ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка на тему

Мальцева Олеся Дмитриевна

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в нашей стране за последние десятилетия прошли серьезные изменения, такие же изменения наблюдаются и в гражданах России. Это проявляется в отношении к своей стране, истории, современным событиям, которые происходят во всем мире.

Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».           Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие нормативно правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Вопросы патриотического воспитания волновали многих ученых и педагогов. В первые годы Советской власти Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. Различные аспекты проблемы патриотического воспитания в 90-е годы XX века активно анализировали: Е. П. Белозерцев, З. Т. Гасанов, А. Д. Солдатенков, Т. М. Суходолова, М. А. Терентий, Ш. Ш. Хайрулин, Н. Ф. Харламов, Н. Е Щуркова и др.; вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста И. И. Валиев, М. А. Горбатов, Е. И. Корнеев, Н. Ф. Кузьменко, В. Н. Никифоров, Р. Л. Рождественская и др. [2]
В наше время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются А. Быков, А. Вырщиков, Ю. Галанин, Е.С. Троицкий и другие ученые. [10]

Ознакомление с историей своего города, его характером, культурой – это, несомненно, один из самых важнейших шагов на пути к становлению маленького гражданина и, в недалеком будущем, — истинного патриота. Краеведческая деятельность позволяет ребенку, участвуя во внеклассных занятиях еще лучше познакомиться со своим городом, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Лучше всего реализовывать краеведческую деятельность во внеурочной деятельности, так как она более ориентирована на личностные интересы, потребности и способности ребенка. [7, c. 29]

В настоящее время в школах при острой необходимости в патриотическом воспитании существует педагогическая основа (исследования, методики), которая не совсем соответствует современности. Многие школы ограничиваются лишь поверхностным затрагиванием патриотического воспитания, что не отвечает требованиям современных реалий, ведь необходимо проводить систематическую работу по данному вопросу.[11, c.57]

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Использование краеведческого материала, как средство формирования патриотических качеств младших школьников во внеурочной деятельности»

Цель исследования: Изучить возможности использования краеведческого материала, как средство формирования патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Определить особенности патриотического воспитания и внеурочной деятельности у младших школьников;
  2. Изучить возможности краеведческого материала, как средство формирования патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности;
  3. Изучить различные формы проведения классных часов с использованием краеведческого материала;
  4. Обобщить материалы исследования, сделать вывод.

Методы исследования:

  1. Отбор информации;
  2. Анализ, синтез отобранной информации;
  3. Обобщение материалов исследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия «патриотизм»

Анализ философской, исторической, социологической и психологопедагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социальнопсихологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности. формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.

         С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к проблеме.[7, c.51]

Дух патриотизма — универсальный нравственный идеал. Его питают глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. В статье А.Е. Алямкина приводятся подсчеты исследователей, что только за период с 1368 по 1893 год, т.е. за 525 лет, россияне воевали 329 лет.

Эти цифры служат печальным подтверждением особенно драматической судьбы страны.        

Особым историческим типом патриотизма был советский патриотизм, идеологическим основанием которого был идеи советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Большую работу по патриотическому воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские организации, семья и конечно школа.

Лучшие образцы советского патриотизма на фронте и в тылу показали россияне в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства, подтвердив на деле успехи патриотического воспитания.

         Заметим, традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян. Когда же в период реформ 90х гг. ХХ века оно испытало на себе множество внешних и внутренних влияний, стало возможным говорить об утрате этого исконного русского и российского качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России.

Мы определили ключевые понятия, выстраивающиеся вокруг проблемы нашего исследования: «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое воспитание школьников», «патриотическая воспитанность школьников» [7, c.62]

Слово «патриот», по данным «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера, впервые употребил Петр I. Это заимствование из немецкого Patriot или из французского pаtriote — «сын отечества».  Слово происходит от латинского patriota, а оно, в свою очередь, от греческого patriotеs — «земляк, соотечественник».  [4, c. 735]

          «Патриот» в определении Современного словаря, это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

          Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности понятия «патриотизм» и его содержания в современных условиях.

Понятия «патриотизм» также не имеет однозначного толкования.

Патриотизм — (от греческого πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) в трактовке Словаря иностранных слов — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. [2]

Обобщая сказанное, отметим, что патриотизм трактуется и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины»; и как нравственный и политический принцип, социальное чувство (содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины); и как благородная любовь к Родине как к месту рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности.

1.2 Цели и задачи патриотического воспитания

Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.  [5]

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств можно определить следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них:

- Любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу;

-  Уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

-  Любви к родному языку, культуре и истории своего народа;

-  Веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

- Уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

- Непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению направлений патриотического воспитания.

1.3 Основные направления патриотического воспитания

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»

1) Духовно- нравственное

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовно - нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов.

Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.[7, c.41]

2) Историко–краеведческое.

 Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребѐнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.

3) Гражданско–правовое

         Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

4) Социально – патриотическое.

Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое.

Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно-патриотическое.

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7) Культурно-патриотическое.

Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа. [5]

Таким образом, мы рассмотрели цели, задачи и направления патриотического воспитания. Опираясь на все вышесказанное, стоит сказать, что патриотическое воспитание можно реализовывать как в учебной, так и во  внеурочной деятельности. В нашей курсовой работе мы более подробно будем изучать внеурочную деятельность, как средство формирования патриотических качеств младших школьников, использования краеведческого материала.

1.4 Краеведение как форма патриотического воспитания

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка.

Под «Краеведением» понимается проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономической, географических, культурных, природных и ряда других фактов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д)

В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.  «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. [7, c.29]

«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного  отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, поэтому необходимо прививать сознательное отношение к   родному краю с первого класса через изучение краеведения на уроках и вне уроков. Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. [7, c. 30]

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

Краеведение выступает одним из важных элементов национально- регионального компонента содержания образования, оно основывается на принципах, общих для системы образования в целом, и направлено на «реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели массовой начальной школы»

Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространств и рассматриваемых событий. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей.[ 4, c. 566]

Как часть системы образования краеведение полифункционально. Прежде всего надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Таким образом, основными целями краеведения являются:

- Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города (села, района), о личностях, оставивших заметный след в истории края, который внесли жители города в историко-культурное наследие города;

- Осознание учащимися своей связи с окружающим миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров, воспитание гражданственности и патриотизма.[7, c.31]

1.5 Внеурочная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [15]

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: 

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

 Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципы организации внеурочной деятельности в школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. [5]

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, обще интеллектуальное, социальное), в таких формах как классный час, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. [14]

В нашей курсовой работе мы более подробно изучим классные часы, как форму проведения внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.

1.6 Классный час, как форма организации внеурочной деятельности

Одна из форм внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников является проведение классных часов.

Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:        «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)

         «Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)

«Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога  включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова). [16, c.10]

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные особенности.  К ним целесообразно отнести следующие:

- во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

- во-вторых, это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

- в-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

- в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических целей и задач: [9]

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра  личности ребёнка.

4. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

5. Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.

6. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников. [16, c. 25]

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль. [16, c.29]

Щуркова Н. Е. выделяет следующие функции классного часа:

- Просветительская заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных программах

- Ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция даёт возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценить его. И это функция - основная. Правда, она неразрывно связана с просветительской…

- Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в убеждения , и тогда создаётся благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности. Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела

- Формирующая функция связана с реализацией 3 вышеуказанных функций и заключается  в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать своё мнение. В ходе подготовки и проведения классного часа учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение. [16, c. 50]

Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.

Классному руководителю необходимо:

  • опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;
  • определить цель и задачи всей воспитательной деятельности в классе;
  • попытаться систематизировать воспитательный процесс в классе, спланировать основные формы;
  • темы, содержание  классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед), традиций школы;
  • составить (или обсудить) совместно с учащимися и родителями тематику классных часов на новый учебный год или при наличии в школе календарно-тематического планирования уточнить формы проведения и содержание; [16, c.20]

Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою учащихся. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д.

Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.

        Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.

В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения. [16, c. 15]

Советы по организации классного часа:

1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.

2. Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.

4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.

5. Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа. [16, c 25]

Таким образом, мы рассмотрели классный час, как одну из форм внеурочной деятельности.

1.7 Формы проведения классных часов с использованием краеведческого материала

        Существует множество форм проведения классного часа, которые могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, школьных условий и т.д. На занятиях по краеведению можно применять следующие формы проведения классного часа:

Дискуссионные формы, формы состязательного характера, творческие формы, и формы работы вне школы.   [7, c. 31]

        Все эти формы возможно реализовать при проведении классных часов по краеведению.

  1. Дискуссионные формы

В начальной школе самый распространенный вариант проведения классных часов, который включает в себя такие формы, как: беседа, встреча с приглашенными людьми.

Беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой учитель путем постановки продуманных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Общие требования к беседе:

- Необходимо вникать в неправильные ответы и направлять учеников в нужное русло;

- После правильного ответа ученика необходимо подчеркнуть интересное высказывание;

- Необходимо контролировать речь учеников, чтобы ответ был грамотно построен;

- Необходимо побуждать учащимся самим задавать вопросы.

 Существует множество вариантов беседы, ниже приведены некоторые вопросы, которые учитель может задавать детям на занятии:

-Ребята, мы с вами живем в большой и великой стране. Как она называется? Как называемся мы с вами? Какие города нашей страны вы знаете?

- Сегодня мы поговорим с вами о нашем родном городе. Как он называется? Почему мы называем его родным. (Рассуждения детей) Да, здесь мы родились. Ребята, а когда был основан наш город? ( Рассказ учителя о возникновении города)

- В нашем городе много заводов, фабрик, комбинатов. Какие заводы вы знаете? Что изготавливают на них?

-Какие памятники нашего города вы знаете? Кому они посвящены (Учитель рассказывает про памятники, фотографии которых необходимо продемонстрировать детям)

Беседа на данном этапе носит ознакомительный характер. Даются лишь общие знания, которые будут углубляться на последующих занятиях.

Встреча с приглашенными людьми.  Данная форма работы очень интересна детям, позволяет лучше углубить их знания, развить чувство гордости за свою страну, свой родной край. Например, на классном часе, посвященному традициям   Южного Урала можно пригласить работника музея, ведь этот человек расскажет более подробно и интересно детям о том, как интересны обычаи и традиции нашего народа.

2. Формы состязательного характера, основной вид - это викторина.

Викторина - игра, цель которой ответить на все вопросы, объединенные общей темой. Самое главное в организации викторины — правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:

— Нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа;

— Нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (кто, где, зачем);

— Нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым.

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются некорректными, и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу отказаться от «сомнительных» вопросов.

Примерные вопросы по краеведению:

1. В каком городе люди совершают путешествие из одной части света в другую два раза в день?( Магнитогорск)

2.Четыре реки Челябинской области имеют названия, состоящие только из двух букв. Какие? (Ай, Уй, Ик, Ук)

3. Назовите хищное растение Челябинской области. (росянка: специфический запах привлекает насекомых; когда насекомое садится, она закрывает лепестки и начинает его переваривать; пузырчатка-в реках и озёрах)

4.Почему старых лосей называют сохатыми? (рога похожи на соху)

5. В лесах Челябинской области водится птица, которая называется священной. Кто эта птица и почему так названа? (клёст, т.к. клюв крестиком; когда погибает-не разлагается, т.к. питается семенами шишек, а в них смола действует как бальзам)

3. Творческие формы, представлены такими формами, как: выставка, фестиваль и метод проектов.

Выставка - публичная демонстрация какого-либо продукта. На классном часе может быть создана выставка-фоторепортаж «Мой любимый город», на которой дети размещают снимки своего родного города,  под руководством учителя оформляют эту выставку. Учитель лишь наблюдает, иногда дает советы, но не вмешивается в работу учащихся, позволяя им самим оформить ее. Кроме того, на классном часе может быть еще разработана этнографическая выставка, которая представляет элементы оформления национального костюма (вышивку, орнамент). Украшение выставки - кукла в яркой национальной одежде.

Фестиваль - массовый праздник, показ достижений в разных сферах жизни человека. На занятиях по краеведению можно разработать фестиваль народного творчества, традиций, костюма и т.д. кореного населения Южного Урала.

 Этап подготовки этнофестиваля способствует сотворчеству, сотрудничеству представителей разных поколений, увлеченных одной интересной идеей, сохранением традиций, обычаев, культуры этнической мозаики нашего района. В ходе его развивается активность, самодеятельность детей в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. 

Метод проектов

На занятиях по краеведению учащиеся могут создать проект «Моя малая Родина», который включает в себя весь материал, который изучали ранее. Дети учатся находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. Проекты могут быть как персональными, так и групповыми.

Преимущества персональных проектов:

  • План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • У учащегося формируется чувство ответственности;
  • Учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта.

Преимущества групповых проектов:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательной деятельности повышает мотивацию.

Защита проектов по окружающему миру в начальной школе может быть проведена в виде: стендовых докладов; устной защиты проектов перед слушателями с мультимедийными презентациями; соревнования; беседы.

4. Формы работы вне школы, представлена такой формой, как: экскурсия (концерт, цирковое, театральное представление)

Экскурсия - данную форму работы учитель выбирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно. Оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

В городе Челябинске есть множество музеев, выставок, которые интересны для детей, например "Детский музей" - подразделение Государственного исторического музея Южного Урала (бывш. Челябинский краеведческий музей), в котором проводятся выставки и различные мероприятия как для детей, так и для взрослых.

Кроме того, вместе с детьми можно посетить Театр драмы им. Наума Орлова спектакль «Малахитовая сказка» по мотивам сказ Павла Бажова, великого Уральского писателя.

Говоря о зданиях и известных местах города, можно посетить цирк, Челябинский Государственный Драматический Молодежный театр, погулять по улице Кирова и т.д.

Существует множество экскурсий по Южному Уралу для младших школьников, например:

- Тур «Город в чугунном узоре Касли» музей художественного литья, дом-музей скульптора А.В.Чиркина, зимний (ботанический) сад, "Русская изба" - музей ремесел;

- Тур "Златоуст: Город мастеров" обзорная экскурсия по городу, краеведческий музей;

- Тур "Город в золотой долине Миасс. Ильменский заповедник" обзорная экскурсия по Миассу, Ильменский минералогический музей;

- Тур "Ганина Яма. Последний путь царской семьи Романовых" г. Екатеринбург, Храм на Крови, монастырский комплекс Ганина Яма.

Таким образом, мы рассмотрели основные формы проведения классных часов. Данные формы краеведческой работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь  к своей Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде

Выводы по I главе

Таким образом, в I главе нашей курсовой работы мы рассмотрели основные теоретические и методические аспекты патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, путем использования краеведческого материала на занятиях.

В первом параграфе реферата мы определили сущность понятия «Патриотизм» дали историческую справку этого понятия. Пришли к выводу, что патриотизм трактуется и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины.

Во втором параграфе мы выявили основные цели, задачи и принципы патриотического воспитания в Российской Федерации, как одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира. Подводя итог данного параграфа, отметим, что главная цель патриотического воспитания в РФ это формирование у граждан чувства дружбы народов и веротерпимости, уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии.

В третьем параграфе мы рассмотрели основные направления патриотического воспитания,  закрепленные в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2016 годы», а именно: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое и культурно-патриотическое направление.

В четвертом параграфе мы рассмотрели краеведение, как средство формирования патриотических качеств у младших школьников, выявили его цели и задачи.

В пятом параграфе мы рассмотрели все, что касается внеурочной деятельности: дали основные понятия,  определили цели и задачи, изучили принципы, на которых основывается внеурочная деятельность в целом. Кроме того, мы изучили основные формы внеурочной деятельности, выбрав за основу нашей курсовой работы классные часы с использованием краеведческого материала, как средство формирования патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.

В шестом параграфе мы рассмотрели классные часы, как форму проведения внеурочных занятий, определили основные цели и задачи данной формы работы, выявили ее основные особенности.

В седьмом параграфе мы рассмотрели основные формы проведения классных часов по краеведению, а именно: дискуссионные формы, формы состязательного характера, творческие формы, и формы работы вне школы. Привели примеры их практического применения, расписали особенности каждой из форм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С введением ФГОС второго поколения серьезно встал вопрос о проблеме патриотического воспитания младших школьников. В основе патриотического воспитания лежит краеведческая работа, которую лучше всего реализовывать во внеурочное время.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

В ходе написания курсовой работы, мы изучили теоретические и методические основы практического воспитания, а именно: цели, задачи и направления патриотического воспитания; что такое внеурочная деятельность, ее цели и задачи; значение, цели, задачи краеведения в начальной школе; разобрали особенности такой формы работы, как классный час; разобрали основные формы работы на классном часе по краеведению на внеурочных занятиях.

При написании курсовой работы нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и методические пособия по патриотическому воспитанию младшего школьника. Описаны теоретические аспекты и раскрыты основные понятия исследования.

В выпускной квалификационной работе мы планируем создать сборник классных часов, с использованием краеведческого материала.


Список использованной литературы:

  1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 205 с.
  2. Абдурахманов, Н. С. Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение Советской и Российской идеи патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 755-760.
  3. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005. - №4. – С. 23 – 28
  4. Батурина, Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.- 38 с.
  5. Виноградов, В. Ю., Сайфуллин А. А., Хабибуллин М. М., Виноградова Н. В. Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан) // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 566-568.
  6. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
  7. Воронов, В. В. [Разнообразие форм воспитательной работы]/ В. В. Воронов //Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / Ред. Л.В. Кузнецова, Сост. Г.С. Семенов. - М., 2002. - С.60-77; Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М., 2000. - С. 55-68.
  8. Головня, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 29-31.
  9. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. –  М. : Эксмо-Пресс, 2010. –  735 с.
  10. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/ Н. И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2003. – 239 с.
  11. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов [Электронный ресурс] /Валиева З.И. //– 2015..- URL: http://nauka-rastudent.ru/17/2664/ (дата обращения 19.12. 2016)
  12. Касимова, Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис — пресс, 2005. – 57 с.
  13. Карпушин, Н. Я. Оценка качества классного часа/ Н. Я. Карпушин //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2005. - N 4. - С.43-44.
  14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 71 с.
  15. Краеведение как учебная дисциплина. Цель, задачи, предмет курса [Электронный ресурс] URL: http://megaobuchalka.ru/4/34044.html (дата обращения 22.12.2016)

  16. Лупоядова, Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя: Классные часы, игры, викторины, часы общения. / Л.Ю.Лупоядова, И.Г.Якимович. – 2-е издание. - Брянск: Курсив, 2004. – 114с.;
  17. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —c.  156
  18. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  19. Созонов, В. Классный час или час классного руководителя?/ В. Созонов //Народное образование. - 2000. -N 1. - С. 107-114; Современная школа. - 2000. -N 4/6. - С. 131-137.
  20. Степанов, Е. Н. Личностно ориентированный классный час/ Е. Н. Степанов //Воспитание школьников. - 2003. - N 3. - С.14-22.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos.html (дата обращения 05.12.2016)
  22. Чарней, Р. Классное собрание/ Р. Чарней //Народное образование. - 1999. -N 1/2. - С. 233-235.
  23. Щуркова, Н. Е. Классный час, как эффективная форма воспитания / Н. Е. Щуркова. М.: Просвещение, 1991. – 5 с. - 54 с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы обуславливается тем, что в нашей стране за последние десятилетия прошли серьезные изменения, такие же изменения наблюдаются и в гражданах России. Это проявляется в отношении к своей стране, истории, современным событиям, которые происходят во всем мире.

Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».    

      Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие нормативно правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Ознакомление с историей своего города, его характером, культурой – это, несомненно, один из самых важнейших шагов на пути к становлению маленького гражданина и, в недалеком будущем, — истинного патриота.

Лучше всего воспитать патриотические качества во внеурочной деятельности, ведь именно она направлена на  духовное «Я» ребенка. Кроме того, внеурочная деятельность не ограничивает педагога в выборе форм и методов проведения занятий.

В связи с этим, нами разработана программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа «Моя малая родина» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли родного края в судьбах страны, развитие чувства гордости за свой край, страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов своей Родины.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 9-10 лет.

Направление программы: Духовно-нравственное

Вид: Туристско-краеведческий

Задачи программы:

- Воспитание у младших школьников патриотических качеств;

- Привитие любви к Родине, её прошлому и традициям;

- Развитие чувства сопричастности к жизни общества;

- Развитие активной гражданской позиции.

Цель программы: воспитать патриотические качества у младших школьников, посредством краеведческого материала.

        Формы проведения занятий по данной программе различны: дискуссионные формы, формы состязательного характера, творческие формы, и формы работы вне школы.

К дискуссионным формам относятся: беседа, встреча с приглашенными людьми.

Формы состязательного характера: викторина, олимпиада, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда»

Творческие формы: выставка, фестиваль, метод проектов.

Форма работы вне школы: экскурсия

        Содержание программы:

Программа состоит из трех модулей, на каждый из которых отводится 12 часов; всего- 36 часов

Первый модуль «Город, в котором я живу» посвящен городам Челябинской области, их истории, памятным местам и знаменитым людям;

Второй модуль «Природа и животные моего края», в котором дети знакомятся в озерами, реками, деревьями, травами, ягодами нашего края. Изучают животных и птиц Челябинской области.

Третий модуль « Мой край во время ВОВ» дети изучают значение Челябинской области во время ВОВ.

Итоговым продуктом деятельности станет проект «Моя малая Родина»

Срок реализации программы- 1 год.

Планируемы результаты освоения обучающимися программы курса:

-понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, наши праздники;

-ориентироваться в историческом времени;

-рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

-различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

-уважительно относиться к защитникам Родины;

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

-историко-культурное, духовное наследие своей страны,

-историко-культурное, духовное наследие родного кря

-основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь:

применять полученные знания на практике;

работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

формировать собственную позицию;

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.


Содержание изучаемого курса

«Моя Родина. Кто такой патриот?» Вводное занятие, на котором дети в ходе беседы и дискуссии обсуждают следующие вопросы: в какой стране мы живем; герб и гимн страны; какие есть области; как называется человек, который любит свою Родину; почему важно быть патриотом;  какими качествами обладает патриот.

«Урал-сердце России» В ходе игры «Что? Где? Когда?» дети узнают интересные факты про родной край, обсуждают их.

«Уральская земля - многонациональная земля»  Ведется рассказ учителем про коренное население Урала, просмотр развивающего фильма, оформление фотовыставки «Мы такие разные, но мы все вместе»

«Экскурсия в Краеведческий музей» Учащиеся совместно с учителем выезжают на экскурсию, где наглядно изучают материал.

«Символика Челябинской области. Челябинск» Проводится круглый стол, по заранее данным темам, касающихся города Челябинска

«Самые крупные города Челябинской области» Проводится онлайн экскурсия по городам: Челябинск, Златоуст, Миасс.

«Златоуст - город мастеров» Учащиеся и учитель едут на экскурсию в Златоуст.

«Улица, на которой я живу» Разработка проекта на данную тему, его защита.

«Мой город – Челябинск!» обобщающая викторина по всем пройденным темам первого раздела.

«Сокровища Урала. Минеральные вещества» Выставка минералов, которые есть в Челябинской области, их изучение. Тест.

«Озера и реки» Беседа о реках и озерах нашего края, о необходимости их защиты от загрязнения. Создание рекламы: «Мы за чистую воду на планете!»

«Пещеры. Кунгурская пещера» Изучение пещер Челябинской области, просмотр фильма. Онлайн экскурсия в Кунгурскую пещеру.

«Растения Урала. Лечебные растения» Создание справочника «Лечебные растения моего края» Изучить их полезные свойства.

«Наши меньшие друзья - животные» Создание проекта «Животные моего края» или защита проекта.

«Красная книга Челябинской области» Изучение, обсуждение. Выдвижение идей, по защите животных и растений.

«Экскурсия в зоопарк» Учащиеся совместно с учителем отправляются на экскурсию в зоопарк.

«Удивительные факты» Дети изучают интересные факты про озера, реки, растения и животных и форме: конверт-вопрос.

 «Все обо всем» Мозговой штурм на закрепление материала данного раздела.

«Ильменский заповедник» учащиеся совместно с учителем отправляются на экскурсию.

«История моей страны. Великая Отечественная Война 1941-1945годов»  Беседа о войне, о ее месте в истории страны. Просмотр документального фильма.

«История моей семьи во время ВОВ» Создание и защита проектов. Оформление фотовыставки «Герои нашей семьи»

«Культура в годы ВОВ» Экскурсия в школьный музей, в ходе которой дети узнают о культурных особенностях и жизни в то время.

«Участники ВОВ» Изучение документов, материалов, создание «Книги Памяти»

«Труженики тыла» Дополнение «Книги Памяти», сбор информации, обсуждение за «круглым столом»

«Дети войны» Завершение «Книги Памяти», сбор информации, защита проекта.

«Мы помним! Мы гордимся!» Акция «Память» (письма благодарности ветеранам)  Встреча с ветераном ВОВ, вручение писем.

«Наши Герои» Создание стенгазеты о боевой и трудовой славе россиян.

«Мой родной край» Итоговая защита проектов по всем разделам курса.


Мониторинговая карта

Минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника:

Основные отношения показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

Отношение к Родине

1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе.

3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;

2- любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами.

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

1.4. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2.Любознательность

2.1. Познавательная активность

3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3.Саморазвитие.

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 –есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении.

3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;

1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;

0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

Отношение к людям

3. Доброта и отзывчивость

3.1. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

3.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.

3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен.

3.3. Милосердие.

3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;

1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

3.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к самому себе

4. самодисциплина.

4.1. Развитая добрая воля.

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;

2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

4.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

4.3. Организованность и пунктуальность.

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет.

4.4. Требовательность к себе.

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к  себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Для выявления уровня сформированности у младших школьников патриотических качеств проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…

      Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых   процедур, в которых ведущими методами будут:

1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, педагогов ДО, библиотекарей.

2. Анонимные анкеты, позволяющие  анализировать ценностную сферу личности;

3.  Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);

4. Этнопсихологический опросник, содержание которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.

Методики:

  • Методика «Неоконченное предложение», предполагающая  сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу  слово «Родина», то я представляю… (Приложение 1,2)
  • Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
  • Методика «Рассказы»  построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе» , связанных с проявлением духовно-нравственных  ценностей, качеств.
  • Сочинение «Мой герой»  нацелено на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
  •  «Кто прав?» - методика  на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А..Цукерман).
  • Рисуночные тесты «Моя Родина»,  «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог».
  • Самооценочные суждения  детей.

В заключении можно сделать вывод, что задача провидения диагностики заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.


Материально-техническое обеспечение

Техническое оснащение: компьютер (1 шт), проектор (1 шт), принтер (1 шт)

Оборудование: парты (15 шт), стулья (30 шт), доска (1 шт), стенд для фотографий (1 шт), карта России (1 шт), карта Челябинской области (1 шт), Герб РФ (1 шт), флаг РФ (1 шт), глобус (1 шт)

Канцелярия: шариковые ручки (30 шт), цветные карандаши (15 уп), бумага А4 (1 уп), цветной картон (3 уп), бумага А1 (3 шт)


Учебно-методический комплекс

Для учащегося: Мы живем в России - Урал (Видеоэнциклопедия нашей страны)//www.YouTube. –URL: https://www.youtube.com/watch?v=sQU5cVB34_U, Мульти-Россия - Магнитогорск (Видеоэнциклопедия нашей страны), Урал - опорный край державы (интернет-проект), Южноуральские фотомастера (фотовыставка)

Для учителя: книга И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе», Г.А..Цукерман «Кто прав?» Социальная сеть работников образования «Наша сеть»


Список использованной литературы

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. М.: Айрис – пресс, 2003
  2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
  3. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
  4.  Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.


Приложение 1

Тест  «Что такое Родина»

(Метод незаконченных предложений).

Фамилия,имя…………………………………………………………………………………

  1. Что такое Родина?

Родина – это……………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое малая Родина?

Малая Родина – это ………………………………………………………………………………………………...

  1. Как называется твоя Родина?

Моя Родина называется ………………………………………………………………………………………………...

  1. Как называется твоя малая Родина?

Моя малая Родина называется ……………………………………………...........................

  1. Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Свою Родину я ………………………………………………………………………………………………...

  1. Что значит «любить свою Родину»?

Любить свою Родину – это значит…………………………………………………………………………………………

  1. Что значит «защищать свою Родину»?

Защищать свою родину, значит ………………………………………………………………………………………………...

  1. Какой должна быть твоя Родина?

Моя Родина должна быть ………………………………………………………………………………………………...


Приложение 2

Тест «Достопримечательности нашей Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»).

  1. Какие города России ты знаешь?

 Я знаю

  1. Какие реки России ты знаешь?

Я знаю

  1. Что такое достопримечательность?

Достопримечательность – это

  1. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?

Я бы хотел (а) увидеть

Я бы хотел(а) узнать о

  1. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?

Я буду

  1. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Челябинском и его окрестностями?

Я бы повел своих гостей

  1. Что есть в Челябинске, чем ты гордишься?

Я горжусь

  1. Чем знаменит Челябинск?

Наш город знаменит



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методики:

  • Методика «Неоконченное предложение», анкета «Я-Патриот»
  • Методика «Мое отношение к малой Родине», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
  • Сочинение «Мой герой»  нацелено на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
  • Рисуночные тесты «Моя Родина»,  «Моя семья», «Я на природе»

 Методика «Я – патриот»

кто такой патриот
как я понимаю понятие «патриот России»

назови цвета флага России, слышали ли вы

1) Хотел бы ты знать о своем городе больше?

2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о Челябинске?

3) Часто ли ты гуляешь по историческому центру города?

4) Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?

5) Часто ли ты ходишь в музеи Челябинска?

6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории Челябинска?

7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?

8) Любишь ли ты читать о нашем городе?

9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Челябинску?

10) Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома, усадьбы, дворцы, сады и т. д. нашего города?

11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?

12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?

13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?

14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?

15) Участвуешь ли ты в них?

16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?

17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?

18) Любишь ли ты свою семью?

19) Заботишься ли ты о своих близких?

20) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).

Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов; Макс. баллов – 40.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 45-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 0-44% - низкий :слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.

Методика «Мое отношение к малой Родине»

1) Любишь ли ты свою страну?

2) Гордишься ли ты своей Родиной?

3) Любишь ли ты свой город?

4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?

5) Хотел бы ты жить в Челябинске всегда?

6) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?

7) Есть ли у тебя любимые места в городе?

8) Часто ли ты вспоминаешь Челябинск, если надолго уезжаешь из него?

9) Повлияло ли на тебя то, что ты живешь в Челябинске?

10) Считаешь ли ты себя патриотом?

Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).

Методика состоит из 10 вопросов .В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» - 2 балла;

«не уверен» - 1 балл;

«нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 20.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 45-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 0-44% - низкий: не проявляет, или слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;

Методика «Незаконченное предложение»

1) Челябинск основал…

2) Челябинск назван в честь…

3) Первое строение нашего города – это…

4) Главная улица нашего города - ….

5) Главная река нашего города - …

6) Главная площадь нашего города называется…

7) Патриот – это…

8) Гимн – это…

9) Флаг нашего государства состоит из следующих цветов (снизу вверх):…

10) На гербе нашего государства изображено…

11) 9 мая Россия отмечает день…

12) На гербе и флаге Челябинска изображено… 

Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).

Методика состоит из 12-ти незаконченных предложений которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.

Критерии оценки:

За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 34.

Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 85-100% – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает все символы России и Челябинска.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif45 -84% – средний: знает историею «малой родины», но не на высоком уровне; из символов России и Челябинска узнаёт лишь некоторые.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/24/8712498.gif 0-44% - низкий :историю «малой родины»  не знает, или знает поверхностно, из предложенных символов России и Челябинска узнаёт лишь незначительную их часть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...