«Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию обучения и воспитания»
материал на тему

Лилия Фанавилевна Гизатуллина

Содержание.

Предисловие ……………………………………………………………. стр. 3

Пояснительная записка ……………………………………………… стр. 4

Глава 1. Направление реализации программы

1.1.          Формирование и развитие экологического образования и воспитания детей  …………………………………………………………………………… стр.6

1.2.          Подготовка родителей к взаимодействию со школой по решению проблем экологического образования и воспитания ………………………. стр.6

Глава 2. Результаты выполнения программы…………………….. стр.7

Глава 3. Направления программной деятельности

3.1. Работа с классом …………………………………………………... стр. 8

3.1.1. Ежемесячные классные часы …………………………………… стр. 8

3.1.2. Ежемесячные внеклассные мероприятия ……………………… стр. 8

3.2. Работа с родителями ………………………………………………. стр.10

3.2.1. Родительские собрания по экологической тематике …………. стр.11

3.2.2. Индивидуальная работа с родителями ………………………… стр. 11

3.2.3. Консультации для родителей …………………………………… стр.12

3.2.4. Помощь родителей в оформлении экологической работы в школе..стр.12

3.3. Работа с учителями-предметниками ……………………………… стр.13

Глава 4. Работа по дополнительному образованию. Программа творческого объединения учащихся «Юный эколог»  ………………… стр. 15

Литература ……………………………………………………………… стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие.

Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию  с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.

В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления.

Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.

Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов.

Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы, так же необходим процесс экологизации обучения и воспитания. Для выполнения этой работы следует привлекать не только самих учащихся, но и их родителей, учителей предметников и общественность. Только тогда экологическое воспитание может принести плоды и повысить уровень воспитанности общества.

Пояснительная  записка.

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию обучения и воспитания. Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой обучения и  воспитания.

Целью данной программы:

является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемых в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов.

Программа предусматривает решение задач:

1.     Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;

2.     Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;

3.     Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;

4.     Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей;

5.     Проведение экологической работы среди родителей,  населения поселка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании учителей МО Руководитель МО

___________/                                 /

Протокол №        от

«____»    _____________2015-2016г

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР   МБОУ «Гимназия 20 имени Абдуллы Алиша»

__________     _  /                        /

«____»_____________2015-2016 г

« Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия 20 имени Абдуллы Алиша»

______            /Арсланова Р.М./

«____»___________2015-2016 г

«Формирование и развитие

личности учащихся

через экологизацию  обучения  и воспитания»

Программа

МБОУ Гимназии №20 имени Абдуллы Алиша Г.Казани РТ

учитель МБОУ «Мбоу Гимназия 20 имени Абдуллы Алиша»  Гизатуллина Лилия

Казань, 2015- 2016 учеб.год

Содержание.

Предисловие ……………………………………………………………. стр. 3

Пояснительная записка ……………………………………………… стр. 4

Глава 1. Направление реализации программы

  1. Формирование и развитие экологического образования и воспитания детей  …………………………………………………………………………… стр.6
  2. Подготовка родителей к взаимодействию со школой по решению проблем экологического образования и воспитания ………………………. стр.6

Глава 2. Результаты выполнения программы…………………….. стр.7

Глава 3. Направления программной деятельности

3.1. Работа с классом …………………………………………………... стр. 8

3.1.1. Ежемесячные классные часы …………………………………… стр. 8

3.1.2. Ежемесячные внеклассные мероприятия ……………………… стр. 8

3.2. Работа с родителями ………………………………………………. стр.10

3.2.1. Родительские собрания по экологической тематике …………. стр.11

3.2.2. Индивидуальная работа с родителями ………………………… стр. 11

3.2.3. Консультации для родителей …………………………………… стр.12

3.2.4. Помощь родителей в оформлении экологической работы в школе..стр.12

3.3. Работа с учителями-предметниками ……………………………… стр.13

Глава 4. Работа по дополнительному образованию. Программа творческого объединения учащихся «Юный эколог»  ………………… стр. 15

Литература ……………………………………………………………… стр.27

Предисловие.

Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию  с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.

В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления.

Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.

Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов.

Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы, так же необходим процесс экологизации обучения и воспитания. Для выполнения этой работы следует привлекать не только самих учащихся, но и их родителей, учителей предметников и общественность. Только тогда экологическое воспитание может принести плоды и повысить уровень воспитанности общества.

Пояснительная  записка.

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию обучения и воспитания. Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой обучения и  воспитания.

Целью данной программы:

является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемых в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов.

Программа предусматривает решение задач:

  1. Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;
  2. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  3. Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
  4. Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей;
  5. Проведение экологической работы среди родителей,  населения поселка.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение экологических законов и взаимосвязей, развитие практических знаний, умений и навыков, а так же экологических основ охраны природы, что приводит к повышению воспитанности учащихся.

В ходе реализации данной программы учащиеся рассматривают сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.  Развивают знание экологических закономерностей, что  лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для формирования разносторонне развитой личности.

Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Программа «Экологизация обучения и воспитания» предусматривает работу с родителями. Включает традиционные формы работы, как родительские собрания, так и инновационные формы: родительские конференции, круглые столы, диспуты.

В ходе работы с родителями повышается их экологические знания и воспитание, что приводит к повышению нравственных качеств общества. При работе по данной программе родителям отводится роль не пассивного слушателя, а активного участника воспитательного процесса своих детей.

В ходе работы по данной программе проводится ряд мероприятий с классными руководителями и преподавателями. Это помогает им в построении воспитательного процесса.

Глава 1. Направления реализации программы.

1 . Формирование  и  развитие экологического образования и воспитания детей.

  1. Введение в школьные  программы элементов экологического содержания и характера.
  2. Совершенствование личностно–ориентированной системы воспитания в школе.
  3. Внедрение новых активных методов воспитания, индивидуальных форм  воспитания.
  4. Организация  работы по экологическому воспитанию учащихся в учебное и каникулярное время.
  5. Организация работы школьного  экологического кружка.

2. Подготовка родителей  к взаимодействию со  школой по решению проблем экологического воспитания.

  1. Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных презентаций.
  2. Организация широкого родительского всеобуча по проблемам экологии района, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.
  3. Подготовка  стенда «Для вас родители» в школе.

Глава 2. Результаты выполнения программы.

Реализация  программы  «Экологизация обучения и воспитания» позволит:

  1. осуществить развитие личностно-ориентированной системы воспитания, раскрытие их природного потенциала;
  2. сформировать школьный банк экологических данных по различным направлениям  работы;
  3. подготовит учителей, воспитателей, работающих по данной проблеме, для проведения экологической работы;
  4. позволит повысить экологическую грамотность учащихся и  родителей;
  5. поможет воспитать новое поколение граждан республики, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.

Глава 3. Направления программной деятельности.

  1. Работа с классом.

3.1.1.  Ежемесячные классные часы.

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час.  Возможны совершенно различные виды классных часов. Он может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа. Это может быть экскурсия или тематическая лекция. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Ниже приводится примерная тематика классных часов в течение учебного года. Каждый учитель или классный руководитель составляет свою тематику в соответствии с интересами и потребностями своих детей.

Сентябрь: Порядок начинается с порога.

Октябрь:  Люблю я пышное природы увяданье…

Ноябрь:   Здоровье – бесценное богатство.

Декабрь:  Елка, елка – ты краса… (о моральном  и этическом выборе искусственных и натуральных деревьев)

Январь:  Покормите птиц зимой…

Февраль:  Глобальное потепление – что это такое?

Март:  Привлечение птиц. Необходимо ли это?  (К дню птиц)  

Апрель:  Чистота Земли начинается с нашего двора. (Ко дню Земли)

Май:  Изучать природу – значит изучать Родину.

3.1.2. Ежемесячные внеклассные мероприятия.

Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать у школьников интерес, увлекать их различными видами деятельности. А это возможно, прежде всего, при условии, если ее не будут превращать в дополнительные занятия для учащихся по изучаемым в школе предметам, проводить подобно классным урокам. В определенной мере внеклассная работа должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных занятий.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы. Данной проблеме посвящены специальные книги, главы в общих и частных методиках. Во многих из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.

На наш взгляд, при выделении форм внеклассной работы целесообразно исходить не только из количества учащихся, принимающих участие вв внеклассной работе, но из принципа систематичности или эпизодичности занятий. Принимая во внимание сказанное, можно выделить следующие формы внеклассной работы:

- индивидуальные занятия;

- эпизодические занятия;

- кружковые занятия;

- массовые мероприятия.

Ниже приведены мероприятия, проводимые в нашей школе.

Сентябрь:  Участие в осенней ярмарке  школьников.

                   Картины природы на  полотнах Шишкина. (экологическая беседа)

Октябрь:   Мероприятия в рамках недели биологии (КВНы, лекции, беседы)

                  Осенний бал.

                  Уборка территории участка и прикрепленных цветников.

                  Посадка кустов и деревьев.

Ноябрь:     Генеральная уборка помещения школы.

                  Утепление окон.

                  Укрывание многолетних цветов для зимовки.

Декабрь:   Интегрированное мероприятие: Краса природы – русские леса.

                  Устный журнал «Зимушка – Зима».

                  Участие в районной экологической олимпиаде.

Январь:     Экология человека: проблемы долгожительства.

                  Экологические аспекты. Законы об охране природы.

                  Участие в Республиканском конкурсе «Подрост»

Февраль: Проведение  экологической конференции.

                Сберечь голубое покрывало планеты. (Беседа ко Всемирному Дню воды).

Март:   День птиц.

             Экологические мероприятия в рамках «Недели детской книги»

             Участие в конкурсе «Марш парков».

Апрель:  Космическая роль растений. Значение для человека. (Интегрирован-  

               ное мероприятие).

               Природа в произведениях татарских писателей и поэтов.

               Посадка рассады для цветников.

               Уборка территории закрепленных участков.

Май:    «Мы в ответе за тех, кого приручили».

             Генеральная уборка школы.

             Экологические акции «Мы за чистоту поселка», «Живи, родник».

  1. Работа с родителями.

Семейное воспитание продолжается в течение всей жизни человека. В семье закладываются основы личности, формируется  отношение к миру природы, развивается система потребностей, интересов, мотивов и привычек. Семья является для ребенка источником информации, в том числе и экологической. В процессе общения со взрослыми ребенок получает первоначальную информацию о природе, об окружающем растительном и животном мире. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течении всей жизни корректирует свое поведение, свое отношение к экологическим проблемам опираясь на опыт семьи. Именно семья является хранительницей и передатчицей экологической культуры и традиций, которые заметно влияют на формирование стереотипов поведения.

В семье через родительский опыт ребенок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Семья – первичный и важнейший трудовой коллектив, в котором юный гражданин проходит «первые экономические университеты», получает знания, умения и навыки по рациональному природопользования и ресурсосбережению. Включение детей в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство рачительного, заботливого хозяина дома, страны, Земли.

Всестороннее развитие различных форм семейного экологического воспитания и образования позволяет приобщить к этой проблеме самые широкие слои населения.

Таким образом, в системе экологического образования и воспитания семья является началом, стержнем и венцом.

3.2.1. Родительские собрания на экологическую тематику:

  • Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.
  • Экологические катастрофы и наша ответственность за них.
  • Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке.
  • Не проходите мимо…
  • Наркотика – нет!
  • Гуманное отношение к природе начинается в семье и др.

3.2.2. Индивидуальная работа  с родителями.

Прежде чем выстраивать экологическую работу с родителями, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные работу в школе, можно сделать  вывод, что нетрадиционные формы больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести  предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

3.2.3. Консультации для родителей.

Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра учитель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому можно предложить родителям такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

3.2.4. Помощь родителей в оформлении экологической работы в школе.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому образованию и  воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты. Очень важно привлекать самих родителей к созданию такого рода наглядности.

  1. Работа с учителями-предметниками.

Совместная работа с учителями-предметниками по  экологическому образованию  и воспитанию  позволяет изменить мировоззрение  школьников,  создать условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию.

В начальной школе - главная цель - развить интерес  к  природе живой и неживой. Научить слушать ее, наблюдать, запоминать. В среднем возрасте задача состоит в том, чтобы привить интерес к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах. Научить ребят смотреть на природу  как  на  ценность,  которую нужно любить и беречь.  Необходимо повышать уровень понимания учащимися проблем  окружающей среды,  формировать у них желание быть причастными к решению этих проблем.

Особое место в экологическом образовании занимают предметы естественно-математического цикла. Это связано, прежде всего, с тем, что на уроках по этим предметам закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления.

Систематическая работа  по экологическому обучению и воспитанию осуществляется как во время освоения учебной программы,  включая все предметы, так и во внеурочное время. Школа является одним из основных центров,  оказывающим влияние на  освоение и осмысление экологических знаний,  а также грамотного экологического поведения в обществе. 

Ниже приведены задачи экологической работы учителей-предметников.

  • Определение точек соприкосновения материала различных предметов в области экологии (составление экологических задач, рассказов; интеграция процесса обучения на основе экологических знаний)
  • Проведение интегрированных мероприятий, классных часов.
  • Организация экологической работы классными руководителями школы со своими классами.
  • Совместное проведение мероприятий с библиотекарем школы: мероприятия ко Дню птиц, к Всемирному Дню воды, в рамках недели детской книги и др.

Глава 4. Работа по дополнительному  образованию.

Программа творческого объединения учащихся «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Юный эколог», рассчитанного на школьников старших классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.

Объем курса 210 часов, из них в 1-ый год обучения -  70 часов, во 2-ой год – 70 часов, в 3-ий год  -  70 часов.

В учебную группу входят школьники 9 – 11 классов (14-17 лет).

Программа предусматривает курс кружковой работы по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – практическая и прикладная экономика.

Плановое количество учащихся в группе 13 – 15 человек.

Продолжительность занятий для каждой группы – по 2 часа 2 раза в неделю. 2 часа  - оптимальная продолжительность занятий. За это время можно провести как теоретическое, так и практическое занятие. При необходимости в этот временной промежуток укладывается и небольшая экскурсия на местности. Большая продолжительность занятий приводит к быстрой утомляемости учащихся.

Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.

Задачами являются:

1) овладение учащимися научными основами экологии,

2) изучение экологических законов и взаимосвязей,

3) развитие практических знаний, умений и навыков,

4) изучение экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Пройдя курс кружка «Юный эколог» учащиеся должны знать:

  • определения основных экологических понятий;
  • о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;
  • законы конкурентных отношений в природе;
  • о биосфере как глобальной экосистеме;
  • о месте человека в экосистеме Земли;
  • о современном состоянии и охране биосферы.

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • строить графики простейших экологических взаимосвязей;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;
  • проводить простейшие методы мониторинга;
  • составлять коллекции и гербарии экологического материала;
  • составлять и выполнять проектные работы по экологии;
  • охранять флору и фауну.

Курс предполагает различные формы контроля:

  1. выставки изготовленных коллекций, гербариев;
  2. презентации по темам проектов;
  3. выходной тестовый контроль.

Календарно-тематическое планирование курса «Юный эколог»

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

1 ГОД.

70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие.

2 ч.

Основы практической лабораторной работы.

2ч.

2ч.

Общая экология 24ч.

1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды

4 ч.

2ч.

2. Приспособление организмов к среде обитания.

4ч.

2ч.

3. Законы организации экосистем.

4ч.

2ч.

4. Законы биологической продуктивности

4ч.

2ч.

Экология окружающей местности 38ч.

1. Цветковые растения различных мест обитания.

2ч.

2ч.

2ч.

2. Экологическая система леса.

2ч.

2ч.

2ч.

3. Экологическая система сада.

2ч.

2ч.

2ч.

4. Экологическая система поля.

2ч.

2ч.

2ч.

5. Экологическая система пруда.

2ч.

2ч.

2ч.

6. Искусственные экосистемы.

2ч.

2ч.

7. Организации выставки экологических работ.

4ч.

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

2ч.

2 ГОД.

70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие. Современные проблемы охраны природы.

2ч.

Экологические основы охраны природы 68ч.

1. Рациональное использование и охрана вод.

4ч.

4ч.

2. Использование и охрана недр.

4ч.

4ч.

6ч.

3. Почвенные ресурсы и их использование

4ч.

4ч.

4ч.

4. Современное состояние и охрана растительности.

4ч.

4ч.

6ч.

5. Рациональное использование и охрана животных.

4ч.

4ч.

6ч.

6. Создание проектных работ и отчет по ним.

6ч.

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

2ч.

3 ГОД

70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

Вводное занятие. Мониторинг – способ изучения экологии окружающей среды.

2ч.

Практическая и прикладная экология 48ч.

1. Мониторинг состояния окружающей среды

2ч.

2. Местный и региональный мониторинг.

2ч.

2ч.

3. Мониторинг загрязнений окружающей среды.

1ч.

А) Определение степени загрязнения вод окрестностей пгт. Тенишево.

4ч.

2ч.

Б) Определение степени загрязнения воздуха окрестностей пгт. Тенишево.

4ч.

2ч.

В) Определение кислотности почвы и влияние удобрений на нее.

2ч.

4ч.

2ч.

4. Мониторинг состояния живой природы.

1ч.

А) Определение степени деградации лесного фитоценоза.

4ч.

2ч.

Б) Определение степени прогрессивности растительности луга.

4ч.

2ч.

5. Создание проектных работ и отчет по ним.

4ч.

Экология взаимодействия организмов 22ч.

1. Влияние месторасположения на рост организмов.

1ч.

2ч.

2ч.

2. Формирование ценной древесины в лесном сообществе.

1ч.

2ч.

2ч.

3. Влияние биотических факторов на рост растений.

1ч.

4ч.

4. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду.

1ч.

2ч.

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах.

2ч.

Итоговое тестирование. Зачетная работа.

2ч.

Учебное планирование курса 1 года обучения.

Вводное занятие (2ч). Экология как наука. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни общества.

Основы практической лабораторной работы (2ч+2ч).

1. Правила техники безопасности. Приемы работы с лабораторным оборудованием. Основы лабораторной работы. Культивирование и выращивание культур животных и растений.

2.  Практика работы с лабораторным оборудованием: микроскопом, штативом, гербарными папками и т.д.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ. 

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (4ч+2ч).

Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Мера влияния человека на развитие организмов.

Экскурсия в зону отдыха жителей поселка «Илюхину поляну».

Приспособление организмов к среде обитания (4ч+2ч).

Приспособительные формы организмов к жизнедеятельности в различных средах обитания (мимикрия, защитная окраска, образ жизни). Значение жизненных форм видов.

Экскурсия в лес: «Приспособленность лесных обитателей к жизни в сообществе. Ярусность леса».

Законы организации экосистем (4ч+2ч).

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Основные компоненты экосистем: продуценты, консументы, редуценты и экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Экскурсия в поле: «Экосистема поля и взаимосвязи в ней».

Законы биологической продуктивности (4ч+2ч)

Цепи питания в экосистемах. Биологическая продуктивность. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.

Экскурсия в окрестности вентилятора: «Влияние загрязненного воздуха на рост растений».

ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ МЕСТНОСТИ.

Цветковые растения различных мест обитания (2ч+2ч+2ч).

Строение цветковых растений различных мест обитания и их место в экологических нишах.

Экскурсия на луг. Сбор материала для гербария «Растения различных мест обитания».

Изготовление гербария. Правила сушки растений.

Экологическая система леса (2ч+2ч+2ч).

Экологические группы биоценоза леса и их взаимосвязи.

Экскурсия на опушку леса «Зимовье». Сбор гербарного материала по жизненным формам растений.

Изготовление гербария «Жизненные формы растений».

Экологическая система сада (2ч+2ч+2ч).

Культурные растения школьного сада. Влияние человека на экологию агроценоза.

Экскурсия «Отделы школьного сада». Сбор гербарного и коллекционного материала.

Изготовление гербария «Культурные растения сада», изготовление коллекции «Вредители сада и огорода»

Экологическая система пруда (2ч+2ч+2ч).

Экологическая система пруда. Взаимосвязи в водных экосистемах.

Экскурсия на пруд. Сбор водных растений и животных.

Изготовление коллекции и гербария «Водные животные и растения».

Экосистема поля (2ч+2ч+2ч).

Культурные растения нашего района. Агротехника их возделывания. Влияние севооборота на продуктивность агроценоза.

Экскурсия в сельхозтехнику.

Изготовление альбома «Сельскохозяйственная техника наших полей».

Искусственные экосистемы (2ч+2ч).

Условия создания искусственных экосистем и их поддержание. Аквариум как искусственная экосистема.

Практическое занятие по созданию аквариума и ухода за ним.

Организация выставки экологических работ (4ч).

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах (2ч).

Учебное планирование курса 2 года обучения.

Вводное занятие (2ч): современные проблемы охраны природы. Природа – источник ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы. Правовые основы охраны природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.

Рациональное использование и охрана вод (4ч+4ч).

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды. Нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Очистные сооружения. Использование обратных вод.

Экскурсии на водонаборную башню пгт. Тенишево и очистные сооружения маслозаводы п.Камское Устье.

Использование и охрана недр (4ч+4ч+6ч).

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Охрана окружающей среды при горных разработках полезных ископаемых.

Экскурсия в шахту Камскоустьинского гипсового рудника, экскурсия в Юрьевскую пещеру, экскурсия в Красновидовский песчаный карьер.

Изготовление коллекции и альбома по материалам экскурсий.

Почвенные ресурсы и их использование (4ч+4ч+2ч).

Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов района. Причины истощения почв. Меры предупреждения и борьбы с истощением почв.

Экскурсия на поле и овраг. Сбор материала для альбома и коллекции.

Изготовление коллекции «Почвы нашего края» и альбома по материалам экскурсии.

Современное состояние и охрана растительности (4ч+4ч+6ч).

Растительность – высший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов района. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Красная книга и ее значение. Охрана редких видов растений.

Экскурсия в Кляринское лесное хозяйство, экскурсия на гору Лобач, экскурсия в лес «Красный дол».

Рациональное использование и охрана животных (4ч+4ч+6ч).

Прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствие. Причины вымирания животных. Редкие и вымирающие животные района, их состояние и охрана. Рациональное использование и охрана промышленных животных.

Экскурсия в теньковские ковыльные степи, экскурсия в Казанский зоопарк, экскурсия на животноводческую ферму.

Изготовление альбомов по материалам экскурсий.

Создание проектных работ и отчет по ним (6ч)

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах (2ч).

Учебное планирование курса 3 года обучения.

Вводное занятие (2ч): изучение экологии взаимодействия организмов. Мониторинг окружающей среды. Длительные систематические исследования, их роль в изучении экологии окружающей среды. Наблюдения: эмперические зависимости. Современные технические средства мониторинга. Достоверность их результатов.

ЭКОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМОВ.

Влияние месторасположения на рост организмов (1ч+2ч+2ч).

Фенофазы развития растений и их сроки. Влияние условий окружающей среды на развитие фенофаз растений.

Экскурсия на холмистую равнину. Сбор материала для коллекций.

Изготовление коллекций по материалам экскурсии.

Взаимодействие растений в лесном сообществе (1ч+2ч+2ч).

Феногруппы растений лесного сообщества, ценность леса как поставщика древесины.

Экскурсия в лесной массив.

Практическая работа «Определение степени формирования ценной древесины в лесном сообществе».

Взаимодействие биотических факторов на развитие организмов (1ч+4ч).

Биотические факторы и их роль в развитии организмов. Виды биотических факторов.

Проведение опыта по выявлению влияния растений на прорастание друг друга.

Антропогенный фактор и его влияние на окружающую среду (1ч+2ч).

Антропогенный фактор и его влияние. Меры борьбы с уничтожением окружающей природы.

Экскурсия в зону отдыха жителей пгт. Тенишево.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  И  ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Мониторинг состояния окружающей среды (2ч).

Ухудшение состояния окружающей среды. Постепенное и скачкообразное ухудшение состояния окружающие среды. Мониторинг нарушений окружающей среды и его задачи. Мониторинг и управление использования природных ресурсов района.

Местный и региональный мониторинг (4ч).

Местный мониторинг и его задачи. Наблюдение за воздействием горных разработок на окружающую среду. Роль заводских лабораторий и общественных  природоохранительных организаций. Региональный мониторинг. Оценка состояния природы Камскоустьинского района. Организаций, осуществляющие региональный мониторинг.

Экскурсия в санэпидстанцию п.Камское Устье.

Мониторинг загрязнения окружающей среды (2ч+8ч+4ч).

Методы мониторинга загрязнения окружающей среды. Химические методы мониторинга. Биоиндукция. Биотестирование.

Экскурсия в лабораторию ВГСЧ пгт.Тенишево «Определение состава воздуха в шахте Камско-Устьинского гипсового рудника». Экскурсия для сбора материала по определению степени загрязнения окружающей среды.

Практическое занятие по определению степени загрязнения вод реки Волга, занятие по определению степени загрязнения воздуха в окрестностях поселка, в школе, занятие по определению кислотности почвы и влияния удобрений на нее.

Мониторинг состояния живой природы (2ч+8ч+4ч).

Реакция организмов на повреждающие факторы. Неспецифический характер реакций. Стресс. Реакция биоценозов на загрязнение окружающей среды. Нарушение биологического круговорота. Сравнение сообществ живых организмов на различных участках биоценоза.

Экскурсии в лес и на луг для сбора материала исследования.

Практическое занятие по определению степени деградации лесного фитоценоза, занятие по определению степени прогрессивности растительности луга.

Выполнение проектных работ и отчеты по ним (4ч).

Участие в экологических олимпиадах и конкурсах (2ч).

Итоговое тестирование. Зачетная работа (2ч).

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов. – Казань, КГПУ, 2001г.
  2. Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л., Гидрометиздат, 1985 г.
  3. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И.  Биология с основами экологии. – Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 2003 г.
  4. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983 г.
  5. Горбенко Н.В. Об экологизации школьного образования. Журнал: химия в школе. №6 2007г.
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5 – 11 классы. – М., «ВАКО», 2003г.
  7. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников.- М, 1983 г.
  8. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактический материалы. – М., АО «МДС» Юнисам, 1995г.
  9. Крискунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология 9 класс. – М., Дрофа, 1997г.
  10. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. – М., Знание. – 1989г.
  11.  Миркин Б.Н., Наумова Л.Г. Экология России, - М. АО «МДС», - 1995 г.
  12. Мирнов А.В. Знать и беречь природу. Пособие для учителей. – Казань, Татарское книжное издательство, - 1984г.
  13. Никишов А.И., Мокеева З.А. и др. Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителя. – М., Просвещение. – 1974г.
  14. Одум Ю. Основы экологии. – М., Мир, - 1975 г.
  15. Попов А.А., Андреева Т.В., Климанова Н.Г., Мукминов М.Н. Основы экологии. Учебное пособие. – Казань, КГПУ, 2004г.
  16.  Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М., Наука; - 1998г.
  17. Учителю экологии. Журнал в журнале «Биология в школе», М., «Школа – Пресс» 2002-2004 г.
  18.  Экология. Программы для общеобразовательных учреждений, - М., Просвещение, - 1989 г.
  19.  Экология России. Хрестоматия. Составитель Кузнецов В.Н. – М., АО «МДС», - 1995г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В начальной школе идет актив...

Формирование общеучебных умений в экологическом воспитании младших школьников

Понятию общеучебные умения придаю широкий смысл: умению учится жить. Главная наша задача – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добыв...

Формирования у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна у детей посредством озеленения школьной территории

Данный проект направлен на организацию практической и природоохранной деятельности детей и родителей, реализацию одной из форм работы с родителями и детьми проектно-исследовательской деятельности &laq...

Формирование правильной осанки средствами физического воспитания.

Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим ф...