ПК 4.4. Педагогические разработки
материал по теме

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам.директора по ВР

_______________

Утверждено

директором ГБПОУ «ЧПК№1»

_____________________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

«Подвижные игры»

Направление: спортивно-оздоровительное

Вид: игровая

Возрастная группа:8-10 лет

Срок реализации :1 год

Составители: Жемангулова А.,

                        Орехова К.

Челябинск, 2018

Пояснительная записка

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что воспитывать ребёнка следует буквально с первых дней его жизни. В зависимости от того, как  это осуществлялось, дети успевают приобрести к своему поступлению в школу целый ряд различных привычек и навыков. Какие из них утвердятся, сформируются во взгляды, стойкие черты характера, во многом зависит от влияния педагогов и воспитателей. Не случайно в основных направлениях реформы общеобразовательной и средней школы придётся такое большое значение работе групп продлённого дня, которые позволяют правильно организовать свободное время младших школьников, сделать их досуг содержательным. Ведь в этом возрасте они восприимчивы ко всему, что узнают и видят. Именно тогда и закладываются уже достаточно прочные основы отношения к себе и окружающему миру. Педагогу необходимо стремиться привить каждому ребёнку любовь к познанию, умение самостоятельно мыслить, преодолевать трудности. Именно воспитательная работа, а не репетиторство, является главной в группе продленного дня.

Группы продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Число школ с продленным днем растет в городе и на селе.

Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства. Реализовывать программу «Подвижные игры» может также учитель физкультуры или педагог дополнительного образования. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место занимают подвижные игры.

Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.

Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.

На спортивном часе воспитатели проводят заранее составленные программы игр, исходя их погодных условий, физической подготовленности, возраста. Если в группе продленного дня дети разного возраста, то надо выбирать игры так, чтобы всем было интересно..

Спортивный час должен проводиться систематически, и к нему надо готовиться. Но было бы неправильно считать, что этим можно ограничиться, что потребность детей в играх этим «часом» будет исчерпана. Игры могут проводиться и в другое время, сочетаться с другими видами деятельности.  

Цель программы: укрепление здоровья воспитанников через повышение двигательной активности воспитанников средствами подвижных игр.  

Задачи 1 года обучения

Обучающие:

-  ознакомить воспитанников с различными видами подвижных игр.

       Развивающие:

- развивать у воспитанников фантазии и творческого мышления, развивать ловкость, быстроту, реакцию, бег.

      Воспитательные:

- формировать потребности играть в паре, группе;

- научить правильно общаться со сверстниками;

- укрепить здоровье.

     Программа «Подвижные игры» предусматривает два занятия в неделю. Методика проведения, подбор и чередование игр направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.

     Возрастной диапазон детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6-10 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

       Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты.

      При организации занятий, важная роль принадлежит вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности.

Количество воспитанников в группах:

-  15-20  человек

Режим занятий:

периодичность занятий: 2 часа в неделю продолжительностью 45 минут

общее количество часов: 72 часа

       Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: консультация, беседа, объяснение, демонстрация приемов, практическая работа и т.д.

В процессе реализации программы широко используются такие формы контроля знаний, умений и навыков как смотр (ЗУН) – итоговый, текущий. Цель которого: определение фактического состояния образовательного уровня детей. Строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм. Данная форма способствует формированию положительного психологического климата в коллективе.

Этапы реализации:

1 этап – начальный, включающий определение знаний, умений, которые дети получают от педагога в готовом виде.

2 этап – учебно-развивающий, дающий возможность под руководством педагога применить полученные знания и умения в игре.

3 этап – совершенствования ЗУН. На этом этапе создают авторские работы, самостоятельно организуют игры. Педагог выступает в роли консультанта.

Программа построена на принципах:

- доступности:

при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же        материал по – разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал  располагается от простого к сложному;

- воспитывающего обучения:

в ходе учебного процесса педагог должен давать воспитаннику не только знания, но и формировать его личность;

- сознательности и активности:

результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т. е. понимают цели и задачи, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути решения.

                        Планируемые  результаты:

Должны знать

Должны уметь

- правила техники безопасности;

-значение подвижных игр для здоровья;

- хорошо знать правила игр

 - играть по правилам в игры под руководством педагога

Календарно–тематическое планирование

№ п/п

Содержание темы

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятия

Всего

Теоретические

Практические

1.Введение в образовательную программу

1

1

Лекция

Игры с закрытыми глазами

2-3. Комический бокс

2

2

Игра

Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега

4-6.Перейди болото

3

3

Игра

   7-9.Мотальщицы

3

3

Игра

   10-12.Медведь и                              

3

3

Игра

    колода

3

3

Игра

    13-15.Перегонки ивзапуски

3

3

Игра

16-18.   Снайперы

3

3

Эстафета

19-21.Репка

3

3

Игра

22-24.От носа к носу

3

3

Игра

25-27.Наседка и коршун

3

3

Игра

28-30.Круговые салки

3

3

Игра

Игры на развитие внимания

31-33. Запрещенное движение

3

3

Игра

34-36.К своим флажкам

3

3

Игра

37-39.Волк во рву

3

3

Игра

40-42.Птицы и клетка

3

3

Игра

43-45. Путешествие в сказочный лес

3

3

Квест

46-48.Тарелка кружится

3

3

Игра

49-51.Кругом коленки

3

3

Игра

52-54.Узнай свой цвет

3

3

Игра

Подготовка к Празднику игр

55-60. Повторение игр из раздела «Игры с закрытыми глазами»

6

6

61-65. Повторение игр из раздела «Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега»

5

5

Игра

66-71. Повторение игр из раздела «Игры на развитие внимания»

6

6

Игра

72.Праздник игр

1

1

Игра

Итого

72

     1

71

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1  Введение в образовательную программу

Теория Краткое содержание программы «Подвижные игры». Инструктаж по т/б. Правила поведения и требования к учащимся.

        

Раздел «Игры с закрытыми глазами» (2ч)

Тема 2-3  «Комический бокс»

Теория знакомство с правилами игры

Комический бокс

Для проведения этого шуточного поединка необходимо заранее подготовить две пары боксерских печаток и две веревки, длиной 5 м каждая. Нужно также приготовить две повязки, которыми участникам состязания завязывают глаза. К месту состязания приносят два стула или табуретки.

Руководитель выстраивает зрителей большим квадратом, они как бы образуют ринг. Затем вызывает двух ребят постарше, желающих боксировать, и двух других игроков, которые будут в предстоящем поединке секундантами. Каждому боксеру надевают  на правую руку перчатку, а к левой ноге привязывают один конец веревки. Другой конец веревки держит секундант. Боксерам, стоящим в середине круга на расстоянии вытянутой руки, завязывают глаза. Затем им предлагают отойти назад, усаживают на стулья, после чего секунданты делают боксерам легкий массаж и дают последние наставления. Одновременно веревки, к которым привязаны боксеры, секунданты незаметно укорачивают на 1 м. Затем судья-руководитель предлагает боксерам сойтись и поздороваться. Так как расстояние между боксерами увеличилось (веревки стали короче), то судья, надев себе на обе руки перчатки, подает одну руку одному боксеру, а другую – другому. После этого начинается бокс.

Ничего не подозревая, боксеры делают удары по воздуху, а руководитель изредка подставляет свои перчатки то одному из них, то другому, а иной раз и наносит им легкие удары по корпусу, после чего боксеры машут руками еще энергичнее. Таким образом проходят два раунда, между которыми боксерам дают короткий отдых, сажая на стулья, снимая с глаз повязку и обмахивая платками. Во время перерывов между раундами руководитель тоже снимает и прячет перчатки, а при возобновлении поединка снова их надевает.

По окончании матча участники соревнования пожимают друг другу руки, их разводят в разные углы и снимают повязки. После этого руководитель выводит их на середину ринга, поднимает руку одного и другого боксеров вверх и объявляет матч ничейным.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Игры для развития ловкости,

быстроты, реакции, бега» (27ч)

Тема 4-6  «Перейди болото»

Теория знакомство с правилами игры

Перейди болото

Все участники делятся на две команды. У первых игроков обеих команд листок бумаги, второй такой лист лежит перед ними на полу. По команде ведущего они наступают на этот лист, а впереди себя кладут лист, который держат в руках. Затем каждый игрок поднимает листок сзади и кладет его впереди себя, опять наступает на него обеими ногами и так далее…

Таким образом игроки передвигаются до финиша и обратно к своей команде.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 7-9  «Мотальщицы»

Теория знакомство с правилами игры

Мотальщики

Для игры нужны две разноцветные ленты длиной 5–7 метров. Их связывают, а свободные концы закрепляют на катушках или палках. Катушки дают двум играющим. Они натягивают ленту и затем стараются как можно быстрее намотать на катушку свою половину.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 10-12  «Медведь и колода»

Теория знакомство с правилами игры

Медведь и колода

Между двумя деревьями укрепите перекладину и привяжите к ней на веревке мешок с песком и соломой. Поставьте пять чурок. Играющий – «медведь». Он отталкивает от себя колоду, и пока она не вернется обратно, он должен успеть схватить чурку. Кто захватит самую дальнюю чурку, получает пять очков, кто замешкается и успеет схватить только первую чурку – получит одно очко. Лучше постараться схватить не одну, а сразу несколько чурок. А тот, кого стукнет мешок, проиграет все очки, и игру ему придется начинать сначала.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 13-15  «Перегонки и взапуски»

Теория знакомство с правилами игры

Перегонки и взапуски

Играющие становятся в ряд и бегут до заданного места. Задача каждого – отличиться перед другими. Дистанция определяется в зависимости от физических возможностей игроков. Удовольствие доставляет не только победа, но и участие в совместном забеге.

У к а з а н и я к проведению: в эту игру лучше играть вдвоем. Ее можно предложить ребенку в различных ситуациях, например, когда идете в столовую, на прогулку или возвращаетесь в корпус (лагерь): «Кто быстрее до той березы?» Играющие бегут до установленного места.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 16-18  «Снайперы»

Теория знакомство с правилами игры

Снайперы

Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

П р а в и л а: попасть в обруч мешочком с песком обеими руками ,если попал только одной рукой ,то балл не засчитывается .

Практика: игра по правилам.

Тема 19-21  «Репка»

Теория знакомство с правилами игры

Репка

Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть» репку, т. е. оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

У к а з а н и я к проведению: минимальное количество участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких неудачных попыток «вытянуть» репку выбирается новая репка. Все играющие должны побывать в этой роли.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 22-24  «От носа к носу»

Теория знакомство с правилами игры

От носа к носу

Игра наверняка вызовет смех и развлечет даже самых серьезных. Кроме того, она развивает чувство равновесия. Игра займет совсем мало времени – около двух минут. Количество игроков может быть от восьми и более, а возраст – начиная с шести лет.

Для игры понадобятся две коробки из-под спичек.

Участники образуют две команды, которые встают в два ряда  лицом друг к другу. При этом руки нужно обязательно всем держать за спиной. По сигналу первый в каждом ряду помещает коробку из-под спичек себе на нос. После чего он должен передать эту коробку следующему без помощи рук. Если коробка падает на землю, тот, с чьего носа она свалилась, возвращает ее на прежнее место и возобновляет попытку. Выигрывает команда, первой передавшая коробку последнему в ряду.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 25-27  «Наседка и коршун»

Теория знакомство с правилами игры

Наседка и коршун

Играющие (12–16 человек) встают друг за другом плотной колонной. Каждый стоящий сзади обхватывает за пояс стоящего впереди. Во главе колонны находится наседка, а замыкает колонну цыпленок.

Выбирают водящего – коршуна. Он встает перед колонной в 3–4 шагах.

После сигнала коршун старается схватить цыпленка. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка поворачивается и старается все время быть к коршуну лицом. Остальные игроки, образующие колонну, зорко следят за коршуном и вслед за наседкой быстро перемещаются на площадке так, чтобы хвост колонны находился от коршуна как можно дальше.

Такое состязание вызывает веселое оживление среди игроков и зрителей. Игра заканчивается, когда коршун сумеет схватить цыпленка. Если сделать это в течение 3–4 минут коршуну не удалось, выбирают нового коршуна и новую наседку.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 28-30  «Круговые салки»

Теория знакомство с правилами игры

Круговые салки

Играющие строятся в два круга: один – наружный, а другой – внутренний. Под музыку все игроки продвигаются танцевальным шагом по кругу: один круг – влево, другой – вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки.

По сигналу руководителя музыка прекращается, и оба круга останавливаются. Игроки наружного круга должны при этом быстро присесть, а стоящие во внутреннем круге – быстро обернуться (расцепив руки) и постараться осалить играющих, не успевших присесть.

Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, причем круги движутся под музыку в обратные стороны. В ходе игры количество игроков во внутреннем круге все увеличивается, зато сокращается количество участников во внешнем круге.

Игра продолжается до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями.

Руководитель должен следить, чтобы игроки наружного круга не отходили от внутреннего круга более чем на один шаг, иначе салить очень трудно. Умышленно нарушающих это правило нужно считать осаленными и ставить во внутренний круг.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Игры на развитие внимания» (24ч)

Тема 31-33  «Запрещённое движение»

Теория знакомство с правилами игры

Запрещенное движение

Место и инвентарь.

Зал, площадка, коридор, комната. Желательно музыкальное сопровождение.

Подготовка.

Все играющие становятся в круг.

Описание игры.

Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме «запрещенного», заранее им установленного. Руководитель под музыку начинает делать разные движения, все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет «запрещенное» движение. Кто из участников игры ошибется и выполнит движение, тот делает шаг вперед или «штрафуется». Затем он продолжает играть.

Игра проводится 4–6 минут.

Правила.

1. Играющие обязаны повторять все, кроме «запрещенного» движения. Кто не повторит, считается проигравшим.

2. Проигравшие продолжают играть и за каждую новую ошибку делают шаг вперед или выполняют штрафное задание.

Педагогическое значение игры.

Игра способствует воспитанию внимания, наблюдательности, развивает координацию движений, выдержку.

Методические указания.

Можно играющих  поставить вместо круга в одну шеренгу, а водящему встать перед ними на некотором расстоянии. В заключение легко установить самых невнимательных, они будут ближе других к водящему.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 34-36  «К своим флажкам»

Теория знакомство с правилами игры

К своим флажкам

Место и инвентарь.

Зал, площадка, коридор, разноцветные флажки (5–7 шт.).

Подготовка.

Играющие делятся на группы по 5–6 человек, встают в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка становится один играющий с флажком.

Описание игры.

Играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки, стоящие с флажками, тихо и быстро меняют свои места по указанию руководителя. Преподаватель дает сигнал: «Все к своим флажкам». Играющие открывают глаза и ищут свой флажок.

Победителями считаются те, кто раньше прибежал к своим флажкам и построился в кружок.

Правила.

1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала. Если игрок открыл глаза раньше, то группа, в которой он находился, считается проигравшей.

2. Игроки с флажками должны обязательно переменить свои места.

Педагогическое значение игры.

Приучает детей быстро реагировать на сигнал, включаться в действие. Способствует воспитанию у детей творческой активности, приучает ориентироваться в пространстве.

Методические указания.

Хорошо игру проводить под музыку или пение. Играющие под музыку движутся за преподавателем, повторяя за ним движения. По сигналу все занимают места у своих флажков. Руководителю нужно следить за тем, чтобы дети не сговаривались и не подглядывали во время, когда игроки меняются местами.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 37-39  «Волк во рву»

Теория знакомство с правилами игры

Волк во рву

Место и инвентарь.

Площадка, зал, коридор.

Подготовка.

Посредине площадки или зала проводятся две параллельные линии шириной в 1,5–2 шага. Этот коридор изображает «ров». Выбирают одного или двух «волков». «Волки» становятся во рву. Все остальные играющие – «козы», размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На противоположной стороне площадки чертят линию «пастбища».

Описание игры.

По сигналу руководителя (раз, два, три) «козы» бегут из дома на противоположную сторону площадки – на пастбище – и по дороге перешагивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются «осалить» возможно большее количество «коз». «Осаленные» отходят в сторону, подсчитываются и опять входят в игру. Затем по сигналу «козы» перебегают на другую сторону в дом, а «волки» их ловят во рву.

После 2–4 перебежек выбирают новых «волков». Проигравшие – те «козы», которые были пойманы 2–3 раза.

Правила.

1. «Волки» могут «осаливать» «коз», только находясь во рву.

2. «Коза», пробежавшая ров, а не перепрыгнувшая его, считается пойманной.

3. Начинать перебежку только по сигналу руководителя.

4. Если «коза» задержалась у рва, боясь «волков», руководитель считает до трех, после чего «коза» обязана перепрыгнуть через ров или она считается «осаленной».

Педагогическое значение игры.

Дети приучаются действовать по сигналу, подчиняться авторитету водящего. Игра способствует воспитанию у детей внимания, решительности.

Методические указания.

Линии рва можно начертить не параллельными, а расходящимися в одну  сторону,  чтобы  получился  коридор  с  одной  стороны уже, а с другой – шире. Играющие могут прыгать в том месте рва, где им по силам.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 40-42 «Птицы и клетка»

Теория знакомство с правилами игры

Птицы и клетка

Место и инвентарь.

Площадка, зал.

Подготовка.

Для игры нужно подобрать две музыкальные мелодии: галоп или марш (для прыжков) и польку (для подскоков-перебежек). Половина играющих, взявшись за руки, образует круг («клетку»). Другая половина играющих – «птицы» – располагается свободно по внешнему кругу.

Описание игры.

Под музыку внутренний круг («клетка») двигается шагом или припрыгивая вправо, а игроки внешнего круга – влево.

По сигналу «клетка» останавливается, а играющие соединенные руки поднимают вверх. Музыкальное сопровождение меняется, исполняется вторая мелодия. «Птицы» начинают пробегать под руки внутрь «клетки» и выбегать из нее. Руководитель неожиданно дает 2-й сигнал – музыка прекращается, и «клетка» «закрывается». Игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз. «Птицы», оказавшиеся внутри «клетки», считаются пойманными. Они встают, держась за руки с игроками внутреннего круга. Таким образом «клетка» расширяется. Игра возобновляется и продолжается, пока не переловят всех «птиц», а затем играющие меняются ролями.

Правила.

1. «Клетка» может захлопываться только по сигналу руководителя. Если играющие опустят руки раньше сигнала, то «птицы» не считаются пойманными.

2. Если в момент сигнала «птица» окажется под руками играющих или если голова ее будет внутри «клетки», «птица» считается пойманной, свободной, – если голова «птицы» будет снаружи.

3. Все «птицы» во время 2-й музыкальной мелодии должны пробегать через «клетку». «Птицы», уклоняющиеся от пробежек, считаются пойманными.

Педагогическое значение игры.

В игре у детей развивается музыкальный слух и ритмичность в движениях. Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, решительности. Дети  приучаются действовать по сигналу, уметь одновременно и быстро включаться в игру. Игра способствует воспитанию творческой активности у детей.

Методические указания.

Игра дает возможность руководителю использовать танцевальные элементы, ознакомить детей с понятием «музыкальный размер». Во избежание столкновений при большом количестве детей рекомендуется делать паузы для «птиц»: когда «клетка» открывается, музыка несколько замолкает, а затем начинается мелодия для движения «птиц».

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 43-45  «Путешествие в сказочный лес »

Теория знакомство с правилами

Квест

Ход мероприятия Дети входят в зал, встают полукругом. Детей встречает  Лесовичок.

Лесовичок - Здравствуйте, дети, педагоги! На лес, в котором я живу, напала   злая Баба Яга. Она забрала у лесных жителей добро, радость и     дружбу. В       лесу изменилось все вокруг: трава сохнет. Цветы чахнут, все деревья в  паутине. Птицы давно не поют своих песен. А звери, лесные жители впали в  спячку. Только мне удалось вырваться из плена злой старухи. Я пришел к     вам, ребята, чтобы вы помогли мне вернуть в лес добро, радость и дружбу.

В зал на метле забегает Баба Яга.

Баба Яга -  Здравствуйте, ребятишки!  И ты тут? Всё уже, наверное, проболтал   этим гадким ребятишкам. Чего пожаловали?  Решили помочь лесным   жителям  вернуть добро, дружбу и радость? Не быть этому никогда!

Лесовичок - Ну почему Баба Яга ты не хочешь вернуть  добро, дружбу и  радость в лес? Посмотри, каким стал наш лес.

Баба Яга - Очень даже симпатичный лес.  Вернуть добро, дружбу и радость в лес?   А не хочу и всё, мне и так нравиться.

Лесовичок - А что нам сделать, чтобы бы мы смогли вернуть в лес добро, дружбу и радость?

Баба Яга - Мне надо подумать. Ну ладно, так и быть верну, если  найдете ключ от волшебного сундука  и наполните  мой сундук  волшебными мешочками.  А   для  этого нужно выполнить   много трудных заданий. Ждет вас трудная дорога.

Лесовичок - Мы справимся со всеми трудностями. Да, ребята? Помогут нам лесные жители: зайка, мишка, лиса. А сейчас мы разделимся на 3 команды и отправимся  в путь – дорогу.

Баба Яга - Вот вам первое задание (Баба Яга даёт детям свёртки с заданиями, каждой группе детей своё задание)

Выполнение заданий Бабы Яги

1 задание

Раскрась лист красками, и узнаете, куда идти дальше

(на листе восковыми мелками написано, куда идти дальше)

1 группа – 51 кабинет

2 группа – 55 кабинет

3 группа – 46 кабинет

2 задание

На дверях каждого класса висят свёртки с заданием.

Войдите в класс. По первым буквам картинок составьте слово и найдите это место в классе.

3 задание Задание с обратной стороны картинки.

На подоконнике  лежит  жёлтая верёвка, закрутите ее,  и достаньте коробку (на коробке свёрток с заданием)

Найдите в коробке записку, куда идти дальше.(дети достают записки, но только на одной из них написан дальнейший путь)

Прочитай слово, задом наперёд, смотря в зеркало.(на записке написано: библиотека, спортзал, столовая)

Каждая группа выполняет задания по своему маршруту.

  1. Столовая – библиотека – спортзал
  2. Спортзал – столовая – библиотека
  3. Библиотека -  спортзал – столовая

Столовая (детей встречает лиса)

Лиса - Добрый день, девочки! Добрый день, мальчики! Я Лиса, помогите нам

вернуть в лес добро, дружбу и радость, но для этого нужно выполнить задание, то получите волшебный мешочек.

Лиса  даёт детям свёрток с заданием.

Задание – лабиринт

Помоги Лисичке добраться до своего дома. Загляни в окошко и узнай, что делать дальше.

Задание

Раздуйте  трубочкой крупу, и прочитайте, куда идти дальше.

Лиса  - Молодцы, ребята! Справились с трудным заданием.  

Лиса  даёт ребятам за правильно выполненное задание «волшебный» мешочек. Дети прощаются с Лисой  и продолжают путь.

Библиотека (детей встречает волк)

Волк - Добрый день, девочки! Добрый день, мальчики! Я Серый волк, помогите нам вернуть в лес добро, дружбу и радость, но для этого нужно выполнить задания. Если верно выполните задание, то получите «волшебный»  мешочек.

Волк  даёт детям свёрток с заданием.

Задание

Найдите среди букв название сказок.

Задание

Подбери к картинкам название сказок. Переверните картинки, расставьте по порядку и прочитайте, куда идти дальше.

Волк  - Молодцы, ребята! Справились с трудным заданием.  

Волк  даёт ребятам за правильно выполненное задание «волшебный» мешочек. Дети прощаются с Волком  и продолжают путь.

Спортзал (детей встречает зайка)

Зайка - Добрый день, девочки! Добрый день, мальчики! Я,  Зайка, помогите нам вернуть в лес добро, дружбу и радость, но для этого нужно выполнить задания. Если верно выполните задание, то получите  «волшебный» мешочек.

Зайка даёт детям свёрток с заданием.

Задание

Пройдите по скамейке.

Лопните воздушные шарики. В одном из шаров задание  - собери 10 следов зайца. На одном из следов зайца узнаете, куда идти дальше.

Зайка - Молодцы, ребята! Справились с трудным заданием.  

Зайка даёт ребятам за правильно выполненное задание «волшебный» мешочек.

 Дети прощаются с Зайкой  и продолжают путь.

Задания  (свёртки на дверях спальни)

Класс №1 Составьте слово из знаков и узнаете путь дальше

Класс № 3  (у каждой группы слово актовый зал)

Класс №5   (волшебный мешочек лежит под подушкой кровати № 5)                                    

Баба Яга – Ну что, выполнили задания?  Принесли мне  волшебные мешочки?

 Нашли ключ от сундука?

Лесовичок  - Нет, ключ не нашли, но  выполнили все твои задания и принесли тебе волшебные мешочки. Верни нам, Баба Яга добро, радость и дружбу в лес.

Баба Яга – Найдите ключ и выполните ещё одно моё задание, тогда может и верну.

Баба Яга даёт свёртки с заданиями.

Задание

Составьте  картинку. Дети составляют пазлы и получаются слова на картинке: радость, дружба, добро. На обратной стороне написано, где находится ключ.

Ключ лежит  под сундуком Бабы Яги.

Баба Яга - Вот видите,  я сдержала своё слово. Вернула в лес добро, дружбу и радость. Простите меня ребята, я больше так не буду.

Лесовичок  – Хорошо Баба Яга, прощаем.

       Посмотри, каким стал лес, как рады все лесные жители.

В заключении музыкальная подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так…» дети и взрослые выполняют движения в соответствии с текстом. Детей угощают сладкими гостинцами.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 46-48  «Тарелка кружится»

Теория знакомство с правилами игры

Тарелка кружится

Играющие выбирают себе названия цветов. Кто-нибудь из них начинает игру – раскручивает тарелку на ребре. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока тарелка не упала, и «подкрутить» ее. Он становится водящим, игра продолжается.

У к а з а н и я к проведению: варианты «В садовника», «Тарелка кружится» требуют большой сосредоточенности внимания. Проходят интереснее, если в них участвуют более 4 человек.

Следует соблюдать п р а в и л о: вступать в диалог сразу после слов «раз, два, три» («В садовника»). Кто зазевался, платит фант. Взрослые должны показать детям, как в диалоге можно менять темп речи, отвлекая этим играющих и провоцируя их на ошибки. В игре с тарелкой фант платит тот, кто не успел ее раскрутить (тарелка упала).

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 49-51  «Кругом коленки»

Теория знакомство с правилами игры

Кругом коленки

Игра поможет вам проверить и развить свое внимание, слаженность движений, чувство ритма, а также умение взаимодействовать с другими участниками игры.

Игроки усаживаются в круг. Каждый участник кладет левую руку на правое колено соседа слева, а правую руку – на левое колено соседа справа. Ведущий задает хлопками определенный ритм (предположим, такой: «та – та – та-та-та»). По сигналу ведущего ладони участников будут отбивать этот ритм, хлопая по коленкам соседей. Тот, кто ошибается, ладони убирает. Ритм задается снова. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два-три победителя.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема 52-54  «Узнай свой цвет»

Теория знакомство с правилами игры

Узнай свой цвет

Для игры заранее вырезают из толстой бумаги листки размером 5  10 см. Количество листков равно количеству участников игры. Половину листков красят в черный или синий цвет, другая половина листков остается белой.

Все играющие образуют круг, становясь лицом к его центру. Руководитель обходит круг сзади и прикрепляет к спине каждого игрока по листку. Тот, к кому прикреплен белый листок, относится к одной команде. Игрок, на спине которого черный листок, – к другой.

По сигналу руководителя все игроки разбегаются по площадке, а затем каждая команда должна выстроиться в одну шеренгу в заранее условленном месте. Но сделать это нелегко, потому что ни один из участников игры не знает, к какой команде он принадлежит. Ему не известен цвет листка, прикрепленного к спине. Он может узнать это, подсчитав, сколько игроков на площадке с белыми, а сколько с черными метками. Если, например, с черными больше – значит, у него белая метка, и наоборот.

Сделать такой подсчет нелегко, так как игроки не стоят на месте, а передвигаются по площадке, стараясь обежать друг друга сзади, чтобы узнать цвет прикрепленной к спине метки. Вся эта процедура вызывает много смеха и веселья.

Игра заканчивается, когда игрокам одной из команд удастся собраться вместе и построиться в шеренгу. Эта команда выигрывает.

Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Подготовка к празднику игр» (18ч)

Тема 55-60  «Повторение игр из раздела «Игры с закрытыми глазами»»

Практика: повторение ранее выученных игр.

Тема 61-65  «Повторение игр из раздела «Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега»»

Практика: повторение ранее выученных игр.

Тема 66-71  «Повторение игр из раздела «Игры на развитие внимания»»

Практика: повторение ранее выученных игр.

Тема 72  «Праздник игр»

Практика: повторение ранее выученных игр.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты :

- активно включаться в общение и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

-адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

-отвечать за свои поступки;

Анкета «Мотивация младших школьников к занятиям подвижными играми»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Метапредметные результаты:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;

-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;

-соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

Промежуточный тест

«Чему учат подвижные игры?»

Декабрь

Январь

Февраль

Предметные результаты:

-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами

Анкета исследования «Подвижные игры»

Итоговая анкета «Подвижные игры в жизни детей»

Март

Апрель

Май

Материально-техническое оснащение

Спортивный инвентарь: боксерские перчатки (2 пары), веревка (20 м), стулья, палки, перекладина, мешки с песком, обручи, баскетбольные мячи, набивные мячи, скакалки, разноцветные фишки, гимнастические маты, шведская стенка, гимнастические скамейки.

Канцелярия: лист бумаги, восковые мелки.

Материально-техническое оснащение: спичечный коробок, ноутбук, музыкальные колонки, зал, площадка, коридор, комната, разноцветные флажки, ленты, воздушные шарики, гуашь, кисти.

Методическое обеспечение: методическая литература по подготовке к проведению подвижных игр.

Список используемой литературы:

Литература для учителя:

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983
  2. Надеждина Вера  500 игр и заданий для чудо-воспитания. - Минск, 2007
  3. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. –  М.,1986.        

Литература для учащихся:

  1. Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
  2. Гришин В. Г.  Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
  3. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.
  4. Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.

Список литературы

  1. Жуков М.Н.Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.ISBN 5-7695-0669-5
  2. Былеев Л.В., Коротков И.М Подвижные игры М., ФиС 2002г.
  3. Коротков И.М Подвижные игры в школе М., ФиС 2001г.
  4. Fizkultura.ru/sci/mobile_game
  5. Внеурочная деятельность школьников. М. Просвещение 2011г.    Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.
  6. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,2006
  7.  Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  8.  Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  9.  Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://school-teacherspb.ru/vneurochnaya-deyatelnost/rabochie-programmy/44-podvizhnye-igry.html
  2. http://xn----8sb3aemcew1d.xn--p1ai/vneurochnaya-deyatelnost-sportivno-ozdorovitelnogo-napravleniya-podvizhnye-igry/

Приложение

Анкета «Мотивация младших школьников к занятиям подвижными играми»

п/п

Утверждение

Оценка

1

Я всегда с нетерпением жду занятий подвижными играми, потому что они укрепляют мое здоровье

 

2

Я всегда нахожу возможность играть в подвижные игры, потому что движение доставляет мне радость

 

3

Занятия подвижными играми мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти  навыки и умения в жизни

 

4

В нашем кружке  есть все условия для общения с интересными людьми

 

5

Участвуя в подвижных играх вне кружка и в кружке, я стремлюсь стать победителем

 

6

Мне нравятся подвижные игры, связанные с борьбой и соперничеством

 

7

Я получаю удовольствие от подвижных игр

 

8

Я хочу участвовать в подвижных играх , потому что спортивным быть  модно и престижно

 

9

Занятия подвижными играми  улучшают мое настроение и самочувствие

 

10

Я считаю что подвижные игры  полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно

 

11

В каникулы мне особенно нравится проводить время ,играя в подвижные игры

 

12

Я участвую в подвижных играх только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья

 

13

Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры – это моя привычка

 

14

Спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым и веселым

 

«1» - не согласен совсем;

 «2» - мне безразлично;

«3» - согласен частично;

«4» - скорее да, чем нет;

 «5» - согласен полностью.

Анкета исследования «Подвижные игры»

1.Ваш возраст

3-5 лет

6-9 лет

10-13 лет

2.Играете ли вы в подвижные игры?

Да

Нет

3.Какие игры вы знаете?

Перечислите названия игр.

4.Какая игра нравится вам больше всего?

5.Какие предметы требуются для игры?

Выберите, что нужно для игры, про которую вы рассказываете.

мяч

скакалка

кольцо

кегли

городки

не требуется

6.Кратко напишите правила подвижной игры с мячом.

Итоговая анкета «Подвижные игры в жизни детей»

1.Играете ли вы в подвижные игры?

нет

да

2.Как часто вы в них играете?

Редко

2 - 3 раза в неделю

Каждый день

3.Сколько по времени играете?

Меньше 1 часа

Больше 1 часа

4.Как много с тобой ребят играет?

Меньше 5 человек

Больше 5 человек

5.Кто (что) знакомит вас с правилами игры?

Учитель

Друзья

Книги, журналы,

6.Нравится ли вам играть в подвижные игры?

нет

да

7.Стараетесь ли вы соблюдать правила игры?

нет

да

8.Чему учит подвижная игра?

Общаться с друзьями

Смекалке

Ловкости, сноровке, силе



Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Жемангулова А.А., научный руководитель Анищенко И.Л.  ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Введение в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее ФГОС НОО) привело к изменению организационной и методической структуры урочной и внеурочной деятельности всех участников педагогического процесса. Так как ФГОС НОО основан на системно- деятельностном подходе, то на данный момент педагогам пришлось отойти от традиционной передачи готовых знаний от учителя к ученику. Основной задачей учителя является то, чтобы в образовательном процессе был задействован каждый ученик, но при этом основным элементом является осуществление самостоятельного овладения учащимися нового материала, а так же возможность использования приобретенных знаний при решении учебно-практических, познавательных и жизненных проблем. Выполнение требований стандарта начального образования способствует развитию критического и формированию инновационного мышления школьников в процессе достижения личностных результатов, которые представляют для обучающихся познавательный интерес. Все научные разработки и исследования уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников отражают востребованность изучения данного вопроса.

 На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе в контексте ФГОС НОО».

Изучив актуальность данной темы, мы поставили цель: на основе анализа современных методических подходов разработать конспекты уроков по окружающему миру, с использованием деятельностных технологий  для учащихся 3 класса и обосновать эффективность их применения в образовательном процессе. Объектом исследования является процесс обучения на уроках окружающего мира. Предметом исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у учащихся  3 класса. Проблема формирования универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) учащихся посвящены работы А.Г. Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А Карабановой, и др. ученых. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться в контексте обсуждения проблемы самостоятельного эффективного выполнения различных видов учебной и внеучебной деятельности интересовал и ранне многих психологов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К.Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.).

Определение понятию «универсальные учебные действия» дает отечественный ученый А.Г. Асмолов: «универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» . В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,включая организацию этого процесса.

В современной психолого- педагогической и методической литературе ученые выделяют 4 вида «УУД» :личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: контроль, целеполагание, прогнозирование, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

УУД представляют собой целостную систему, учитывающую возрастные и психологические особенности обучающегося. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность успешного продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Обратимся непосредственно к проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. Приведём примеры заданий, которые помогают учителю формировать познавательные действия в процессе обучения младших школьников.

I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

III. Задания ориентированные на работу с различными источниками информации.

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Для проведения эксперимента по данной теме, нами был разработан блок конспектов с использованием различных методических средств, таких как: занимательный материал (тематический кроссворд, шарады), составление индивидуальных сообщений, ТРИЗ, проблемные ситуации. Данный методические средства использовались на каждом уроке.

При выполнении заданий  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Работа в системе позволила нам  увидеть целесообразность применяемых методических приемов и оценивать результат проделанной работы. Диагностика учащихся третьего класса по измерению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий показала положительную динамику данных процесса от исходной точки до контрольной. Это дает возможность утверждать о правильном подходе в выборе методического средства для решения поставленной проблемы.

Итак, следуя из приведенных данных, можно сказать, что при системном использовании различных методических средств, формирование познавательных УУД будет проходить более успешно.

  Таким образом, можно сделать вывод о необходимости  работы учителя начальных классов в системе по формированию познавательных универсальных учебных действий. Этот процесс длительный, тредуоемкий, но очень важный. Формирование познавательных универсальных учебных действий составляют основу умения учиться, т.е. это залог успешного обучения в будущем.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО -НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Жемангулова Алина Амангильдыевна

ФОРМИРОВАНИЯ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  

Реферат  

Реферат защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 25

Научный руководитель: Анищенко.И.Л.,

преподаватель МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3        

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                                 

1.1. Общая характеристика понятия универсальные учебные действия в контексте ФГОС НОО                                                                                     5                                                  

1.2. Классификация универсальных учебных действий                             6    

1.2.1. Личностные универсальные учебные действия                                6

1.2.2.Регулятивные универсальные учебные действия                               7          

1.2.3. Познавательные  универсальные учебные действия                         8

1.2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия                      9

1.3. Взаимосвязь отдельных видов универсальных учебных действий в образовательном процессе                                                                            10

1.4.Роль учителя в формировании универсальных учебных действий у младших школьников                                                                                    11

Выводы по I главе                                                                                          15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                 17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) учащихся посвящены работы А.Г. Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А Карабановой, и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться в контексте обсуждения проблемы самостоятельного эффективного выполнения различных видов учебной и внеучебной деятельности интересовал многих психологов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К.Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.).

Универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников».

Цель исследования: изучение теоретических основ понятия «универсальные учебные действия» младших школьников.

Задачи исследования:

1) провести отбор психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2) раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия»;

3) рассмотреть классификацию «универсальные учебные действия»;

4) определить взаимосвязь «универсальных учебных действий» в образовательном процессе;

5) обобщить результаты исследования, сделать выводы.

Методы исследования:

1) анализ;

2) классификация;

3) систематизация;

4) обобщение;


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...