ПК 4.4. Педагогические разработки
учебно-методический материал по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» | 38.55 КБ |
Аннотация к дипломной работе | 14.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано с заместителем директора по ВР Мирзоян Р.В. « »_____ 2017 года | Утверждено директором ГБОУ «ЧГПК №1» « »_____ 2017 года |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Направление: духовно-нравственное. Вид: проблемно-ценностное общение. Возраст: 10 - 11 лет. Срок реализации: 1 год. | Составители: Сарапулова Мария Валерьевна , Сырвачева Дарья Евгеньевна, студентки 32 группы. |
Челябинск, 2017
Оглавление
| 3 |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Пояснительная записка
Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной. Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.
Повсюду на планете Земля живут люди, обеспокоенные тем, что происходит в сердцах, душах и сознании детей, вопреки насаждаемым практицизму и бездушию пробиться и сберечь то доброе и светлое, что живет в детской природе и спасает мир от гибели.
Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.
- Цель:
Гармоничное развитие личности, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Программа и курс ориентированы на 31 учебных часов в 4 классе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
- Формами организации внеурочной деятельности по программе являются:
- ролевые игры;
- диспуты
- конкурсы;
- беседы,
- сюжетные игры;
- практические занятия.
Используется материал состоящий из жизненных ситуаций, притч, рассказов, смысле и толковании отдельных слов, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг. Программа формирует целостное представление о жизни, культуре, добре и правилам поведения, общения.
3. Планируемые результаты:
Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- осознание ответственности человека за общее благополучие.
Метапредметные:
Регулятивные.
- ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составить план и последовательность действий;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвидеть возможности получения конкретного результата;
- осуществлять контроль по результату действия;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
Познавательные.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
- оценка информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
Коммуникативные.
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
№ | Содержание программы | Количество часов | Формирование организационной деятельности учащихся | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Познай себя | 1 | 1 | Психологический тренинг | |
2 | Царство доброты – в сердце человека. | 1 | 1 | Групповое занятие с элементами психологического тренинга | |
3 | Спеши делать добро. | 1 | 1 | Игра | |
4 | Счастье – творить добро | 1 | 1 | Заседание круглого стола | |
5 | Прощение – любовь сердца (« Белый платок» быль) | 1 | 1 | Диспут | |
6 | Всегда иди, мой друг, дорогою добра («Как мы нашли в лесу гнездо» В.А. Сухомлинский) | 1 | 1 | Беседа - рассуждение | |
7 | Люди созданы для добрых дел ( «Белая цапля» Н. Телешов) | 1 | 1 | Работа творческих групп | |
8 | Сказка ложь… (Видеозанятие) | 1 | 1 | Заседание круглого стола | |
9 | Зачем творить добро? (Притча «Труба доброты», сказка «Снежная королева» ) | 1 | 1 | Диспут | |
10 | «Мамины руки» ( Рассказ «Мамины руки», поделка для мамы) | 1 | 1 | Работа творческих групп | |
11 | Твоя красота – в твоем сердце (Притча о розе сердца) | 1 | 1 | Групповое занятие | |
12 | Если добрый ты… (Мультфильм «Приключения кота Леопольда») | 1 | 1 | Игра | |
13 | Жемчуга мудрости ( О. Безымянная «Жемчуга радости», притча «Про желтые груши и красные уши») | 1 | 1 | Игра - драматизация | |
14 | Добро и зло | 1 | 1 | Клуб юных художников | |
15 | «Лесная семья» М. Скребцова | 1 | 1 | Работа в группах | |
16 | Доброе сердце (Создание «Сердца доброты») | 1 | 1 | Клуб юных художников | |
17 | «Забота» | 1 | 1 | Клуб мастеров | |
18 | Что такое хорошо, что такое плохо (В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» мультфильм) | 1 | 1 | Разыгрывание сценок | |
19 | «Почему светит луна?» притча | 1 | 1 | Урок - размышление | |
20 | «Сердце подскажет» | 1 | 1 | Заседание круглого стола | |
21 | Даром ни одно доброе дело не пропадет | 1 | 1 | Клуб мастеров | |
22 | Добро и толерантность ( Рассказ «Друзья Кати») | 1 | 1 | Разыгрывание сценок | |
23 | Доброта чисел в математике (Игровые, логические упражнения) | 1 | 1 | Клуб юных математиков | |
24 | «Добрые слова» | 1 | 1 | Игра | |
25 | Если радость на всех одна | 1 | 1 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. | |
26 | «Рыцарь Вася» Ю. Я. Яковлев | 1 | 1 | Диспут | |
27 | «Лес доброты» притча | 1 | 1 | Клуб юных художников | |
28 | «Доброта, что солнце» | 1 | 1 | Клуб мастеров | |
29 | Берегите друг друга | 1 | 1 | Заседание творческих групп | |
30 | Легкость как принцип жизни | 1 | 1 | Заседание круглого стола | |
31 | Добролюбие ( « Великан- Эгоист» О. Уайльд сказка) | 1 | 1 | Клуб юных художников | |
32 | Свет дружбы | 1 | 1 | Беседа за чаем | |
33 | Жизнь человека | 1 | 1 | Заседание мудрецов | |
34 | Дружить – весело жить | 1 | 1 | Развлечение | |
35 | Весы добра и зла в моей душе | 1 | 1 | Клуб юных художников | |
Итого: | 35 | 7 | 28 |
Содержание программы
- Самый лучший подарок.
- анализ старинного слова «скале»;
- анализ слов: предвкушение, дар, подарок;
- слушание и анализ притчи «Самый большой подарок».
2. Царство доброты в сердце человека.
- ритуал зажигание свечи;
- упражнение на релаксацию «Мой огонек»;
- понятие «обида», упражнение «Замок обид».
3. Добро творящий, творит Жизнь.
- знакомство с произведением «Град» Г. Цыферова;
- придумывание продолжения сказки;
- размышление, обсуждение о добре.
4. Счастье – творить добро.
- игра «Добрый дождик»;
- размышление над вопросами;
- слушание сказки «Цветок кактуса».
5. Прощение - любовь сердца.
- чтение были «Белый платок»;
- рассуждение по прочитанному.
6. Всегда иди, мой друг, дорогою добра.
- слушание рассказа «Как мы нашли в лесу гнездо» Сухомлинского;
- рассуждение по прочитанному;
- сочинение гимна «О добре».
7. Люди созданы для добрых дел.
- Н. Телешов «Белая цапля»;
- размышления, рассуждения детей о назначении человека.
8. Сказка ложь….
- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Лунтик»;
- анализ, выводы.
9. Зачем творить добро?
- рассуждения детей о необходимости творить добро, анализ притчи «Труба доброты», сказки «снежная королева»;
- формулирование вывода.
10. «Мамины руки».
- чтение рассказа «Мамины руки»;
- анализ, рассуждение о мамах, вывод.
- изготовление подарка для мамы.
11. Твоя красота – в твоем сердце.
- анализ пословиц;
- разгадывание кроссвордов;
- упражнение «Волшебный огонек»;
- чтение притчи;
- рисование Розы Сердца.
12. Если добрый ты…
- просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»;
- игровые упражнения по мультфильму.
13. Жемчуга мудрости.
- О. Безымянная «Жемчуга радости» чтение ;
- анализ прочитанного;
- разыгрывание сценок.
14. Добро и зло.
- чтение индийской сказки «Награда»;
- рассуждение, высказывание мнений;
- составление свода правил.
15. «Лесная семья» М. Скребцовой
- чтение, анализ;
- работа в группах « Дары семье» - с группой слов;
- подведение итогов.
16. Доброе сердце.
- игра «Кто больше»;
- создание «Сердца доброты»;
- релаксация.
17. «Забота»
- беседа о том, что такое – забота?;
- изготовление поделок для малышей, кормушек;
- итог занятия.
18. Что такое хорошо, что такое плохо?
- просмотр мультфильма;
- анализ, дискуссия, вывод.
19. «Почему светит луна?»
- размышление над темой;
- слушание притчи, анализ;
- игра «Цветущие пословицы».
20. «Сердце подскажет»
- чтение рассказа, анализ;
- впечатление от прочитанного изображается в рисунках « Сад цветов справедливости».
21. Даром ни одно доброе дело не пропадет.
- беседа о добре в сказках;
- чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой;
- творческая работа «колос доброты»;
- итог, вывод.
22. Добро и толерантность.
- чтение рассказа;
- выбор сценок, анализ;
- распределение ролей, текста;
- разыгрывание сценок.
23. Доброта чисел в математике
- упражнения на догадливость;
- «три минуты поэзии»;
- математические упражнения на логику;
- сюрпризный момент.
24. Добрые слова.
- беседа по вопросам;
- игра «Свод законов доброты»;
- «научи свое сердце доброте»;
- разгадывание ребусов;
- итог, вывод.
25. Народное творчество.
- прочтение народных изречений: пословиц, поговорок, примет;
- анализ, сравнение, вывод.
26. «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев
- чтение рассказа;
- задания в группах;
- обсуждение.
27. Лес доброты.
- чтение притчи;
- рассуждение над притчей;
- выражение своих эмоций, чувств после прочитанного в рисунке;
- высказывания.
28. Доброта, что солнце.
- беседа;
- разгадывание кроссворда;
- творческая работа, изготовление панно;
- мудрость « Все в твоих руках»;
- подведение итогов.
29. Берегите друг друга.
- беседа о том, как доброта помогает всем жить мирно и хорошо;
- басня Эзопа «Солнце и ветер»;
- создание «Солнца доброты»;
- игра «Будьте вежливы»;
- игровое упражнение «Цветик – семицветик»;
- подведение итог
30. Легкость как принцип жизни.
- рассматривание ситуаций из жизни детей произошедших недавно;
- рассуждения, выводы;
- предложения по разрешению проблем.
31. Добролюбие.
- упражнение «Гроздь»;
- работа над понятием «добро»;
- чтение сказки «Великан-эгоист»;
- рассуждение по сказке, вывод.
32. Свет дружбы.
- открытие темы;
- беседа о дружбе;
- анализ проведенной заранее игры «Тайный друг».
33. Жизнь человека.
- обсуждение поведения людей в обществе;
- просматривание видеороликов из жизни (взяты из интернета);
- рассуждение о поведении, высказывания детей;
- выводы.
34. Дружить – весело жить.
- игры: поздоровайся с соседом ласково;
подари улыбку;
- танец «Настоящий друг» и др.
35. Весы добра и зла в моей душе.
- размышления о внутреннем мире человека;
- найди лучик солнца внутри себя;
- «Добрый глаз» эссе;
- программа самовоспитания.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий учитель должен иметь:
- площадки для проведения мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютер,
- проектор,
- доска,
- дидактические материалы.
Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребёнок должен иметь:
- Различные дополнительные материалы для творческих работ,
- Канцелярские принадлежности,
- Книги.
Учебно-методическое обеспечение программы
- Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.
- Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.
- Притчи. Под редакцией Якушева А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.
- Золотая книга лучших сказок мира. Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.
- Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.
Приложение
Анкета «Необитаемый остров»
Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.
1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?
2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?
3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?
4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?
5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?
6. Хотели бы вы вернуться домой?
7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?
8. Ваши любимые предметы в школе и почему?
9. Ваши нелюбимые предметы и почему?
10. Что вы прочитали за последние два месяца?
11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?
12. На кого хотели бы быть похожим?
13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?
14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?
15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?
16. Чем вы занимаетесь в свободное время?
17. Чем бы вы хотели заниматься?
Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.
Приложение 2
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
Смелость | Хвастовство |
доброта | грубость |
любознательность | лень |
трудолюбие | трусость |
вежливость | зависть |
усидчивость | лживость |
честность | жадность |
правдивость | драчливость |
настойчивость | жестокость |
активность | обидчивость |
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
Приложение №3
Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Предварительный просмотр:
Аннотация к дипломной работе на тему «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики с помощью наглядных средств.»
Изменения, происходящие в современном российском обществе – необходимость в саморазвитии и непрерывном образовании, увеличение объема передаваемой информации, актуализирующее развитие новых (визуальных, наглядных) способов ее представления, естественным образом касаются и системы образования, что находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). На первый план выходят идеи развивающего обучения, стимулирующие формирование личности, осознающей важность образования для жизни и будущей профессиональной деятельности, способной самостоятельно учиться, творчески мыслить и применять полученные знания на практике.
Анализ процесса обучения математике в основной школе, нормативных документов, психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия между потенциальными возможностями математики в развитии УУД с помощью наглядных средств результатов образования и недостаточной разработанностью теоретических основ развития ПУУД при обучении математике. Это и обусловливает актуальность исследования и определяет его проблему: как организовать обучение учащихся основной школы предмету математики с опорой на средства наглядности, обеспечивающее эффективное развитие у них ПУУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...