ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСВТИЙ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
И.Г. Калимуллина, руководитель А.И. Леонидовна
Челябинский педагогический колледж №1
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. А в настоящее время интерес детей к обучению, угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.
Но нужно отметить, что, познавательные универсальные учебные действия лучше формируются на практических занятиях, на уроках окружающего мира с применением регламентируемого ФГОС НОО оборудования.
А также не следует забывать об игре, так как в жизни младших школьников, которым 6-10 лет игра занимает важное место на уроках и в повседневной жизни. Игра для детей не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребёнок не может нормально расти, обучаться, воспитываться. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
В руках педагога игра становится инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы общества, развития его физических, интеллектуальных качеств. Этому и отвечают и возрастные особенности младших школьников – их эмоциональность и лёгкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира во 2 классе.
Предмет исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира с помощью дидактической игры.
Цель исследования – на основе анализа современных методических подходов разработать блок конспектов по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира с помощью дидактической игры и выявить возможность его использования в образовательном процессе в начальной школе.
Традиции использования дидактических игр в воспитательно-образовательных целях сложившиеся в народной педагогике получили свое развитие и в трудах ученых. Так Фребель разработал систему дидактических игр, игру он считал основой всего воспитания [3].
Родоначальником описания теорий этических основ игры в российской науке является К.Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности, идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.
В отечественной педагогике и психологии пристальное внимание проблеме описания теории игры уделяли ведущие ученые: М.М. Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновенияигры являются теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.
Ученые выделили такие определения исследуемой нами понятий:
Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Дидактическая игра – это игра, специально предназначенная для реализации целей обучения.
В современном психолого-педагогической литературе дается следующее определение понятия «дидактическая игра». Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4].
Термин понятия «универсальные учебные действия» был введен относительно недавно, в контексте федеральных государственных образовательных стандартов. И наиболее в широком значении термин «универсальные учебные действия» раскрыто в трудах российского психолога А.Г. Асмолова. Он определяет «универсальные учебные действия» как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Кандидат педагогических наук Г.К. Селевко выделил такую классификацию дидактических игр [5].
математические словесные игры-путешествия интеллектуальные
сенсорные настольные игры-беседы эмоциональные
музыкальные предметные игры-загадки творческие
Рис. 1.1. Схема «Классификация дидактических игр» (по Г.К. Селевко)
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Поэтому дидактические игры достаточно широко используются учителями начальных классов коррекционных школ.
И благодаря использованию дидактических игр на уроках окружающего мира в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Во время дидактической игры у учащихся развивается произвольное внимание, память, ассоциативной деятельности и формирование способностей сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Игра позволяет индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка [1].
Правильно построенная дидактическая игра обеспечивает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.
Вследствие чего, на уроках окружающего мира применяли дидактические игры и достигли положительных результатов.
Сравнительные показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2в класса
Таблица 2.1.
№ | Критерии | Работа с различ-ными источни-ками ин-форма-ции | Знаково-символи-ческие модели-рование | Анализ и синтез | Установ-ление причин-но-след-ствен-ных связей | Созда-ние спо-собов реше-ния проб-лем твор-ческого и поис-кового Харак- тера | Выражение в уровнях | ||||||
Учащиеся | К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 | К1 | К2 | |
1. | Даниэль Ю. | низкий | низкий | ||||||||||
2. | Султан С. | средний | средний | ||||||||||
3. | Валерия С. | высокий | высокий | ||||||||||
4. | Динар М. | низкий | средний | ||||||||||
5. | Ангелина Ч. | высокий | высокий | ||||||||||
6. | Самира Ш. | средний | средний | ||||||||||
7. | Арсен И. | низкий | средний | ||||||||||
8. | Ангелина И. | средний | высокий | ||||||||||
9. | Диана Б. | средний | средний | ||||||||||
10. | Георгий М. | средний | средний |
Высокий - , средний - , низкий - .
К1 – констатирующий срез
К2 – контрольный срез
На основе сравнительной таблицы констатирующего и контрольного среза нами выстроена гистограмма.
Рис. 2.2. Гистограмма «Результаты сформированности познавательных универсальных учебных действий на контрольном этапе»
Вывод: сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, можно заметить положительную динамику, переход 2 учеников со среднего уровня на высокий, а также произошёл переход 3 учеников с низкого уровня на средний; у 5 учащихся не произошло перехода, так как у 2 был высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, 2 ученика остались на среднем уровне и один ученик на низком.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что применение на уроках окружающего мира дидактические игры положительно влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза: формирование познавательных универсальных учебных действий будет происходить более успешно, если применять дидактические игры на уроках окружающего мира.
Список используемой литературы
- Асмолов. А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бруменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / Лесгафт П.Ф. – М. 1952. – с 158.
- Мухина Светлана. Роль дидактических игр / С.С Мухина // - URL: http://www.i=po.ru/shpory/gosy_po_pedagogike/gosy_po_pedagogike23.html (дата обращения 29.04.16).
- Спицына, Г.В. Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников / Г.В. Спицына // - URI: http://nsportal/ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/05/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnykh-navykov-u (дата обращения 03.05.2016).
- Оралбекова, Т.Ш. Методическое руководство / Т.Ш. Оралбекова // Пособие для учителей. - 1998. С 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...