ПК 4.4. Педагогические разработки.
методическая разработка по теме

Ермолина Мария Валерьевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Трифонова Мария Валерьевна

ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

«     » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 21

Научный руководитель: Галиуллина Н.К.

Преподаватель МДК 01.02.                                    высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в анализе

письменных работ учащихся и свидетельствует о весьма невысоком уровне их подготовки по орфографии и грамматике. Орфография самый трудный раздел русского языка. Много написаний требующих знания грамматики, особенности изменения частей речи, состав слова. Необходимо выделить группу сложных орфографических правил, классифировать их по грамматическим умениям.  В связи с этим возникает необходимость

применения усовершенствованной методической системы обучения, которая призвана помочь детям запоминать наиболее трудные орфографические и грамматические правила русского языка, тем самым подготавливая их к тому, чтобы писать сложные для них слова автоматически. Необходимость поиска условий, при изучении правил грамматики и орфографии в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.

На основании актуальности проблемы исследования, нами сформулирована тема исследования: «Грамматико-орфографические правила русского языка.»

Цель исследования: анализ раздела орфографии принципов и

выделения грамматико-орфографических правил.

Задачи исследования:

1. Изучить соответствующую теме научную литературу;

2. Рассмотреть принципы орфографии;

3. Выделить грамматико-орфографические правила;

Методы исследования:

- анализ;

- синтез;        

- обобщение;

- классификация.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введенская, Л.А., Колесников, Н.П. Новый орфографический

словарь русского языка. – Ростов-на-Дону, 2000.

  1. Ветвицкий, В.Г., Иванова, В.Ф., Моисеев, А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. – М., 1998.
  2. Вопросы русской орфографии. – М., 2005.
  3. Гвоздев, А.Н. Основы русской орфографии: Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1999.
  4. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты

 орфографии. – М., 2007.

  1. Добромыслов, В.А., Розенталь, Д.Э. Трудные вопросы грамматики и правописания. – М., 1998.
  2. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.
  3. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 2005.
  4. Кайдалова,  А.И., Калинина, И.К. Современная русская орфография. – М., 1998.
  5.  Кузьмина, С.М. Теория русской орфографии. – М., 2001.
  6.  Панов, М.В. Занимательная орфография. – М., 2004.
  7.  Панов, М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 2001.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкально-эстетического образования

Трифонова Мария Валерьевна

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовой проект защищен

«     » _______________ 201_ года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 31

Научный руководитель: Галиуллина Н. К.

Преподаватель МДК 01.02.                                    высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД).

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:

• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [1].

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Одной из задач реализации образовательной программы «Школа России» выступает освоение универсальных учебных действий. Образовательная программа разработана «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС НОО[2]. Каждый из предметов УМК «Школа России», в том числе и «Русский язык» помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений. При этом большое значение приобретает методический аспект формирования познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе. 

Таким образом, актуальность темы работы определяется тем, что в современных условиях модернизация российского образования ставит перед учителем начальной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменский, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др. При этом, следует отметить, что методический аспект формирования познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе разработан в литературе недостаточно.

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью формирования познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе и недостаточной разработкой данного вопроса в методической литературе.  Что и определило актуальность и выбор темы данной курсовой работы «Методический аспект формирования познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе».

Цель курсовой работы - раскрыть методический аспект формирования познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе в процессе реализации программы «Школа России».

Объект исследования: процесс изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе в программе «Школа России»

Предмет исследования: методика работы, направленная на формирование познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе в программе «Школа России».

Задачи работы:

- охарактеризовать познавательные УУД на уроках русского языка;

- определить понятие грамматико-орфографического правила;

-  рассмотреть грамматико-орфографические правила в русском языке в начальной школе и провести их классификацию;

- изучить методику орфографии как основу изучения грамматико-орфографических правил,  технологию работы над грамматико-орфографическими правилами;

- показать современные подходы к решению грамматико-орфографических задач

- провести анализ учебников русского языка по программе «Школа России» с точки зрения поставленной проблемы.

В процессе работы были использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, индукция, дедукция.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31 декабря 2015 г.)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010.-  № 12.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования УМК «Школа России»// Сайт Министерства образования и науки Челябинской области// http://www.minobr74.ru/
  3. Алгазина, Н.Н. Методика изучения орфографических правил / Н.Н. Алгазина – М.: Просвещение, 1982. – 234 с.
  4. Байбикова, Р.Х. Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»/ Р.Х. Байбикова, Н.А. Власовец, Ю.В. Кирьякова, В.В.  Чаплыгина // Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 9-12.
  5.  Богоявленский Д.Н. Усвоение грамматических понятий // Актуальные проблемы методики обучения русского языка в начальных классах / Д.Н. Богоявленский; под ред. Н. Рождественского, Г. Фоминой. - М.: Педагогика, 1997. - С. 184-187.
  6. Власенков А.И. Методика обучения орфографии в школе / А.И.  Власенков. – М.: Русское слово, 2012. – 232 с.
  7. Грязнева, Ю.Ф. Специфика работы над орфографическим правилом / Ю.Ф. Грязнева // http://festival.1september.ru/articles/651733/
  8. Дусовицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: книга для учителя / А.К. Дусовицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шелкунова. - М.: Вита-Пресс, 2012. – 234 с.
  9. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2015.
  10. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2015.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам. директора по ВР

Утверждено директором

ГБПОУ «ЧПК №1»

___________________

___________________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

начального общего образования по литературному чтению

«Путешествие в мир книги»

Направление: интеллектуальное

Вид: познавательная

Возрастная группа: 2 класс

Срок реализации: 1 год

Составители: студентки  31 группы Трифонова Мария,

Севостьянова Ирина

Челябинск, 2017

Содержание

Пояснительная записка………................................................................................. 3

Актуальность……………..........................................................................................3

Цели и задачи программы.........................................................................................4

Формы работы…........................................................................................................5

Содержание программы........................................................................................5

Планируемые результаты………..............................................................................6

Тематическое планирование………………………………………………………..7

Мониторинговая карта результатов освоения программы………………………12

Материально- техническое обеспечение……………….…………………………15

Учебно- методический комплекс ………………………………………………….16

Список использованной литературы........................................................................17

Приложение

Пояснительная записка

Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне. Поэтому существует необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Данная программа способствует расширению читательских пространств, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика - читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребёнка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа позволяет показать учащимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир книг. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирование читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.

Лучше всего воспитать тягу к чтению во внеурочной деятельности, ведь именно она направлена на духовное «Я» ребенка. Кроме того, внеурочная деятельность не ограничивает педагога в выборе форм и методов проведения занятий.

В связи с этим, нами разработана программа внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию младшего школьника «Путешествие в мир книг»

Содержание программы «Путешествие в мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Программа — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 8-9 лет.

Направление программы: интеллектуальное

Вид: познавательная

Задачи программы:

- совершенствование навыка чтения учащихся;

- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками - читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях;

- развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности;

- развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Цель программы: -расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике.

Формы проведения занятий по данной программе различны: дискуссионные формы, формы состязательного характера, творческие формы, и формы работы вне школы.

К дискуссионным формам относятся: беседа, встреча с приглашенными людьми.

Формы состязательного характера: викторина, олимпиада, интеллектуальная игра, конкурс

Творческие формы: выставка, фестиваль, метод проектов.

Форма работы вне школы: экскурсия

Содержание программы:

Программа состоит из десяти модулей, на каждый из которых отводится от 2-5 часов; всего – 34 часа

Срок реализации программы- 1 год.

Первый модуль «Ну, здравствуй, книга!» история появления книги. Первая книга на Руси.

Второй модуль «Книголюб» учащиеся идут в библиотеку.

Третий модуль «Книги о таких же, как ты» беседа с детьми на тему: Главные герои детских книг - тоже дети.

Четвертый модуль «Мудрость в крупицах» создание в группах сборников загадок про познания и книги для первоклассников.

Пятый модуль «Сказочные писатели» происходит выставка детских книг с литературными сказками, детям предоставляется возможность почувствовать себя героем одной из сказок.

Шестой модуль «Дети в главной роли» выставка и чтение книг.

Седьмой модуль «Недаром сказка моя любимая» чтение произведений о животных.

Восьмой модуль «Книги о самых дорогих» создание проектов в группах на такие темы как: «Рассказы о мамах», «Он писал про семью» и т.д.

Девятый модуль «Книги о тех, кто нас защищает всегда» о защитниках Отечества.

Десятый модуль «По лучшим страницам» коллективная творческая работа составление своей книги с иллюстрациями, рассказами, весёлыми историями.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

- историко-культурное, духовное наследие своей страны,

- историко-культурное, духовное наследие родного края

Должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Формы организационной дея-ти уч-ся

Теория

Практика

РАЗДЕЛ I:  Ну, здравствуй книга!

                                                    3 часа              1 час              2 часа

1.

Книга - мой друг.

История появления книги. Первая книга на Руси.

1 час

1 час

-

Беседа

2.

Книга и её элементы

1 час

-

1 час

Практическое занятие

3.

Пословицы  о книгах и учении

1 час

-

1 час

Конкурс

РАЗДЕЛ II:  Книголюб

                                                    2 часа              1 час               1 час

1.

Хранительница книг

1 час

1 час

Беседа

2.

Моя профессия- библиотекарь

1 час

-

1 час

Сюжетно-ролевая игра

РАЗДЕЛ III:  Книги о таких же, как ты

             4 часа            1 час             3 часа

1.

Герои книг для детей - дети

1 час

1 час

-

Библиотечный урок

2.

Произведения Е. Пермяка

1 час

-

1 час

Практический урок

3.

Произведения Н. Носова

1 час

-

1 час

Практический урок

4.

Детский писатель

Г. Остер

1 час

-

1 час

Урок- спектакль

РАЗДЕЛ IV: Мудрость в крупицах

                                                     5 часов                                 5 часов

1.

Пословицы о книге, сколько их?

2 час

-

2 часа

Проектный урок

2.

Сборник загадок  

«Весёлые задания»

2 час

 -

2 часа

Проектный урок

3.

Скороговорки и чистоговорки

1 час

-

1 час

Конкурс, беседа

РАЗДЕЛ V: Сказочные писатели

                                                      4 часа                                   4 часа

1.

Сам найди, сам и прочитай

2 час

-

2 часа

Выставка

2.

Кто есть ум?

 1 час

 -

1 час

Интеллектуальная игра

3.

Я герой сказки

1 час

-

1 час

Конкурс

РАЗДЕЛ VI: Дети в главной роли

                                                    4 часа             1 час                  3 часа

1.

Писатели о детях

1 час

1 час

Беседа

2.

Герои книг В. Осеевой

1 час

-

1 час

Практическое занятие

3.

Незнайка и его друзья

1 час

-

1 час

Конкурс

4.

Детские стихи

1 час

-

1 час

Практический урок

РАЗДЕЛ VII: Недаром сказка моя любимая

                                                   3 часа                2 часа             1 час

1.

Книги о животных

1 час

1 час

Беседа

2.

Сказки всех миров

1 час

1 час

Практическое занятие

3

Сказки из разных народов на страницах наших книг

1 час

1час

-

Читальный зал

РАЗДЕЛ VIII: Книги о самых дорогих

                                                    3 часа               1 час                 2часа

1.

Книги, посвящённые семье и маме

1 час

1 час

-

Беседа

2.

Они писали о семье

2 час

-

2 часа

Проектный урок

РАЗДЕЛ IX: Книги о тех кто нас защищает всегда

                                                  3 часа                1 час              2 часа

1.

Защита Родины - великое дело

1 час

1 час

-

Беседа

2.

Былины и сказы о солдатах

1 час

-

1 час

Практический урок

3.

Важная встреча в жизни каждого

1 час

-

1 час

Встреча с ветеранами

РАЗДЕЛ X: По лучшим страницам

                                                   2 часа               1 час              1 час

1.

Спасибо книге

1 час

-

1 час

Библиотечный урок

2.

Летом тоже нужно нам читать

1 час

-

1 час

Тестирование

ИТОГО:

34 часа

9 часов

25 часа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1: «Ну, здравствуй книга»

Занятие 1: «Книга - мой друг. История появления книги. Первая книга на Руси»

Занятие, которое будет проходить в форме беседы, в ходе которой будут выявлены знания детей про историю создания книги.

Занятие 2: «Книга и её элементы»

Занятие, проводится в практической форме. Суть этого занятия состоит в узнавании детьми как нужно правильно работать с книгой. Так же самым главным на этом занятии будет, то что дети почувствуют себя художниками – иллюстраторами и попробуют сами оформить рукописную книгу.

Занятие 3: «Пословицы о книгах и учении»

Проведение конкурса «Пословицы о книге, учении и не только». 

Раздел 2: «Книголюб»

Занятие 1: «Хранительница книг»

А вы знаете, что такое библиотека? Это и будут узнавать дети, пойдя в библиотеку. На данном занятии, дети прослушают интересные рассказы о возникновении библиотеки, узнают, что такое библиотечный формуляр, поработают с каталогом библиотеки. Так же на занятии будет проведён викторина: « Насколько я библиотекарь».

Занятие 2: «Моя профессия- библиотекарь»

После похода в библиотеку с детьми проводится сюжетно-ролевая игра, которая позволит ребёнку попробовать себя в роли библиотекаря.

Раздел 3: « Книги о таких же, как ты»

Занятие 1: «Герои книг для детей - дети»

Поход в библиотеку, беседа с детьми на тему: Главные герои детских книг - тоже дети. Такая беседа направлена на то, что дети должны понять, что те книги, которые они читаю, и те герои там есть, такие же дети как и они сами.

Занятие 2: «Произведения Е. Пермяка»

Чтение рассказов из книги Е. Пермяка « Дедушкина копилка». На занятие проходит не только чтение рассказов, но и некоторые из этих рассказов дети будут обыгрывать в группах.

Занятие 3: «Произведения Н.Носова»

Пересказ уже знакомых рассказов Н.Н. Носова. Кроссворд «Известно не известно».

Занятие 4: «Детский писатель Г. Остер»

Чтение «Вредных советов» Создание живого журнала «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Раздел 4: «Мудрость в крупицах»

Занятие 1: «Пословицы о книге, сколько их?»

Создание рукописной книги под названием «Пословицы о книге, сколько их».

Занятие 2: «Сборник загадок  «Весёлые задания»»

Проектная деятельность. Создание в группах сборников загадок про познания и книги для первоклассников.

Занятие 3: «Скороговорки и чистоговорки»

На занятии проводится конкурс «Мой ум вмещает много скороговорок и чистоговорок», который направлен на выявление уровня знаний, которые дети усвоили на прошлых занятиях.

Раздел 5: «Сказочные писатели»

Занятие 1: «Сам найди, сам и прочитай»

Выставка детских книг с литературными сказками. Обзор выставки. Поиск детьми самых увлекательных и интересных, по их мнению сказок. Чтение выбранного произведения.

 Занятие 2: «Кто есть ум?»

Литературно – интеллектуальная игра « Кто есть ум?». Тема игры- герои книг.

Занятие 3: «Я герой сказки»

Детям предоставляется возможность попробовать себя героем одной из сказок и показать, как бы он поступал в тех ситуациях, которые ему предоставлены.

Раздел 6: « Дети в главной роли»

Занятие 1: «Писатели о детях»

Выставка книг. Рассказ об авторах В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков.

Занятие 2: «Герои книг В. Осеевой»

Чтение рассказов В. Осеевой. Викторина «Сможешь узнать, кто есть я?».

Занятие 3: «Незнайка и его друзья»

Чтение некоторых эпизодов книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Конкурс рисунков «Мой друг Незнайка».

Занятие 4: «Детские стихи»

Проводится конкурс « Я писатель», в этом конкурсе дети должны почувствовать себя писателями и сочинить одно стихотворение.

Раздел 7 «Недаром сказка моя любимая»

Занятие 1: «Книги о животных»

Чтение произведении о животных с кратким пересказом.

Занятие 2: «Сказки всех миров»

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.

Занятие 3: «Сказки из разных народов на страницах наших книг»

Читальный зал: сказки разных народов мира на наших страницах книг.

Раздел 8: «Книги о самых дорогих»

Занятие 1: «Книги, посвящённые семье и маме»

Жанры произведений о семье и матери : стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Литературная игра «По ступенькам учебника»: чтение произведений о семье и матери по учебнику или наизусть.

Занятие 2: «Они писали о семье»

Создание проектов группах на такие темы как: « Рассказы о мамах», «Он писал про семью», « Мы посвятили свое творчество для мам». Создание рукописной книги « Для меня семья важна!»

Раздел 9: « Книги о тех, кто нас защищает всегда»

Занятие 1: «Защита Родины - великое дело»

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Занятие 2: «Былины и сказы о солдатах»

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Занятие 3: «Важная встреча в жизни каждого»

Встреча с героями Великой Отечественной воины. Чтение стихов, выставка работ детей.

Раздел 10: «По лучшим страницам»

Занятие 1: «Спасибо книге»

Коллективная творческая работа составление своей книги с иллюстрациями, рассказами, весёлыми историями, случившимися с ребятами за все время.

Занятие 2: «Летом тоже нужно нам читать»

Заключительное занятие. Оформление еженедельника «Я читатель». Итоговое тестирование.

Мониторинговая карта результатов освоения программы

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные:

• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, учения не создавать конфликтов и находить выводы из опорных ситуаций;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

Предметные:

• сформированность позитивного отношения к устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые воспитательные результаты:

• нравственно-этический опят взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим;

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

Планируемые воспитательные эффекты:

• формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

• формирование у детей социокультурных идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

.

Конкурс  «Пословицы о книге, учении и не только». 

Сюжетно- ролевая игра    «Моя профессия- библиотекарь»

Книга  Е. Пермяка             «Дедушкина копилка».

Кроссворд «Известно не известно».

Книга Г. Остера «Вредные советвы»

Конкурс «Мой ум вмещает много скороговорок и чистоговорок»

Выставка детских сказок

Литературно – интеллектуальная игра   «Кто есть ум?».

Выставка книг: В. Осеевой, Н. Носова, С. Михалкова.

Викторина «Сможешь узнать, кто есть я?».

Конкурс рисунков «Мой друг Незнайка».

Конкурс « Я писатель»

Книги о животных

Книги сказок народов мира

Книги, посвящённые семье и маме

Проекты  « Рассказы о мамах», «Он писал про семью», « Мы посвятили свое творчество для мам».

Книги о защитниках Отечества

Рукописная книга

«Защитники Отечества в твоей семье»

Составление своей книги

Оформление еженедельника«Я читатель».

Итоговое тестирование

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

Материально-техническое обеспечение

Техническое оснащение: 

  • компьютер (1 шт);
  • проектор (1 шт);
  • принтер (1 шт). 
  •     диски (сказки, рассказы, песни, загадки, потешки, пословицы);
  •     презентации;

Оборудование: 

  • парты (15 шт);
  • стулья (30 шт);
  • доска (1 шт);
  • стенд для детских работ (1 шт);

Канцелярия:

  • шариковые ручки (30 шт);
  • цветные карандаши (15 уп);
  • бумага А4 (1 уп);
  • альбом для рисования А4 ( 30 шт)
  • бумага А1 (3 шт).
  • маски для инсценировок;


Учебно-методический комплекс

Для учащихся:

  1. Книга Е.Пермяк- «Дедушкина копилка»;
  2. Произведения Н.Носова;
  3. Книга Г.Остер- «Вредные советы»;
  4. Рассказы В. Осеевой;
  5. Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
  6. Книги о животных;
  7. Книги сказок народов мира;
  8. Произведения про семью;
  9. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»;

Для учителя:

  1. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». – «Лист», Москва, 2006;
  2. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006;
  3. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Список использованной литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
  4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
  5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
  6. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
  8. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 2006.
  9. Кроссворды - дошколенку для мудрости ребенка А. Сидякова, г.Тула 2000
  10. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/07/vneurochnaya-deyatelnost-v-mire-knig-2-klass
  11.  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/12/03/viktorina-po-literature-dlya-2-3-klassov
  12. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/12/07/testy-po-literaturnomu-chteniyu-2-klass-shkola-rossii

Приложение 1

Раздел 1: «Ну, здравствуй книга»

Занятие 3: «Пословицы о книгах и учении»

Проведение конкурса «Пословицы о книге, учении и не только».

Ведущий: Часто можно услышать: «Пословица - всем углам помощница». И в самом деле, пословица нас поучает, советует, наставляет и предупреждает. Вот, например, вспомните пословицы о труде. Итак, первый конкурс.

Конкурс 1. «Труд есть все»

Ведущий:  Вспомните известные вам пословицы о труде и запишите их. Какая команда знает таких пословиц больше?

(Члены команд записывают пословицы, затем каждая команда прочитывает свои и выявляется команда-победительница, которая таких пословиц записала больше.)

Ведущий:  Предлагаю каждой команде объяснить пословицы о труде.

Дерево сильно корнями, а человек — трудом.

Человек живет век, а доброе дело - два.

Деревья смотри в плодах, а человека — в делах.

Птица красна пером, а человек - трудом.

Ведущий:  А теперь хором поиграем в игру «Доскажи словечко», в которой вам нужно будет отгадать и назвать самые разнообразные профессии людей. Готовы? Тогда слушайте и не зевайте, называйте отгадку дружно.

Через поле и леса

Мчатся, мчатся поезда.

Семафор, гудок и свист...

Вдаль везет нас... (машинист).

Через синий океан

Ведет судно капитан.

Серебристый самолет

В небесах ведет... (пилот).

Вот шоссейные дороги,

И машины там и тут.

С грузом есть, а есть без груза,

Взад-вперед они снуют.

Повороты, косогоры...

За рулем сидят... (шоферы).

Он письмо принес и эту

Интересную газету.

Угадайте, кто же он.

Он, ребята,... (почтальон).

Вот закончился антракт –

На арене... (акробат).

Загадки А. Кочергиной

Конкурс 2. «Дружба и улыбка»

(Звучат первые аккорды песни «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)

Ведущий:  Вы, конечно же, узнали мелодию В. Шаинского и догадались, о каких пословицах мы будем говорить в нашем следующем конкурсе. Итак, пословицы о дружбе. Назовите известные вам пословицы о дружбе. Чему они учат? А теперь расшифруйте пословицу, в которой перепутались все слова и слоги. Какая команда сделает это быстрее других?

(Текст пословиц на доске.)

Чело что без век дру, во га зем без ля ды.

Восстановленный вид пословицы:

Человек без друга, что земля без воды.

Конкурс 3. «Пословицы об учении, о книге»

У поэта С. Михалкова есть строки:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущий: И очередной наш конкурс о пословицах, в которых речь идет о книгах.

Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать к началу пословицы о книгах концовку. Начало в левом столбике, а конец — в правом, но строчки начала и конца не совпадают. Восстановите пословицы.

1. Книга — зеркало лучший друг.

2. Хорошая книга — души.

3. Прочел новую книгу — что теплый дождик для всходов.

4. Книга для ума — встретился с другом.

Объясните смысл одной из пословиц по вашему выбору.

— Встречались ли вам в книгах пословицы? Если да, то в каких? (Ответы детей.)

— А кто из писателей посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь?

Да, это Владимир Иванович Даль.

Даль был офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни, которое принесло ему славу и известность, был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов (200 000), пословиц, сказок и народных игр.

— Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Ответы детей.)

Ведущий:  А сейчас мы проверим, знаете ли вы значение слов, которые имеются в пословицах, появившихся давным-давно.

Конкурс 4. «Объясни слова»

1. Пословица недаром молвится.

Что означает слово «молвится»? Подберите к нему слова-синонимы.

2. Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь.

Что такое сума? Каким словом можно заменить в данной пословице слово «сгубишь»? Как будет звучать пословица? (Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и потеряешь.)

3. Своя земля и в горсти мила.

Что такое горсть? В каком значении употреблено это слово в пословице? (Мила и в небольшом количестве. Самая малость земли и та мила.)

4. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Что такое изба? В каком значении употреблено слово «красна»?

Конкурс 5. «Пословицы с числительными»

Ведущий:  Кто из вас может сказать, что такое числительные? Это слова, называющие числа, например «два», «восьмой» и т. п. Известно множество пословиц, в которых упоминаются числительные. Как вы думаете, какая цифра встречается в пословицах чаше всего? Да, цифра 7. Давайте вспомним пословицы с числительным «семь».

(Команды называют пословицы.)

1. Семеро одного не ждут.

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. Семь бед — один ответ.

4. Семеро с ложкой, один с сошкой.

Ведущий:  А теперь попробуем эти пословицы «оживить», т. е. продемонстрировать, показать с помощью жестов и мимики.

(Каждая команда вытягивает конверте пословицей и готовится к показу. Задача зрителей - пословицу угадать.)

Ведущий:  А кто из вас заметил, какое еще числительное встречалось в пословицах, которые мы сейчас изображали? (Ответы детей.)

Правильно, это числительное «один».

Ведущий:  А теперь попытайтесь по моему сигналу на счет «раз, два, три» хором, дружно произнести эту хорошо известную пословицу. Итак, раз, два, три... («Один в поле не воин».) О чем эта пословица? О дружбе и силе коллектива. И сегодня вы не только показали знание пословиц, но и проявили чувство коллективизма, которое помогло успешно справиться с заданиями.

Ведущий:  Спасибо всем участникам.

Подведение итогов

Награждение победителей, вручение подарков.

Приложение 2

Раздел 2: «Книга и её элементы»

Занятие 1: «Хранительница книг»

1)Разминка

Вопросы:

 1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

 4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

 9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

 11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

 16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

 17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

 22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

 26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

 33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

 40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

Приложение 3

Раздел 2: «Книголюб»

Занятие 2: «Моя профессия- библиотекарь

Игровой материал:

Книги

Журналы

Книжки-малышки

Абонементы /формуляры читателей/

Билеты читателя

Компьютер детский

Накладная на новые книги

Портрет А. С. Пушкина

Модуль «Гардероб»

Вешалки для одежды

Картинки-номера для гардероба

Книжные формуляры

Кармашки для книг

Закладки для книг

Картинки для наклейки в формуляры читателей

Скотч, клей, бумага для ремонта книг.

Игровые роли:

Заведующая библиотекой

Гардеробщик

Водитель

Библиотекари

Читатели

Игровые действия:

  • Оформление формуляров
  • Приём библиотекарем заявок на книги
  • Подбор и выдача книг читателям
  • Работа с картотекой читателей
  • Заказ новых книг и составление накладной на книги
  • Приём новых книг по накладной /с использованием детского компьютера/
  • Систематизация новых книг по темам
  • Оформление книжной выставки «Новые книги»
  • Посещение читательского зала /просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам/

Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление папок для систематизации книг
  • Изготовление книжек- малышек
  • Фотогазета «В первый раз в библиотеку»
  • Прочтение дома с ребёнком книги, принесённой из детского сада
  • Рисование картинок по прочитанных книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги
  • Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама»
  • Ламинирование книг

Ход игры:

Ведущий: ребята, сегодня поиграем в библиотеку, давайте вспомним, кто кроме библиотекарей, ещё работает в библиотеке? Мы с вами пришли в библиотеку одетые, сняли наши шапочки и карточки и отдали их на хранение кому?

Дети: Гардеробщику!

Ведущий: Правильно. Гардеробщик хранит наши вещи пока мы находимся в библиотеке. Нам он выдаёт специальные номерам. Значит для сегодняшней игры нам нужен гардеробщик.

А кто распределяет и контролирует работу в библиотеке, разрешает конфликты?

Дети: Заведующая!

Также заведующая делает заявки на приобретение новых книг. Заведующая заказывает для библиотеки новые книги, а кто их приведёт в библиотеку?

Дети: Шофер.

Ведущий: У нас в библиотеке есть абонемемент и читальный зал, значит, нам надо выбрать двух библиотекарей. Таким образом, ребята, для сегодняшней игры нам с вами нужны: заведующая библиотекой, гардеробщик, шофер, два библиотекаря. Чтобы никому не было обидно, давайте выберем их по считалочке /выбираем/. Ребята, а остальные по желанию будут читателями. А теперь давайте играть.

Дети начинают игру.

Ира и Маша - библиотекари, договариваются между собой, кто хочет работать на абонементе, а кто в читальном зале.

Первой на работу приходит заведующая. Сегодня она должна заказать для библиотеки новые книги. Заведующая по телефону просит привезти необходимые книги в библиотеку. Шофер привозит их. Заведующая по накладной и компьютеру принимает книги и отдаёт их библиотекарям.

Библиотекари расставляют книги, оформляют книжную выставку «Новые книги».

Приглашают посетителей библиотеки пройти в абонемент и читальный зал.

Дети ,выразившиеся желание быть читателями, проходят в библиотеку, сдают вещи гардеробщику. Библиотекари беседует с читателями, спрашивают о чем они хотят почитать, советуют взять ту или иную книгу. В читальном зале дети рассматривают журналы.

При необходимости дети обращаются с вопросами к воспитателю.

Какоето время спустя воспитатель объявляет, что сегодня а читальном зале состоится беседа о творчестве писателя и приглашает детей пройти в читальный зал, где оформлена тематическая выставка к юбилею писателя и коротко рассказывает детям о писателе и проводит анализ игры:

  • Во что мыс вами сегодня играли?
  • Кто работает в библиотеке?
  • Как справились рябята со своими ролями?
  • Вам понравилась эта игра?

При последующем проведении игры воспитатель может предложить ввести новые персонажи /например, продавец книжного магазина/ и объединить игру с другими сюжетами /например, с  играми в семью, школу, детский сад, экскурсия по городу и др./

Приложение 4

Раздел 5: «Сказочные писатели»

Занятие 2: «Кто есть ум?»

Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова: Море пламенем горит, Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

6. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

7. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

8. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

9. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

10. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

11. Какой герой сказки «Буратино» торговал пиявками? (Дуремар)

12. Сколько братьев было у главной героини сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди?» (11 братьев)

13. Кого Балда называл своим меньшим братом в сказке «О попе и работнике его Балде»? (Зайца)

14.Какой волшебный предмет был у солдата из сказки Г.Х.Андерсена? (Огниво)

15.Как называется остров славного Гвидона? (Буян)

Приложения 5

Раздел 10: «По лучшим страницам»

Занятие 2: «Летом тоже нужно нам читать»

Тест № 1 «Устное народное творчество»

Вариант 1

1. Найди пословицу о труде.

а) Близок локоть, да не укусишь.

б) Всяк паучок знай свой уголок.

 в) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

г) Своя земля и в горсти мила.

2. В какой сказке один из персонажей — лиса?

 а) «Гуси — лебеди»

б) «Колобок»

 в) «У страха глаза велики»

 г) «Каша из топора»

3. Найди героя сказки «Теремок».

а) гуси — лебеди

б) Баба — яга

в) Курочка Ряба

г) мышка — норушка

4. Кто помог девочке из сказки «Гуси — лебеди»?

 а) мышка

б) кошка

в) собака

г) лягушка

 5. Определи жанр произведения. У Сашки в кармашке шишки да шашки.

а) частушка

б) скороговорка

в) загадка

 г) пословица

6. Какие из этих сказок являются народными?

а) «Два мороза»

б) «Лиса и журавль»

в) «У страха глаза велики»

 г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вариант 2

1. Найди пословицу о Родине.

а) Горька работа, да сладок хлеб.

б) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

 в) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

г) Друг познаётся в беде.

2. В какой сказке один из персонажей — волк?

 а) «Гуси — лебеди»

б) «Теремок»

в) «Лиса и журавль»

г) «Каша из топора»

3. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко».

а) лиса

б) курочка

в) волк

г) медведь

4. Кто помогал девочке из сказки «Гуси — лебеди»?

а) берёза

б) яблоня

в) груша

г) рябина

 5. Определи жанр произведения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Звёзды, месяц, луг,цветы... Поводи пойди — ка ты!

 а) колыбельная песня

 б) считалка

в) загадка

г) небылица

6. Какие из этих сказок являются народными?

а) «Каша из топора»

б) «Гуси - лебеди»

в) «Петушок и бобовое зернышко»

 г) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Тест «Русские писатели»

Вариант 1

1. Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке» ?

 а) Л.Н. Толстой

б) И.А.Крылов

в) А.С.Пушкин

г) В.Д.Берестов

2. Узнай героя по его описанию: Неповоротливый,нерасторопный,идёт назад

а) щука

б) рак

в) лебедь

г) муравей

3. Что такое басня?

а) рассказ в котором герои — животные

 б) стихотворение в котором герои животные

в) сказка в которой герои разговаривают

 г) короткий,чаще всего стихотворный рассказ, где вместо людей действуют звери,птицы,деревья,вещи.

 4. К какому произведению подходит пословица? «Учиться — всегда пригодится»

 а) «Филиппок»

б) «Сказка о рыбаке и рыбке»

в) «Стрекоза и муравей»

 г) «Лебедь,рак и щука»

5. Закончи пословицу, Много захочешь –

а) потехе час

б) много получишь

 в) людей насмешишь

 г) последнее потеряешь

Вариант 2

1.Определи жанр произведения Н.Носова «Затейники».

а) Былина

б) Сказка

в) Рассказ

г) Стихотворение

2. Из какого произведения этот отрывок? Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

 а) Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

б) Н.Носов «Затейники» • В. Осеева «Волшебное слово»

в) Ю. Ермолаев «Два пирожных»

3. Кто из приведённых ниже авторов – поэт?

а) А. Барто

б) Н.Носов

в) Н. Булгаков

г) В. Осеева

4. Знаешь ли ты имя и отчество Носова?

а) Сергей Владимирович

б) Самуил Яковлевич

в) Николай Николаевич

г) Фёдор Иванович

5. Отметь рассказ, который учит быть честным.

а) Ю. Ермолаев «Два пирожных»

б) В. Осеева «Почему?»

в) В. Осеева «Волшебное слово»

г) Н.Носов «Живая шляпа»



Предварительный просмотр:

Создание сборника грамматико-орфографических упражнений для формирования познавательных универсальных учебных действий в 3 классе

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. «Языковое образование и речевое развитие младшего школьника - одна и центральных проблем в современной методике начального обучения русскому языку» [24, с. 14] Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи: обучать чтению, письму, обогащать речь учащихся, давать знание о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:

• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [1].

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменский, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.

Одной из задач реализации образовательной программы «Школа России» выступает освоение универсальных учебных действий. Образовательная программа «Школа России» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО[2]. Каждый из предметов УМК «Школа России», в том числе и «Русский язык», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений. При этом большое значение приобретает методический аспект формирования познавательных УУД в процессе изучения грамматико-орфографических правил в начальной школе.

Таким образом, актуальность темы работы определяется тем, что в современных условиях модернизация российского образования ставит перед учителем начальной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

На основе актуальности рассматриваемой проблемы была сформулирована тема исследования: «Создание сборника орфографических упражнений для формирования познавательных универсальных учебных действий в 3 классе».

        Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы разработать вариативный комплекс грамматико-орфографических упражнений для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 классов.

        Объект исследования: образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.

        Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения грамматико-орфографических правил УМК школа России.

Гипотеза исследования: если в образовательный процесс на уроках русского языка систематически включать упражнения из вариативного сборника грамматико-орфографических упражнений, то формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет происходить успешнее.

        В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

  1. на основе анализа научной психолого-педагогической литературы изучить

познавательные УУД их классификацию;

  1. подобрать комплекс грамматико-орфографических упражнений;
  2. провести апробацию сборника упражнений;
  3. выделить познавательные УУД для организации исследования.

При выполнении дипломного проекта мы использовали следующие методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме (изучены работы А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменский, И.А. Володарской, О.А. Карабановой);

- анализ и сравнение точек зрений ученых;

- систематизация материала.

  1. Методы эмпирического исследования:

- апробация;

- создание сборника орфографических упражнений;

- отбор упражнений для сборника.

Ссылка на статью: https://solncesvet.ru/sozdanie-sbornika-orfograficheskih-upraj.30/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...