ПК 4.4.Педагогические разработки
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Шульгина Надежда Владимировна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(по материалам курсового исследования)

Научный руководитель – Сачкова Т.А., преподаватель истории высшей квалификационной категории

В связи с быстротечными изменениями возникающими в мире, появляются новые требования к образовательному и воспитательному процессу. В Федеральном государственном образовательном стандарте  основного общего образования  от «17» декабря 2016 г. № 1897  представлен портрет выпускника: заинтересованный в познании мир, осознающий важность образования и способный применять полученные знания на практике . Эти характеристики предъявляют к учащимся повышенные требования , вследствие этого возникают  естественные причины  потери у них интереса к обучению. Поэтому так важно дополнять учебный процесс новыми формами и приёмами работы, потому что  содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов.

Содержание знаний несёт в себе важный стимул познавательного интереса, такой  как осознание и понимание практической роли познания. Следует отметить, что  формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем  на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы

Цель - на основе психолого-педагогической и методической  литературы определить и экспериментально проверить возможность использования игровых технологий, как средства развития познавательной активности  младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи  исследования:

  1. Раскрыть сущность и структуру понятия “познавательная активность”.
  2. Рассмотреть условия формирования познавательной активности.
  3. Проанализировать уровни познавательной активности
  4. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
  5. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
  6. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, апробация, анализ и обработка данных апробации.

В главе I мы рассмотрели такие понятия , как : «игра», «игровые технологии», « познавательная активность», а именно определения следующих докторов педагогических наук  и академиков: Петрусинского В. В., Сорокина А. И., Газмана О. С., Селевко Г. К. Далее мы рассмотрели основные проблемы при внедрении в процесс обучения игровых технологий. Выявили  необходимую взаимосвязь между  реализацией личностно-ориентированной  модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Затем изучили информацию о методиках работы с учащимися на уроках с применением игровых технологий. Мы рассмотрели основные принципы и этапы работы над повышением познавательной активности.

Во II главе мы рассмотрели возможности использования материала рифмовок, написания сочинений, составления кроссвордов и уроков-экскурсий  при работе над повышением познавательной активности  на уроках окружающего мира.

. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.

 

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации, значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.



Предварительный просмотр:

Автор: Рудина А. М.

Направление: духовно-нравственное

Форма проведение: клубное занятие

Тема: «Дружбой дорожить умейте»

Цель: знакомство  детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

Планируемы результаты:

  • Предметные: обобщить и закрепить знания о дружбе; задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.
  • Личностные: формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе

Класс: 1

Время проведения: 45 минут

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал


Этап занятия

Хронометраж

Содержание занятия

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Николаевна.

– Улыбнитесь друг другу.

– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Приветствовать учителя

Выполнять задание учителя

Отвечать на вопросы

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

II.Актуализация знаний и мотивация

Беседу мы начнем необычно, тему нашей беседы вы узнаете из песни, которую сейчас услышите. Слушайте внимательно, после песни я буду  задавать вопросы. (Звучит песня «Если с другом вышел в путь»). О чем эта песня? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились в этой песне?

Итак, ребята, о чем мы будем сегодня с вами говорить?

Слушать песню

Отвечать на вопросы

Формулировать тему занятия

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

III.Основной этап

Беседа по теме

Игра «Кто с кем дружит»

Работа с пословицами

«Ромашка дружбы»

Игра «Паутинка»

Дружба – такое доброе, такое радостное слово. В нем каждая буква светится изнутри и как бы говорит нам: давайте жить в мире и согласии. И вы сами можете в этом убедиться. Попробуйте на каждую букву этого слова придумать «дружные» слова.

Ребята на доске у нас расположено слово ДРУЖБА, давайте прочитаем его хором. (на доске это слово выделено из отдельных букв).. (На доске располагаю слово дружба в вертикальном положении и на примере первой буквы подписываю слово Д-доброта).

Посмотрите, какое красивое и «дружное» слово у нас получилось.

Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам игру. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

7. Дядя федор и ….(кот матроскин, пес Шарик).

8. А теперь назовите пожалуйста имя персонажа который говорил такие слова «Ребята давайте жить дружно» (Кот Леопольд)

Молодцы вы очень хорошо знаете сказочных героев!

Ребята у нас существует много пословиц про дружбу, вот некоторые из них, я вам их прочитаю, а вам нужно будет объяснить, как вы поняли смысл этих пословиц.

1. Нет друга ищи, а нашел береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Друг познается в беде.

Интересно, ребята, а как вы считаете. Какими качествами должен обладать друг ? Давайте попробуем это определить.

( на доске прикреплены лепестки, на которых напечатаны хорошие и плохие  качества, дети по одному берут, зачитывают вслух –лепестки с положительными качествами вывешиваются на доску в форме Ромашки)

Доброжелательность

Грубость

Лживость

Уступчивость

Отзывчивость

Заботливость

Вредность

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Зависть

Ответственность

Подлость

Хвастовство

Вежливость

- Вот такая у нас получилась Ромашка Дружбы.

Ребята посмотрите на доску, я приготовила вам пожелания, давайте их прочитаем.

А теперь давайте поиграем в игру «Паутинка» я кину вам клубок ниток и скажу пожелание, а вам нужно будет передать его своему товарищу  и сказать ему пожелание, можете пользоваться подсказками с доски, а можете придумать свои пожелания.

Слушать информацию

Выполнять указания учителя

Выполнять указания учителя

Составлять качества настоящего друга

Выполнять указания учителя

П:

- постановка и

формулирование

проблемы

- поиск и выделение

необходимой

информации

Р:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои

мысли;

П:

- постановка и

формулирование

проблемы

- поиск и выделение

необходимой

информации

Р:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои

мысли;

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

IV.Заключительный этап

-Итак, о чем мы с вами сегодня беседовали?

Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном занятии?

-Я всем советую дружить. Ссориться не смейте.

Без друзей нам не прожить.

Ни за что на свете.

Я надеюсь, что и у вас будет много настоящих друзей.

Отвечать на вопросы

Делать выводы о проделанной работе.

К: - аргументировать свои высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...