ПК 4.4 Педагогические разработки
презентация к уроку по теме

Ветчинникова Ирина Владимировна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СБОРНИКА УПРАЖНЕНИЙ «ГРАММАТИКА НА 5» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И.В. Сальникова, руководитель Н.С. Зубарева

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка [1].

Раздел программы по грамматике и правописанию, включающий изучение частей речи в начальной школе, самый большой. Это говорит о значимости, которая придается изучению этого раздела в начальных классах, в том числе, и с позиций языковой нормы [3, с. 142].

Одним из самых трудных понятий культуры речи является понятие «норма». Виды норм различны, но наиболее трудная – грамматическая норма [4].

Проблема исследования заключается в том, что уровень владения языковыми нормами у носителей русского  языка явно недостаточен, в том числе, и грамматической нормой у младших школьников.

Методический аспект проблемы представлен в работах П. А. Леканта, Л. Л. Касаткина, Л. А. Введенской, М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, М. С. Соловейчик и др.

Противоречие состоит в необходимости формирования у  младших школьников грамматических умений, в том числе, грамматической нормы, и недостаточной разработанностью дидактических средств для её изучения в начальной школе.

Развитие речевой культуры будет проходить более успешно, если систематически выполнять упражнения, направленные на формирование грамматических норм на уроках русского языка.

Проанализировав программу по русскому языку УМК «Школа России», мы пришли к выводу, что в ней представлено изучение грамматических норм.

При изучении грамматической нормы в разделе «Имя прилагательное» авторы  изучают определение рода имён прилагательных, наблюдают зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного, образуют словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, изучают нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь  и др.

Приоритет в изучении грамматической нормы в разделе «Имя существительное» авторы программы отдают правильному употреблению в устной и письменной речи форм имён существительных во множественном числе  типа директора, шофёры; нормированному употреблению форм имен существительных в родительном падеже множественного числа (нет яблок, но апельсинов и др.).

Местоимения рассматривают ознакомительно. Акцент в малом количестве упражнений поставлен на соблюдение нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

 Таким образом, изучение грамматической нормы присутствует в программе  и учебниках русского языка начальных классов, при этом изучаются доступные аспекты этой нормы, но учебник включает недостаточное количество упражнений для формирования грамматической нормы.

В ходе проведения дипломного исследования нами был создан сборник упражнений по русскому языку «Грамматика на 5», направленный на формирование грамматических норм у младших школьников на уроках русского языка. Упражнения сборника могут быть использованы для повышения культуры речи младшего школьника при изучении грамматической нормы.

Чтобы ребятам было интересно, в  сборник включены  телевизионные игры. Каждый языковой  раздел (имя существительное, имя прилагательное, местоимение) завершается игрой, название и правила которой детям хорошо известны.

Сборник упражнений «Грамматика на 5» состоит из 9 частей: 1 «Употребление форм имен существительных», 2 игра «Кто хочет стать миллионером?», 3 «Употребление форм имён прилагательных», 4 игра «Счастливый случай», 5 «Употребление местоимений», 6 игра «Естественный отбор», 7 игра: «Умники и умницы», 8 «Ответы к заданиям» и 9 раздел «Правила-помощники», 10 «Список использованной литературы».

Особенность сборника  заключается в том, что предложенные упражнения включены в популярную, завершающую телевизионную игру раздела. Сборник может быть полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.

Представлю некоторые задания из сборника «Грамматика на 5».

Упражнение №13 направлено на правильное  употребление форм числа имен существительных

Задание:

Обведи предметы, названия которых бывают только во множественном числе.

https://msk.qlaster.ru/public/image2/2/582/2582919_0x0.jpg

http://xn----7sbb3bawgcny1b0c.xn--p1ai/wp-content/uploads/4dee557f91b2e.jpg

http://dyakyu.com/wp-content/uploads/2013/08/marv0348.jpg

http://www.oclegaldefense.com/wp-content/uploads/2014/10/474209955-1024x910.jpg

http://static.pleer.ru/i/gp/190/731/norm.jpg

https://izhevskcena.ru/files/products/abec5a369a4ad36e700ea8f4cacfb1ae.jpeg

Упражнение №8 направлено на согласование форм имен прилагательных с именами существительными.

Задание:

Соотнеси стрелочками имя существительное с именем прилагательным и поставь верное окончание.

Сильн…

Сонн…

Решающ..

Нов…

Добр…

Быстр..

Необычн…

Огромн…

Соседн…

Справедл…

Такси

Шоссе

Купе

Какаду

Жюри

Ателье

Тюль

Конь

Дитя

Пенальти

Упражнение №3 направлено на правильное употребление форм местоимений. Необходимо поставить местоимение в нужной форме.

Задание:

Поставьте местоимение в нужной форме.

1)  приехал с (они)

2) подарим (они)

3) стоит рядом со (я)

4) сожалеть о (он)

Наша цель состояла в том, чтобы на основе анализа современных методических материалов разработать и апробировать сборник  упражнений для формирования грамматических норм, обосновать эффективность его использования в развитии речевой культуры учащихся 4 класса.

6 уроков русского языка в 4 классе были проведены с использованием упражнений сборника «Грамматика на 5» и 1 в игре «Умники и умницы», были представлены упражнения по грамматической норме имен существительных, прилагательных и местоимений.

Мы подтвердили гипотезу о том, что использование упражнений сборника «Грамматика на 5» на уроках русского языка в начальной школе способствует повышению эффективности формирования грамматической нормы.

Усвоение норм литературного языка являются необходимым условием для развития у младших школьников способности контролировать свои речевые действия: замечать в речи недостатки, осознавать затруднения в использовании языковых единиц, разрешать эти затруднения [2, с.110].

Работа по овладению грамматическими нормами должна проводиться систематично и регулярно, с учетом типичных для речи учащихся трудностей в образовании и употреблении грамматических форм. Сборник упражнений «Грамматика на 5» поможет учащимся 4 класса освоить труды темы и значительно повысить уровень культуры речи [3, с.213].

Ссылки на источники:

1.Аннотация к рабочей программе shkola/raznoe/2014/12/24/rabochie-programmy-po- umk-shkola-rossii-4-klass

2. Плотникова, С. В. Учебный словарь трудностей русского языка и совершенствование культуры речи  / С. В. Плотникова // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 12-15.

3. Гогун, Е. А., Савельева, Л. В., Щеголева,  Г. С. Особенности содержания и методического аппарата учебников русского языка / Е. А. Гогун, Л. В. Савельева, Г. С.  Щеголева // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 14 - 20.

4.Грамматические нормы русского языка http://collegedpc.ru/electonnoe_posobie/russian_language/27.html



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

«Согласовано»

Заместитель директора по

____________

«__»____________2016 г.

 «Утверждено»

Директор ГБПОУ

_____________

Приказ № ___ от  «__» ____2016 г.

Программа по внеурочной деятельности

в начальной школе

«Конструирование из бумаги»

Направление: художественно-конструкторское

Возраст детей: 10-11 лет

Срок: 1 год

                                  Составитель: студентка 45 группы

Сальникова Ирина

Челябинск, 2017

Пояснительная записка

Актуальность. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Одним из способов воспитания ребенка, открывающим широкие возможности для всестороннего развития является художественная деятельность, связанная с конструированием из бумаги. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Основная идея программы - развить у детей младшего школьного возраста мотивации к познанию и творчеству. Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, стремление своим трудом создавать вокруг себя красоту.

Задачи:        

  • познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества (конструирование);
  • научить детей приёмам работы с бумагой, инструментами;
  • развивать творческие способности личности ребёнка, развивать фантазию и воображение;
  • формировать умение анализировать свои работы, работы других учащихся;
  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Возраст обучающихся: 10-11 лет. Оптимальное количество детей в учебной группе 10 - 15 человек.  При большем количестве обучающихся педагог не сможет работать индивидуально с каждым из них, так как учащиеся в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями.

Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх и любознательность.

Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием техники конструирования. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с такими материалами как бумага, картон.

Принципы обучения при реализации образовательной программы:     

- Принцип наглядности —  широкое использование наглядного материала – схем, фотографий, работ детей и педагога;

 - Принцип системности и последовательности –  обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач;

- Принцип доступности –  материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант игры, коллективной работы.

- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Конструирование из бумаги»:

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских задач; овладение художественной техникой обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ.

В процессе занятий используются различные формы их организации: квест, занятие – путешествие, проект, занятие игра, занятие – фантазирование, индивидуальная и групповая формы работы. Форма подведения итогов: выставка работ и чаепитие с участием родителей.


Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программы

(темы занятий)

Количество часов

Форма организации деятельности учащихся при проведении занятия

Всего

теоретических

практических

Раздел 1. Знакомство с секретами конструирования. (2)

1

Секреты Конструирования.

1

1

-

Квест

2

Работа с простейшими ручными инструментами.

1

-

1

Занятие - путешествие

Раздел 2. Становимся мастерами своего дела. (9)

3

Объемные геометрические фигуры.

1

-

1

Занятие - игра

4

Машины разные бывают.

1

-

1

Индивидуальная работа

5

Коробочки с основаниями «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник»

1

-

1

Индивидуальная работа

Сюрприз для лучшего друга.

1

-

1

Индивидуальная работа

6

Подарок для любимой мамы!

1

-

1

Индивидуальная работа

7

Осенние красоты.

1

-

1

Групповая  работа

8

Стать волшебником легко.

1

-

1

Индивидуальная работа

9

Игрушка моей мечты. Работа с разверткой.

1

-

1

Индивидуальная работа

Игрушка моей мечты.

1

-

1

Раздел 3. Воплощение замысла. Роль фантазии в реализации замысла. (8)

10

Календарик «Время года»

1

-

1

Индивидуальная работа

Календарик моей мечты

1

-

1

11

В мастерской Снеговика.

1

-

1

Занятие - фантазирование

12

На встречу к Новому году.

1

-

1

Групповая работа

13

Путешествие в волшебную сказку.

1

-

1

Проект

Занятие - фантазирование

Макет сказочного города.

1

-

1

В королевстве кукол.

1

-

1

14

Магазин сказочных игрушек.

1

-

1

Индивидуальная работа

Раздел 4. Создаем чудеса своими руками. (15)

15

Открытка - валентинка «Сердечко».

1

-

1

Индивидуальная работа

16

Открытки к 23 февраля.

1

-

1

Индивидуальная работа

17

Подарочная коробочка.

1

-

1

Индивидуальная работа

18

Букет к 8 Марта.

1

-

1

Индивидуальная работа

19

Приглашение на чай.

1

-

1

Индивидуальная работа

20

3D открытки. Животные.

1

-

1

Индивидуальная работа

3D открытки. Животные

1

-

1

21

3, 2, 1 … Поехали!

1

-

1

Индивидуальная работа

22

Пасхальный скворечник.

1

-

1

Индивидуальная работа

23

Уютный дом.

1

-

1

Проект

Мебель для дома. Кресло и кровать.

1

-

1

Мебель для дома. Стол и стул.

1

-

1

Мебель для дома. Шкаф.

1

-

1

24

А что нас ждет летом?

1

-

1

Индивидуальная работа

25

Калейдоскоп работ.

1

-

1

Чаепитие.

Итого: 34 часа

Выставка работ


Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Знакомство с секретами конструирования.

Занятие 1. Секреты Конструирования. Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами, используемые для конструирования. (Понятие: конструирование).  

Занятие 2. Работа с простейшими ручными инструментами. Знакомство простейшими ручными инструментами.  Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами.

Раздел 2. Становимся мастерами своего дела.

Занятие 3.  Объемные геометрические фигуры. Знакомство с несколькими развертками объемных тел разных по конструкции. Изготовление объемных геометрических фигур по разверткам.

Занятие 4.  Машины разные бывают. Изготовление объемной машины по развертке.

Занятие 5. Коробочки с основаниями «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник». Знакомство с развертками коробочек с основанием «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник».

Занятие 6. Сюрприз для лучшего друга. Изготовление коробочки с основанием «четырехугольник», «пятиугольник», «многоугольник» и ее украшение.

Занятие 7. Подарок для любимой мамы! Изготовление объемной открытки формы букета цветов для мамы.

Занятие 8. Осенние красоты.  Изготовление объемной картины на осеннюю тему. Занятие 9. Стать волшебником легко. Изготовление животных из полосок бумаги разной ширины и длины.

Занятие 10-11. Игрушка моей мечты. Работа с разверткой. Игрушка моей мечты. Изготовление игрушки с помощью развертки.

Раздел 3. Воплощение замысла. Роль фантазии в реализации замысла. (8)

Занятие 12. Календарик «Время года». Знакомство с конструкцией с углом разворота 360. Изготовление настольного календаря с месяцами времен года: зима, весна, лето, осень.

Занятие 13. Календарик моей мечты. Изготовление настольного календаря с месяцами времен года: лето, осень.

Занятие 14. В мастерской Снеговика. Изготовление объемных игрушек для украшения елки. 

Занятие 15. На встречу к Новому году. Изготовление открытки к новому году с объемной елочкой.

Занятие 16-18. Путешествие в волшебную сказку. Макет сказочного города. В королевстве кукол. Сочинение сказки на основе, которой создается макет города и его жители.

Занятие 19. Магазин сказочных игрушек. Изготовление объемных сказочных игрушек. Выставка работ.

Раздел 4. Создаем чудеса своими руками. (15)

Занятие 20. Открытка - валентинка «Сердечко». Изготовление открытки – валентинки «Сердечко» с углом разворота 90 градусов.

Занятие 21. Открытки к 23 февраля. Изготовление открытки с углом разворота 180 градусов с объемным танком внутри. 

Занятие 22. Подарочная коробочка. Изготовление подарочной открытки при помощи шаблона.

Занятие 23. Букет к 8 Марта. Изготовление открытки форме букета с углом разворота 180 градусов.

Занятие 24. Приглашение на чай. Изготовление открытки форме чайника или кружки с углом разворота 180 градусов.

Занятие 25-26. 3D открытки. Сказочные животные. Обезьяна. 3D открытки. Сказочные животные. Лев. Изготовление 3D открыток с углом разворота 90 градусов с объемными животными внутри.

Занятие 27. 3, 2, 1 … Поехали! Изготовление открытки с помощью многослойного складывания, сгибания в форме ракеты. 

Занятие 28. Пасхальный скворечник. Изготовление коробочки скворечника для пасхального подарка.

Занятие 29-32. Уютный дом. Мебель для дома. Кресло и кровать. Мебель для дома. Стол и стул. Мебель для дома. Шкаф. Изготовление макета дома и объемной мебели для него.

Занятие 33. А что нас ждет летом? Изготовление открытки с разворотом 180 градусов с объемным воздушным шаром.

Занятие 34. Калейдоскоп работ. Подведение итогов курса. Подготовка к выставке. Чаепитие с родителями.


Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

«Конструирование из бумаги»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Личностные

1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3. Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям.

- проявлять интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- проявлять         познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватно понимать причину успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной)

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Сентябрь,  май

2-3 занятие

Метапредметные

1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- уметь планировать, оценивать учебные действия, планировать технологический процесс;

- знать о взаимосвязи красоты и пользы в

образе художественной вещи;

- иметь представление о ценностном отношении  к прекрасному.

Педагогическое наблюдение

Каждое занятие

Предметные

1. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.

2. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач.  

 - применять приобретенные знания и умения для самостоятельных творческих работ;

- формировать ценностное отношение к творческому труду;

- овладеть названием материалов, ручных

инструментов и приспособлений, их

значение.

Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)

Педагогическое наблюдение

Сентябрь, май

Каждое занятие


Обеспечение программы

1) Материально-техническое оснащение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы

Техническое оснащение:

1

Доска

2

Мультимедийный комплекс

3

Проектор

4

Компьютер

5

Презентации

6

Видео

7

Принтер

Оборудование для учащихся:

1

Цветная бумага

2

Цветной картон

3

Клей

4

Карандаш

5

Линейка

6

Ножницы

7

Циркуль

Оборудование класса (компьютерный класс):

1

Учительский стол, стул

2

Ученические столы, стулья

3

Доска

2) Учебно-методический комплект

        Для учителя:

1. Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. – 88с.

2. Бондарева Н. Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения). Автореф. Дис. канд. пед. наук (13.00.02). – М., 2005. –18 с.

3. Акулёнок Г. А. Методическое пособие для занятий дополнительного образования "Художественное конструирование из бумаги"

        Для учеников:

1. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 2008. – 32 с.

2. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А. Парамонова – М.: издательский дом «Карапуз», 2005. – 239 с.

Электронные ресурсы:

1. http://stranamasterov.ru/ 

2. http://stranamasterov.ru/node/900191?tid=1723 

Список литературы

1.  Акулёнок Г. А. Методическое пособие для занятий дополнительного образования "Художественное конструирование из бумаги"

2. Бондарева Н. Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения). Автореф. Дис. канд. пед. наук (13.00.02). – М., 2005. –18 с.

3. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б.Г. Гагарин. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 2008. – 32 с.

4.  Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. – 88с.

5. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А. Парамонова – М.: издательский дом «Карапуз», 2005. – 239 с.

Интернет ресурсы:

6. http://минобрнауки.рф/документы/922

7.  http://gigabaza.ru/doc/73901-p4.html

8.  http://stranamasterov.ru/ 

9. http://stranamasterov.ru/node/900191?tid=1723 

 10. http://psychok.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

11. http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/01/06/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya

12. https://refdb.ru/look/1413490.html


Приложение

Приложение № 1

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

стимульный материал к тесту торенса на креативность              стимульный материал к тесту торенса на креативность

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

стимульный материал к тесту торенса на креативность

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

 Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»— характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:      

-  рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

 -   рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

  -  осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

 3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»— самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1.      Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

 2.     Оценивается рисунок, а не название!

3.      Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

 Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.  

  -   Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. ·              

   -  Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

 1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

 2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.   — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.   — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.   — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.   — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

 7.  — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8.   — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9.  — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.    

         10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

-   Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.      

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

 - 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

 - 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.            - 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…      

-  3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» — отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

-   0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

-  1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.

-  2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры — соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

- 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

-  2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

   -  3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

  -  4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

Приложение № 2

Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной).

 Это упрощенная модификация одноименной методики, разработанной в школе Венгера. Она направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец, речевого развития, особенности личности ребенка.

          Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности; определить особенности способности к пространственным операциям, наблюдательности, умения ориентироваться на образец.

Оборудование: карточка – образец «Аппликация «Геометрические фигуры», лист белой бумаги (формат А4), кисть, клей, салфетка.

Ход исследования: Ребенку предлагается карточка-образец с аппликацией «Геометрические фигуры» и поясняется, что он должен выполнить такую же аппликацию, но вверх ногами. Для этого необходимо проанализировать образец и определить: из каких геометрических фигур состоит аппликация, количество фигур, их размер, расположение на листе бумаги. Затем ребенку необходимо определить как будут расположены фигуры на листе бумаги в положении «вверх ногами», какие материалы и инструменты потребуются для работы.

Оценка результатов:

высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; детали аппликации расположены на листе в нужном порядке и положении; материалы и инструменты использовались правильно;

выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки замечались и устранялись самостоятельно; материалы и инструменты использовались, в целом, правильно;

средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно; отмечается некоторая неловкость при использовании материалов и инструментов;

ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов;

низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении геометрических фигур или отсутствует зеркальное отображение фигур; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог; работа выполнена неаккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов или неумение ими воспользоваться.

Приложение № 3

Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)

        Эта методика направлена на выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.

          Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, умение анализировать образец.

Ход обследования: На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Сначала проверяющий спрашивает: «Что это? Если ребенок сам не говорит, что это - человек, то ему сообщают это. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Ты рядом с этим человечком сделай точно такого же». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только - «внимательно посмотри».

В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички, выложены головками к центру, ноги широко расставлены.

Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай, посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» - «Голова». - «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» - «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.

Оценка результатов

высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; фигурка человека из спичек составлена в нужном порядке; разницы с образцом нет;

выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки по расположению спичек на плоскости замечались ребенком и устранялись самостоятельно;

средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении спичек, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно, но отмечаются некоторые отличия при сравнении с образцом;

ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении спичек, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно;

низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении спичек, схематическое изображение человека значительно отличается от образца; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог, в ходе работы постоянно отвлекался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...