Когда чтение - не мучение.
методическая разработка (чтение) по теме

Андреева Ирина Борисовна

Рекомендации, которые помогут привить любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_chtenie.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Когда чтение - не мучение

            Отношения с книгой могут скрывать множество проблем. Ребёнок может любить читать только комиксы и развлекательные журналы, игнорируя серьёзную литературу. Некоторые дети готовы часами слушать, как читают им, но отказываются читать самостоятельно. А кто-то начинает увлеченно читать книги, но ни одну не дочитывает до конца. Можно выделить несколько причин, по которым дети не любят читать.

         Младшим школьникам мешают стать библиоманами технические сложности чтения. Пока сложишь буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, уже забудешь, о чём читал на предыдущей странице. Большие затруднения вызывают у малышей расстановка ударений, использование интонации и угадывание буквы «ё» в тексте, где она спрятана между многочисленными «е». Так же, как невозможно получить удовольствие от катания на машине, в которой постоянно глохнет мотор и лопаются шины, ребёнку трудно предвкушать вечер с книгой. Однако тут создаётся замкнутый круг: чем меньше ребёнок читает, тем медленнее автоматизируется чтение. Если учесть, что для формирования беглого чтения требуется как минимум год ежедневных тренировок, можно представить, сколько усидчивости и терпения нужно малышу.

           Более старшие дети, научившиеся бегло читать, могут проявлять негативизм по привычке, если в течение нескольких лет их заставляли сидеть с книгой. Некоторые школьники просто не могут противостоять большому количеству соблазнов, которые были им менее доступны в младшем возрасте: самостоятельные прогулки в компании, компьютерные игры, фильмы - книгам очень сложно конкурировать с этими развлечениями. Для кого-то чтение ассоциируется исключительно с учёбой, а не с отдыхом, поэтому во время каникул такие дети особенно протестуют против навязывания им книг.

         Изменить отношение ребёнка к чтению никогда не поздно, но иногда для этого родителям необходимо пересмотреть своё собственное отношение к книгам.

      1. Выражение «насильно мил не будешь» можно отнести и к чтению. Если ребёнок проявляет негативизм, необходимо разрядить атмосферу, создать положительный настрой, чтобы ребёнок не морщился, как от коликов, услышав слово «книга». Прежде всего, не нужно ставить в пример других детей, которые читают дни напролёт, или вспоминать, как вы любили читать в детстве. Лучше ненавязчиво продемонстрируйте свою нынешнюю любовь к книгам и позвольте себе ежедневно проводить с ними некоторое время.

        2. Не нужно устанавливать для ребёнка какие-либо «нормативы»: читать 5 или 10 страниц в день. Будьте хитрее, прикиньте про себя, какой объём ежедневно должен прочитывать ребёнок, чтобы успеть охватить весь список литературы, заданный на лето, но не говорите ему об этом. Дайте ребёнку возможность выбора: «Почитай мне чуть-чуть, сколько захочешь». Возможно, один раз ребёнок прочтёт две страницы, а в другой - увлечётся и не заметит, как осилил целую главу. Если вы видите, что ребёнок быстро устаёт от чтения, не настаивайте на продолжении, но договоритесь, что он попозже почитает ещё немного. Таким образом, объём прочитанного будет зависеть от количества «подходов» к книге.

        3. Вышесказанное не отменяет известного правила: «Ни дня без строчки!» Один из главных способов сделать чтение частью жизни ребёнка - превратить его в ритуал, привычку. Психологами давно замечено, что регулярно повторяющаяся деятельность воспринимается ребёнком более спокойно, чем редкие события. Так же, как не вызывает лишних вопросов необходимость чистить зубы, чтение перестанет восприниматься, как помеха более интересным занятиям, если ребёнок привыкнет читать перед сном или пока мама готовит ужин.

         4. Если ребёнок научился бегло читать, это не значит, что с этого момента вам больше не следует читать ему вслух. Наоборот, ваше чтение будет стимулировать ребёнка, вы сможете договариваться о том, чтобы читать друг другу по очереди. Кроме того, совместное чтение, обсуждение прочитанного сильно увлекает, сближает, и эти положительные эмоции ребёнок обязательно захочет испытать ещё раз. Наконец, слушая какое-либо произведение, ребёнок усваивает принципы построения литературного языка, учится различать разные стили и понимать логические закономерности развития сюжета. Все навыки знания помогут ему легче воспринять самостоятельно прочитанные книги.

         5. Читая ребёнку вслух, не делайте это пассивно. По-разному озвучивайте героев книги, будьте смешными, делайте интригующие паузы. Чем больше вы входите "в роль", читая книгу, тем лучше ребёнок будет следить за сюжетом. При самостоятельном чтении ему наверняка захочется устроить подобное «шоу» для родителей.

          6. Используйте моменты, когда вы видите, что ребёнку скучно и он не знает, чем заняться. Например, вы можете предложить ему почитать книжку, пока не начнётся фильм по телевизору или пока за ним не зайдут друзья.

          7. В светлых родительских мечтах ребёнок, любящий читать, представляется в виде фигурки, сидящей за письменным столом и склонившей любознательную голову к книжке. Создайте антураж вальяжности и праздности: разрешите ребёнку забраться с ногами на диван, и не только с книгой, но и с пакетиком чипсов. Такое вкусное и приятное чтение уже не будет ассоциироваться только с учёбой, а превратится в один из вариантов досуга.

         8. Не нужно строго следовать школьной программе. Значительная часть литературы, предназначенной для летнего чтения, носит факультативный характер, обязательные произведения ребёнку всё равно придётся перечитывать в течение учебного года. Предоставьте ребёнку право выбора книги для чтения. Если ребёнку не нравится книга, которую ему приходится читать, попросите его придумать замену. Возможно, это окажется «Гарри Поттер», а не «Гроза» Островского, и, тем не менее, любая самостоятельно и с удовольствием прочитанная ребёнком книга приобщает его к чтению. Предлагайте ребёнку читать книги, по сюжетам которых он уже посмотрел фильм. Многие дети с энтузиазмом возьмутся за «Приключения Электроника» или «Властелина колец», узнав, что большая часть приключений не вошла в киноверсию.    

         9. Ходите в книжные магазины с ребёнком, но преподносите это так, будто вы идёте туда за книгой для себя. Дети - известные «попрошайки», и увидев обилие книг в ярких обложках, обязательно начнут просить что-нибудь купить. Можно выразить сомнение в том, что ребёнок осилит эту книгу до конца, немного послушать его уговоры, а потом «нехотя» согласиться, взяв с ребёнка обещание читать купленную книжку каждый день. Возможно, у ребёнка и не хватит силы воли, но на какое-то время у него возникнет сильная мотивация к чтению.

          Следуя этим рекомендациям, не настраивайтесь на быстрый результат. Отношение к книгам, чтению и к литературе в целом - часть мировоззрения любого человека. А мировоззрение и дрессура не совместимы. Тем не менее, рано или поздно количество обязательно перейдёт в качество, и ребёнок сможет осознать, какой литературный жанр ему больше нравится, какие герои близки по духу, а какие вызывают неприязнь. Только научившись соотносить прочитанное со своим опытом, ребёнок начнёт воспринимать чтение как важную составляющую своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".

Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения , мышление , внимание.Дети составляя ребус , задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...

УЧЕНИЕ ИЛИ МУЧЕНИЕ?

Как не превратить учение в мучение? Несколько полезных советов родителям....

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...

Ученье без мученья!

Итак, смысл помощи в учебной деятельности состоит не в том, чтобы взрослые выполняли за ребенка домашние задания. И даже не в контроле над тем, что и как он выучил. Смысл помощи в том, чтобы создавать...

Учение без мучения

Рекомендации родителям, дети которых испытывают трудности в обучении (на примере чтения и письма)....

Обучение без мучения

Статья в которой рассматриваются методические приемы по организации обучения детей в рамках подготовки к школе...