Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку по теме

Макарова Наталья Ивановна

Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валеологические элементы на уроках русского языка.

        

Цель моего выступления показать как на практике на уроках русского языка можно использовать валеологические элементы. Обучая, мы должны говорить о важности сохранения здоровья. Вот как это делаем мы в начальной школе.

1.Минутка чистописания.

На доске: Зз Зз Зд.ровье д.роже всего!

- Объясните орфограммы в предложении.

- Почему здоровье дороже всего?

- А что нужно для того, чтобы быть здоровым? (зарядка, режим дня, гигиена питания, витамины)

        

2.Словарная работа.

а)Знакомство с новым словом ЗДРАВСТВУЙ.

- В древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству!».

- В чём заключается смысл этого выражения?

- Какие ещё приветствия вы знаете?

- Подберите однокоренные слова. (Здравие, здоровье, будьте здоровы, т. е. когда мы говорим «ЗДРАВСТВУЙТЕ», значит желаем этому человеку здоровья.

- Какие из слов можно отнести к слову «ЗДОРОВЬЕ»:

АПТЕКА, СПОРТ, БОЛЕЗНЬ, ПОХОД, ЛЕКАРСТВО,

СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ГРАДУСНИК, ВИТАМИНЫ, БОЛЬНИЦА,

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ССОРА,

ЗАКАЛИВАНИЕ, РЕЖИМ ДНЯ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

        

        б) ЗДРАВСТВУЙ.

        - Какая орфограмма выделена?

        - ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ! Этими словами мы начинаем день. Так мы приветствуем своих знакомых и близких.

        - Откуда взялось это слово?

        - Зачем мы его произносим?

- Это слово очень старое и  связано со словом ДЕРЕВО. Когда–то давно люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. ДУБ, например.

        И теперь, когда мы говорим, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

        - Так с каким словом связано слово ЗДРАВСТВУЙТЕ?

        - Подберём слова-родственники.

                                  ЗДОРОВЫЙ

ЗДОРОВ                   ЗДОРОВЬЕ

                                  ЗДОРОВЯК                              Работа

                                                                                     с толковым

                                  ЗДРАВСТВУЙ                         словарём

ЗДРАВ                     ЗДРАВНИЦА

                                  ЗДРАВИЕ            

        3.Упражнения в написании безударных гласных в корне.

На доске: Ч.стота – залог зд.ровья. Мойте руки перед .дой.

        - Выделите орфограммы. Подберите проверочные слова.

        - Беседа о гигиене и чистоте.

(Чистота – залог здоровья. Ведь часто немытые овощи и фрукты приносят вред, так же, как грязные руки. Мельчайшие микробы, попадая в организм, вызывают различные инфекционные заболевания.

        - А вы хотите быть здоровыми? Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- И я буду здоровым!

        4. Развитие речи.

а)- Использование пословиц по выбору учителя.

ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ.

        -Как вы понимаете эту пословицу?

        - Попробуйте придумать рассказ, историю, сказку, где основной мыслью были бы эти слова.

Д/З: записать эту историю.

б) Учитель предлагает детям правильно списать слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи.

- Подумайте, что общего между этими словами? Продолжите список.

         - Дети, слова, которые вы записали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу «СПАСИБО». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья, а все желания рано или поздно обязательно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку

В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....

Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"

Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...