Мастер-класс"Формирование и развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе"
план-конспект по теме


Опыт работы поможет сформировать и развить познавательные способности у обучающихся с разной мотивацией обучения. Неспособных детей нет, нужно активизировать познавательные способности ребенка. Завлечь его, заинтересовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование и развитие познавательных способностей

в начальной школе».

«Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский.


        С поступлением ребенка в школу   наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Эльконин  и  Давыдов считают, что именно «внутри учебной деятельности ребенка школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования».
            Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Развитием познавательных способностей необходимо заниматься так же регулярно, как тренироваться в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.

Программа начального обучения направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса. Введение в начальную школу регулярных развивающих заданий и упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов. Формируя стремление к размышлению и поиску, у младшего школьника происходит становление уверенности в своих силах, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму…»

(Китайская пословица)

Вот и мы с вами будем понимать, пробовать и запоминать!

Первый совет:

Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.

Второй совет:

Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех.

Первый этап. Разминка. На этом  этапе чередую вопросы из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую. Использую загадки, задачи с ответами «да»-«нет», логические задачки, вопросы, требующие знаний различных предметов.

Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

– Как можно быстрее ответьте на вопросы:

  • Непременная спутница иголки? (нитка)
  • Пространство над землёй, в котором много звёзд.(небо)
  • Что получится, если дуть на мыльную пену? (пузыри)
  • Лепестки, какого цветка отрывают любители погадать? (ромашка)
  • К 5 прибавить 7 получится 11?   (12)
  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?  (пар)
  • Часть письменного стола, которую можно выдвинуть? (ящик)
  • Произведение 5 и 2 равно …(10)
  •  На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)
  • Назовите, как правильно сказать: ж(е, и, ы, у)вачка?   (жвачка)

Второй этап.  Развитие психических механизмов.

Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

  1. -Найдите отличия между рисунками. (6 отличий)

- Мы знакомы с героями сказки? Как она называется? (Русская народная сказка. Главные персонажи сказки - простой и добрый парень Емеля и щука)

  II.     В словах,  которые я назову,  запоминайте первую букву. Если вы все сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение, например, к теме урока.

  • Глухой – ф, звонкий - …
  • Предпоследняя буква в слове «ветер».
  • Стоит за буквой Р.
  • Суффикс в слове «речной»
  • Первая буква в алфавите  

Ответ:    весна.

  1. Числовой диктант.
  • К числу букв в слове «молоко» прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).
  • Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате. (3*4=12)
  • Количество падежей разделите на количество сторон в треугольнике (6:3=2)

Третий этап.     Решение частично-поисковых задач.

Цель:   способствовать развитию детской фантазии, умению мыслить нестандартно, через индивидуальное восприятие мира.

  1. Волшебный конверт. Из конверта взять фразу и закончить её.
  • Я словно муравей, потому, что …
  • Я чувству, что я кусочек тающего льда, если…
  • Я превращаюсь в тигра, когда …
  • Я бываю роботом, когда …
  • Я весёлая песенка, когда …
  • Я лампочка, если…
  1. Реши задачу на логическое мышление.
  • Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца.

           В одном ли вагоне они едут?  (нет)

  • По дороге один за другим идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка.

Сколько  девочек идут по дороге? (две)

3.Приём «Матрешка». Это нераспространённое предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения. (Составьте еще 3 предложения)

  • Береза  растёт.
  • Высокая береза растёт.
  • Высокая береза  одиноко растёт.
  • Высокая береза  одиноко растёт в широком поле.

4.        «Какография».  Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т.д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

На конверте: куда орёл

зелёная,5

кому мишкиной вале

-Почему запутался почтальон?

  1. «Четвертое лишнее».

Задание: в каждом ряду три слова по определенному основанию связаны между собой, а четвертое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

  • Корова, медведь, лиса, заяц.  (корова )
  • Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро. (Айболит)
  • Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность. (сумма)
  1. Работа  с пословицами,  поговорками, фразеологизмами. (Перепутаны пословицы. Необходимо их собрать, дать объяснение)
  1. Аппетит приходит во время еды.

      Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.

  1. Баба с возу – кобыле легче.

Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

  1. Беда не по лесу ходит, а по людям.

Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

  1. Бедность не порок.

Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

  1. Береги платье снову, а честь смолоду.

О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав,восстановить уже не удастся.

7.  Синквейн.

1.  Первая  строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

2. Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

3. Третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;

4. Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

 5.  Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Например,
синквейн на тему «День Победы»  может быть таким: 

 День Победы
Грустный, радостный
Помним, любим, благодарим
Праздник со слезами на глазах
Великий день

- А теперь,  уважаемые коллеги,  составьте сами синквейн на тему «Лето»

Лето.

Доброе, жаркое.

Отдыхаем, веселимся, празднуем.

Вот пришли каникулы!

Классно!

 РЕФЛЕКСИЯ.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло…Другой добро… Маленький индеец задумался…

Перед вами лежат листочки с разными качествами

Лень

Нерешительность

Любовь

Упорство

Верность

Целеустремленность

Жадность

Упрямство

Выберите те качества, которые вам чужды, не нужны. Прочитаем их.

Скомкаем и выбросим в мусорное ведро. Этот прием так и называется, мусорное ведро.

 Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время

Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освое...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Мастер - класс по теме "Технология развития критического мышления" на уроках в начальной школе

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе. Методические задачи:Познакомиться ...

Мастер-класс по теме " Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе"

laquo;Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев люб...

Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Мастер-класс«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе»....