ПК 4.4. Педагогические разработки.
методическая разработка по теме

Дунякина Ксения Анатольевна
Исследовательская деятельность в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественнонаучных дисциплин и физического воспитания

Дунякина Ксения Анатольевна

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

ВКР допущена к защите

Специальность: 44.02.02

«     » _______________ 201__ года

Преподавание в начальных классах

Зав. кафедрой ___________________

Курс: 4, группа: 41

Руководитель: Горячева С. Л.,

преподаватель МДК 01.05 Естествознание с

ВКР защищена

методикой преподавания

с оценкой_______________________

высшей квалификационной категории

Рецензент:

«   » _______________ 201__ года

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Цели и задачи внеурочной работы
  2. Методы и формы проведения внеурочной работы
  3. Значение внеурочной работы по ФГОС

Выводы по I главе

ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИКЕ                

2.1 Создание программы внеурочной деятельности

2.2 Целесообразность создания программы

2.3 Критерии и показатели результатов апробации

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                        

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность проблемы исследования внеурочной работы в начальной школе стоит очень остро. Не смотря на то, что со времени выделения внеурочной работы в отдельную область ФГОС НОО прошло более пяти лет, все еще существует большое число проблем с ее организацией.

        Внеурочная работа состоит в организации во внеучебное время всевозможной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность помогает понять и раскрыть те способности ребенка, которые на уроке рассмотреть сложно. Внеурочная работа обогащает учащегося личным опытом, дает знания о разнообразной человеческой деятельности, а так же помогает приобрести умения и навыки.

При выборе содержания, организационных форм деятельности учителю необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Окружающий мир как учебный предмет имеет свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Таким образом, разработка методик применения внеурочной деятельности для изучения естествознания  является важным направлением в процессе подготовки преподавателей начальных классов.

        Известные ученые, такие как, Н.М. Верзилин, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина, Н.Ф. Виноградова, В.А. Ситаров, М. Н. Скаткин, В.М. Пакулова определяли различные подходы к организации и проведению уроков естествознания, отражающих весь спектр их градаций в современной дидактике.

        Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая система организации всей внеклассной работы в учебном заведении. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалось не только одна профильная, но и предполагались несколько воспитательных задач. То есть внеурочная работа должна проводиться не только в одном классе или параллели, но и во всей школе — представляя собой четко действующую систему, в которой все части сообщаются между собой.

        На основе актуальности  данной проблемы нами была определена тема: создание программы внеурочной деятельности для развития бережного отношения к природе у младших школьников, где под бережным отношением к природе подразумевается экологическая грамотность и воспитанность учащихся начальной школы.

Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в 3 классе.

Предмет исследования: методика организации внеурочной деятельности на уроках окружающего мира в 3 классе.

Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности по окружающему миру в 3 классе.

Задачи исследования:

  1. Изучить внеурочную деятельность по ФОГС в начальной школе.
  2. Рассмотреть виды внеурочной деятельности на уроках окружающего мира.
  3. Ознакомиться с  процессом организации внеурочных занятий.
  4. Разработать занятия для  программы по внеурочной деятельности в 3 классе.
  5. Провести апробацию и на основе ее результатов сформулировать вывод о целесообразности программы.

Гипотеза: Воспитание экологически грамотной личности в лице учащегося начальной школы будет более успешным, если систематически использовать программу внеурочной деятельности «ЭКОЛОГиЯ».

С целью реализации поставленных задач в работе был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ литературы и систематизацию полученных данных.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.

- эмпирические (наблюдение, измерение (анкетирование, тестирование), сравнение, апробация), метод исследования причинных связей; изучение и обобщение опыта.

ГЛАВА I. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШЕОЛЕ, ЕЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Цели и задачи внеурочной работы.

Перед тем как разобраться какие цели и задачи ставит перед нами внеурочная работа, необходимо понять, что же представляет собой внеурочная деятельность в начальной школе.

Внеурочная  деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

 Специфика внеурочной работы проявляется на уровне следующих задач:

  • Формирование положительной «Я-концепции», которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
  • Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям.
  • Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности.
  • Формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
  • Развитие познавательного интереса.

Внеурочная деятельность дает детям возможность практически применять полученные знания, умения и навыки на уроках и в повседневной жизни, развивать творческие способности и учит свободно высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Внеурочная работа по окружающему миру формирует у детей интерес и любовь к природе, стремление оберегать ее.

        Рассмотрев сущность внеурочной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи и содержание, можно определить ее особенности:

Положительными результатами внеклассной работы по окружающему миру являются:

  • Совершенствование и закрепление знаний полученных на уроке.
  • Общение с одноклассниками, учителями и другими учащимися помогает ребенку свободно общаться с людьми любого возраста.
  • Любые виды самостоятельной работы развивают у младшего школьника самостоятельность, ответственность за выполняемое им задание.

Особенностями внеклассной работы являются:

  • Совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, формирует личностные качества ребенка.
  • Отсутствие жесткой регламентации. Учитель имеет большую свободу выбора содержания, форм и средств проведения внеклассной работы, чем при проведении урока.
  • Отсутствие жесткого контроля, за результатами внеклассной работы. Данная особенность дает педагогу преимущества в виде более естественной обстановки,  неформальности общения и отсутствия у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
  1. Классификация методов и форм проведения внеурочной работы

Существуют следующие способы обучения:

  • индивидуальный способ обучения – предполагает общение ученика с учителем один на один.
  • парный способ обучения – предполагает работу двух учащихся
  • групповой (кружковой) способ обучения - предполагает работу в малой группе (3-6 человек), где учащийся имеет возможность проговорить вслух свои предположения, не вынося их на суд всего класса, сопоставить их с суждениями остальных членов группы и прийти к общему мнению. При делении класса следует учитывать психологическую совместимость учащихся.

Коллективный способ обучения - предполагает формирование у учащихся таких качеств как способность высказывать суждения, критически осмысливать суждения одноклассников, соблюдая при этом корректность и уважение к точке зрения других.         Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.         Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

        Конкретные программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Структура программ включает:  цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля.

        Поскольку внеурочная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели – воспитания и усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

1.4 Значение внеурочной работы по ФГОС

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности).         Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос об организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности.

        Новые Федеральные государственные образовательные стандарты образования позволяют не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но и некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения и компетенции, а на развитие личности.

        Окружающий мир как учебный предмет имеет свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Таким образом, разработка методик применения внеурочной деятельности для изучения естествознания является важным направлением в процессе подготовки преподавателей начальных классов.

        Постепенно, наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник развивает умение анализировать, устанавливать взаимосвязи, обобщать наблюдаемое и делать выводы.

Выводы по I главе

Внеурочная работа по окружающему миру вносит существенный вклад в формирование:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

ГЛАВА II.  АПРОБАЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИКЕ

2.1.Создание программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности представляет собой совокупность всех учебно – методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания учебно – воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике; является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Разрабатывается с целью системно методического обеспечения учебного процесса. Учебно методический комплект является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы.  

Принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения, вытекают из общей методологии педагогического процесса. Вместе с тем, поскольку обучение непосредственно связано с организацией познавательной деятельности учащихся, необходимо специальное рассмотрение его методологических основ.

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:

  1. Познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
  2. Необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
  3. Задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
  4. К осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
  5. Нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий (М. А. Данилов).

Преподавание предполагает регулирование и корригированные процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности.

Разработанная методический комплект занятий для организации внеурочной деятельности по окружающему миру в 3 классе, состоит из четырех разделов:

РАЗДЕЛ 1. Экология и человек

        Учащиеся узнают, что представляет собой наука экология, чем она занимается и почему каждый человек должен следить за своей деятельностью во избежание отрицательного воздействия на экологическую обстановку.

РАЗДЕЛ 2. «Живая экология»

В этом разделе учащиеся узнают  о растениях и животных, о том, как они взаимосвязаны с экологией и что необходимо делать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие тех или иных факторов.

РАЗДЕЛ 3. Экологический коллапс

        Этот раздел расскажет учащимся о том с какими проблемами борется наука экология и какие пути решения можно для этого найти.

РАЗДЕЛ 4. Практическая экология

        Дети на практике пробуют себя в роли экологов, пытаются разобраться в возникновении проблемы и предположить пути ее решения, осветить возникающие проблемы среди общественности и улучшить экологическую ситуацию на территьрии школы.

        Программа внеурочной деятельности является помощником, для учителя. Помогая ему через данные занятия: реализовать и развивать способности учащихся, расширяет знания об окружающем мире, помогает приобрести навыки проектирования, проявлять организаторские умения, закреплять коммуникативные навыки, формировать способности к рефлексии. Тем самым и учитель одновременно с учащимися развивает в себе: творческий потенциал, совершенствует организаторские возможности, изучает более глубоко детский коллектив, объединяет учащихся, педагогов и родителей, управляет процессом развития личности ребенка, развивает рефлексивные возможности.

2.2.Целесообразность создания программы

Данная программа была разработана для развития бережного отношения к природе у учащихся 3 класса. Проходя практику в МОУ «Полетаевской СОШ» исследуя методические материалы по программе «Школа России», мною было выявлено недостаточное количество методического материала для организации внеурочной деятельности по окружающему миру. На основании проанализированного материала и рассмотренной литературы, нами было принято решение о создании методического комплекта.

Использование программы «ЭКОЛОГиЯ» придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более  высокий уровень организацию учебного процесса, подготовку и проведение занятий.

Мобилизуя имеющиеся знания и опыт работы на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над программой анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

 Таким образом, творческий процесс  работы над программой, продукта, отвечающего времени, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов, можно рассматривать как средство повышения  качества дополнительного образования.

2.3. Критерии и показатели результатов апробации.

        Апробация проводилась в МОУ «Полетаевской СОШ» в 3 – а классе.

Задачи апробации:

  1. Выявить уровень сформированности знаний теоретического материала, с помощью внеурочной деятельности по окружающему миру с учащимися 3 класса.
  2. Разработать и провести серию занятий, направленных на формирование знаний теоретического и практического материала с помощью внеурочной деятельности по окружающему миру с учащимися 3 класса.

Технологическая карта практической деятельности в

апробации

№ п/п

Дата

занятия

Тема

занятия

Задача занятия по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности занятии

Этап

апробации

Средство выявления показателей апробации

1

19.02.18

Вводный контроль

Тестирование

Тест №1

Констатирующий

2

21.02.18

«Что такое экология»

Формировать у детей понимание значимости науки экологии

Беседа

Формирующий

3

26.02.18

«Начни с себя»

Воспитывать культуру поведения, любовь к животным, бережное отношение к природе

Беседа, дискуссия, игра

Формирующий

4

28.02.18

«Экологические проблемы нашего региона»

Познакомить учащихся с экологически опасными точками нашей области

Виртуальная экскурсия

Формирующий

5

5.03.18

«Экологические проблемы нашего региона»

Познакомить учащихся с экологически опасными точками нашей области и попытаться найти пути их устранения

Беседа

Формирующий

6

7.03.18

«Экология в массы»

Обеспечить у детей понимание значимости освещения экологических проблем в обществе

Беседа, анализ наглядных пособий

Формирующий

7

12.03.18

«Экология в массы»

Обеспечить у детей понимание значимости освещения экологических проблем в обществе

Беседа, практическая деятельность

Формирующий

8

14.03.18

«Экология в массы»

Обеспечить у детей понимание значимости освещения экологических проблем в обществе

Практическая деятельность, анализ работ, беседа

Формирующий

9

19.03.18

«Будущее экологии»

Обозначить проблемы и возможные пути их решения.

Беседа, дискуссия

Формирующий

10

21.03.18

Итоговый контроль

Проконтролировать уровень сформированности экологических понятий у детей

Тест №2

Контрольный

Цель апробации - на основе анализа учебной и методической литературы УМК по программе «Школа России» разобрать серию внеурочных занятий по окружающему миру, направленного на формирование теоретических и фактических знаний учащихся 3 класса.

При определении уровня сформированности знание теоретического и фактического материала на внеурочных занятиях по окружающему миру у учащихся на констатирующем этапе был проведен срез, на котором было проведено тестирование (Приложение №1) на основе знаний материала по окружающему миру. Результаты обоих этапов оценены в соответствии с критериями уровня знаний окружающего мира у младших школьников.

Таблица №2

Критерии

Показатели

Уровни

1

Знание теоретического материала

Обучаемый полностью усвоил весь материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий, соблюдает требования техники безопасности.
Несущественные пропуски при изложении фактического материала, полученные знания свободно применяет на практике.

Высокий уровень

Ребенку легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования.

Средний уровень

Ребенок справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу и не способен, если того требует задание, выбрать наиболее удачный вариант решения проблемы.

Низкий уровень

Ребенок избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Он испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи учителя или товарищей. Освоение им способов творческой деятельности идет крайне медленно, поэтому он предпочитает действовать по шаблону.

2

Знание практического материала

Полно излагает изученный материал, дает правильное определение предметных терминов, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные, излагает материал правильно и логически последовательно.

Высокий уровень

Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них.

Средний уровень

Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Ребенок умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Навыки саморегуляции развиты недостаточно.

Низкий уровень

У ребенка трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей.

3

Умение сопоставлять теоретический и практический материал

Ставится если ученик,  правильно определил цель, выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил задания, все провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы, а также обучаемый полностью усвоил весь материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий, соблюдает все требования.

Высокий уровень

Стремится рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели

Средний уровень

За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Ребенок предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив.

Низкий уровень

Ребенок не заинтересован в предстоящей работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, а мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны.

Перед тем, как приступить к результату рассмотрения апробации, рассмотрим термин апробация.

Апробация - это термин, который может использоваться в двух значениях, а именно первое - это утверждение чего-либо или одобрение, основанием которому служит проведенное обследование. И другое  значение этого термина, более распространенное – это проверка работоспособности процессов, схем, методов, установленных теоретическим путем, проводимая в реальных условиях. Исходя из термина, второе значение подходит больше, вышеизложенному значению.

Апробация проводилась в МОУ «Полетаевской СОШ» в 3 - А классе. Всего в классе 22 учащихся, ни кто по состоянию здоровья никто из учащихся не относятся к спецгруппе. В классе есть как отличники, так и ударники, и троечники. Все ученики посещают кружки разного рода. Большинство детей активны и с удовольствием участвуют в разных видах деятельности.

Из 22 учащихся для проведения констатирующего среза, было выбрано 10 учеников, а именно из категории отличников, хорошистов, ударников.  Внеурочная деятельность по окружающему миру проходила 1 раз в неделю.

Исходя из результатов констатирующего среза, было установлено умственное развитие каждого.

Из выбранных учащихся рассмотрим, каждого в особенности:

Матвей Б.- интерес к обучению присутствует постоянно, грамотная речь, уровень знаний по окружающему миру превышает стандартные требования.

Варвара М.- интерес к обучению присутствует постоянно, грамотная речь, уровень знаний по окружающему миру превышает стандартные требования.

Владислава К.- интерес к обучению присутствует постоянно, грамотная речь, уровень знаний по окружающему миру превышает стандартные требования.

Полина В.- интерес к обучению присутствует постоянно, грамотная речь, уровень знаний по окружающему миру соответствует стандартным требованиям.

Олеся О.- интерес к обучению присутствует постоянно, грамотная речь, уровень знаний по окружающему миру соответствует стандартным требованиям.

Владислав П.- интерес к обучению присутствует постоянно, грамотная речь, уровень знаний по окружающему миру соответствует стандартным требованиям.

Никита А. - интерес к обучению присутствует ситуативно, грамотность речи сформировано достаточно, уровень знаний по окружающему миру не соответствует стандартным требованиям.

Лянка М.- интерес к обучению присутствует ситуативно, грамотность речи сформировано достаточно, уровень знаний по окружающему миру не соответствует стандартным требованиям.

Софья Б.- интерес к обучению присутствует редко, грамотность речи сформировано незначительно, уровень знаний по окружающему миру не соответствует стандартным требованиям.

Артур С.- интерес к обучению отсутствует, грамотность речи сформировано незначительно,  уровень знаний по окружающему миру не соответствует стандартным требованиям.

Исходя из результатов констатирующего среза, рассмотрим критерии и уровни оценки вышеуказанных учащихся, а именно, что брали за основу, при оценивании результатов, каждого из учащегося в отдельности

Таблица №4

Критерии группа

Знания теоретического материала

Знание практического материала

Умение сопоставление теоретического и практического материала

Выражение в уровнях

К1

К1

К1

К1

1

Артур С.

н

н

н

Низкий

2

Варвара М.

о

х

х

Выше среднего

3

Владислав П.

у

у

у

Ниже среднего

4

Владислава К.

х

у

у

Средний

5

Лянка М.

у

у

н

Ниже среднего

6

Матвей Б.

o

х

х

Выше среднего

7

Никита А.

у

у

н

Ниже среднего

8

Олеся О.

х

у

у

Средний

9

Полина В.

у

у

у

Ниже среднего

10

Софья Б.

у

н

н

Ниже среднего

O – «отлично» Х – «хорошо» У - «удовлетворительно» Н – «неудовлетворительно»

Согласно плану технологической карты проведено два диагностических среза: констатирующий срез -  19 февраля 2018 года, контрольный срез- 21 марта 2018 года.

На контрольном этапе учащиеся выполняли тест, направленный на определение у учащихся сформированности знаний окружающего мира. Результаты контрольного среза приведены в Таблице №5

Таблица №5

Критерии группа

Знания теоретического материала

Знание практического материала

Умение сопоставление теоретического и практического материала

Выражение в уровнях

К2

К2

К2

К2

1

Артур С.

у

у

н

Ниже среднего

2

Варвара М.

о

о

х

Выше среднего

3

Владислав П.

х

х

у

Средний

4

Владислава К.

х

х

х

Средний

5

Лянка М.

х

у

у

Средний

6

Матвей Б.

o

о

х

Выше среднего

7

Никита А.

х

у

у

Средний

8

Олеся О.

х

х

х

Выше среднего

9

Полина В.

х

х

у

Средний

10

Софья Б.

х

у

у

Средний

O – «отлично» Х – «хорошо» У - «удовлетворительно» Н – «неудовлетворительно»

        Исходя из Таблицы №5, можно отметить, что  апробация предполагала во внеурочных занятиях по окружающему миру использование теоретического и практического материала. На основе выводов, сделанных по результатам исследования на первом, констатирующем срезе, была проведена апробации теоретического и практического материала, с целью формирования умения сопоставлять теоретические и практические знания по окружающему миру.

Таблица №6

Критерии группа

Знания теоретического материала

Знание фактического материала

Умение сопоставление теоретического и практического материала

Выражение в уровнях

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

1

Артур С.

н

у

н

у

н

у

Низкий

Ниже среднего

2

Варвара М.

о

о

о

о

о

о

Выше среднего

Выше среднего

3

Владислав П.

у

х

у

х

у

х

Ниже среднего

Средний

4

Владислава К.

х

х

х

х

х

х

Средний

Средний

5

Лянка М.

у

х

у

х

у

х

Ниже среднего

Средний

6

Матвей Б.

o

o

o

o

o

o

Выше среднего

Выше среднего

7

Никита А.

у

х

у

х

у

х

Ниже среднего

Средний

8

Олеся О.

х

х

х

х

х

х

Средний

Выше среднего

9

Полина В.

у

х

у

х

у

х

Ниже среднего

Средний

10

Софья Б.

у

х

у

х

у

х

Ниже среднего

Средний

O – «отлично» Х – «хорошо» У - «удовлетворительно» Н –«неудовлетворительно»

 Исходя из данных, представленных в таблице, было составлено два динамических графика (Приложение № 2,3) описывающих изменения знаний учащихся на констатирующем и контрольном срезе.

На каждом внеурочном занятии вводились задания, способствующие формированию умений:

  • Самостоятельного формулирования цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации.
  •  Достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.
  • Оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Вывод по II главе

Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме внеурочной деятельности в начальной школе..

Необходимость экологического образования учащихся обусловлено историей развития образования, огромным его влияние на развитие всех сторон личности ребенка, экономической необходимостью повышения образовательного уровня членов общества в области естественных наук, современным экологическим состоянием окружающей среды. Все сказанное требует определения целей начального экологического образования, общее и специфическое развитие личности обучающегося.

Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Экологическое образование и воспитание в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых, режимом учебной работы. Повысить эффективность усвоения экологического материала в начальной школе и воспитать положительное отношение учащихся к природе может творческий личностно-ориентированный подход учителя к подготовке и проведению. Активное использование внеурочной работы по окружающему миру, позволит побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, раскрыть возможности каждого ученика, сделать его соавтором в конструировании урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполнения определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Виды используемой внеурочной работы разнообразны. Это выполнение творческих заданий по материалу, изученному на уроке, продолжение деятельности школьника на уроке, основная цель которой - повторение, закрепление и использование знаний и умений по полученному предмету.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

Задачи окружающего мира как учебного предмета не только в том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системой знаний, т.е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.

Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.

Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 — 22.
  2. Бобровникова, В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В.Ломоносова [Текст] / В.К.Бобровникова . - М.: Просвещение, 2011.- 183 с.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.
  5.     Зуев, В. Ф. Педагогические труды [Текст]/В.Ф. Зуев. - М.: Изд. АПН РСФСР, 2010.- 148 с.
  6.     Игнатова, В.А. Анализ содержания естественно-научного образования младшего школьника в разных системах обучения [Текст]/ В.А. Игнатова, В.И. Голубцова // Психологическая наука и образование. 2010. № 4.
  7.     Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст]: учебник для студ. / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилёва.– М.: Академия, 2013. – 334 с.
  8. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]:  учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.
  9. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М.: Академия, 2011. – 224 с.
  10. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. – 268 с.
  11. Пакулова, В.М. Методика преподавания естествознания[Текст] / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. – М.: Просвещение,2012. – 191 с.
  12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:  2014. – 460 с.
  13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
  14. Плешаков, А. А. Окружающий мир: Учебник для 4 класса / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014.
  15. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа [Текст] / Сост. Е.О.Яременко.3-е изд., перераб.  — М., Дрофа, 2011. - 255 с.
  16. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.
  18. Филоненко-Алексеева, А. Л. Из истории методики преподавания естествознания в школе. [Текст] / А.Л.Филоненко -Алексеева. —  М., Прометей, . 2010 - 155 с.
  19. Шевцова,Н.Г,  Зубарева,И.В,  Михеева,О.П. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Методическое пособие. ФГОС [Текст]  / Планета (уч)2015
  20. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.
  21. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/29/osobennosti-   organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti
  22. http://www.openclass.ru/node/221595
  23. http://docplayer.ru/118932-Rezultaty-vneurochnoy-deyatelnosti.html



Предварительный просмотр:

                        

ЭКОЛОГиЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Привитие любви к природе – очень актуальная проблема XXI века. А что такое любовь к природе? Наиболее часто встречающимся в интернете определением является следующее: «Любить природу значит любить все живое, что нас окружает и охранять это живое от негативных влияний.» А от чего в таком случае надо охранять природу?  А охранять ее надо от нас самих, от того экологического состояния в котором находится вся планета благодаря человеку.

                 В нынешних условиях приближенных к экологической катастрофе, такая вещь как экологическое воспитание очень необходимо для развития сознательного и ответственного человека.

         В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического воспитания и образования, начиная с младшего школьного возраста, как ответственного этапа становления личности.

         Анализ уже существующих методов и приемов экологического образования в начальной школе свидетельствует о несоответствии системы современным условиям жизнедеятельности и нуждается в модернизации. Одной из наиболее важных целей, которые должно реализовывать современное экологическое образование в рамках начального общего образования, должна быль идея становления экологически грамотной личности, которая в дальнейшем сможет гармонично развиваться во взаимодействии с природой, не нанося при этом ущерба окружающей среде.

         Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же с основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младших школьников.

        Программа нацелена ни столько на получение знаний  в готовом виде, сколько на деятельностный подход, что позволяет, с помощью практических заданий различных форм, повысить уровень мотивации, реализовать свои интересы, возможности, потребности и способности в процессе обучения. Поэтому одной из главных целей начального общего образования является развитие познавательной активности учащихся начальной школы. Познавательная активность обеспечивает такую познавательную деятельность, в ходе которой происходит овладение умениями, навыками и различными способами деятельности. Наличие познавательной активности – важнейший психологический фактор обеспечивающий успешное достижение целей обучения.

                Важнейшими задачами, которые должна реализовывать программа внеурочной деятельности, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обозначает: формирование ценностно – смысловых ориентаций, социальных компетенций и личностных качеств, что обеспечивается в ходе работы над развитием личностных универсальных учебных действий.

         Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации программы внеурочной деятельности «ЭКОЛОГиЯ» ориентировано на достижение следующих планируемых результатов:

          Предметные результаты:

  • Усвоение знаний об особенностях объектов, процессов и явлений происходящих в природе.
  • Овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для понимания младшего школьника), необходимым для дальнейшего экологического образования.
  • Развитие умений наблюдения, выделения характерных черт, описания и характеризации того или иного явления в природе.

Метапредметные результаты:

  • Развитие умений регуляции собственных действий для активизации процесса познания.
  • Овладение различными способами поиска, структуризации и представления информации.
  • Овладение навыками решения учебных задач различных видов форм и объемов.

Личностные результаты:

  • Развитие интереса к познавательной деятельности.
  • Потребность во взаимодействии с живой природой с точки зрения экологической целесообразности.
  • Ориентация на безопасный и здоровый образ жизни.

Цель программы «ЭКОЛОГиЯ» - реализация основ экологического воспитания и формирование экологической грамотности в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников.

Задачи программы:

  • Формирование знаний о живой и неживой природе, их взаимодействии друг с другом и человеком;
  • Формирование осознанности правил и норм поведения в природе;
  • Воспитание чувства ответственности за свои действия во взаимоотношениях с природой;
  • Развитие потребностей в необходимости нахождения решений экологических проблем;
  • Развитие способностей обозначения и хода решения экологических проблем;

        Особенностью данной программы является выбор педагогических средств для ее реализации, с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников и личную активность ребенка, в роли субъекта экологической деятельности. Создание педагогом эмоционально – положительной творческой и учебной атмосферы и диалогических форм общения о природе и взаимоотношениях с ней, являются основой для более успешного освоения детьми знаниями, умениями и навыками экологического воспитания.

         В соответствии с такими особенностями, реализация программы производится через создание эмпатии к взаимоотношениям с природой, решение различных экологических проблемных ситуаций разнообразных форм и видов, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека в отношении природы.

                Практическая деятельность, составляющая 50%  общего курса, осуществляется через опытную работу, проведение акций, исследований, групповых, парных и индивидуальных работ и проектов.

        Эффективность усвоения программы реализуется через игровые формы, творческие  задания, акции, опыты, эксперементы, создание и защиту проектов

        Результативность.  С помощью комплекса диагностических методик проводимых в начале и конце учебного года, можно определить результативность и целесообразность работы по программе «ЭКОЛОГиЯ». В течении всего периода обучения по данной программе проводится наблюдение и анализ работы детей.

        

Общая характеристика программы

                Программа представляет собой систему теоретических и практических занятий для детей 9-10 лет и включает в себя 36 занятий в 3 классе: одно занятие в неделю, период реализации программы учебный год с сентября по май. Программа относится к общекультурному направлению, рассчитана на 1 год, объемом в 36 часов, 1 час в неделю. Продолжительность занятий: 3 класс – 40 минут.

Тема занятия

В том числе

Форма проведения

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Всего

Раздел 1. Экология и человек. (10 часов)

1

Что есть экология

1

1

Эвристическая беседа

2

Экология тела и души

1

1

2

Беседа

Акция

3

Моя семейная экология

2

2

Презентация

4

Я – двигатель экологии

1

2

3

Круглый стол

5

Мой экологический кумир

2

2

Презентация

Раздел 2. Живая экология. (9 часов)

6

Животные нашего региона тогда и сейчас

3

3

Презентация

7

Многообразие флоры нашего края

1

1

2

Беседа

Экскурсия

8

Проблемы живой экологии

2

2

Проблемные ситуации

9

Сохранение флоры и фауны нашей области

2

2

Круглый стол

Раздел 3. Экологический коллапс (8 часов)

10

Экологические проблемы нашего региона

2

2

Виртуальная экскурсия

11

Экологически опасные точки нашего края

4

4

Проект

12

Будущее экологии

1

1

2

Квест

Раздел 4. Практическая экология (9часов)

13

Начни с себя

1

1

Беседа

14

Экология в массы

1

2

3

Акция

15

Мой экологический эксперемент

1

2

3

Опыт

16

От маленькой к большой экологии

1

1

2

Конференция

Итого

18

18

36

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ  «ЭКОЛОГиЯ

Содержание программы «ЭКОЛОГиЯ»

РАЗДЕЛ 1. Экология и человек (10 ЧАСОВ)

        Тема 1. Что есть экология. Вводное занятие. (1 час)

        Знакомство детей с целями и задачами внеурочной деятельности и правилами работы. Выяснить, что такое экология. Разъяснить значение экологии на основе примеров. Разобрать простейшие классификации связей: между живой и неживой природой, природой и человеком.

        Тема 2. Экология души и тела. (2 часа)

        Познакомить детей с понятием экология человека, объяснить в чем ее смысл. Дать основные понятия гигиены, режима дня, здорового образа жизни. Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.

        Тема 3. Моя семейная экология (2часа)

        Дети рассказывают о своих спортивных семейных традициях и достижениях.

        Тема 4. Я – двигатель экологии. (3 часа)

        Детям даются разъяснения темы и раздаются вопросы, ответы на которые им необходимо подготовить заранее. В практической  части дети обсуждают то, что они могут сделать для улучшения экологической ситуации сейчас, в ближайшем и далеком будущем.

        Тема 5. Мой экологический кумир. (2 часа)

        Детям выдается список наиболее известных ученых – экологов и дети в микро-группах готовят и презентуют его наиболее значимые достижения в области экологии.

РАЗДЕЛ 2. «ЖИВАЯ ЭКОЛОГИЯ» (9 ЧАСОВ)

Тема 6. Животные нашего края тогда и сейчас (3 часа)

На каждом из занятий детям рассказывается о птицах, наземных животных и рыбах. Приводятся интересные факты о  них, их история и что стало с этими животными в наше время.

Тема 7. Многообразие флоры нашего края (2 часа)

Детям рассказывают о многообразии и особенностях растений нашего края. И необходимости их существования в экосистеме.

Тема 8. Проблемы «живой экологии» (2 часа)

Дети в командах пытаются найти решение экологической проблемы, после чего обсуждают решение всем классом.

Тема 9. Сохранение флоры и фауны нашей области (2 часа)

Дети обсуждают наиболее острые экологические проблемы существующие в нашей области и возможные пути их устранения.

РАЗДЕЛ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛАПС (8 ЧАСОВ)

Тема 10. Экологические проблемы нашего региона (2 час)

В виде виртуальной экскурсии дети знакомятся с экологическими проблемами и причинами их возникновения.

Тема 11.  Экологически опасные точки нашего края (4 часа)

Дети в микро группах готовят проекты с наглядными пособиями и рассказывают о наиболее экологически опасных объектах функционирующих в нашей области.

Тема 12. Будущее экологии (2 часа)

Дети готовятся к квесту, выполняя типологические задания. Квест проводится для нескольких команд на открытой местности с применением всех полученных ранее знаний.

РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (9 ЧАСОВ)

        Тема 13. Начни с себя (1 час)

        Детям даются объяснения, что для решения глобальных проблем необходимо начать с решения проблем на уровне сознания.

        Тема 14.  Экология в массы. (3 часа)

        Дети подготавливают газеты, листовки, плакаты и с их помощью, на территории школы, привлекают внимание других к проблемам экологии.

        Тема 15.  Мой экологический эксперимент (3 часа)

        Дети выращивают пару растений, ухаживая за одним и не ухаживая за другим, следят за их изменениями в течении 2 недель, после чего демонстрируют результат.

        Тема 16. От маленькой к большой экологии.  (2 часа)

Дети готовят и проводят конференцию, делятся полученными знаниями, освящая наиболее острые проблемы экологии области и локальные экологические проблемы, предлагая пути решения тех и других, и призывают решать посильные им проблемы.

МОНИОТРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГиЯ»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Предметные результаты:

  1. Усвоение знаний об особенностях объектов, процессов и явлений происходящих в природе.
  2. Овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для понимания младшего школьника), необходимым для дальнейшего экологического образования.
  3. Развитие умений наблюдения, выделения характерных черт, описания и характеризации того или иного явления в природе.

Метапредметные результаты:

  1. Развитие умений регуляции собственных действий для активизации процесса познания.
  2. Овладение различными способами поиска, структуризации и представления информации.
  3. Овладение навыками решения учебных задач различных видов форм и объемов.

Личностные результаты:

  1. Развитие интереса к познавательной деятельности.
  2. Потребность во взаимодействии с живой природой с точки зрения экологической целесообразности.
  3. Ориентация на безопасный и здоровый образ жизни.

Планируемый воспитательный результат:

- Имеют начальные знания о процессах и явлениях природы.

- Умеют адекватно себя оценивать и принимать ситуации успеха и неуспеха.

- Знают о взаимосвязи природы и человека и ее важности.

Планируемый воспитательный эффект:

- Бережное отношение к природе.

- Соблюдение правил и норм по4ведения в природе

- Стремление  к овладению и совершенствованию новых способов деятельности;

Мотивация учебной деятельности:

- Активность познавательного интереса;

- Осознанность и мотивированность к получению новых знаний;

- Стремление оказывать помощь, быть полезным обществу;

Тест направленный на выявления экологической образованности.

(Приложение 1)

Тест «Что такое природа?»

 (Приложение 2)

Тест «Спаситель природы»

(Приложение 3)

Тест направленный на оценку экологической образованности

(Приложение 1)

Сентябрь

Ноябрь

Март

Май

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Для осуществления образовательного процесса по программе «ЭКОЛОГиЯ», входящего в общекультурное направление необходимо:

  1. Технические принадлежности:
  • Компьютер
  • Мультимедиа проектор
  • Принтер
  • Аудио и видео материалы
  1. Наглядные пособия:
  • Иллюстрации
  • Раздаточный материал
  • Энциклопедии и интернет ресурсы
  • Видеофильмы
  • Плакаты, таблицы
  1. Материальное обеспечение:
  • Кабинет
  • Материалы для опытов и эксперементов
  1. Канцтовары:
  • Бумага (А2, А1)
  • Фломастеры
  • Маркеры
  • Ручки

Особых затрат на специальное оборудование не требуется.

(Приложение 1)

ТЕСТ «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

  1. В чем отличие живой природы от неживой?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. В чем состоит проблема живой природы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Где содержатся вымирающие виды животных?
  1. В зоопарке
  2. В заповеднике
  3. В цирке
  4. Нигде

  1. Из каких цветов можно составить букет?
  1. Из всех какие найдешь
  2. Из специально выращенных
  3. Из любых красивых цветов

  1. Что такое красная книга?
  1. Книга с красной обложкой
  2. Книга в которую занесены редкие виды животных и растений
  3. Книга с красными страницами
  1. Назови 2 животных и 2 растения занесенных в красную книгу:

________________________

________________________

________________________

________________________.

(Приложение 2)

ТЕСТ НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

  1. Что такое экология?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1.  Какие проблемы решает экология?
  1. Загрязнение воды
  2. Загрязнение почвы
  3. Загрязнение воздуха
  4. Экологически опасные объекты
  5. Развитие экологии как науки
  6. Экологическое образование людей
  7. Все вышеперечисленное

  1. Можно ли сбрасывать отходы жизнидеятельности в океан?

1)Да

2) Нет

       4. Где более загрязнен воздух?

        1) В большом городе

        2) В лесу

        3) В горах

        4) В деревне

       5. Из за чего становится меньше лесов?

        1) Из за пожаров

        2) Из за вырубки для строительства

        3) Из за изменений климата

     

(Приложение 3)

ТЕСТ «СПАСИТЕЛЬ ПРИРОДЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...