Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».
учебно-методический материал на тему
Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар на конкурс "Учитель года" | 61.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2015»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Орлова Л.С,
г.Таштагол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.
Компетентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы: «Как решать практические задачи в условиях реального мира?», «Как стать успешным, как строить собственную линию жизни?». Последние десять лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях. Как в условиях модернизации образования помочь ученику младших классов стать компетентным?
Как учитель, я столкнулась с проблемой, когда ученики могут овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в применении этих знаний на практике, умении вести диалог, умении работать с информацией, в планировании деятельности, сотрудничестве для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность, но и самостоятельность, что даст необходимый развивающий эффект.
Необходимо учитывать, что от человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.
Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников ( в рамках ФГОС 2 поколения – формирование универсальных учебных действий)
Главная задача учителя: развитие личности и создание творческого потенциала учащихся (не давать знания в готовом виде, а мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности).
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского Андрея Викторовича., то главными, которые учитель формирует в школе: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные;. информационные; коммуникативные; социально-трудовые; личностного самосовершенствования. Какие же методы формирования данных компетенций я использую в своей работе?
- Формирование ценностно-смысловых компетенций: позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремленности и настойчивости, а в контексте ФГОС 2 поколения – это блок личностных УУД.
- Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: умение вести диалог; координировать свои действия с действиями партнеров; в способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать. Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети заняты в различных видах деятельности (инсценированные представления, игры по станциям, работа в группах, парах и др.) (в рамках стандартов 2 поколения – это блок коммуникативных УУД).
- Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции). Сбор, систематизация, хранение, использование информации, (аудио, видеоматериалы, словари, справочники и др) - в стандартах 2 поколения – блок познавательных УУД.
- Формирование учебно – познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею. Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения. Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; (в контексте ФГОС 2 поколения – это блок регулятивных УУД).
Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. А для этого необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса
На основе многолетних отечественных исследований в трёх самостоятельных областях – психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и др.), проблемном обучении (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.) и учебном диалоге (В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.) – разработана классификация методов обучения. Автор технологии проблемно-диалогического обучения - Мельникова Елена Леонидовна
Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это такой тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем, в основе которого лежит: проблемное обучение, диалоговое обучение и психология творчества. Эта технология представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа, и позволяет реализовать требования ФГОС. Она, как никогда актуальна в современном образовательном пространстве, т.к. позволяет реализовывать формирование различных УУД на всех этапах обучения, что является одним из приоритетных направлений ФГОС.
Для наглядности сравним традиционный и проблемно-диалогический уроки. Урок ПДО начинается с проблемной ситуации, разрешив которую ученики сами формулируют тему урока и вопросы, которые нужно рассматривать. Далее вспоминаются те известные факты, на которые будем опираться на уроке, а не заученные правила. Ученики сами выдвигают версии для проблемы и открывают новые для себя знания, а самое главное, традиция, «я говорю, ты молчишь» на таком уроке отсутствует.
Решение данных задач осуществлялось нами постепенно. В первом классе дети находят решение совместно с учителем, но при этом им предоставляется возможность предполагать, высказывать свои соображения, устанавливать несоответствия, объяснять свой выбор (не согласен - объясни!). На данном этапе обучения целесообразно использовать диалоговую форму обучения и начать введение групповой формы работы.
Во втором классе дети, работая в группах, учатся выдвигать гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к новым знаниям, самостоятельно принимать решения, и представляют его классу и учителю. Важно, что реакция на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения носит рефлексивный характер. На данном этапе роль учителя еще велика, т.к. детям необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их.
Наряду с учебными задачами решается и воспитательная задача, кроме того, развивается речь, логическое мышление. Дети постепенно начинают общаться между собой, причем общаться по делу и уважительно. Поэтому в третьем и четвертом классе поиск решения учебной задачи, представление решения, его анализ и оценка осуществляется детьми без прямого вмешательства учителя. После принятия общего решения учащимися учитель высказывает авторитетное мнение, или свои выводы дети сверяют с выводами ученых в учебнике. Если дети пришли к неправильному решению, срабатывает прием «яркого пятна»: учащиеся разбираются в причинах ошибки совместно с учителем, лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение. Важно, что все учащиеся класса несут ответственность за принятое решение.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Технология проблемно-диалогического обучения является
- результативной,
- здоровьесберегающей,
- общепедагогической.
Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. Для начальных классов взаимодействие учителя и ученика в процессе оценивания образовательных результатов нашло отражение в правиле: «Оценку определяют учитель и ученики сообща».
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования. Научный руководитель эксперимента –доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн.
Цель технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающего личностно - ориентированного УМК «Школа 2100».
Основные задачи этой технологии на слайде.
Основными составляющими технологии являются:
- развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки;
- фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
- дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В этом большую помощь оказывает технология трехмерной методической системы обучения.
Трехмерная методическая система обучения позволяет оценивать знания учащихся по 12-бальной рейтинговой системе. Во время выполнения разноуровневых заданий на доске вывешивается «Прозрачный журнал».
С целью представления возможности окружающим наблюдать за степенью правильного и самостоятельного выполнения каждым из учащихся разноуровневых заданий, ученики отмечают их (после проверки учителем или консультантом) на доске - напротив своей фамилии – фишкой.
Задания первого уровня оцениваются в 5 баллов. Последовательное выполнение заданий следующих уровней усвоения даёт детям возможность увеличить это количество баллов соответственно: на втором уровне на 4 балла, на третьем уровне на 3 балла.
Все обучающиеся начинают свою деятельность с выполнения заданий первого уровня. По мере правильного и последовательного их выполнения переходят на следующие уровни. Это порождает среди учащихся соревновательный момент и гарантирует получение учащимися знаний на уровне минимальных требований общеобразовательного стандарта образования. Регулярное и качественное выполнение всех заданий хотя бы первого уровня усвоения по каждой теме снижают общую учебную нагрузку ученика. В качестве домашнего задания каждому ученику по желанию предлагается продолжить дальше выполнения разноуровневых заданий. В итоге ему предоставляется возможность увеличить общее количество баллов, полученных в классе, и набрать окончательное их количество. Последовательно соединяя точки, соответствующие баллам за каждую тему, получают педагогический мониторинг знаний ученика, представляющую траекторию его развития. Использование этой технологии показало, что даже самый слабый ученик заинтересован в выполнении всех заданий, т.к. получив своевременную помощь, почувствовав уважение к своей личности, переходит на второй уровень, а со временем и на третий, начинает выполнять домашнее задание не по принуждению, а руководствуясь внутренним побуждением. В процессе выполнения заданий развиваются не только умственные, интеллектуальные, но и нравственные, личностные способности: целеустремленность, самостоятельность, инициатива и творчество.
Активное применение данных технологий в формировании ключевых компетенций у обучающихся даёт свои результаты. Ребята принимают активное участие в заочных международных интеллектуальных конкурсах, в школьных олимпиадах, где занимают призовые места.
Применение данных технологий в работе повышает мотивацию обучающихся, стимулирует творчество и самостоятельность, что дает возможность в самореализации, самовыражении и позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей. Всё это – формирование ключевых компетенций учеников, а в рамках стандартов 2 поколения – формирование УУД.
Опыт работы по данной теме распространен и обобщён:
- Доклад на тему: «Технология оценивания результатов обучающихся 1 классов во внеурочной деятельности». На областном проектно-ориентированном семинаре «Оценка предметных и метапредметных достижений обучающихся в условиях ФГОС».
- Мастер-класс на тему «Земноводные. Лягушки». Окружающий мир. Урок-проект. На областном проектно-ориентированном семинаре «Оценка предметных и метапредметных достижений обучающихся в условиях ФГОС».
- ВКС. Проект урока по русскому языку, разработанный с учётом требований системно - деятельностного подхода в обучении. «Объединение слов в тематические группы» 2 класс.
- Статья "Развитие ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса»
Подводя итог, следует сказать, что для формирования компетентности необходимо выполнение следующих условий: чтобы обучение носило деятельностный характер, развивались самостоятельность и ответственность обучающихся за результаты деятельности, создавать условия для приобретения опыта и достижения цели, применять различные технологии преподавания, усиливать практическую направленность образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса
Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....
Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.
Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...
Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов.
В данной статье раскрываются приемы формирования исследовательских умений младших школьников, которыми может пользоваться учитель начальной школы на своих уроках. Опубликована в журнале "Известия...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Самореализация младшего школьника в деятельностном процессе на уроках русского языка»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Самореализация младшего школьника в деятельностном процессе на уроках русского языка»...
Познавательная активность младших школьников через призму учебной деятельности
Младшие школьники в языковом и социальном плане начинают понимать более сложные темы в результате более ясной, эффективной, творческой и динамичной подачи материала, а также использования различных ст...