздел 5. Мои родители (19-21) | |||||||
19 | Я и мои родители | 1ч | 1 ч | Беседа, конкурс «Моя семья», «Моя идеальная семья» | |||
20 | Урок мудрости (уважение к старшим) | 1ч | 1ч | Беседа, игра-драматизация, групповая работа | |||
21 | Итоговое занятие | 1ч | 1 ч | Беседа, проект | |||
Раздел 6. Я и мои друзья (22-25) | |||||||
22 | Настоящий друг. Взаимопонимание. | 2ч | 1ч | 1ч | Беседа, сочинение «Мой лучший друг», просмотр видеоматериала, дискуссия, игра-драматизация, упражнения | ||
23 | Умею ли я дружить? | 1ч | 1 ч | Беседа, рисунок «Образ дружбы», проект | |||
24 | Трудности с друзьями. Ссора и драка. | 2ч | 1ч | 1ч | Беседа, работа в парах, проект, дискуссия, просмотр видеоматериала | ||
25 | Что такое одиночество? | 1ч | 1 ч | Беседа, групповая работа (разбор ситуаций) | |||
Раздел 7. Умение владеть собой. (26-32) | |||||||
26 | Кто я? | 1ч | 1 ч | Беседа, просмотр видеоматериала, сочинение | |||
27 | Какой я? Большой или маленький? | 1ч | 1ч | Беседа, дискуссия, игра | |||
28 | Мои способности. | 1ч | 1 ч | Беседа, просмотр видеоматериала, игра | |||
29 | Мой выбор, мой путь | 1ч | 1 ч | Беседа (Кем хочешь стать?), просмотр видеоматериала | |||
30 | Не хочу быть плохим | 1ч | 1 ч | Беседа, просмотр видеоматерила, обсуждение сказки, сочинение «Почему я не хочу быть плохим». | |||
31 | Хозяин своего Я | 2ч | 1ч | 1ч | Беседа, тестирование, сочинение, проект «Каким я вижу себя», демонстрация примера лэпбука | ||
32 | Итоговое занятие. | 1ч | 1 ч | Беседа, создание заготовок к Лэпбуку | |||
Раздел 8. Культура общения.(33-35) | |||||||
33 | Вежливость | 2ч | 1 ч | 1 ч | Беседа, игра-драматизация, упражнения | ||
34 | Уважение | 1 ч | 1 ч | Беседа, сочинение, игра. | |||
35 | Итоговое занятие. | 1ч | 1ч | Создание Лэпбука | |||
Раздел 9. Сотрудничество. (36-39) | |||||||
36 | Что такое сотрудничество? | 2ч | 1 ч | 1 ч | Беседа, работа со сказкой, упражнения, проект. | ||
37 | Мы умеем действовать сообща | 1ч | 1 ч | Игра-тренинг, беседа. | |||
38 | Коллективная работа | 1ч | 1ч | Дискуссия(+ и -), беседа, задания на коллективную работу. | |||
39 | Итоговое занятие. Сотрудничество в коллективе | 1ч | 1ч | Проект. | |||
Раздел 10. Мое будущее (40-41) | |||||||
40 | Что такое будущее? | 1ч | 1 ч | Беседа, игра. | |||
41 | Я в будущем | 1ч | 1 ч | Рисунок, сочинение, анализ «Я сейчас – Я в будущем» | |||
Раздел 11. Расту интеллигентным человеком. (42-44) | |||||||
42 | Кто такой интеллигентный человек? | 1ч | 1 ч | Беседа, составление схемы(качества интел.чел.) | |||
43 | Хочу вырасти интеллигентным человеком | 1ч | 1ч | Составление инструкции (как стать интеллигентным человеком) | |||
44 | Что такое идеальное «Я»? | 1ч | 1 ч | Беседа(представление своего эталона), упражнение (дорога к идеалу). | |||
Раздел 12. Я – свободный человек. (45-49) | |||||||
45 | Кто такой свободный человек? | 1ч | 1 ч | Беседа, сочинение (кто такой свободный человек?) | |||
46 | Права и обязанности | 1ч | 1 ч | Беседа, упражнения. | |||
47 | Нарушения прав и их последствия | 1ч | 1 ч | Беседа, игра-драматизация, просмотр видеоматериала | |||
48 | Как разрешать конфликты мирным путем? | 1ч | 1 ч | Беседа, работа со сказкой, игра-драматизация. | |||
49 | Я – свободный | 1ч | 1ч | Просмотр видеоматериала, проект. | |||
Раздел 13. Я – лидер. (50-56) | |||||||
50 | Кто такой лидер? | 1ч | 1 ч | Беседа, рисунок, анализ. | |||
51 | Качества лидера | 2ч | 1ч | 1ч | Беседа, просмотр видеоматериала, схема, анализ(+и- быть лидером), проект | ||
52 | Лидер и его команда | 1ч | 1 ч | Беседа, игра-тренинг. | |||
53 | Мы лидеры | 1ч | 1 ч | Беседа, сочинение. | |||
54 | Путь к лидерству | 1ч | 1ч | Проект | |||
55 | Итоговое занятие. Я – лидер | Беседа, проект | |||||
56 | Итоговое занятие | 1ч | 1ч | Конкурс | |||
Итого: | 64 часа |
Содержание курса
Занятие № 1 (практическое) «Знакомство. Введение в мир психологии». Беседа об основной цели кружка «Зачем познавать себя?». Проведение упражнений на знакомство (различных видов), упр. «Рисунок имени», «Импульс». Беседа «Что такое мои чувства?».
Занятие № 2 (практическое) «Радость. Как ее доставить другому человеку». Беседа о том, что такое радость. Проведение упражнений «Собираем добрые слова», «Подари радость другому». Проект «Что для тебя радость?» (дети должны изобразить на бумаге то, что побуждаем в них чувство радости).
Занятие № 3 (теоретическое) «Страх. Как справиться со страхом». Беседа о том, что такое страх. Упражнения «преодолей свой страх», «страх моими глазами», «скорлупа страха» (дети рассказываю о своих страхах, и преодолевают их).
Занятие №4 (теоретическое) «Гнев. Может ли гнев принести пользу». Беседа, что такое гнев. Дискуссия на тему «Может ли гнев принести пользу» Просмотр видеоматериала «Головоломка» мультфильм. Анализ и обсуждение.
Занятие №5 (практическое) «Чувства». Просмотр видеоматериала (фрагменты мультфильмов). Тест «Сказка» Луизы Дюсс.
Занятие №6 (теоретическое) «Качества людей». Беседа о том, что такое качества, какие они бывают? Работа со сказкой «Красная шапочка». Анализ.
Занятие №7(теоретическое) 8,9(практические) «В каждом человеке есть светлые и темные качества». Работа в группах упражнение «Мы похожи-мы отличаемся». Проведение упражнений «Волшебный стул», «Как я вижу тебя», просмотр видеоматериала и проект по видеоматериалу «Актер и как я его вижу». Работа с пословицами и высказываниями о качествах.
Занятие №10 (теоретическое) «Фантазер. Кого можно назвать фантазером.». Беседа кто такой фантазер. Упражнения «Представьте себе», «Не может быть», «Что было бы, если бы…», «Термометр» и т.д.
Занятие №11 (практическое) «Я умею фантазировать». Проект «Я фантазер».
Занятие № 12 (практическое) «Мои мечты». Беседа что такое мечты. Работа в группах, проект «Наша общая мечта».
Занятие №13(теоретическое) , 14(практическое) «Фантазии и ложь». Беседа об общем и различиях. Конкурс фантазеров. Проведение упражнений «Поступки лжецов», «Кто лжет». Работа со сказкой «Лживый мальчик».
Занятие №15 (практическое) «Я и моя школа».Беседа о том, какую роль играет школа в моей жизни? Меняет ли она меня? Проект «Моя идеальная школа».
Занятие №16 (практическое) «я и мой учитель». Беседа «Кто для меня учитель?». Сочинение на тему « Мой учитель». Рисунок « Идеальный учитель, какой он?»
Занятие №17 (практическое) «Я и коллектив». Беседа « Что такое коллектив?». Проект « Моя роль в коллективе»
Занятие №18 (практическое) «Я и мои родители». Конкурс рисунков « Моя семья», « Моя идеальная семья»
Занятие №19 (практическое) «Урок мудрости, уважение к старшим». Групповая работа, этюд « Дружная семья». Беседа « Что значит дружная семья»
Занятие №20 (теоретическое) «Настоящий друг». Беседа « Кто такой друг и кого можно считать настоящим другом?» . Сочинение « Мой лучший друг». Просмотр видеоролика. Дискуссия. Этюд «Друзья». Упражнение « Качества лучшего друга».
Занятие №21 (практическое) «Взаимопонимание». Беседа. Игра – драматизация. Игра «Убеждение кого – либо».
Занятие №22 (практическое) «Умею ли я дружить?». Беседа. Рисунок « Образ дружбы». Проект « Я – твой друг»
Занятие №23 (теоретическое),24 (практическое) «Трудности с друзьями, ссора и драка». Беседа « Какие трудности бываю в дружбе?». Работа в парах « Трудности в дружбе». Просмотр видеоматериала. Дискуссия « Приемлемо ли драться и ссориться с другом?»
Занятие №25 (теоретическое) «Что такое одиночество?». Беседа. Работа в парах (разбор ситуаций).
Занятие №26 (теоретическое) « Кто я?». Беседа. Просмотр видеоматериала. Сочинение.
Занятие № 27 (практическое) « Какой я? Большой или маленький?». Дискуссия. Игра- драматизация « Поступки взрослых и детей»
Занятие №28 (практическое) «Мои способности» Беседа « Что такое способности? Какие есть способности у меня?», Шоу талантов
Занятие №29 (теоретическое) « Мой выбор, мой путь» Беседа « Кем ты хочешь стать?». Просмотр видеоматериала, анализ
Занятие №30 (теоретическое) «Не хочу быть плохим». Беседа « Что значит быть плохим?». Просмотр видеоматериала, обсуждение. Сочинение « Почему я не хочу быть плохим?»
Занятие №31(теоретическое), 32(практическое) «Хозяин своего я». Беседа « Что значит хозяин». Тестирование (определение темперамента, характера, эмоциональности, оптимистичности и т.д). Сочинение «Каким я вижу себя»
Занятие №33 (практическое) «Вежливость». Беседа «Вежливость – это». Игра «берем – не берем». Игра «Волшебные слова». Рисунок «Доброта моими глазами».
Занятие №34(теоретическое) «Уважение» Беседа « Этикет». Игра – драматизация ( в театре, в школе, в магазине). Сочинение « Кого я уважаю?»
Занятие №35 (практическое) «Характеристика личности». Создание Лепбука
Занятие №36 (практическое) «Сотрудничество». Беседа « Что такое сотрудничество?». Упражнение « Понимаю другого». Работа со сказкой « Репка», анализ.
Занятие №37 (практическое) «Мы умеем действовать сообща». Упражнения « Скорлупа», « Построй фигуры», анализ. Игра – тренинг
Занятие № 38 (практическое) «Коллективная работа». Дискуссия « + и – ». Упражнение « Завяжи узел».
Занятие№39 (теоретическое) «Что такое будущее?». Беседа. Словосочетания со словом «будущее». Упражнение «Вообразим будущее»
Занятие№40 (практическое) « Я в будущем». Рисунок. Сочинение « Я сейчас – в будущем», анализ.
Занятие№41 (теоретическое) « Кто такой интеллигентный человек?». Беседа. Упражнение « Качества интеллигентного человека»
Занятие№42 (практическое) «Хочу вырасти интеллигентным человеком». Составление инструкции, работа в группах « Как стать интеллигентным человеком?»
Занятие№43 (теоретическое) «Что такое идеальное я?». Беседа. Представление своего эталона. Упражнение «Дорога к идеалу»
Занятие№44 (практическое) «Кто такой свободный человек?». Беседа. Сочинение « Кто такой свободный человек?»
Занятие№45 (теоретическое) « Права и обязанности». Беседа « Что такое права и обязанности?». Упражнения « Должен и имею право» (как школьник), «5 главных прав»
Занятие№46 (теоретическое) «Нарушение прав и их последствие». Беседа. Игра-драматизация. Просмотр видеоматериала
Занятие№47 (практическое) « Как разрешать конфликты мирным путем». Этюд « Ссора друзей», обсуждение. Игра – драматизация « Я так хочу»
Занятие№48 (практическое) «Я свободный». Просмотр видеоматериала. Проект « Моя свобода»
Занятие№49 (теоретическое) «Кто такой лидер?». Беседа. Рисунок «Лидер – он..», анализ.
Занятие№50(теоретическое),51 (практическое) «Качества лидера». Составление схемы. Просмотр видеоматериала., анализ. + и – быть лидером. Проект «Лидер и его качества»
Занятие№52 (практическое) «Лидер и его команда». Беседа. Упражнения «Завяжи узел», « Кукловод»
Занятие№53 (практическое) «Мы лидеры». Беседа «Какой я лидер?». Сочинение « Я – лидер»
Занятие№54 (практическое) « Путь к лидерству». Проект « Как мне стать лидером?»
Занятие№55 (теоретическое) «Итоговое занятие». Беседа. Подведение итогов
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Критерии | Показатели | Инстументарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
Личностные результаты: -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; -развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). -анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | Прогнозируемый воспитательный результат: -Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Прогнозируемый воспитательный эффект: -Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; -Проявление особого интереса к новому собственно к школьному содержанию занятий; -Мотивация интереса к познанию своего я; | Анкета «Расскажи о себе» (Приложение 1) Лэпбук «Характеристика личности» (Приложение 2) | В начале года Занятие 35 |
Предметные результаты: -овладение учебными действиями, умение использовать знания для решения творческих, коммуникативных задач; - работать в группе, в коллективе; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -адекватно анализировать собственные проблемы; - через игровые роли и сказочные образы осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; | Прогнозируемый воспитательный результат: - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; - умение применять нормы речевого поведения в процессе коммуникации; | Лэпбук «Характеристика личности» (Приложение 2) | Занятие 35 |
Метапредметные результаты: - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. -готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существовании различных точек зрения; -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; | Прогнозируемый воспитательный результат: -понимание возможностей различных позиций, точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -умение договариваться и находить общее решение; -способствовать, сохранять доброжелательно отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; Прогнозируемый воспитательный эффект -владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; -эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; -умение слушать собеседника; | Конкурс «Это я» (Приложение 3) | В конце года |
Учебно – методический комплекс
Для педагога:
Обязательное:
- Психодиагностика: коллекция лучших тестов /О.Н. Истратова, Т.В.Эксакусто. – 5-е изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2008
- Пособие психология познания Рогов Е.И. – М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998
- Практическая психология в тестах или как научится понимать себя и других/ Р.Римская, С.Римский, - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г.
- Учебник введение в психология / под ред. А.В. Петровского.- М.: издательский центр «Академия», 1998г.
Дополнительное:
- Воображение и его развитие в детском возрасте Выготский Л.С. – М., 1987г.
- Развитие представлений у детей Карандышев Ю.Н. – Минск 1987г.
- Фопель К. – Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. М.: Генезис, 2007. –
Интернет-ресурсы:
http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
Материально - техническое обеспечение
Канцелярия:
- Кейс для тренингов (фломасеры, карандаши, бейджи, стикеры)
- Бумага А4 (белая и цветная) – 3 пачки
- Картон – 4 п.
- Бумага А3 – 2 п.
- Ватманы – 30 шт.
- Ручки – 30 шт.
ИТС:
- Компьютер
- Принтер
- Проектор
- Сканер
- Доступ в интернет
Помещение для работы:
- Парты
- Кондиционеры
- Шкафы для принадлежностей
- Кулер с питьевой водой
- Дневной свет
- Доска
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков Б.С. Психология младшего школьника Учебное пособие Педагогическое общество России Москва 2002
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте – М., 1987г.
- Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с.. 1999
- Петровский А.В. Учебник введение в психологию – М.: изд. Центр «Академия», 1998 г.
- Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие/А.Н.Фоминова, - 2-е изд., - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010
- Рабочая программа по психологии: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/11/19/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-psikhologii Режим доступа: 03.03.2017
- Программа внеурочной деятельности «Психология общения»: https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-psihologiya-obscheniya-klassi-1403806.html Режим доступа: 03.03.2017
- Психологические игры для тренингов: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html Режим доступа: 20.03.2017
- Интересные упражнения для тренинга http://trenerskaya.ru/article/view/interesnye-uprazhneniya-dlya-treninga Режим доступа: 12.03.2017
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Расскажи о себе
1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет и где ты живёшь?__________________
________________________________________________________________
2. Какой предмет в школе самый любимый? Почему?__________________
________________________________________________________________
3. Твой любимый кинофильм или мультфильм?_______________________
________________________________________________________________
4. Любимое время года? Почему?___________________________________
________________________________________________________________
5. Какое блюдо ты готов есть всегда?_______________________________
6. Твой любимый цвет?___________________________________________
7. С кем ты дружишь?____________________________________________
8. Какую одежду ты предпочитаешь?_______________________________
9. Любимая игра (не электронная!!!)?_______________________________
10. Чем ты можешь быть интересен для других?______________________
_______________________________________________________________
11. Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто автор?______________________
_______________________________________________________________
12. Твой любимый герой книг, кинофильма?_________________________
13. Любимый вид спорта?_________________________________________
14. Думал ли ты, кем хочешь стать, когда вырастешь? Почему?_________
_______________________________________________________________
15. Какую музыку ты любишь? Есть ли любимый исполнитель или группа?_________________________________________________________
16. Что тебе НЕ нравится в твоем характере?_________________________
17. За что ты уважаешь других людей?______________________________
18. Чего ты боишься больше всего?_________________________________
19. Когда ты бываешь счастлив?________________________________ ___
_______________________________________________________________
Составляется таблица о способностях, интересах ребенка, чтобы знать где, в какой теме, и на какого ребенка сделать уклон.
Приложение 2
Характеристика личности
При создании лэпбука детям показывается пример, в который входят все изученные ранее ими темы. Учитель раздает расчерченные листы, на которых обозначены границы для каждой информации. Таким образом, ребенок создает визитную карточку о себе, вспоминая все пройденные темы. При составлении он может пользоваться своими работами.
Критерии оценивания: соответствие к теме, полнота работы (раскрыты все темы), творческий подход, качество оформления.
Оценка производится в баллах по каждому показателю в соответствии со следующей шкалой:
- показатель реализуется в полной мере - 3 балла;
- реализуется частично - 2 балла;
- не реализуется - 0 баллов
Высокий уровень – 12 баллов; средний – 8 баллов; низкий – от 7 баллов
Приложение 3
Конкурс «Это я»
Формы творческих представлений:
- песня (написание её и исполнение)
- лэпбук
- театральный номер
- сказка
- сочинение
-рисунок
Дети представляют себя, используя различные формы, их выступление должно включать большинство пройденных тем.
Критерии оценивания: оригинальность, творческий подход, полнота работы, качество представления, качество оформления, если это лэпбук, сочинение, рисунок.
Оценка производится в баллах по каждому показателю в соответствии со следующей шкалой:
- показатель реализуется в полной мере - 3 балла;
- реализуется частично - 2 балла;
- не реализуется - 0 баллов
Высокий уровень – 12 баллов; средний – 8 баллов; низкий – от 7 баллов
Обучающие упражнения:
Трям-здравствуйте: Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку и узнать имя с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.
Белка: На полу отмечаются две линии друг напротив друга, люди распределяются произвольно вдоль линий. Вводная: ведущий называет какие-то характеристики, например: «Пусть справа окажутся те, кто любит эстрадную музыку, а слева — те, кто любит классику" (варианты – имена, фильмы и так далее). Участники должны быстро, не столкнувшись перебежать на ту линию, которая им подходит. Если не подходит ни та, ни другая – останавливаются в центре. Если столкнулись – ведущий выбирает нового воду и все продолжается.
Подари радость другому
Каждый участник, работая в парах должен за определенное время (10 сек) порадовать своего напарника, чтобы подарить ему радость. Дети могут сделать: обнять, улыбнуться, погладить, нарисовать цветочек, подарить, написать записку.
Собираем добрые слова
Детям предоставляется шаблон цветка, в котором они должны написать добрые слова о своем друге.
Фрагменты из сказок: Красная шапочка
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.
Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.
- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Ладно, -говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает бабушка.
-Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, -отвечает Волк, - я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.
А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!
Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.
Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.
Скоро она пришла и постучалась: Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.
Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила:
- Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!
Волк откашлялся и сказал потоньше:
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.
Красная Шапочка дернула за веревочку-дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:
- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной!
Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.
Волшебный стул
Вызывается доброволец, который садится на волшебный стул, закрывает глаза. Учитель говорит ребятам, что мы видим теперь только светлые качества этого человека, давайте назовем их (внешние качества, поступки)
Работа с пословицами
Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит. (о злости)
Свет не без добрых людей. (о доброте)
Добрые умирают, да дела их живут. (о доброте)
Человек не камень: терпит, терпит, да и треснет. (о терпении)
Хорошо там, где нас нет. (о зависти)
Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (о зле)
Смелость города берет. (о смелости)
Ум хорошо, а два лучше. (об уме)
Умные речи приятно и слушать. (об уме)
Что в лоб, что по лбу. (об упрямстве)
Хвастливое слово гнило. (о хвастовстве)
Хвалился черт всем миром овладеть, а бог ему и над свиньей не дал власти. (о хвастовстве)
Конкурс фантазеров
Ребенок придумывает про себя небылицу, которая начинается со слов: « – Однажды». Дети поочередно фантазируют, соблюдая правила для фантазеров и слушателей. После того, как все желающие примут участие в конкурсе, расскажут небылицы, необходимо выяснить, что из сказанного вымысел, а что – правда.
Поступки лжецов
Ребятам предлагается продолжить рассказы:
1 Дима играл в футбол и не успел выучить уроки. Вечером маме пришлось сказать неправду. На следующий день учительница вызвала Диму к доске…
Вопросы:
-Почему Дима сказал неправду?
-Как лучше следовало поступить?
-Понравился ли вам поступок Димы?
2 Саша оставил в классе красивую ручку. На следующий день Слава пришел в класс первый и нашел ручку. Он долго рассматривал её и положил себе в портфель. На следующий день Саша заметил, что у Славы точно такая же ручка, какая была у него….
Вопросы
-Как вы оцениваете поступок Славы?
-Как ему необходимо было поступить в данной ситуации?
Качества лучшего друга
Ребенок выходит к доске со своим лучшим другом и представляет его другим детям, называя его имя и качества, а также отвечает на вопрос, почему он дружит с ним.
Тест определение темперамента
Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет». 1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?
После того как ребенок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более этот ребенок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия). Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии. Интерпретация результатов
1 балл — интроверсия выражена ярко.
Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми
приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях. 2—3 балла — умеренная интроверсия.
Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.
4—5 баллов — умеренная экстраверсия.Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.
6 баллов — экстраверсия значительная. Ребенок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребенок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам. Приступаем к следующим вопросам:
7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием. Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности. Интерпретация результатов
1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.
Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки. 2—3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.
Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам. 4—5 баллов — эмоциональная неустойчивость.
Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия. 6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.
Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребенка можно воспользоваться «кругом Айзенка».
На горизонтальной оси отметьте сумму баллов
по шкале «интроверсия — экстраверсия»
(вопросы 1—6), а на вертикальной — сумму
баллов по шкале «стабильность — нестабильность»
(вопросы 7—12). Отметив на осях обе точки,
проведите от каждой перпендикуляр до
точки пересечения. В том секторе, где
пересеклись линии, обозначен темперамент ребенка.
Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит ребенку свойственны черты двух видов темперамента.
Тест на определение характера
Вопрос N 1.
Переплетите пальцы рук и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец, если левый - вы человек эмоциональный, правый - у вас преобладает аналитический склад ума.
Вопрос N 2.
Попробуйте "прицелиться", выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.
Вопрос N 3.
Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.
Вопрос N 4.
Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.
П П П П - для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.
П П П Л - определяющая черта вашего характера - нерешительность.
П П Л П - для вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто.
П П Л Л - редкий тип характера. Мягкий. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).
П Л П П - тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.
П Л П Л - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого харак тера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречается, как правило, у женщин.
Л П П П - такое сочетание встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью.
Л П П Л- для вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого, внимательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".
Л Л П П - вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
Л Л П Л - в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип характера, практически не встречается у мужчин.
Л Л Л П - вы эмоциональный, энергичный и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.
Л Л Л Л - у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.
Л П Л П - самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.
Л П Л Л - вы настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди неуступчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.
П Л Л П- у вас легкий характер. Вы счастливо умеете избегать кон- фликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения.
П Л Л Л - вам присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.
Тест аудиал, визуал, кинестетик.
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту
• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов:
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка. При общении с людьми первым делом обращают внимание на лицо человека, его одежду и внешность. Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде
Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания. Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты
им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей. На что обращают внимание при общении с людьми: на имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова.
Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться. На что обращают внимание при общении с людьми: на то, как другой себя ведет, что он делает и чем занимается.
Игра-драматизация
Детям выдаются ситуации (например: вам нужно купить билеты на спектакль «Ромашка» на 27 человек, два взрослых и остальные дети), вам нужно обыграть, как вы возьмете эти билеты (цветы, игрушки и т.д.).
Уважение
Каждый учащийся пишет: Поступки, которые позволяют человеку уважать себя больше (честность, вежливость, ответственность); Поступки, из-за которых уважение человека к себе теряется (ложь, воровство, драчливость, крикливость, умение спорить). Один учащийся зачитывает поступки, которые позволяют уважать себя больше. Второй учащийся зачитывает поступки, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Построй фигуру
Участники выстраиваются в линию и закрывают глаза, ведущий дает задание: построить определенную геометрическую фигуру, абсолютно ничего не видя, дети должны построить фигуру.
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских способностей у младших школьников посредством проведения опытов на уроках окружающего мира
Т.А. Федосевич, руководитель Е.Ю. Лебедева ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Но в современном мире ребёнку поступает огромное количество информации, и он совершенно не знает и не умеет работать с ней. Многие исследователи, ученые, педагоги и философы обращали внимание на данную проблему и выявили, что именно в рамках учебной программы более эффективная обработка информации может быть осуществлена с помощью исследовательской деятельности. Но помимо того, чтобы просто обрабатывать информацию ребенку нужно еще и развивать исследовательские способности для большей эффективности процесса. В исследовательской деятельности есть множество видов, на уроке естествознания самый эффективный практический метод исследования – опыт. Применяя его у учеников, включаются различные виды деятельности в процессе усвоения новых знаний. Но в школах есть ряд проблем для реализации проведения опытов на уроках естествознания, класс не оборудован специальными приборами, учителя не придерживаются учебных программ и не проводят опыты с учениками, недостаточная мотивация у учеников для исследовательской деятельности, не умение учителей проводить исследовательскую деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что ребенок должен уметь:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) окружающего мира;
В процессе обучения ученик также должен уметь: находить, моделировать, характеризовать, описывать, сравнивать и различать, выбирать, выявлять информацию. Данные умения тесно связаны с исследовательской деятельностью.
Рассматриваемый вопрос имеет высокую научную разработанность. Научно-теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как: И. П. Павлов, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. и многие другие.
Обухов писал, что исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
В работе Н.С. Криволапа, говориться, что исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиции: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Одним из основных видов исследовательской деятельности являются опыты .
Опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
В начальной школе при изучении предмета естествознания важное место занимают практические методы. Практические методы способствуют более глубокому изучению предмета, объектов и явлений природы. Применяя их у учеников, включаются различные виды деятельности в процессе усвоения новых знаний. К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов (эксперимента), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
На преддипломной практике в МБОУ СОШ № 54 г. Челябинска нами был апробирован сборник опытов для учеников начальных классов.
На начальном этапе ознакомления детей с понятием «опыты» и его этапами проведения у детей возник ряд трудностей.
Ученики не знают виды, формы опытов, не умеют ставить гипотезы, расписывать этапы проведения опыта, делать выводы.
Первое занятие было обогащено полезной информацией для учеников по теме «опыты», обучающиеся задавали вопросы, выполняли пробное действие по заполнению карточек. В результате данного занятия дети были подготовлены к исследовательской деятельности.
В ходе апробации сборника можно отметить, что большинство детей предмет «Окружающий мир» заинтересовал в большей степени, учащиеся проявляли желание глубже и больше изучать данный предмет, участвовать в исследовательской деятельности. Опыты на уроках окружающего мира способствовало более интересному, глубокому, познавательному изучению тем, а также в дальнейшем способствовало преодолению трудностей в усвоении материала на уроках «Окружающего мира».
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Разработанный сборник имеет познавательную важность для учебного процесса.
2) Опыты апробированы комплексно, в них усматривается логика и соответствующая ей структура проведения.
Считаем, что данный сборник опытов может быть использован учителями начальной школы при их организации и проведении для целей формирования исследовательских способностей у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...