Развитие познавательных способностей на уроках математики
учебно-методический материал на тему

Швайбович Марина Александровна

Познавательный интерес -избирательная целеустремленная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность

Необходимые условия формирования познавательного интереса

Формирование познавательных интересов в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление с презентацией24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей на уроках математики

          Слайд 2. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.  Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Слайд 3. Познавательный интерес  - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

            Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться  о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Формирование познавательных интересов в обучении

Слайд 4. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Слайд 5. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.

Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Слайд 6. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Слайд 7. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Слайд 8. Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Слайд 9. В связи с этим использую различные задания для развития навыков самостоятельности обучающихся, активизации их мыслительной деятельности используя метод моделирования задач.

 Слайд 10. Для самостоятельного решения данной задачи в соответствии с уровнем подготовленности детям предлагаю соответствующие схемы.

          По этим же схемам предлагаю следующие задания:

1.Рассмотри чертеж и реши задачу.

2.Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данные и искомое и реши задачу.

3.Рассмотри схему, реши задачу разными способами.

  Опыт показывает, что развивающие функции моделирования текстовых задач способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках математике, так как работа с моделями помогает включить их в активную умственную деятельность.

  Обоснование младшими школьниками своих действий при построении модели способствует активизации мыслительной деятельности, развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли.

 Для  повышения  учебной  мотивации,  интереса  учеников  к  приобретению  знаний  использую  такие  упражнения.

Проблемное обучение

        Слайд 11. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и находить ее.

        В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Слайд 12. Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаные с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями.

Занимательный материал

Слайд 13. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Использую  так же  серии  занимательных  задач,  связанных  со  знаниями  об  окружающем  мире.

«У осьминога  8 ног,  а  у  муравья  на  2 ноги  меньше.  Сколько  ног  у  муравья?»

«Парные  хвоинки  сосны  живут  3  года,  а  у  ели  на  4 года  больше.  Сколько  живут  хвоинки?»

 «Высота  муравейника  над  землёй  1 метр, а  термитника  на  8 метров  выше. Какова  высота  термитника?  »

Геометрический материал

Слайд 14. Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

 1. Вывожу  на доску рисунок, составленный из геометрических фигур.

Задаю вопрос:

  • Из каких фигур состоит тело собаки?
  • Какой фигурой представлено туловище?
  • Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

 Так как на уроке, необходимо стремится оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей, по мере возможности  включаю в занятие геометрический материал. Слайд 15.

Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор  младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Презентация 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Развитие познавательных способностей на уроке математики.

В приложении к статье предложены фрагменты уроков, индивидуальные задания, логические задачи....

Технология развития познавательных способностей на уроках математики в начальной школе

Технология напрвлена на организацию учебного процесса, основными особенностями которого стали усвоение учебного материала на достаточно высоком уровне, развитие духовного потенциала уч-ся, его творчес...

Развитие творческих способностей на уроках математики.

Задания по математике, направленные на развитие творческих способностей младших школьников....

Развитие творческих способностей на уроках математики

Из опыта работы по развитию творческиз способностей на уроках математики в начальной школе...

Мастер-класс"Формирование и развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе"

Опыт работы поможет сформировать и развить познавательные способности у обучающихся с разной мотивацией обучения. Неспособных детей нет, нужно активизировать познавательные способности ребенка. З...