ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка (4 класс) по теме
Оформлять педагогические рзработки в виде отчётов, рефератов, выступлений. Участвовать в исследовательсккой и проектной деятельности в области начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 55.57 КБ |
Научная статья по выпускной квалификационной работе | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» Заместитель директора по В.Р. _______________________________ | «Утверждено» Директор ГБПОУ «ЧПК№1» ____________________________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
начального общего образования
«Живые капельки»
Составители: Могилёва Виктория Сергеевна студентка 35 группы
|
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ | Стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематическое планирование | 8 |
Содержание изучаемого курса | 11 |
Мониторинговая карта результатов освоения программы | 15 |
Материально – техническое обеспечение | 19 |
Учебно – методический комплекс (УМК) | 20 |
Список использованной литературы | 21 |
Приложение | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Живые капельки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Программа предназначена для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения.
Программа «Живые капельки» предназначена для детей в возрасте 7 лет с разной степенью творческих способностей, имеющих интерес к художественной деятельности, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность программы.
В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Младшего школьника нашего времени необходимо развить, как творческую личность, помочь выбрать путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой ребенка.
Основная цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно - творческой активности школьников;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Живые капельки»:
Личностные результаты:
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- эмоционально-ценностное отношение к природе,
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно- творческой деятельности основ цветоведения;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы нашей страны;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 лет.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Реализация программы рассчитана на 1 года начального образования объёмом 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Принципы обучения при реализации образовательной программы:
- личностно-ориентированный: разностороннее и творческое развитие ребенка;
- дидактический: наглядность, связь теории с практикой;
- творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения;
- деятельностно-ориентированный: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности;
- вариативности: предполагает развитие у детей вариативного мышления;
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
Учебно-тематический план
33(уч. недели)*1(раз в нед.)=33 (часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | ||
теоретических | практических | |||||
Раздел 1. Наблюдаем и изображаем осень. | ||||||
7 | 3 | 4 | ||||
1 | Все дети любят рисовать. | 1 | 1 | Рассказ, беседа. | ||
2 | Мы знакомимся с волшебными красками. | 1 | 1 | Беседа, упражнения с красками. | ||
3 | Наша яркая осень. Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве». | 1 | 1 | Демонстрация, практическая работа. | ||
4 | Осенний подарок природы. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
5 | Ветер в осеннем лесу. | 1 | 1 | Беседа, круглый стол. | ||
6 | Осень- пора плодородия! | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
7 | Осень- пора плодородия! Наши работы. | 1 | 1 | Организация выставки. | ||
Раздел 2. В чём красота зимы? | ||||||
7 | 3 | 4 | ||||
8 | Все готовятся к зиме. | 1 | 1 | Проектная деятельность. | ||
9 | Коллективная работа «Первый снег» | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
10 | Наши зимние забавы. | 1 | 1 | Беседа, сочинение. | ||
11 | Наши зимние забавы. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
12 | Морозные узоры. | 1 | 1 | Круглый стол. | ||
13 | Морозные узоры. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
14 | Коллективная работа «Зимний день на природе». | 1 | - | 1 | Практическая работа. | |
Раздел 3. Мы и наши друзья. | ||||||
10 | 0 | 10 | ||||
15 | Мы в цирке. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
16 | Мир нашего аквариума. Красивые рыбы. | 1 | 1 | Инсценировка. | ||
17 | Мир нашего аквариума. Подводный мир. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
18 | Домик для собачки. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
19 | Учимся делать из бумаги собачку. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
20 | Сделаем подарок нашим папам. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
21 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестёр. Портрет «Мамина улыбка». | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
22 | Делаем для наших мам, бабушек, сестёр «Чудо букет». | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
23 | Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
24 | Мы рисуем своих друзей. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
Раздел 4.Какого цвета весна и лето? | ||||||
9 | 1 | 8 | ||||
25 | Какого цвета небо? | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
26 | Деревья проснулись. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
27 | Деревья любуются своим отражением. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
28 | Красота природы. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
29 | Мы изображаем весенние цветы. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
30 | «Разноцветные букашки». | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
31 | «Танец бабочек- красавиц». | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
32 | Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры- путешествия. | 1 | 1 | Путешествие, викторина. | ||
33 | Экскурсия на природу. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
Итого: | 33 | 7 | 26 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Наблюдаем и изображаем осень.
Занятие 1. Введение в предмет. Все дети любят рисовать.
Проводится фронтальная беседа о рисовании, Рассказ учителя о роли искусства в жизни людей. Поверхностное знакомство детей с планом работы на год.
Занятие 2. Мы знакомимся с волшебными красками.
Рассказ учителя о видах художественных инструментов, подробное знакомство с красками, а именно с гуашью, акварелью, история их появления. Знакомство детей с цветами, беседа о «настроении» цветов.
Занятие 3. Наша яркая осень. Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве».
Демонстрация осенних пейзажей, разговор об осени, о её красках. Показ листьев различных деревьев. Дети делятся на группы и изображают различные листья, далее собирается коллективное художественное пано «Дерево в осеннем убранстве».
Занятие 4. Осенний подарок природы.
Знакомство детей с цветами, которые символизируют очень, какие краски преобладают в осеннем букете. Индивидуальное изображение осенних букетов.
Занятие 5. Ветер в осеннем лесу.
Беседа с детьми об осенней погоде. Выделение особенности осенней погоды - ветер. Просмотр картин по данной теме. Круглый стол по обсуждению темы «Изменение погодных условий осенью».
Занятие 6. Осень - пора плодородия!
Изготовление поделок из овощей и фруктов.
Занятие 7. Осень - пора плодородия! Наши работы.
Организация осенней выставки поделок детей. Приглашение родителей на выставку работ детей.
Раздел 2. В чём красота зимы?
Занятие 8. Все готовятся к зиме.
Проектная работа детей на тему «Как все готовятся к зиме», в которых они рассказывают о том, как различные животные готовятся к зиме.
Занятие 9. Коллективная работа «Первый снег».
Просмотр иллюстраций начала зимы. Изготовление коллективной работы «Первый снег».
Занятие 10. Наши зимние забавы.
Фронтальная беседа с учениками на тему «Зимние развлечения людей». Написание детьми творческих сочинений на тему «Наши зимние забавы».
Занятие 11. Наши зимние забавы.
Творческая работа детей, изображение зимних забав людей.
Занятие 12. Морозные узоры
Зима вступила в свои права. Организация круглого стола, обсуждение темы, как появляются морозные узоры на стекле, просмотр видеофильма.
Занятие 13. Морозные узоры.
Изготовление коллективного пано в подгруппах, изготовление «морозных окон».
Занятие 14. Коллективная работа «Зимний день на природе».
Беседа о зимней природе, обсуждение особенностей зимнего дня. Демонстрация иллюстраций зимней природы. Педагогический показ, изображение детьми зимней природы.
Раздел 3. Мы и наши друзья.
Занятие 15. Мы в цирке.
Разговор с детьми о цирковой жизни, о цирке в целом. Представление деятельности цирковых работников: клоунов, гимнастов. Изображение цирковых артистов в творчестве детей.
Занятие 16. Мир нашего аквариума. Красивые рыбы.
Беседа о жизни рыб. Инсценировка постановки «Жизнь маленькой рыбки». Анализ проделанной работы.
Занятие 17. Мир нашего аквариума. Подводный мир.
Изучение аквариумных рыбок, их жизни. Изображение своего собственного аквариума, с любимыми рыбками.
Занятие 18. Домик для собачки.
Обсуждение темы где должны жить братья наши меньшие. Изготовление домика для собачки из пластилина.
Занятие 19. Учимся делать из бумаги собачку.
Работа с бумагой. Дети изготавливают собачку из бумаги, что бы поселить её в, изготовленный на прошлом занятии, домик.
Занятие 20. Сделаем подарок нашим папам.
Приближается день защитника отечества, разговор о празднике. Изготовление праздничной открытки для пап.
Занятие 21. Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка».
Введение понятия «портрет», объяснение норм и правил изображения портрета. Изображения портрета к празднику всех женщин.
Занятие 22. Делаем для наших мам, бабушек, сестер «Чудо-букет».
Приближение праздника всех женщин, ребята изготавливают, в подарок для мамы, бабушки или сестры, подарочную корзинку с цветами из бумаги.
Занятие 23. Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки!
Продолжается работа с пластилином, лепка любимых кошек детьми с помощью педагога.
Занятие 24. Мы рисуем своих друзей.
Разговор с детьми о дружбе, о выборе друзей. Изготовление коллективной работы «Наши друзья», на которой дети изображают пример дружбы.
Раздел 4. Какого цвета весна и лето?
Занятие 25. Какого цвета небо?
Организация фото-выставки под названием «Какого цвета небо?». Просмотр работ, обсуждение.
Занятие 26. Деревья проснулись.
Весна - время пробуждения, просыпаются и деревья, появляются первые почки. Педагог, вместе с детьми, делают почки из ваты на ветках.
Занятие 27. Деревья любуются своим отражением.
Изготовление мозаики «Отражение».
Занятие 28. Красота природы.
Просмотр иллюстраций на весеннюю тематику. Разговор о весне, изображение весенней природы глазами детей.
Занятие 29. Мы изображаем весенние цветы.
Весна в самом разгаре, а весна- это пора цветом. Дети изображают яркие, весенние цветы.
Занятие 30. «Разноцветные букашки».
Беседа о жизни насекомых весной. Изготовление, аппликативным приёмом, насекомых. Оформление коллективной работы «Разноцветные букашки».
Занятие 31. «Танец бабочек-красавиц».
Наконец-то и бабочки проснулись после долгих холодов, пора и ребятам изобразить красивых бабочек красавиц и оформить их в общую работы - поляну.
Занятие 32. Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия.
Организуется игра- путешествие с элементами викторины.
Занятие 33. Экскурсия на природу.
Организация экскурсии на природу, в парк, для наблюдения на природой, насекомыми, цветами, с учётом восприятия цветов.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Живые капельки»
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Срок проведения |
Личностные • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Прогнозируемый воспитательный результат: • интерес к искусству; • мотивация к самовыражению в, творческой и игровой деятельности; • эмоциональное отношение к видам искусства; • осознания для себя понятия «патриотизм», «семья», «природа»; • формирование средствами художественных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта приобщения к художественной культуре; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия. Прогнозируемый воспитательный эффект: • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; • ответственность за свои поступки на основе представлений художественных образов; • мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Приложение 1. Приложение 2, творческие работы. | Сентябрь. Май |
Метапредметные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; | Прогнозируемый воспитательный результат: • возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с инструкцией, выполнять самостоятельно работы; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • понимание и адекватная оценка языка искусства; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | Педагогическое наблюдение, творческие работы, организованные выставки работ, коллективные работы. | Занятие 7, 14, 24,33. |
Предметные: • сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании); | Прогнозируемый воспитательный результат: • участие в беседе о сюжете картины, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • формировать свою эстетическую позицию; • участие в конкурсах творческих работ, выставках; • оценивание работ других детей и сравнивать со своими собственными; • формирование потребность в тегулярной творческой деятельности; • развитие коммуникабельности и умение общаться с людьми, взаимодействовать с ним в процессе коллективной работы; • знание деятелей культуры, встречаемых в ходе изучения курса внеурочной деятельности. Прогнозируемый воспитательный эффект: • соблюдение художественных требований и норм работы; • осознание значимость творческой деятельности для личного развития; • использование разных видов работ: живопись, аппликация, пластика; • умение самостоятельно выбирать интересующую форму работы; • умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. • соблюдение правил работы с художественными инструментами, гигиены. | Приложение 3. Педагогическое наблюдение, творческие работы. | Сентябрь, май Каждое занятие. |
Материально-техническое оснащение
Техническое обеспечение:
-компьютер;
-проектор.
Материальное обеспечение:
-кабинет, выставочный кабинет;
-парты;
-доска;
-динамические таблицы, иллюстрации;
-видео фрагменты.
Канцелярия:
Ножницы (30 шт.)
Цветная бумага (30 шт.);
Цветной картон (30 шт.);
Ватман (10 шт.);
Цветные карандаши (50 шт.);
Фломастеры (50 шт.);
Вата в упаковках (10 шт.);
Альбомные листы в пачках (2 шт.);
Клей ПВА (30 шт.);
Пластилин (30 шт.);
Линейка (30 шт.);
Гуашевые краски (30 шт.);
Акварельные краски (30 шт.).
Учебно-методическое комплекс (УМК)
Для учителя:
Обязательные:
- Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. Издательский дом «Первое сентября» подписка на 2010-2011 год.
- Алексеева В.В. Что такое искусство?/ В.В. Алексеева. – М., 2008г.
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002г.
- Башилов Я.А. Ребенок-художник/ А.Я. Башилов. – М., 2011г.
- Наглядно-тематический комплект "Времена года в красках". 24 цветные иллюстрации формата А4 на картоне /А.Кудрявцева, Е., Пермякова М. А.// 2016г.
Дополнительные:
- Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве// Искусство в школе. – 2006.-№3
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина. – М., 2007г.
Электронные ресурсы:
Для учеников:
Обязательные:
- Творческая мастерская: для учащихся 1 класса. /Сост. Р.Дорли. – М.: – ПРЕСС». 2016г.
Дополнительные:
- Нижегородская О. А. «Волшебные краски». М., «Атр-Пресс», 2009г.
Электронные ресурсы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.
- Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
- Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
- Мухомедеева Е. Ф. Программа внеурочной деятельности : оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - № 1. - С. 8-15.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 от 06.12.2015 г.
- Удалова Т. А. Художественная работа с детьми // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 8. - С. 19-21.
- Учим детей творческому мышлению Маханева М. Д., Скворцова О. В.// Сфера -2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2016. – 19 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
- Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 2008. – 26-28 с.
- URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/04/14/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.04.2017 )
Предварительный просмотр:
Научная статья по выпускной квалификационной работе на тему:
«Развитие творческих способностей младших школьников посредством организации творческих мастерских «Полёт фантазии»
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Одной из основной целью Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьника, его творческих способностей. Сегодня научить младшего школьника определенными знаниями и навыками мало, необходимо развивать психические процессы и воспитать творческую личность в целом.
Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Изучением творческих способностей и психических функций ребенка занимались такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, А.М. Прихожан и С.Л. Рубинштейн.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности во всех сферах и в том числе, в сфере культурно –досуговой деятельности. Проблема развития творческих способностей наиболее широко рассматривалась в первой половине XX века. Обширные исследования по развитию творческих способностей в середине XX столетия предприняла Д.Б. Богоявленская. Опираясь на ранее накопленный опыт, она существенно расширила и обогатила существующее представление об основных творческих способностях.
В период младшего школьного возраста у детей ведущей становится учебная деятельность; продолжает формироваться внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка. Этот период — период начала яркого проявления творчества — принято считать наиболее сензитивным для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей в это время мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Одним из средств создания условий для динамики творческого роста является творческая мастерская.
Занятия в творческих мастерских приносят большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Такая деятельность способствует развитию беглости мышления, оригинальности, воображению. Также способствует приобретению умений действовать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в разных учебных и внеучебных ситуациях.
Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей и недостаточностью методического обеспечения по организации творческих мастерских.
Технология творческих мастерских является относительно новой, в связи с этим не многие учителя используют ее в своей деятельности.
В течении педагогической практики в начальной школе мы заметили то, с каким интересом дети начинают что-то придумывать самостоятельно. Это качается и учебного процесса и внеклассных мероприятий. Зачастую в начальной школе учителя, желая увеличить объём выдаваемой учащимся информации, совсем забывают о творческой деятельности детей в школе. Но уже сейчас стремительно развивается и получает распространение в современных школах различные современные технологии обучения. Одной из них и является технология творческих мастерских.
Мы предположили, что если систематически внедрять технологию творческих мастерских в учебную и внеучебную деятельность и дать ей творческий характер, то развитие творческих способностей у младших школьников будет происходить более успешно.
На практике нами было апробировано 7 занятий в 4 классе, которые были посвящены организации кукольного театра.
На первом занятии были проведены «Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.» и «Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году)» с целью выявления у обучающихся уровня развития творческих способностей.
Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что 50% учащихся находятся на уровне ниже среднего, 20 % на среднем уровне, и
30 % на уровне выше среднего.
Далее, на внеурочных занятиях в творческих мастерских ученикам была предоставлена возможность побыть настоящими писателями, в ходе коллективного обсуждения ученики самостоятельно сочинили сказки. Так же учащимся удалось узнать и попробовать, как же делают куклы для кукольного театра, они самостоятельно изготовили для своей сказки куклы - герои и после чего учащиеся 4 класса самостоятельно инсценировали сочинённую сказку, используя свои куклы – устроили настоящий кукольный театр.
Мы полагаем, что на каждом занятии мы достигли поставленной цели. У учащихся сформировалось понятие о труде писателей, о труде работников кукольного театра, в ходе каждого занятия учащиеся проявляли все свои возможности, знакомились с чем- то новым, развивали свои способности, в особой степени, творческие.
На практике нами было выявлено, что технология творческих мастерских достаточно легка в применении и вызывает большой интерес у учащихся.
В ходе теоретического анализа исследуемой темы мы выявили, что творческие мастерские действительно помогают развивать творческие способности младших школьников. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод:
Творческие мастерские вызывают неподдельный интерес учащихся и помогают им в развитии творческих способностей, коммуникативных умений, благополучно действуют на всестороннее развитие младшего школьника. Ведь ребёнок стремится самыми разнообразными образами выразить свои мысли и полученные им впечатления. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес.
Успех работы творческих мастерских зависит от увлечённости учителя, хорошей организации занятий, обеспечением необходимыми материалами, от чёткого планирования занятия и самое главное – это от желания детей проявлять себя, развиваться и учиться новому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...