ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А. Сараева
Челябинский педагогический колледж №1
Научный руководитель Соколкина О.С.
Роль внутришкольного сбора в формировании ученического коллектива
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Развитие сборов актива детских и юношеских организаций была реализована советским и российским педагогом Караковским Владимиром Абрамовичем. После чего возник союз энтузиастов , который начал коллективную работу по осмыслению и внедрению педагогического наследия А.С. Макаренко под руководством Иванова Игоря Петровича.
Иванов Игорь Петрович был продолжателем идей А. С. Макаренко. Он видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна органично дополнять обучающую функцию образования. Причем, Игорем Петровичем был разработан «шестиэтапный алгоритм» реализации КТД:
- Замысел;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Обсуждение итогов;
- Создание «памятки» для внедрения опыта в практику.
Идеи И.П. Иванова и «коммунарского движения» положили начало демократизации школы, ввели в воспитательную практику новые, более современные технологии и методы, которые обеспечили потребность и необходимость жить в обстановке альтернативных мнений, смелых дискуссий и смены позиций в самоуправлении.
Внутришкольный сбор – это сжатая по времени, сконцентрированная в закрытом пространстве ситуация творческого взаимодействия участников в организации совместной жизни, в результате которой складывается своеобразная, неповторимая, идеальная общность детей и взрослых, заключающая в себе мощный педагогический потенциал. Благодаря сборам дети больше времени будут уделять каким-либо открытиям и познаниям, а не мобильным телефонам. Они бессознательно будут совершенствовать себя, открывать, развивать свои качества и способности.
Внутришкольные сборы – это основа для овладения определенными компетенциями, формирования способностей и социально – полезных качеств личности. Сбор позволяет развить личность, способную творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, а также он развивает творцов, организаторов, лидеров, способных вести за собой коллектив и работать с ним.
В настоящее время сбор является неотъемлемой частью в формировании ученического коллектива и несет в себе очень большой творческий потенциал.
Есть несколько видов сборов, которые имеют много общего. Каждый из них направлен на формирование сильной личности и сплоченного коллектива, способного работать на высоком уровне.
Суть внутришкольного сбора определяют 4 положения, характеризующие её основные черты:
- Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результате участия воспитанников в социально значимых делах. Центральное звено сбора — понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и её мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети. Такая забота есть по сути гуманистически мотивированная преобразовательная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей (воспитательная среда) и тем самым создаются условия для нравственного развития ребенка.
- Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой («творчески — иначе — зачем?»), художественно оформленной. Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел и способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых форм деятельности.
- Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело к изобретению особого способа организации КТД — совета дела. Главная его задача — исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины.
- Особые отношения на внутришкольном сборе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Эти отношения закреплены в законах товарищества (например, закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга, обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие педагогического. и детского коллективов.
Есть несколько видов сборов, которые имеют много общего. Каждый из них направлен на формирование сильной личности и сплоченного коллектива, способного работать на высоком уровне.
Разносторонность и насыщенность деятельности выступают важным условием личностной самореализации школьников, создают предпосылки для всестороннего проявления своих свойств и способностей.
Сбор прежде всего – уникальное средство формирования коллектива.. Этому способствует такое мероприятие как Веревочный курс. Основная цель, которого научить детей работать в команде.
На основе анализа психолого – педагогической литературы мы можем сказать, что для создания оптимальных условий развития личности и формирования ученического коллектива в воспитательном процессе школы необходимо проводить внутришкольные сборы, которые наилучшим образом могли бы решить задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника и умение работать в команде.
Список использованной литературы
- Сластенин, В.А. Обучение как способ педагогического процесса / В.А. Сластенин, - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.
- Смирнов С.А. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания / С.А. Смирнов, - М.: Издательский центр «Академия», 1998, - 512 с.
- Смирнов, С.А. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка / С.А. Смирнов, - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 512 с.
- Подласый, И.П. Общественная направленность воспитания [Текст] / И.П. Поласый, - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 540 с.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» Заместитель директора по В.Р. Мирзоян Р.В. на заседании педагогического совета «__»____________2017 г. | «Утверждено» Директор ГБПОУ _____________ Приказ № ___ от «__» ____2017 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
факультатива «Мой родной язык»
Составители: Сараева Алёна Юрьевна, студентки 33 группы
|
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ | Стр. |
| 3 |
| 6 |
| 8 |
| 10 |
| 13 |
| 13 |
| 15 |
| 16 |
| 17 |
| 18 |
| 19 |
| 19 |
| 21 |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Тайны родного языка» реализует интеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Актуальность программы. Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.
Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
У первоклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.
Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Основная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Тайны русского языка»:
Личностные результаты: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты: умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Программа составлена для учащихся 3-х классов. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. Возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в интеллектуальных и логических играх и любознательность.
Общая продолжительность реализации программы - 1 год, в который входит 4 четверти:
-занятия предполагаются 1 раза в неделю по 1 часу и будут проходить в форме факультативов по русскому языку. По окончанию реализации рабочей программы, учащиеся должны защитить проекты по одной из тем, которые были пройдены в течении обучения;
-программа составлена в логической последовательности, от просто к сложному. Объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение поставленных в программе задач.
Занятия интеллектуальной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи интеллектуального воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир русского языка, проявлять и реализовывать свои интеллектуальные способности. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения заданий. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки, которые пригодятся им в будущем.
Принципы обучения при реализации образовательной программы:
- Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач;
- Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант игры, коллективной работы;
- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
В процессе занятий используются различные формы их организации: квест, занятие – путешествие, проект, занятие игра, конкурс знатоков, занятие - сказка, занятие – викторина, занятие – фантазирование, занятие – исследование, постановка миниатюры, индивидуальная и групповая формы работы.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий | |
теоретических | практических | ||||
Раздел 1. Знакомство с секретами слов. (5) | |||||
1 | Сказочное царство слов. | 1 | - | 1 | Квест |
2 | Чудесные превращения слов. | 1 | 1 | - | Рассказ |
3 | В гостях у слов-родственников. | 1 | 1 | - | Занятие - путешествие |
4 | Добрые слова. | 1 | - | 1 | Постановка миниатюры |
5 | Сокровища бабушкиного сундука. | 1 | 1 | - | Занятие - путешествие |
Раздел 2. Лабиринт орфографии. (5) | |||||
6 | На сцене гласные. Корень и «главное» правило. | 1 | - | 1 | Занятие - игра |
7 | Опасные согласные. | 1 | 1 | - | Занятие - сказка |
8 |
| 1 | - | 1 | Квест |
9 | Законы приставок | 1 | - | 1 | Викторина |
10 | Правописание суффиксов. | 1 | - | 1 | Дидактическая игра |
Раздел 3. Занимательный русский язык. (8) | |||||
11 | Крылатые выражения. | 1 | - | 1 | Групповая работа |
В царстве ошибок.. | 1 | - | 1 | ||
12 | Об одном и том же – разными словами. | 1 | - | 1 | Занятие - игра |
13 | В царстве сочинений. | 1 | 1 | - | Занятие - фантазирование |
14 | Искусство красноречия. | 1 | 1 | - | Групповая работа |
15 | Мы собеседники. Искусство вести беседу | 1 | - | 1 | Занятие - турнир |
Интересное словообразование | 1 | 1 | - | Групповая работа | |
Шарады и логогрифы | 1 | - | 1 | Работа по карточкам | |
16 | Анаграммы и метаграммы | 1 | - | 1 | Групповая работа |
Раздел 4. Загадки простого предложения. (4) | |||||
17 | «Велосипед разбил трамвай», или беспорядок в предложении. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
18 | Важные мелочи. | 1 | - | 1 | Конкурс знатоков |
19 | Запятые, по местам! | 1 | 1 | - | Индивидуальная работа |
20 | Необходимо дополнить. | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
Раздел 5. От теории к практике (12) | |||||
21 | Фразеологический словарь | 1 | 1 | - | Занятие – сказка |
22 | Мир синонимов | 1 | 1 | - | Занятие - исследование |
Царство антонимов | 1 | 1 | - | ||
23 | Государство омонимов | 1 | 1 | - | |
24 | Этимология слов | 1 | 1 | - | Занятие - путешествие |
25 | Игротека | 1 | - | 1 | Занятие - игра |
26 | По страницам энциклопедий | 1 | - | 1 | Проект Создание буклетов, плакатов |
От архаизмов до неологизмов | 1 | - | 1 | ||
Происхождение лексики современного русского языка. Исконно русские слова. | 1 | - | 1 | ||
История возникновения и толкование фразеологизмов. | 1 | - | 1 | ||
27 | А ты знаешь? | 1 | - | 1 | Конкурс знатоков |
28 | Тест достижений | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа |
Итого: 34 часа |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Знакомство с секретами слов.
Занятие 1. Сказочное царство слов. Вводное занятие. Знакомство с разными типами слов.
Занятие 2. Чудесные превращения слов. Обучение изменению слов, с помощью 1 буквы.
Занятие 3. В гостях у слов-родственников. Знакомство с однокоренными словами.
Занятие 4. Добрые слова. Правила вежливого общения.
Занятие 5. Сокровища бабушкиного сундука. Знакомство с устаревшими словами.
Раздел 2. Лабиринт орфографии.
Занятие 6. На сцене гласные. Корень и «главное» правило. Изучение правил о корнях, которые пишутся по главному правилу.
Занятие 7. Опасные согласные. Изучение парных согласных, которые проверяются в корне.
Занятие 8. В прятки с непроизносимыми согласными. Изучение правил, с непроизносимыми согласными.
Занятие 9. Законы приставок. Изучение употребления приставок.
Занятие 10. Правописание суффиксов. Изучение правил написания суффиксов.
Раздел 3. Занимательный русский язык.
Занятие 11. Законы приставок. Отработка и способы употребления.
Занятие 12. Об одном и тоже разными словами. Знакомство и употребление омонимов.
Занятие 13. В царстве сочинений. Отработка навыка написания сочинений.
Занятие 14. Искусство красноречия. Обучение детей актерскому мастерству.
Занятие 15 (1). Мы собеседники, искусство вести беседу. Обучение богатой речи.
Занятие 15 (2). Интересное словообразование. Изучение образованию слов.
Занятие 15 (3). Шарады и логарифмы. Изучение отдельных маленьких слов, в сумме которые получаются слова побольше.
Занятие 16. Анаграммы и метаграммы . Изучение анаграмм и метаграмм.
Занятие 17. Велосипед разбил трамвай, или беспорядок в предложении. Обучение правильному построению предложений.
Занятие 18. Важные мелочи. Изучение маленьких частей речи.
Занятие 19. Запятые, по местам. Изучение правильных постановок запятых.
Занятие 20. Необходимо дополнить. Изучение дополнения.
Раздел 4. Загадки простого предложения.
Занятие 21. Фразеологичесий словарь. Изучение фразеологизмов.
Занятие 22. Мир синонимов. Знакомство с разнообразием синонимов.
Занятие 22. Мир антонимов. Знакомство с разнообразием антонимов.
Занятие 23. Государство омонимов. Знакомство с омонимами.
Занятие 24. Этимология слов. Знакомство с происхождением слов.
Занятие 25. Игротека. Игры по правилам русского языка.
Занятие 26. По страницам энциклопедии.. Знакомство с энциклопедией русского языка.
Занятие 26. Происхождение лексики современного русского языка. Исконно русские слова. Знакомство с происхождением лексики.
Занятие 26. История возникновения и толкование фразеологизмов. Знакомство с возникновением фразеологизмов.
Занятие 27. А ты знаешь? Конкурс на самого знающего правил ребенка .
Занятие 28. Тест достижений. Проверочная работа по пройденным темам.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности
«Мой родной язык»
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Срок проведения |
Личностные 1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 3. Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям. | - проявлять интерес к новым способам самовыражения; - проявлять познавательный интерес к новым способам исследования и изучения русского языка; - адекватно понимать причину успешности/ неуспешности интеллектуальной деятельности. | Тест проверки знаний Анны Сергеевны Суворовой (Приложение 4) Ассоциативный кроссворд (Приложение 5) | Сентябрь, май 2-3 занятие |
Метапредметные 1. Освоение способов решения проблем интеллектуального и поискового характера. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | - уметь планировать, оценивать учебные действия, планировать технологический процесс; - иметь представление о ценностном отношении к прекрасному. | Педагогическое наблюдение | Каждое занятие |
Предметные 1.Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения 2. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 3.Расширение и систематизацию научных знаний о языке; | -применять приобретенные знания и умения для самостоятельных работ; -умение работать с разными источниками - понимание причинно-следственных, функциональных и -способность и умение на основе полученных навыков и | «Клоуз – тест» Проверка формирования техники понимания текста (Приложение 6) Педагогическое наблюдение | Сентябрь, май Каждое занятие |
Материально-техническое обеспечение
1. Техническое оснащение: компьютер – 1 шт., проектор – 1 шт., принтер – 1 шт.
2. Материальное оснащение :специализированный кабинет, доска – 1 шт., парты – по количеству учащихся, плакаты с правилами русского языка – 5 шт., стенд – 1 шт., учебно-методический комплект, музейные экспонаты – лапти, сундук, перстень, рубаха.
3. Канцтовары: ватманы – 20 шт., карандаши – 5 пачек, фломастеры – 5 пачек, линейки – по кол-ву учащихся
Учебно-методическое комплекс (УМК)
Для учителя:
Обязательные:
1. Ладыженская, Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская – М.: «Просвещение», 1990. – 194с.
2. Введенская, Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: «Просвещение», 1971.–143с
Дополнительные:
1. Елизарова, Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. / Е.М. Елизарова – М.: «Учитель», 2008. – 137с.
2. Панов, Г.А. Занимательные задания по русскому языку. / Г.А. Панов – М.: Издательство «Просвещение», 2008. – 253с.
Электронные ресурсы:
1.https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/testi?class=3
2. http://pedsovet.org/publikatsii/azbuka-pismo/skazka-o-parnyh-soglasnyh
Для учеников:
Обязательные:
1. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет / C.И. Львова. - М: Дрофа, 2007. – 153с.
2. Шустикова Т.В., Кулакова В.А. Русский язык - мой друг / Т.В. Шустикова, В.А. Кулакова. – Москва: Издатель «РУДН», 2011. – 212с.
Дополнительные:
- Словарь фразеологизмов
- Толковый словарь Ожегова
- Орфографический словарь
- Словарь крылатых выражений
Электронные ресурсы:
3. http://kid-mama.ru/category/russkij-yazyk/page/3/
Тест проверки знаний Анны Сергеевны Суворовой Приложение 4
0-4 баллов- низкий уровень
5-9 баллов- средний уровень
10 баллов - высокий уровень
1. Какие буквы пропущены
Ребята были в л _ су. Они вышли на п _ляну. В густой тр _ ве дети увидели гр _ бы. 1) е, о, о,е 2) и,а,а,и 3) е,о,а,и
2.Укажи группу, в которой при написании слов допущены ошибки
1) дуб, этаж 2) кость, уж 3) ряд, ландыш 4) багаш, матроз
3.Укажи слово, в котором количество букв больше, чем звуков
1) книжка 2) ямка 3) коньки 4) шоколад
4.Укажи слово, состоящее из трех слогов
1) крепость 2) зоопарк 3) фартук 4) пингвин
5.Укажи слово, близкое по значению (синоним) верный (друг)
1) новый 2) весёлый 3) страшный 4) преданный
6.Укажи слово, в котором 6 букв и 6 звуков
1) Анюта 2) платье 3) майка 4) кашель
7.Найди слова, в которых все согласные твёрдые
1) домик 2) корова 3) сады 4) цветы
8. Отметь слова, которые построены по схеме: корень, суффикс, окончание
1) книга
2) походы
3) переход
4) осенний
5) лисичка
9. Отметь побудительные предложения.
1) Читай!
2) Миша, приходи к нам в гости!
3) Ура! Каникулы!
4) Славная пора!
5)Дети, переходите улицу на зелёный свет!
10.Отметь предложения, в которых правильно выделили главные члены предложения.
1) По дороге мчится автомобиль.
2) В саду расцвела сирень.
3) Папа купил сыну новый пенал.
4) Весной чернеет рыхлый снег.
5) Ученики пишут чисто и красиво.
Ответы: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 3; 4 – 2; 5 – 4; 6 – 2; 7 – 2,3; 8 – 4; 9 – 1, 5; 10 – 1,2.
Приложение 5
Ассоциативный кроссворд
Л | С | В | О | Н | Е | Т | И | О | Б |
Е | Л | О | Ф | О | Р | Е | К | А | У |
К | С | А | К | И | З | Ч | Ь | Е | Ч |
Г | И | К | А | Т | Н | И | Е | Н | И |
Р | А | М | М | А | А | Н | О | Д | Е |
Учащимся необходимо найти слова. Время на выполнение задания – 2 минуты.
Какие слова можно связать по смыслу? Обобщите их словосочетанием.
0-4 слова - низкий уровень
4-6 слов + выделение общего признака, но без объяснения - средний уровень
7 слов + выделение общего признака и объяснение - высокий уровень
«Клоуз-тест» Приложение 6
Вдруг лес кончился, и я увидел большое … , подобное круглому озеру. В самом центре его, как … , стояла деревня.
Голубые масленые волны … по полю. Это цвел лен. Высокий небесный купол упирался в … верхушки, окружавшие поле со всех сторон.
(Ю.Коваль. По лесной дороге.)
Работа с клоуз-тестом на уроке понимания включает в себя следующие этапы:
- чтение «про себя», знакомство с текстом;
- первоначальное восприятие текста и обсуждение его основного смысла;
- самостоятельная работа по заполнению пропусков;
- фиксация версий;
- согласование версий (антиаргументы, аргументы);
- углубление версий;
- знакомство с авторскими словами;
- соотнесение своих и авторских вставок;
- предметная рефлексия.
Оценивание результата работы ученика с клоуз-тестом можно провести по следующей таблице:
уровень пропуск | Ближайший контекст | Дальнейший контекст | Дальний контекст |
1 (поле) | Сущ., ср.р., ед.ч. – 1 балл (Поле, пространство, село, дерево, пастбище…) Другая часть речи, форма – 0 баллов (луг, земля, деревья…) | Учитывается – лес кончился; подобное озеру; в центре…деревня. – 2 балла (поле, пространство…) Лексическое несоответствие – 1 балл (пастбище…) Логическое несоответствие – 0 баллов (село, дерево…) | Учитывается -сравнениеполе- озеро; повторяемость - по полю; окружавшие поле. – 2 балла (поле) Учитывается – цвел лен; по полю; окружавшие поле. – 1 балл (пространство, пастбище…) Не учитывается основной смысл – 0 баллов (…) |
2 (остров) | Сущ. в любой форме – 1 балл (остров, кочка, пень, кувшинка, звезда, лодка, стог…) Другая часть речи – 0 баллов | Учитывается – подобное круглому озеру; в центре…деревня – 2 балла (остров, кувшинка, пень, кочка, стог…) Учитывается только выделенность из общего – 1 балл (звезда…) Логическое несоответствие – 0 баллов (дом…) | |
3 (бродили) | Глагол пр.вр. или наст.вр. – 1 балл (бродили, бродят, гуляли, шелестели, колышутся, поднимаются…) | Учитывается – голубые масленые по … волны; цвел лен – 2 балла (только глаголы пр.вр. – бродили, гуляли, шелестели, колыхались) Не учитывается лексика – 1 балл (горизонтальность движения – поднимались…) | |
4 (лесные) | Прилагательное во мн.ч. – 1 балл (лесные, зеленые, сосновые, острые, высокие, гибкие, маленькие…) | Учитывается – Высокий небесный купол упирался в … верхушки. – 2 балла (лесные, зеленые, сосновые, острые…) Не учитывается лексика, допущена тавтологичность – 1 балл (гибкие, высокие…) Допущена алогичность – 0 баллов (маленькие…) | Учитывается «рамочность» текста – лес (начало текста) –поле (центр) – лесные верхушки(конец) – 2 балла (лесные) Синонимичная замена – 1 балл (сосновые, зеленые, острые, гибкие) Не учитывается основной смысл – 0 баллов |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введенская, Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: «Просвещение», 1971.–143с
3. Ладыженская, Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская – М.: «Просвещение», 1990. – 194с.
4. Панов, Г.А. Занимательные задания по русскому языку. / Г.А. Панов – М.: Издательство «Просвещение», 2008. – 253с.
5. Программа «Тайны родного языка», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 от 06.12.2015 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2016. – 19 с.
7. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-tayni-russkogo-yazika-1204146.html - (дата обращения: 10.04.2017 )
8. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-tayni-rodnogo-yazika-305914.html
(дата обращения: 15.04.2017)
Предварительный просмотр:
«ШКОЛЬНЫЙ СБОР» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А.Ю. Сараева, руководитель Е.С. Городцова
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Современные младшие школьники, кто они? Почему они не такие, как мы и наши родители? Это достаточно неоднозначные вопросы. В последнее время о «детях, не таких, как прежде», заговорили и те, кто сталкивается с детьми и подростками изо дня в день – школьные учителя, выпустившие во взрослую жизнь не одно поколение учеников. Именно они стали свидетелями тенденции к изменению психологического портрета современного школьника, изменению быстрому и качественному. Этот факт обеспокоил учителей.
Сегодня как никогда важна направленность подрастающего поколения, оптимальная организация образовательного процесса, пробуждение интереса к учебной деятельности обучающихся. Это зависит от уровня их адаптации в новой образовательной среде и уже сложившихся взаимоотношений с одноклассниками. [1, с. 137] Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей без внеклассной работы. В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его коммуникативных способностей, моральному и психологическому благополучию и адаптации в школе.
А. С. Макаренко писал, что «коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Как социальная система коллектив находится в постоянном развитии, процесс которого довольно основательно изучен в отечественной педагогике. [1, с. 268] Л.И. Новикова выделяет: 1-ю стадию - сплочения коллектива, 2-ю стадию - превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3-ю стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого воспитанника.
В современном обществе должны быть учителя, которые хотят учить детей, сформировать их личность и воспитать дружный коллектив. [2, с. 98] В педагогике советского периода накоплен большой опыт воспитания в коллективе, в частности в трудах таких авторов как Караковский В.А., Макаренко А.С., Аникеева Н.П., Донцова А.И., Коломенский Я.Л.и др. Но нас интересует вопрос: «Какой путь будет эффективным при формировании ученического коллектива в современных условиях?»
Одной из наиболее эффективных форм развития и формирования детского коллектива является школьный сбор. Школьные сборы наилучшим образом могут решить воспитательные задачи, т.е. стимулировать развитие личности школьника и умение работать в команде. [3, с. 98]
Поэтому, в качестве практического решения проблемы формирования ученического коллектива в начальной школе мы выбрали разработку и реализацию методического пособия «Школьный сбор».
Основной целью сбора является повышение уровня сформированности ученического коллектива младших школьников.
Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства «мы».
Школьный сбор – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива детей на принципах гуманизма.
Время сбора максимально насыщено делами. День сбора предлагает порядка десятка дел, требующих коллективного, группового, индивидуального участия, а, следовательно, определенного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения.
Разносторонность и насыщенность деятельности выступают важным условием личностной самореализации школьников, создают предпосылки для всестороннего проявления своих свойств и способностей. [3, с.164]
Для поддержания интереса детей в деятельности, формы воспитательного процесса должны быть различны: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. На сборе используют такие формы работы с детьми, как изотерапия, брей-ринг, устный журнал, философский стол, театр-экспромт, тренинг, квест и т.д. [4]
Сбор организуется по технологии «погружения» через взаимодействие и способствует самоорганизации, саморазвитию каждого участника.
Я 10 раз была «погружена» в эту технологию и видела всё изнутри. Это не передать словами, это нужно чувствовать. Чувствовать свою команду рядом, поддержку и опору. Сбор - это маленькая жизнь, это другой мир, в котором нет проблем и суеты, а есть много улыбок, счастья и смеха. Это нечто большее, чем развлечение. Самое ценное - живое общение, совместная деятельность. Именно на сборах формируется коллектив, который загорается идеей и «заражает» остальных. Я увидела эффективность и захотела стать организатором такого большого дела.
Провести сбор я решила в сельской малокомплектной школе в начальных классах, где училась. Почему именно она? Потому что такие школы имеют меньшие возможности, чем городские: нет возможности привлечения сторонних представителей, низкий уровень финансовых возможностей, малочисленный состав детей. Казалось бы, если мало детей, то коллектив сформирован, однако это не так. У детей заметно проявляется соперничество, неприятие, грубость в общении, неуважение.
На практике у нас была возможность проверить эффективность проведения сбора и оценить результат, сравнив уровень сформированности ученического коллектива на констатирующем и контрольном этапах.
Всё начиналось с моего прихода в школу на преддипломную практику. Мы с ребятами проводили занятия до сбора: я рассказывала про сбор - что там делают и как это весело; проводила психологические игры, направленные на подготовку детей к сбору и занятия, которые показывали умения ребят работать в команде. Ребят заинтересовала подобная деятельность, и они с нетерпением ждали начала сборов. В подготовке мне помогали учителя начальных классов и учителя-предметники. Они проявили желание проводить мероприятия и сами готовили их. Мы не заметили, как пролетело время и день сборов настал. В субботнее утро ребята бежали в школу и были готовы к новым открытиям.
Мы расположились в кабинете, благоустроив его, чтобы было удобно. После чего прошло открытие, где были представлены традиции сбора, участники и руководители. И началось самое интересное… Ребята получили бейджики и маршрутный лист, где было указано куда идти. Первым мероприятием стала «Мозаика», на котором ребята искали пазлы, каждый рисовал на одном элементе, и потом все вместе соединяли пазлы в общую картинку. После него мы разучивали танцы и физминутки. Это было весело, и ребята быстро схватывали новые движения. Затем мы немного отдохнули и окунулись в мир творчества в лаборатории «Страна мастеров». Там мы учились работать в команде, уступать друг другу и договариваться. В итоге мы получили замечательные лэпбуки, сделанные вместе. Ребята утомились с непривычки, но информация об обеде придала им сил и все разом побежали кушать. После вкусного обеда ребятам предстояло ответить на вопрос «Нужна ли совесть человеку?». Данное мероприятия проходило в форме философского стола и ребята должны были совместно делать выводы и решать поставленные вопросы. Когда вопрос был решен, настала пора передвигаться дальше по маршрутному листу, а именно в спортивный зал. Веселые старты «Связь поколений» не зря так названа. После обеда присоединились родители детей и провели вторую часть дня вместе с нами. Веселые старты внесли свой вклад в формирование коллектива не только детей, но и родителей. После состоялся устный журнал, где ребята рассказывали про «известных друзей» и в завершении ребятам предстояло побывать на изотерапии. День подходил к концу, и сбор близился к завершению. На закрытии каждый ученик получил сертификат участника и ребята поделились своими впечатлениями.
Этот сбор показал, что ребята готовы к сотрудничеству и творчеству. Для них это было что-то очень новое и необычное, они с огромным интересом и удовольствием выполняли задания и проявляли себя.
Проведя изучение коллектива с использованием диагностических методик «День рождения», «Межличностные отношения», «Какой у нас коллектив», мы заметили повышение уровня сформированности ученического коллектива: они стали более вежливыми, отзывчивыми и инициативными.
Мы увидели положительную динамику и можем утверждать, что применение школьного сбора при формировании ученического коллектива в начальной школе эффективно.
Список использованной литературы
- Подласый, И.П. Общественная направленность воспитания / И.П. Подласый, - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 540 с.
- Сластенин, В.А. Обучение как способ педагогического процесса / В.А. Сластенин, - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.
- Смирнов, С.А. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка / С.А. Смирнов, - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
- Диагностики изучения классного коллектива. Инфоурок. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 15.01.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...