Обучение без мучения
статья по теме

Руднова Наталья Юрьевна

Статья в которой рассматриваются методические приемы по организации обучения детей в рамках подготовки к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_bez_mucheniya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«СТАРТ+»

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Руднова Наталья Юрьевна,

Методист

Обучение без мучения.

Многие родители пытаются понять, с какого возраста и чему   стоит начинать обучение ребенка, чтобы он был успешен и в школе и в жизни. Стремительные изменения, которые происходят в нашей жизни, приводят к тому, что, несмотря на регулярно проводимые  социологические  исследования, нереально абсолютно точно представить то, какой будет окружающая нас действительность, через  двадцать – двадцать пять лет.

Какие нужно  предлагать ребенку развивающие задания и как контролировать их выполнения? Как понять соответствует ли развитие  карапуза  нормам возрастного развития?

Самый лучший способ выявления потребностей ребенка это наблюдение за его игрой. Малыш сам подскажет, как лучше его развивать, а соответствует ли его развитее возрасту, расскажут специалисты образовательных учреждений (психологи, логопеды, дефектологи и др.), занимающиеся изучением этого вопроса.  

Просматривая информацию о различных образовательных учреждениях,  можно увидеть множество предложений  развивающих программ по Монтессори педагогике, сенсорному развитию, ментальной арифметике и многих других, в  которых используются те или иные педагогические методики для детей дошкольного возраста, которые  отражают «ход времени» и родительские запросы.  

На сегодняшний день, помимо государственных детских садов, существует большое количество частных досуговых центров с группами дневного пребывания детей разного возраста. Некоторые из этих центров, к сожалению, не имеют четко простроенной системы ведения образовательных процессов и системы воспитания детей в целом, так как работа таких центров не классифицируется как оказание образовательных услуг и не попадает под систему лицензирования. Высоких требований к уровню квалификации сотрудников таких центров работодатели, как правило,  не предъявляют, так как их задачей является уход и присмотр за детьми, а не образовательные услуги, попадающие под обязательное лицензирование. Это может привести к снижению темпов развития  детей. Находясь в таких центрах  по 5-6  часов каждый день, малыши формируют свою систему ценностей и знаний, которая не всегда соответствует требованию начального школьного обучения. За последние годы вырос  процент детей, находящихся на домашнем обучении. Изменились и требования к будущим первоклассникам. Благодаря этому потребность в программах по подготовке к школе в системе дополнительного образования детей очень актуальна.

Для разработки такой программы использована современная концепция образовательной системы, которая позволяет значительно повысить мобильность мышления у сегодняшних детей дошкольного возраста. При подходе к обучению путем формирования учебно-интеллектуальных умений дети становятся способны самостоятельно анализировать информацию для решения различных задач. Такой подход позволит каждому ребенку ориентироваться не только на тот багаж знаний, который формируется в процессе обучения в детском саду и семье, но и на тот, который дети создают самостоятельно. Для полноценного развития необходимо сформировать учебно-коммуникативные умения, которые включают в себя и умение слушать и слышать педагога, и умение выступать перед другими детьми, а так же умение вести беседу, участвовать в обсуждении. Умение организовать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу относятся к учебно-организационным умениям и навыкам.

Для достижения высоких результатов необходимо включать в учебный процесс различные практические методы обучения и педагогические технологии, например, знакомясь с математикой, можно устроить праздник в честь рождения любимой куклы и разрезая специально подготовленный для этого торт из бумаги или пластилина, показать детям правила деления. Рассматривая части торта, можно познакомить детей с понятием дроби, а опаздывающие на праздник гости помогут понять, что такое время. Шпионские игры научат ориентироваться в пространстве и развить память, а игры с «индейскими письменами» помогут освоить правила грамматики родного языка.

Плавный переход от игры к занятиям за партой поможет ребенку легко перейти к учебной деятельности.

Не менее важной является эмоциональная составляющая процесса обучения и формирования личности ребенка. Широко бытующее мнение о том, что ребенка нужно хвалить, когда он выполняет задания, и ругать, когда он этих занятий не выполняет, приводит к формированию оценочного суждения о самом ребенке. Наказания и поощрения при такой системе обучения становятся  чуть ли не единственными способами взаимодействия с ребенком. Такая система взаимоотношений может привести к формированию страхов ответа у школьной доски, страха быть отвергнутым, страха подвергнуться публичному осмеянию, стремление к уходу в самоизоляцию, формированию «плавающей» самооценки, когда самооценка ребенка напрямую зависит от похвалы или порицания, и отказу от выполнения учебных заданий, так называемой лени.

Контроль выполнения заданий может осуществляться самими детьми в процессе занятия. Результаты педагогического мониторинга известные только педагогу, детям и родителям могут и не предоставляются. В процессе общения  с детьми лучше исключать такие слова как «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо!». Вместо этого можно применять высказывания типа «Я рад, что у тебя получилось!», «Ты получил ожидаемый результат!» и т.д.   Психологами доказано, что принятие  ребенка взрослыми, это одна из важных составляющих его развития. Одной его тяги к познанию мира ни всегда бывает достаточно для успешного учебного процесса, да и зачем ребенку познавать мир, в котором он никому не нужен и не интересен? Отказ взрослых от традиционного оценочного суждения поможет малышу почувствовать себя принятым, а значит и не потерять желание знакомства с окружающим его миром. Только «безусловное» принятие ребенка взрослым сформирует ту базовую психологическую основу,  на которую впоследствии человек сможет опираться всю оставшуюся жизнь. Очень важно и родителям и педагогам быть внимательным к переживаниям ребенка, помогая ему проходить  те возрастные кризисы,  которые являются этапами постепенного взросления.

Одним из этапов взросления, который имеет непосредственное отношение к обучению, безусловно,  является кризис семи лет. Переходя из детского сада за школьную парту, ребенок приобретает не только новый статус ученика, но и сталкивается с довольно серьезными изменениями  как распорядка дня, так и требований к поведению, виду его ведущей деятельности, и оценке результатов.

Чтобы избежать значительных сложностей в обучении и адаптации к новым школьным условиям, с которыми может столкнуться ребенок, в образовательные  программы по подготовке к школе включены различные модули по формированию положительной «я-концепции» и развитию эмоционального восприятия как себя самого, так и мира вокруг. Для ребенка очень важно до поступления в школу научиться распознавать  эмоции и справляться с их переживанием. Это позволит легче переносить неудачи и сохранить адекватную самооценку. Без понимания собственных эмоций очень сложно разобраться и  в переживаниях окружающих людей. Развитие эмпатии или способности к эмоциональному сопереживанию начинается с понимания собственных переживаний. Ребенок старшего дошкольного возраста, не имеющий отклонений в развитии интеллектуальной и эмоциональной сферы, с удовольствием включается в игры с эмоциями. Правильно подобранные игры, формирующие понимание собственных эмоций, помогают формировать эмоциональную устойчивость, приведут к пониманию причин возникновения детских ссор и проявлению гуманного отношения ко всему окружающему миру. К моменту поступления в школу, гармонично развитый ребенок уже вполне  способен устранять  конфликтные ситуации со сверстниками, считать себя другом и стремиться оказывать посильную помощь тому, кто нуждается в этом на его взгляд.

В программу по подготовке к школе необходимо вводить правила этикета общения, что позволит  установить контакт с незнакомыми взрослыми, которых ребенок встречает вокруг. Одним из таких взрослых будет  его первый учитель. Первый учитель, который сумеет прийти на помощь в сложной ситуации. Для того, чтобы  получить поддержку учителя, ребенок должен суметь за этой помощью обратиться, поборов свои страхи и стеснение.  Усвоение  правил этикета помогут сделать безопасным общение с детьми старшего возраста и взрослыми, которые могут встретиться ребенку по пути из школы. Но знание  одних только правил не всегда бывает достаточно для того, чтобы отказаться от предложенной опасной игры или противостоять негативному эмоциональному напору сверстников. Для этого стоит повышать уверенность в себе, выстраивая так называемые «личностные границы». Включение в программу по подготовке к школе разыгрывания сюжетных сценок, терапевтические сказки, как способ психологической поддержки, помогут будущим школьникам стать более успешными в общении, завоевать авторитет среди сверстников, а так же уберечь себя от опасностей которые могут возникнуть при встрече со взрослыми, чье поведение может представлять опасность. Заботясь о благополучии подрастающего поколения,  в программу по подготовке к школе включены правила техники безопасности обращения с электроприборами и другими  предметами.

Не менее важным можно считать и выявление детских представлений об обучении в школе. Юному школьнику может потребоваться  помощь педагогов в освоении новых необходимых для него социальных ролей и правил поведения, с которыми он не сталкивался в детском саду.  

Психологи считают, что повышать мотивацию к обучению у детей также можно путем формирования у них желания стать взрослыми, стремиться делать «как взрослые». Целенаправленная работа по формированию такого желания может  привести к повышению уровня социальной зрелости в старшем возрасте.

Как показатели социальной зрелости можно рассматривать умение планировать собственную деятельность, способность эффективно действовать в группе, владение способами поиска информации с целью решения учебных и жизненных задач, способность принимать решения, а так же понимать и уважать точку зрения другого человека. По мнению разработчиков ФГОС, это и есть метапредметные умения.

Создавая для детей образовательную программу по подготовке к школе опираясь на формирование метапредметных умений, мы развиваем  не только его интеллектуальные способности, но и формируем личностную и социально-психологическую готовность к встрече с различными жизненными обстоятельствами.

1.   Гиппенрейтер Ю.Б. Как учиться с интересом. Издательство: АСТ 2013г.

2. Волков Б.С. Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика. Москва 2004 г.

3.    Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет.

4.  Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. Издательство «Редкая птица» 2016 г.

5.http://www.7ya.ru/article/Podgotovka-detej-k-shkole-Nevidimki-za-uglom-ili-Pod-tenyu-predubezhdenij/

6. https://childdevelop.ru/articles/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Когда чтение - не мучение.

Рекомендации, которые помогут привить любовь к чтению....

УЧЕНИЕ ИЛИ МУЧЕНИЕ?

Как не превратить учение в мучение? Несколько полезных советов родителям....

Ученье без мученья!

Итак, смысл помощи в учебной деятельности состоит не в том, чтобы взрослые выполняли за ребенка домашние задания. И даже не в контроле над тем, что и как он выучил. Смысл помощи в том, чтобы создавать...

Учение без мучения

Рекомендации родителям, дети которых испытывают трудности в обучении (на примере чтения и письма)....

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...