Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
статья на тему
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень хорошо будут применимы с УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_ped_tehnologii_2003.pptx | 110.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках .
Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Вопросы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?
Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, о смысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приёмы стадии «Вызова» «Верные и неверные утверждения» «Корзина идей» «Кластер» «Дерево предсказаний» и другие.
«Верное или неверное утверждение» …ветер может разрушить горы? …опавшие осенью листья вредят почве? …1 см почвы образуется за 300 лет? …норы животных, живущих в почве разрушают её? …растения участвуют в образовании почвы? …почва и камень родственники? …почва – наша кормилица?
Таблица к игре «Верное или неверное утверждение» 1 2 3 4 5 6 7 да нет
Приём «Корзина идей» Почва – это …земля …растительная земля …вещество …суша, а не вода …место обитания, дом для животных
Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
«Кластер» почва земля камни песок
Приёмы стадии «Осмысления» «Инсерт» «Чтение с остановками» Таблица «Плюс-минус-интересно» Таблица «ЗХУ», таблица «Синтез» «Концептуальная таблица» Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» «Сводная таблица» и другие
«Сводная таблица» Название Основные свойства Использование Гранит Зернистый, твёрдый и прочный Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников Песок В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый Строительство, стекло Глина Мельчайшие частички, скреплённые между собой, пластична . Строительство, кирпич, посуда
Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации « V » – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.
Критическое мышление Инсерт При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу: В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем. « V » «+» «-» «?» Уже знал новое Думал иначе Есть вопросы, не понял
Чтение с остановками Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Таблица ЗХУ З- что мы знаем Х- хотим узнать У- что мы узнали и что нам осталось узнать
«Концептуальная таблица» Линии сравнения Тайга Смешанный лес Широколиственный лес Климатичес кие условия Раститель ный мир Животный мир
Приёмы стадии «Рефлексия» «Шесть шляп» «Ромашка вопросов» «Синквейн» «Кластер» Таблица ЗХУ
Приём: «Шесть шляп» Белая шляпа – факты Жёлтая шляпа – позитивное мышление Чёрная шляпа – проблема Красная шляпа - эмоции Зелёная шляпа – творчество Синяя шляпа - философия
«Кластер» почва земля песок глина вода соли воздух
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное Алгоритм написания синквейна Синквейн
Памятка для учащихся «Рефлексия урока» Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что ... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту…
Модели ТРИЗ – технологии: «Теория решения изобретательских задач» Работа с проблемными ситуациями. Организация проектной деятельности. Методы создания речевых творческих продуктов (раскадровка и синтез пословиц, творческие сочинения с использованием портрета)
Модель ТРИЗ – технологии «Системный оператор» 6 Надсистема в прошлом 3 Надсистема 9 Надсистема в будущем 4 Система в прошлом 1 Система Выбранный объект, его функция 7 Система в будущем 5 Части систем в прошлом 2 Подсистема Части системы 8 Подсистема в будущем
Рифмовка М.С.Гафитулина «Что-то» Если мы рассмотрим что-то …(объект). Это что-то для чего-то…(функция объекта), Это что-то часть чего-то…(подсистема объекта). Это что-то из чего – то…(надсистема работы). Чем-то было раньше что-то … (про-шлое объекта). Что-то будет с этим что-то … (будущее объекта). Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.
Окружающий мир, тема: «Хвойные деревья» В лесу На празднике Фабрика по переработке древесины Ель Новогодняя ель Линейка, карандаш Корневая система. Ствол, крона. Ствол, крона (корневая система осталась в лесу) Части новых объектов. (полочки для книг)
Проблемная ситуация. 1. Что имеем? 2. Что хотим? 3. Что мешает?
Типовой приём фантазирования - один из методов решения проблемных ситуаций. В гости к детям приходят волшебники: Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник времени.
Задачи работы над проектом. 1.Научить осмысленной организации коллективно – творческого дела. 2. Научить работать в группах. 3. Научить пользоваться различными источниками информации и способами её обработки. 4. Научить публично выступать с отчётом о проделанной работе.
Шаги проекта. Формулируем проблему и исследовательский вопрос. Собираем «копилку объектов». Классификация. Работа со справочниками и энциклопедиями. Беседа со специалистами. Наблюдения, эксперименты, вопросы. Обобщение полученных результатов. Презентация проектов.
«Раскадровка» и «Синтез пословиц» 1. Прочитайте текст 2. Раздели его на части 3. Составь «раскадровку» (Новый кадр меняется тогда, когда меняется место действия, появляется герой или резко меняется настроение героя) 4.Обсуждаем каждый кадр (Что делает этот герой? Зачем он это делает? Что он получает в результате?) 5. Составляем пословицы. Модели пословицы: Кто…(характер), тот (результат). Кто…(действие), тот…(результат). Кто…(цель), тот…(результат).э 6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: -Какие кадры для вас самые важные? Какая пословица для вас самая важная? (На одно и то же люди смотрят по разному, поэтому мораль может быть у каждого своя)
7. Составляем пословицы по первому и последнему кадру. 8. К каким кадрам подходит главная пословица.(Варианты). 8. Подберите замену данной пословице.(Целесообразно эту работу проводить на уроках литературного чтения).
Алгоритм работы над гипертекстом. 1.Организация деятельности. 2. Озвучивание гипертекста. 3. Структурирование гипертекста. 4. Групповая работа над вопросами к тексту. 5. Групповая работа по тексту. 6. Индивидуальное контрольное задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».
Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....
"Применение ТРИЗ-технологии в обучении младшего школьника"
В статье представлен обобщенный опыт работы по применению элементов одной из инновационных технологий формирования УУД- ТРИЗ-технологии...
Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"
Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...
Приемы ТРИЗ технологии на уроке обучения грамоте.
Предмет: Обучение грамоте (букварный период). Тема: "Буква Ъ"...
ТРИЗ-технология как средство достижения успешности обучения в условиях реализации ФГОС
Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания....
Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников
Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...