ПК 4.4. Педагогические разработки
презентация к уроку на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная программа "Я-патриот России" | 191 КБ |
КТП программы по 3d-конструированию | 17.12 КБ |
Часть дипломного проекта | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано Зам. директора по ВР _____________________ | Утверждено директором ГБПОУ «ЧПК№1» __________________________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
«Патриот России»
Направление: духовно-патриотическое Вид: познавательный Возрастная группа: 10-11 лет Срок реализации: 1 года | Составитель: Сыровацкий Д., 35 гр. Шумакова Н., 35 гр. |
Челябинск, 2018
ОГАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………...….3
Учебно-тематический план….……………………………………………………….……..7
Содержание изучаемого курса……………………………………………………………...9
Обеспечение программы……………….…………………………………………………..11
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Патриот России»…………………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы заключается в том, что в последние годы в российской системе начального образования происходят определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. Современное общество ставит перед школой задачу воспитания гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят пропедевтический характер, т. е. вводный, первоначальный.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.
Программа “Патриот России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; формирование политической культуры школьника; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к семье, Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе
Целью данной программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения и формирование политической культуры у учащихся.
Задачи:
1) формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
2) воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, Родине, окружающей природе;
3) воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
4) формировать основы политической культуры личности школьника.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Патриот России» предназначена для учащихся 4 класса. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
В основе программы «Патриот России» лежит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, которая сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Программа «Патриот России» составлена на основе Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников. Программа «Патриот России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания, в том числе, и в рамках программы внеурочной деятельности «Патриот России».
Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.
Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Патриот России»:
Личностные:
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности;
- Формировать ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные:
- Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Определять наиболее эффективные способы достижения результата; осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные:
- Усвоить первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- Иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, ребенок, государство, гражданство, родословная;
- Рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.
Ожидаемые результаты программы внеурочной деятельности:
- Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
- Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
- Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Формы организации занятий:
- Беседы;
- Встречи с интересными людьми;
- Творческие конкурсы;
- Викторины;
- Творческие проекты;
- Игра «Счастливый случай»;
- Диспуты;
- Заочные и очные экскурсии;
- Круглый стол;
- Деловая игра и др.
Результат программы: выставка работ, творческих проектов, сочинений, рисунков, фотографий.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий | |
теоретических | практических | ||||
Раздел 1. Я и моя семья (7 ч) | |||||
1 | Какой я? | 1 | - | 1 | Тестирование |
2 | Моя семья | 1 | 1 | - | Сочинение |
3 | Моё имя | 1 | - | 1 | Поисковое задание |
4 | Наша дружная семья. | 1 | - | 1 | Творческий рисунок |
5 | Традиции моей семьи | 1 | - | 1 | Индивидуальный проект |
6 | Семейные праздники. | 1 | - | 1 | Индивидуальный фотопроект |
7 | Моя родословная. | 1 | - | 1 | Индивидуальный проект |
Раздел 2. Я и Родина моя (9 ч) | |||||
8 | За что я Родину люблю? | 1 | 1 | - | Конкурс сочинений |
9 | С чего начинается Родина? | 1 | - | 1 | Диспут |
10 | Моя малая Родина. | 1 | 1 | - | Заочная экскурсия |
11 | О чем говорят названия улиц моего города? | 1 | - | 1 | Поисковое задание |
12 | Достопримечательности родного края. | 1 | - | 1 | Экскурсия |
13 | Знаменитые люди нашего края. | 1 | - | 1 | Встреча с интересными людьми |
14 | Золотое кольцо России. | 1 | - | 1 | Заочная экскурсия |
15 | Мой любимый город России. | 1 | 1 | - | Проект |
16 | Дружба народов | 1 | - | 1 | Проект |
Раздел 3. Я и Россия (11 ч) | |||||
17 | Наша страна – Россия | 1 | 1 | - | Викторина |
18 | Символика государства. История флага. | 1 | 1 | - | Беседа |
19 | Главный город Москва | 1 | 1 | - | Беседа |
20 | Путешествие в страну Конституция | 1 | 1 | - | Беседа |
21 | Город Законий | 1 | - | 1 | Игра «Счастливый случай» |
22 | Президент РФ. | 1 | 1 | - | Беседа |
23 | Если бы я был президентом. | 1 | - | 1 | Ролевая игра - выборы |
24 | Государственное устройство России. | 1 | 1 | - | Беседа |
25 | Политические партии Российской Федерации. | 1 | 1 | - | Беседа |
26 | Моя политическая партия. | 1 | - | 1 | Деловая игра |
27 | Профессиональные праздники | 1 | - | 1 | Групповой проект |
Раздел 4. Я и история моей страны (7 ч) | |||||
28 | Уроки мужества. | 1 | 1 | - | Беседа |
29 | Есть такой город - Танкоград | 1 | - | 1 | Групповой проект |
30 | Есть такая профессия - Родину защищать. | 1 | - | 1 | Викторина |
31 | Герои большой страны! | 1 | - | 1 | Поисковое задание |
32 | Герой моей семьи! | 1 | - | 1 | Сочинения |
33 | Русская военная доблесть. | 1 | 1 | - | Встреча с ветеранами ВОВ и труда. |
34 | Я – патриот? | 1 | - | 1 | Сочинение |
Итого: | 34 часа | 13 часов | 21 час |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Я и моя семья.
Занятие 1. Какой я? Вводное занятие, на котором дети решают тест «Познай себя».
Занятие 2. Моя семья. Беседа о том, какая должна быть семья, об обязанностях каждого члена семьи и поведении в семье. Сочинение «Спасибо…», в котором дети пишут слова любви и благодарности каждому члену семьи.
Занятие 3. Моё имя. Дети проводят исследовательскую работу с помощью книг и интернета по значению своих имен.
Занятие 4. Наша дружная семья. Дети на уроке представляют свою семью в виде рисунка и пишут мини-сочинение в 3-5 предложений.
Занятие 5. Традиции моей семьи. Дети создают проект о том, какие традиции у них существуют в семье.
Занятие 6. Семейные праздники. Дети создают фотопроект о том, какие семейные праздники у них существуют и как они их празднуют.
Занятие 7. Моя родословная. Итоговое занятие по разделу. Подводим итоги. Создаем родословную.
Раздел 2. Я Родина моя!
Занятие 8. За что я Родину люблю? Просмотр видеофрагментов о Родине, после чего учащиеся пишут сочинения на тему «Люблю ли я свою Родину?», тем самым показывают свое отношение к Родине.
Занятие 9. С чего начинается Родина?
Занятие 10. Моя малая Родина. Заочная экскурсия, в которой дети рассказывают об истории происхождения родного края и об его достопримечательностях. Подготовка к экскурсии. Инструктаж.
Занятие 11. О чем говорят названия улиц моего города? С детьми обсуждаются, какие названия улиц есть в городе, затем дети делятся по парам и проводят поисковую работу с помощью книг и интернета.
Занятие 12. Достопримечательности родного края. Экскурсия по родному краю, сообщения учащихся о его достопримечательностях.
Занятие 13. Знаменитые люди нашего края. Встреча с писателями родного края.
Занятие 14. Золотое кольцо России. Заочная экскурсия по Золотому кольцу России, парные сообщения о городах Золотого кольца.
Занятие 15. Мой любимый город России. Проект о любимом городе, в котором указано фото, местоположение, отличительные особенности, достопримечательности.
Занятие 16. Дружба народов. Дети выполняют проект, в котором рассказывают о своей национальности, традициях, обычаях. В конце занятия чаепитие с национальными блюдами.
Раздел 3. Я и Россия
Занятие 17. Наша страна – Россия. Дети делятся на группы и участвуют в викторине.
Занятие 18. Символика государства. История флага. Беседа о символике государства, истории флага.
Занятие 19. Главный город Москва. Классный час о Москве как главном городе страны, ее истории и достопримечательностях.
Занятие 20. Путешествие в страну Конституция. Знакомство с Конституцией как главным законом РФ, работа с Конституцией РФ, сравнение Конституций разных стран.
Занятие 21. Город Законий. Групповая работа в которых дети с помощью Конституции РФ узнают о своих правах и обязанностях в игровой форме.
Занятие 22. Президент РФ. Беседа о президенте страны, его правах и обязанностях, функциях.
Занятие 23. Если бы я был президентом. Ролевая игра выборов президента.
Занятие 24. Государственное устройство России. Беседа о том, как устроено наше государство, какие формы власти действуют, какая форма правления.
Занятие 25. Политические партии Российской Федерации. Беседа о действующих партиях РФ, их функциях и особенностях.
Занятие 26. Моя политическая партия. Групповая работа по созданию своей партии, деловая игра.
Занятие 27. Профессиональные праздники. С учащимися проводится беседа о классификации праздников, затем дети создают групповые проекты по выбранному профессиональному празднику.
Раздел 4. Я и история моей страны
Занятие 28. Уроки мужества. Классный час на тему Великой Отечественной войны и победе в ней, о войнах в Афганистане и Чечне.
Занятие 29. Есть такой город – Танкоград. Дети по группам ищут информацию о городе Танкоград.
Занятие 30. Герои большой войны. Классный час о героях страны во время Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне.
Занятие 30. Есть такая профессия Родину защищать. Викторина на знание Вооруженных сил России. Выставка фотографий членов семьи, которые служили или служат в армии.
Задание 31. Герои большой страны. Дети делятся по группам и ищут информацию о подвигах женщин, мужчин, детей на войне.
Занятие 32. Герой нашей семьи! Сочинение о члене семьи, который участвовал в Великой Отечественной войне или войнах в Афганистане или Чечне.
Занятие 33. Русская военная доблесть. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных событий в Афганистане и Чечне.
Занятие 34. Я – патриот? Последнее занятие, на котором дети пишут сочинение о том, каким должен быть патриот, что должен знать и уметь, и выражают свое мнение о том, являются они сами патриотами, соответствуют ли они тем критериям, которые выделили.
Обеспечение программы
1) Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы |
Техническое оснащение: | |
1 | Доска |
2 | Проектор |
4 | Компьютер |
5 | Презентации |
6 | Видео |
Оборудование для учащихся: | |
1 | Белые листы формата А4 |
2 | Ватманы формата А2 |
3 | Цветные карандаши, фломастеры, краски. |
Оборудование класса: | |
1 | Учительский стол, стул |
2 | Ученические столы, стулья |
3 | Доска |
4 | Компьютер |
2) Учебно-методический комплект
Для учителя:
- Бурлакова И.И. Б 91 Патриотическое воспитание: от теории к практике: методическое пособие. – М.: Центр «Перспектива», 2015. – 174 с.
- Великая Россия. Все города от Калининграда до Владивостока
- Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. С изменениями на 2017 год. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 64 с.
- Шмундяк В. Л., Торопцев А. П., Фролов А. С. Герб и флаг Москвы. Методическое пособие – М. : Издательство: Герои Отечества, 2005. - 96 стр.
Для учеников:
- Великие города России. Головоломки, лабиринты (+многоразовые наклейки)
- Дмитриева В. Большая книга Российских праздников. – М. : Астрель
- Клиентов Алексей: Города России
- Конституция для детей/Ася Серебенко. – Москва : Эксмо, 2015. – 112 с.
- Путешествия по России. Народы России. Узнаём, играем (+многоразовые наклейки)
- Россия - Родина моя. Державные символы России
- Ульева Елена: Беседы о войне. Энциклопедия для малышей
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Патриот России»
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Срок проведения |
Личностные 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности. 2. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению. | - испытывать чувство гордости за родную страну; - гражданственность; - патриотизм; - нравственная воспитанность; | Тест «Познай себя» | Сентябрь, май |
Метапредметные 1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; | Педагогическое наблюдение | Каждое занятие |
Предметные 1. Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем. 2. Формирование умения рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края. | - иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, родословная. | Тест к разделу «Мы граждане России» Педагогическое наблюдение | 1 занятие по разделу Каждое занятие |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные ресурсы
- Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
- 10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
- Примерная и авторская программа внеурочной деятельности Власенко И.Г «Я – гражданин России »; журнал « Завуч начальной школы» №8, 2011г
Электронные ресурсы:
- Диагностика - URL
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti
- Закон образования от 29 декабря 2012 года – URL
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
- Тесты - URL
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/12/07/testy-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-umk
- Тест «Мы граждане России» - URL
http://store.temocenter.ru/storage/unzip/6440/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Познай себя»
С помощью следующего теста мы попробуем определить, на сколько сильная у вас воля. Ведь от силы воли напрямую зависит, (сколько плодотворна работа или учеба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью. Используются три варианта ответов: «да», «иногда случается», «нет»,
- В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
- Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
- Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию (в быту, на учебе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
- Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
- Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
- Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли вы отвечаете на письма?
- Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
- Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
- Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
- Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
- Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
- Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова оппонента?
Результаты
За ответ «да» начисляется 2 балла; за ответ «иногда случается» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.
0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы про- о делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.
13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучший стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.
22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это, конечно, очень хорошо, но необходимо еще обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.
Приложение 2
Тест «Мы граждане России»
- Что должен делать каждый гражданин?
А) иметь семью; В) иметь образование;
Б) исполнять законы государства; Г) жить на территории государства.;
2. Что относится к правам граждан РФ?
А) сохранение природы; В) забота о своём ребенке;
Б) исполнение законов; Г) защита чести и достоинства
3. Что относится к обязанностям гражданина РФ?
А) отдых; В) свободный труд и образование;
Б) забота о сохранении природы; Г) личная неприкосновенность.
4. Кто определяет направление внутренней и внешней политики государства?
А) президент страны; В) любой гражданин страны;
Б) премьер-министр; Г) депутаты Государственной Думы.
5. С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в выборах органов государственной власти?
А) с 25 лет; В) с 21 года;
Б) с 18 лет Г) 14 лет.
6. Каких обязанностей нет у гражданина России?
А) заботиться о сохранении природы; В) соблюдать законы совей страны;
Б) участвовать в управлении страной; Г) заботиться о своём ребенке.
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план программа по 3d-конструированию
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий | |||
теоретических | практических | ||||||
Раздел 1. Давайте познакомимся | |||||||
1 | Узнаем друг друга | 1 | - | 1 | Тест | ||
2 | Знакомство с понятием конструирования | 1 | 1 | - | Живой журнал | ||
Раздел 2. Архитектурное оригами | |||||||
3 | Книжка - малышка | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
4 | Создание авторской тематической книжки малышки | 1 | - | 1 | Творческое задание | ||
Раздел 3. Книжные раскладушки | |||||||
5 | Базовая форма «скат» | 1 | 1 | - | Мастер-класс | ||
6 | Создание авторской открытки с базой формой «скат» | 1 | - | 1 | Творческое задание | ||
7 | Базовая форма «ступенька» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
8 | Создание авторской открытки со «ступенькой» | 1 | - | 1 | Творческое задание | ||
9 | Базовая форма «прямой угол» «наклонный угол» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
10 | Создание авторской открытки с базовыми углами | 1 | - | 1 | Творческое задание | ||
11 | Базовая форма «куб» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
12 | Создание открытки с базовой формой «куб» | 1 | - | 1 | Творческое задание | ||
13 | Создание открытки с домиком | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
14 | Базовая форма «пирамида» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
15 | Создание открытки с цветами на основе базовой формы «пирамида» | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
16 | Базовые формы «смещение по прямой», «смещение по косой» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
17 | Что узнал, чему научился | 1 | - | 1 | Выставка работ | ||
18 | Создание pop-up новогодней коробочки | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
19 | «Один день из жизни моего героя» | 1 | - | 1 | Сочинение | ||
20 | Создание 1 иллюстрации к авторской книжке | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
21 | Создание 2 иллюстрации к авторской книжке | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
222 | Создание 3 иллюстрации к авторской книжке | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
23 | Создание 4 иллюстрации к авторской книжке | 1 | - | 1 | Творческая проект | ||
24 | Создание 5 иллюстрации к авторской книжке | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
25 | «Моя история» | 1 | - | 1 | Презентация | ||
26 | Создание открытки к 23 февраля | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
27 | Знакомство с новым видом складывания открыток | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
28 | Создание открытки к 8 марта | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
29 | Знакомство с уральскими писателями | 1 | - | 1 | Встреча с библиотекарем | ||
30 | Создание иллюстрация к книгам уральских писателей и поэтов | 1 | - | 1 | Творческий проект | ||
3. Дженигами | |||||||
31 | Открытка «Корабль» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
32 | Открытка «Цветок» | 1 | - | 1 | Мастер-класс | ||
33 | Диагностика развития ребят за год | 1 | 1 | 1 | Тест | ||
34 | Посидим по-хорошему | 1 | - | 1 | Выставка работ | ||
Итого: | 34 часа | ||||||
Предварительный просмотр:
Часть дипломного проекта по теме «Освоение техники 3d-конструирования как средство развития воображения младшего школьника на занятиях кружка»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время в современной России осуществляется модернизация системы образования, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности.
С внедрением ФГОС проблема воспитания творческой личности становится все более актуальной. Происходящий в последнее время колоссальный рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников, поэтому сегодня научить младшего школьника определенным знаниям и навыкам мало, необходимо воспитать творческую полноценную личность. Это возможно при развитии способностей и психических процессов, в том числе и воображения.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции имеющегося опыта, представлений [1, 10]. Выготский Л. С. говорил, что самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в том, что оно строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
Воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения [2].
Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский
Изучением развития воображения занимались такие ученые, как Выготский Л. С., Немов Р. С., Маклаков А. Г., Петровский А. В. и др.
В период младшего школьного возраста у детей ведущей становится учебная деятельность; продолжает формироваться внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка; активизируются функции процесса воображения. Этот период — период начала яркого проявления воображения — принято считать наиболее сензитивным для развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей в это время мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности [4, 22].
Существуют различные виды творческой деятельности, в которых будет активно развиваться воображение. К числу такой деятельности относится декоративно – прикладное творчество (шитьё, вязание, конструирование, аппликация и т.д.) и художественно – эстетическое творчество, включающее в себя музыку, хореографию, театральное искусство [11].
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят осваивать ранее неизученные техники, в числе которых находится 3d- конструирование.
3d - конструирование является одним из направлений конструирования, и отличается динамичностью форм. Конышева Н.М. утверждает, что конструирование – это деятельность ума, а не рук: это творческая, а не исполнительская деятельность. Его истоки уходят вглубь средних веков, и сегодня оно получает новый виток в своём развитии, поэтому так важно не только знать о 3d – конструирование, но и уметь создавать изделия в этой завораживающей технике. Практические занятия по 3d-конструированию способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, понимания цвета и его преобразования, приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, помогают выражению собственной фантазии, а также воспитывают аккуратность, терпеливость.
Большую помощь в освоении 3d-конструирования, конечно, оказывает литература. Большинство книг известных нам книг о 3d-конструировании на иностранном языке, например английская книга «Pop-up design and paper mechanics» автора Duncan Birmingham, небольшие разработки Масахиро Чатани на японском языке, рекомендации француза Матона М. эти книи очень интересны, но языковой барьер не даёт нам в полной мере изучить эту технику. Из числа русских изданий, можно привести в пример книгу Столяровой Т.М. «Архитектурное оригами.26 моделей в технике pop-up». Как мы видим, что выбор книг небольшой, что значительно осложняет освоение техники не только педагогами, но и детьми. Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью развития воображения и недостаточностью методического обеспечения по 3d- конструированию.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воображения у младшего школьника?
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития воображения у младшего школьника на занятиях кружка.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы описать закономерности формирования воображения;
- изучить и систематизировать материалы по 3d – конструирование, и ориентировать их для занятий кружка по 3d - конструированию ;
- выполнить разработку учебно – методического комплекта для апробации на занятиях кружка по 3d - конструированию;
- провести апробацию УМК на занятиях кружка по 3d - конструированию;
- сформулировать выводы о целесообразности применения УМК по 3d - конструированию в начальной школе.
Объект исследования: занятия кружка по технологии.
Предмет исследования: развитие воображения у младших школьников
Гипотеза исследования: если будет разработана специальная программа по 3d - конструированию с преобладающими заданиями на развитие воображения, если задания будут постепенно усложняться, и если будет обеспечена посещаемость занятий кружка, то развитие воображения будет успешнее.
Методы исследования:
- теоретические:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- систематизация полученных фактов;
- эмпирические:
- тестирование младших школьников на предмет развития воображения;,
- сравнение полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе;
- апробация методического пособия.
Выводы по I главе
Первая глава состояла из 4 параграфов.
В первой главе мы раскрывали понятие воображение, его классификацию, функцию. Выявили, что воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции имеющегося опыта, представлений. Воображения протекает в неразрывной связи с мышлением и памятью, эмоциональными переживаниями и волевыми действиями, поэтому воображение свойственно только человеку. Узнали, что воображение может быть произвольным или непроизвольным, воссоздающим или творческим, активным или пассивным. Также в этом же параграфе мы изучи возрастные особенности воображения, и пришли к выводу, что наиболее ярким периодом его развития это – младший школьный возраст.
Во втором параграфе мы рассмотрели средства развития воображения и условия, в которых эти средства будут эффективными. В числе таких средств: увеличение запаса представлений, развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте и инициативного воображения. Также необходима активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов. Выявили, что воображение будет развиваться в активной творческой деятельности, в числе которых ДПИ, танцы, музыка, а также 3d-конструирование.
В третьем параграфе мы изучали различные методики и диагностики развития воображения.
В четвертом параграфе мы рассмотрели особенности 3d-конструирования. Изучив пособие Конышевой Н.М., узнали, что обучение детей конструированию имеет большое значение в развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. 3d-конструирование – конструирование полуобъемных, динамичных изделий. Изделия в этой технике радуют не только детей, но и взрослых. 3d-конструирование позволяет оживлять плоские иллюстрации, тем самым вызывая интерес к старым и давно известным историям. На основе изученных понятий, мы проанализировали учебники начальной школы по технологии, структурировали информацию о конструировании и пришли к выводу, что эта техника популярна в школьных учебниках, но не изучают 3d-конструирование.
Выводы по II главе
Вторая глава состояла из 4 параграфов.
В первом параграфе мы рассказали о задачах апробации. Также привели технологическую карту апробации. В корой расписаны 7 занятий с их тематикой и заданиями.
Во втором параграфе привели диагностику уровня развития воображения, которую проводили в период апробации на контрольном и констатирующем этапах. Также продемонстрировали таблицу «Критерии, показатели, уровни», составленную по диагностике. С помощью этой таблицы мы анализировали результаты учащихся.
В третьем параграфе освещена база практики и приведена характеристика класса, которой указано, что учитель недостаточно уделяет время развитию воображения школьников.
В четвертом параграфе мы привели ход и результаты апробации. Были составлены таблицы по результатам диагностики на констатирующего и контрольного этапах. Эти же результаты мы перевили в диаграммы. Обобщая эти результаты, можно сказать, что наша гипотеза верна, т.к. уровень развития воображения школьников в период апробации изменились в лучшую сторону..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании поставлены и решены задачи.
По первой задаче (на основе анализа психолого-педагогической литературы описать закономерности формирования воображения) выявлено, что в период младшего школьного возраста у детей активизируются функции процесса воображения. Этот период — период начала яркого проявления воображения — принято считать наиболее сензитивным для развития воображения у детей младшего школьного возраста.
По второй задаче мы изучили и систематизировали материалы по 3d-конструированию и ориентировали их на для занятий кружка.
По третьей и четвертой задаче мы разработали учебно – методических комплекта по 3d- конструированию и апробировали некоторые занятия на базе МАОУ «СОШ №78 г. Челябинска».
Исходя из последней задачи, мы сформулировали выводы о целесообразности апробации и подтвердили гипотезу исследования. Наша программа действительно является эффективной в развитии воображения младшего школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – Москва: Издательского центра «Академия», 1996. – 496 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
- Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе:учеб.пособие для студентов пед.вузов и колледжей/ Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.- 296 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
- Мир детства : Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика,1988. – 272 с.: ил. – (Б-ка для родителей).
- Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 199. – Кн. 1. Общие основные психология. – 688 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2009. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Смирнова А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие – М., изд-во Института психотерапии, 2005. – 123 с.
- Столярова Т. М. Архитектурное оригами.26 моделей технике pop-up. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)
- Хорошевская Л. Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 99
- Хрипкова Практикум по общей психологии: Учебное пособие – М., изд-во Института психотерапии, 2009. – 123 с.
- Шатунов О. В., Сергеева А. Б., современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие – Елабут: Изд-во ЕИ (Ф) К(П) ФУ, 2015, -152 с.
- Значение конструирования –WWW.URL:
https://domashke.net/referati/referaty-po-pedagogike/referat-konstruirovanie-iz-bumagi : (дата обращения: 09.05.2018г.)
- История киригами - WWW.URL:
- http://kirigami-pop-up.ru/kirigami-pop-up-vidy-kirigami: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- История pop-up книжек –
http://www.cablook.com/inspiration/pop-books-iskusstvo-ili-igra/ : (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Киригами как отдельный вид оригами –WWW.URL:
http://paper-life.ru/kirigami-diagrams: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Интересные открытки дженнигами - WWW.URL:
http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=469: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Методики для диагностирования младших школьников-
https://multiurok.ru/files/diaghnostiki-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov.html: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Особенности киригами – WWW.URL:
https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-kirigami-primenenie-i-osobennosti-kirigami/: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Особенности развития воображения младших школьников – WWW.URL:
https://psyera.ru/osobennosti-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov_9981.htm (дата обращения 22.10.17)
- Понятие воображения, его виды и формы проявления –
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/18.htm (дата обращения 27.09.17)
- Принцип киригами – WWW.URL:
https://masterclassy.ru/origami/kirigami/1758-kirigami.html: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Развитие воображения младшего школьника – WWW.URL:
https://www.b17.ru/article/25812/ (дата обращения 22.10. 17)
- Развитие воображения младшего школьника – WWW.URL:
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Способы создания образов –WWW.URL:
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/: (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Творческая личность-WWW.URL:
https://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,167944/Itemid,118 : (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Формы организации конструирования-WWW.URL:
http://dob.1september.ru/articles/2008/17/21 : (дата обращения: 09.05.2018г.)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016)-
https://минобрнауки.рф/документы/922 : (дата обращения: 09.05.2018г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...