ПК 4.4.Педагогические разработки
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_materialam_kursovogo_issledovaniya | 18.19 КБ |
Внеурочное занятие в 1 классе Тема: "Дружбой дорожить умейте" | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(по материалам курсового исследования)
Научный руководитель – Сачкова Т.А., преподаватель истории высшей квалификационной категории
В связи с быстротечными изменениями возникающими в мире, появляются новые требования к образовательному и воспитательному процессу. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от «17» декабря 2016 г. № 1897 представлен портрет выпускника: заинтересованный в познании мир, осознающий важность образования и способный применять полученные знания на практике . Эти характеристики предъявляют к учащимся повышенные требования , вследствие этого возникают естественные причины потери у них интереса к обучению. Поэтому так важно дополнять учебный процесс новыми формами и приёмами работы, потому что содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов.
Содержание знаний несёт в себе важный стимул познавательного интереса, такой как осознание и понимание практической роли познания. Следует отметить, что формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы
Цель - на основе психолого-педагогической и методической литературы определить и экспериментально проверить возможность использования игровых технологий, как средства развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность и структуру понятия “познавательная активность”.
- Рассмотреть условия формирования познавательной активности.
- Проанализировать уровни познавательной активности
- Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
- Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
- Выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, апробация, анализ и обработка данных апробации.
В главе I мы рассмотрели такие понятия , как : «игра», «игровые технологии», « познавательная активность», а именно определения следующих докторов педагогических наук и академиков: Петрусинского В. В., Сорокина А. И., Газмана О. С., Селевко Г. К. Далее мы рассмотрели основные проблемы при внедрении в процесс обучения игровых технологий. Выявили необходимую взаимосвязь между реализацией личностно-ориентированной модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Затем изучили информацию о методиках работы с учащимися на уроках с применением игровых технологий. Мы рассмотрели основные принципы и этапы работы над повышением познавательной активности.
Во II главе мы рассмотрели возможности использования материала рифмовок, написания сочинений, составления кроссвордов и уроков-экскурсий при работе над повышением познавательной активности на уроках окружающего мира.
. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.
Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации, значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Предварительный просмотр:
Автор: Рудина А. М.
Направление: духовно-нравственное
Форма проведение: клубное занятие
Тема: «Дружбой дорожить умейте»
Цель: знакомство детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.
Планируемы результаты:
- Предметные: обобщить и закрепить знания о дружбе; задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.
- Личностные: формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе
Класс: 1
Время проведения: 45 минут
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал
Этап занятия | Хронометраж | Содержание занятия | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Николаевна. – Улыбнитесь друг другу. – Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. – А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека? | Приветствовать учителя Выполнять задание учителя Отвечать на вопросы | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться | |
II.Актуализация знаний и мотивация | Беседу мы начнем необычно, тему нашей беседы вы узнаете из песни, которую сейчас услышите. Слушайте внимательно, после песни я буду задавать вопросы. (Звучит песня «Если с другом вышел в путь»). О чем эта песня? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились в этой песне? Итак, ребята, о чем мы будем сегодня с вами говорить? | Слушать песню Отвечать на вопросы Формулировать тему занятия | К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию. П – ориентируются в своей системе знаний. Л – проявляют интерес П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. | |
III.Основной этап Беседа по теме Игра «Кто с кем дружит» Работа с пословицами «Ромашка дружбы» Игра «Паутинка» | Дружба – такое доброе, такое радостное слово. В нем каждая буква светится изнутри и как бы говорит нам: давайте жить в мире и согласии. И вы сами можете в этом убедиться. Попробуйте на каждую букву этого слова придумать «дружные» слова. Ребята на доске у нас расположено слово ДРУЖБА, давайте прочитаем его хором. (на доске это слово выделено из отдельных букв).. (На доске располагаю слово дружба в вертикальном положении и на примере первой буквы подписываю слово Д-доброта). Посмотрите, какое красивое и «дружное» слово у нас получилось. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам игру. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит? 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) 5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл). 6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов). 7. Дядя федор и ….(кот матроскин, пес Шарик). 8. А теперь назовите пожалуйста имя персонажа который говорил такие слова «Ребята давайте жить дружно» (Кот Леопольд) Молодцы вы очень хорошо знаете сказочных героев! Ребята у нас существует много пословиц про дружбу, вот некоторые из них, я вам их прочитаю, а вам нужно будет объяснить, как вы поняли смысл этих пословиц. 1. Нет друга ищи, а нашел береги. 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Друг познается в беде. Интересно, ребята, а как вы считаете. Какими качествами должен обладать друг ? Давайте попробуем это определить. ( на доске прикреплены лепестки, на которых напечатаны хорошие и плохие качества, дети по одному берут, зачитывают вслух –лепестки с положительными качествами вывешиваются на доску в форме Ромашки) Доброжелательность Грубость Лживость Уступчивость Отзывчивость Заботливость Вредность Честность Щедрость Драчливость Жадность Зависть Ответственность Подлость Хвастовство Вежливость - Вот такая у нас получилась Ромашка Дружбы. Ребята посмотрите на доску, я приготовила вам пожелания, давайте их прочитаем. А теперь давайте поиграем в игру «Паутинка» я кину вам клубок ниток и скажу пожелание, а вам нужно будет передать его своему товарищу и сказать ему пожелание, можете пользоваться подсказками с доски, а можете придумать свои пожелания. | Слушать информацию Выполнять указания учителя Выполнять указания учителя Составлять качества настоящего друга Выполнять указания учителя | П: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Р: - целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; П: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Р: - целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | |
IV.Заключительный этап | -Итак, о чем мы с вами сегодня беседовали? Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном занятии? -Я всем советую дружить. Ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить. Ни за что на свете. Я надеюсь, что и у вас будет много настоящих друзей. | Отвечать на вопросы Делать выводы о проделанной работе. | К: - аргументировать свои высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...