Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».
статья на тему
Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию, страна не сможет обеспечить использование и производство новых технологий, занять достойное место в мировом сообществе.
Понимание того, что именно надпредметные деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и эффективное экономическое развитие страны, формируется сегодня и в научном сообществе, и в обществе в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья «Достижение метапредметных результатов освоения ООП ФГОС» | 51 КБ |
statya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».
подготовила
учитель начальных классов
Назаренко Алла Марьяновна
Салехард 2014г.
Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию, страна не сможет обеспечить использование и производство новых технологий, занять достойное место в мировом сообществе.
Понимание того, что именно надпредметные деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и эффективное экономическое развитие страны, формируется сегодня и в научном сообществе, и в обществе в целом. Поэтому задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и, главное, ключевых деятельностных компетенций – «креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению» - становится в наши дни одним из важнейших направлений обновления содержания общего развития, придания ему нового качества.
Это принципиальное новшество нашло свое отражение и в действующих государственных стандартах общего образования (ФГОС,2004), и в проекте концепции государственных стандартов второго поколения, где предлагается альтернативная традиционной ЗУНовской парадигме «деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности». В современном информационном обществе задача формирования умения учиться становится приоритетной, поэтому «результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и, прежде всего, могут иметь характер универсальных (надпредметных) умений».
Что же сделать для того, чтобы эта важнейшая для каждого человека и для всей страны задача не осталась пустым призывом, а воплотилась в жизнь, стала массовой педагогической практикой?
Во-первых, необходимо, чтобы новые задачи образования были осознаны и восприняты на личностно значимом уровне каждым учителем, управленцем, родителем. Сегодня это понимают далеко не все, и многие учителя до сих пор идут в класс с основной целью- научить чему-либо, то есть сформировать то или иное предметное знание или умение – писать, считать, решать задачи и примеры. Иначе и быть не могло в ситуации, когда весь опыт их собственного учения, профессиональной подготовки, а главное –система контроля результатов обучения и оценки качества их работы (административные контрольные работы, ЕГЭ) нацеливают в основном именно на ЗУНовский подход.
Вместе с тем за последние 30-40 лет в российской педагогике и образовательной практике накоплен обширный опыт активизации деятельности учащихся, который помог осознать всем участникам образовательного процесса роль самостоятельных учебных действий учеников для их последующего успешного обучения и, в том числе, для усвоения ими знаний. С другой стороны, сама жизнь, которая требует сегодня от каждого человека умения делать свой собственный выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно искать пути и способы решения своих профессиональных и жизненных проблем, ориентироваться в потоке информации осваивать новые компьютерные технологии, подводит учителей к переоценке своего опыта учения и обучения, понимания и принятия новых целей и ценностей образования.
Во-вторых, учителю нужен инструмент, который позволит ему надежно формировать требуемые общеучебные умения и способности, то есть ответ на вопрос «Как учить?»
Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений, начали разрабатываться в отечественной педагогике в 60-х годах прошлого столетия. На теоретических основаниях психологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,П.Я.Гальперин и др.) появились системы так называемого «развивающего» обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и др. В школе В.В.Давыдова была построена теория учебной деятельности, включающая в себя вариант структуры организации учебного процесса нового типа, и создано соответствующее методическое обеспечение.
Наряду с развитием психологического направления в теории деятельности и во многом благодаря полученным в нем результатам в последние десятилетия прошлого века в российской методологической школе была создана новая социологическая, а затем и общая версия теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов идр.), которая предложила более полное, структурированное и целостное по сравнению с предыдущими версиями описание общих законов функционирования и развития мира деятельности. Это позволяет уточнить представление о системе и структуре учебной деятельности, функциях ее отдельных компонентов и тем самым открывает перспективные возможности для решения современных педагогических проблем, связанных с формированием надпредметных умений, на качественно новом уровне. Среди них и проблема создания нового педагогического инструментария для формирования общеучебных умений, отвечающего требованиям достаточной полноты, технологичности, критериальности, преемственности с предыдущими моделями обучения – как традиционной школой, так и инновационными моделями обучения.
Такой педагогический инструментарий – дидактическая система деятельностного метода обучения- активно разрабатывается в последнее десятилетие в Ассоциации «Школа 2000…». Сущность предложенного способа обучения заключается в создании особых условий и проблемных ситуаций, в рамках которых учащийся может стать подлинным субъектом учебной деятельности: он получает возможность научиться самостоятельно фиксировать свои собственные затруднения в решении задач и проблем, осознанно искать и находить их причины, проектировать цели, средства и способы, направленные, в зависимости от ситуации, на приобретение новых предметных знаний и умений или же, напротив, на усвоение универсальных общекультурных умений и развитие способностей. Таким образом, он учится уже не только и не столько ради приобретения узких предметных знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам. Предметом его внимания, осознанного интереса и усвоения становятся, прежде всего, общеучебные и общекультурные знания и умения, позволяющие успешно учиться и строить свое поведение и действия в различных ситуациях.
Использование нового методологического основания позволило получить педагогический инструментарий, имеющий по сравнению с предыдущими моделями обучения, ряд существенных преимуществ:
- упрощение языка описания нового способа обучения;
- достаточная полнота формирования предметных умений и деятельных способностей;
- технологичность, открывающая путь к построению региональных систем трансляции и тиражирования без искажений;
- критериальность, являющаяся базовым требованием для построения объективных средств диагностики и оценки качества;
- преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития;
- синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В.Занков, В.В. Давыдов и др.), что позволяет систематизировать инновационный педагогический опыт и сделать существенный шаг вперед по пути построения единого образовательного пространства на технологической основе.
Что это дает учителю? Прежде всего, возможность:
- систематизировать свои знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);
- увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
- переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
- уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями;
- работать в условиях «открытого» комплекта, включающего в себя курс математики программы «Школа 2000…» и любые учебники федеральных перечней по другим учебным предметам;
- включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
- обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
- вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым государственным стандартам образования.
Все это создает для учителя психологическую комфортность освоения нового педагогического инструментария, дает не только моральный, но и материальный стимул, мотивирует к дальнейшему развитию.
Используемая литература:
- Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации.-М.,2004,с.18.
- Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования. –М., 2008,с.16.
- Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования. –М., 2008,с.16.
- Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев.-М.,2002; Петерсон Л.Г.. Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии.-М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…»,2006.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Монография.-М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…»,2007.
- Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для I-IV классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения («Школа 2000…»).-М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…»,2007.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие.-М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…»,2009.
Предварительный просмотр:
Статья «Достижение метапредметных результатов освоения ООП ФГОС»
Возможность достижения метапредметных результатов образования, определенных ФГОС, обеспечивается в курсе математики «Учусь учиться» в процессе формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД на основе технологии и системы дидактических принципов деятельностного метода обучения и соответствующих им содержания, методик и методического обеспечения данного курса.
Вначале на уроках математики по ТДМ учащиеся приобретают опыт выполнения осваиваемого УУД. Затем организуется их мотивация к его самостоятельному выполнению и знакомство с соответствующей нормой (правилом, алгоритмом) выполнения данного УУД (или структуры учебной деятельноси в целом) в рамках метапредметного курса «Мир деятельности». После этого учащиеся уже осознанно включают изученное УУД в практику обучения на уроках по математике и другим предметам, а также во внеурочной деятельности при организации процессов самовоспитания и саморазвития.
Таким образом, поэтапно и постепенно у них вырабатывается в системе весь комплекс метапредметных умений и способностей в соответствии с требованиями ФГОС.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
На начальных этапах обучения учитель на этапах 3 (выявления места и причины затруднения) и 4 (построения проекта выхода из затруднения) уроков математики по ТДМ с помощью подводящего диалога помогает учащимся осознать недостаточность имеющихся у них знаний по математике, а затем предлагает им и поставить цель своей учебной деятельности, корректируя и уточняя их версии без обращения к общему способу.
Например, в 1 классе при изучении состава числа 5 постановку учащимися цели учебной деятельности можно организовать так:
- Ребята, почему вы не смогли решить эту задачу? (Мы не знаем состава числа 5).
- Значит, какую цель вы перед собой поставите сегодня на уроке? (Узнать о составе числа 5).
- Итак, наша цель сегодня – узнать состав числа 5 и научиться с его помощью решать любые примеры на сложение и вычитание в пределах пяти.
Затем организуется мотивация учащихся к освоению умения самостоятельно ставить перед собой учебную цель. Обобщая имеющийся у них опыт, они с помощью учителя в рамках курса «Мир деятельности» фиксируют алгоритм постановки цели учебной деятельности и на следующих этапах обучения делают это самостоятельно, сопоставляя свои действия с эталоном и при необходимости корректируя их. Например, в 3 классе при изучении действия деления многозначного числа на однозначное постановку учащимися цели своей учебной деятельности можно организовать следующим образом:
- Что показало пробное действие? (Мы не умеем делить многозначное число на однозначное).
- Что вы теперь должны сделать? (Поставить перед собой цель).
- Попробуйте это сделать. (Нам надо построить общий способ деления многозначного числа на однозначное и научиться применять его при решении примеров).
- Проверьте себя по эталону, верно ли вы поставили цель. (Все верно, мы поставили цель построить знание, которое устранит причину затруднения, и выработать умение применять новое знание).
Постепенно по мере освоения учащимися алгоритма выполнения данного УУД, диалог сворачивается, и это УУД включается в системную практику, в ходе которой учащиеся и овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Аналогичным образом на этапе 4 урока по ТДМ учащиеся при проектировании способа построения нового знания овладевают способностью к поиску средств осущесвления поставленной цели.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для достижения данного результата в курсе математики «Учусь учиться», прежде всего, организуется системное освоение учащимися метода рефлексивной самоорганизации посредством использования при проведении уроков математики технологии и системы дидактических принципов деятельностного метода обучения.
В соответствии с общим подходом, принятым в курсе, учащиеся в начале под руководством учителя приобретают первичный опыт рефлексивной самоорганизации, затем поэтапно учатся выполнять отдельные универсальные учебные действия, входящие в структуру рефлексивного метода, а после этого осваивают и саму эту структуру. А именно, они усваивают, что если встречается задача, способ решения которой неизвестен, то вначале надо попробовать ее выполнить самостоятельно, и если встретилось затруднение, зафиксировать его, затем проанализировать ход решения, выявить причину затруднения, поставить цель, найти способ и средства достижения цели, реализовать построенный проект, после этого проверить соответствие поставленной цели и полученного результата, и в завершение, проанализировать и оценить свои действия.
Поскольку творческие способности проявляются в стремлении открыть общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения (Д,Б,Богоявленская), то приобретение детьми опыта построения общего способа математических действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования у каждого ребенка способности к решению проблем творческого и поискового характера.
Освоение частных приемов решения математических проблем творческого и поискового характера основывается на разработанной в курсе системе заданий, способ решения которых учащимися неизвестен, но при этом находится в зоне их ближайшего развития.
В ходе решения заданий данного типа учащиеся приобретают опыт использования таких общенаучных методов решения исследовательских проблем, как метод перебора, метод проб и ошибок и др.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать учебные действия, определять условия их реализации и наиболее эффективные способы достижения результата последовательно осуществляется на этапе 4 уроков по ТДМ (построение проекта выхода из затруднения), а формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия – на этапе 7 уроков по ТДМ (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
Как и при формировании всех универсальных учебных действий в данном курсе, учащиеся вначале приобретают первичный опыт выполнения изучаемых УУД, затем знакомятся с нормами их выполнения, сформулированными в виде правил и алгоритмов, и после этого осознанно выполняют эти универсальные действия на каждом уроке по математике курса «Учусь учиться».
По мере освоения метода рефлексивной самоорганизации учащиеся строят и применяют общие алгоритмы универсальных действий по выбору эффективного способа достижения цели, планированию своих действий, выполнению действий самоконтроля и самооценки..
При этом сами осваиваемые способы выполнения универсальных действий постепенно усложняются. Так, в 1 классе на первых этапах обучения действиям самоконтроля и коррекции собственных ошибок учащиеся применяют простейший трехшаговый алгоритм исправления ошибок:
- Определяю, какое правило я знаю
- Повторяю правило
- Применяю правило
В методическом аппарате учебников 1-4 классов имеется система самостоятельных и контрольных работ, которые позволяют учащимся после изучения каждой темы и каждого раздела курса сделать вывод о достижении/недостижении поставленных целей и задач.
- Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха.
Достижение данного метапредметного результата в курсе математики «Учусь учиться» основывается на том, что при работе по технологии деятельностного метода обучения у ребенка формируется способность к осознанию причины успеха/неуспеха учебной деятельности и установки на то, что в ситуации неуспеха для достижения цели всегда следует искать способ действий, устраняющий причину затруднения (этапы 3-4 урока по ТДМ). В соответствии с общими методологическими законами, это и есть наиболее конструктивное поведение в ситуации успеха. Соответственно, методический аппарат учебников представлен заданиями, которые позволяют эффективнр организовать формирование у учащихся указанных способностей.
Самопроверка всех самостоятельных и контрольных работ, выявление ошибок, определение их причин и исправление осуществляется учащимися в данном курсе с помощью алгоритма исправления ошибок, который, в упрощенном варианте вводится уже в 1 классе, а затем от года к году постепенно уточняется и к 4 классу приобретает завершенный вид. При этом важное значение имеет система эталонов, то есть согласованных в классе норм математической деятельности, которые учащиеся сами строят в ходе уроков. Их систематическое использование для обоснования своих суждений и самопроверки структурирует знания учащихся и помогает им правильно определять, что именно они усвоили или не усвоили, то есть причины своего успеха/неуспеха.
Выработка отношения к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекционных действий, наряду с освоением учащимися эффективных инструментов коррекции собственных ошибок (метод рефлексивной самоорганизации, алгоритм исправления ошибок) формирует у учащихся способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Формированию умения понимать причины успеха/неуспеха своей учебной деятельности способствует также имеющаяся в курсе компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебникам», дающее объективную и полную информацию о результатах написания каждым учащимся всего цикла контрольных работ. Данная программа осуществляет диагностику уровня усвоения индивидуально каждым учеником и классом в целом всех проверяемых знаний, умений и навыков по математике, сравнительный анализ результатов ученика, класса и возрастной группы, выявление общих пробелов и достижений класса и каждого ребенка в отдельности, а также динамику их развития в течение всего учебного года.
Благодаря этому ученик получает возможность выявить зоны своего успеха /неуспеха в освоении программы, а именно, какое именно знание, умение, навык требует дополнительной коррекционной работы. Понимание причины неудачи, осознание объективности оценки и освоение способов их коррекции обеспечивает надежность достижения учащимися указанных метапредметных результатов.
Список литературы:
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие /Под редакцией Л.Г.Петерсон-М.:АПК и ППРО,УМЦ «Школа 2000…», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...
«Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию обучения и воспитания»
Содержание. Предисловие ……………………………………………………………. стр. 3Пояснительная записка ……………………………………………… стр. 4Глава 1. Направление реализации программы 1.1....
Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».
Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентиров...
ПЕДСОВЕТ-практикум «Преемственность ФГОС НОО и ФГОС ООО - новые возможности развития личности учащихся»
По результатам международного исследования образовательных достижений российских учащихся выявлен ряд проблем, а именно:низкий уровень умения работать с информацией;неумение решать практические,...
Сообщение на педагогический совет «Развитие личности учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать – я пойму».Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Новые подходы в обучении орфографии с учащимися с ОВЗ»
Проект ориентирован на определение основных методов, приемов и условий формирования орфографических навыков у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в начальный период обучения грамоте.Включены м...
Новые подходы к личностно - ориентированному обучению, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры.
Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Однако и учитель никогда не останавливается...