Познавательная активность младших школьников через призму учебной деятельности
статья по иностранному языку (3 класс)

Младшие школьники в языковом и социальном плане начинают понимать более сложные темы в результате более ясной, эффективной, творческой и динамичной подачи материала, а также использования различных стилей обучения. Однако с учетом необходимости формирования функциональной грамотности обучаемых и познавательной активности при этом перед школьниками нужно обязательно ставить четкие и доступные цели. Не только педагог, но и обучающийся должен представлять и понимать, чего именно он должен достигнуть: в ходе изучения иностранного языка, в ходе урока, а также в ходе театрализованной постановки сказки, разучивания стихотворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная активность младших школьников

через призму учебной деятельности

Голякова Юлия Борисовна, Леушкина Марина Владимировна

учителя английского языка МБОУ лицей 14,

,

Формирование познавательной активности школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, в особенности ее начальной ступени. Актуальность проблемы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и их практического применения, развития познавательных интересов и мотивации к обучению, формирования комплекса необходимых предметных, личностных, метапредметных компетенций, активной жизненной позиции. Решение этих задач напрямую связано с развитием функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Наша многолетняя практика преподавания английского языка показывает, что значительная часть учеников в начальной школе изначально слабо мотивирована к изучению иностранных языков по причине низкого уровня развития познавательного интереса. Между тем, именно от начальной ступени зависит дальнейшее развитие мотивации к изучению иностранного языка в школе и практических результатов данного процесса, предполагающих овладение обучаемыми функциональной грамотностью. Причины такой ситуации очевидны: нет языковой среды, ребенок сталкивается с совершенно новой для него учебной и языковой деятельностью, трудно вызвать иноязычную мотивацию говорения с учетом возраста школьника. Закономерно, что в таких условиях традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении и активизации интересов к познанию нового материала на иностранном языке. Для устранения данных причин требуются активные, практико-ориентированные, творческо-исследовательские формы и методы обучения, учитывающие психологические особенности развития младших школьников. Мы задумались о том, как совместить данные методы обучения, не оказывая при этом чрезмерной нагрузки на обучающихся? Как реализовать это на доступном для них уровне, в то же время достигая необходимых учебных целей?

Как известно, ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игровая (в т.ч. игро-ролевая). В условиях ее применения, как показывает наш педагогический опыт, успешно достигается такая учебная цель, как формирование функциональной грамотности обучающихся, умения применять полученные иноязычные знания на практике при решении реальных жизненных ситуаций, эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Постановка сказки является эффективным примером применения игро-ролевой технологии, в то же время комбинируя в себе творческо-исследовательские и практико-ориентированные формы обучения. Она позволяет объединить структурные компоненты сказки и игры и разработать либо учебное, либо внеурочное занятие в форме игровой сказки или с ее элементами, например в виде урока-путешествия. Очень важно, чтобы такая сказка содержала разнообразное, но не чрезмерное число действующих лиц, социальных элементов и ситуаций, носила поучительный характер, отражая определенную социальную и языковую картину и при этом, по своему содержанию и объему была не слишком длинной, учитывая возраст обучающихся. В нашем случае такой сказкой стала «How the Tail of the Fox Became White».

Проведенный нами открытый урок-путешествие, в ходе которого была осуществлена постановка и презентация сказки показал, что сказка в игро-ролевой форме является одним из эффективных способов восприятия информации о мире у младших школьников. Она позволяет развивать такие важные виды учебной деятельности, как сравнение, сопоставление, анализ социальной информации в иноязычной форме, планирование учебного сотрудничества и осуществление коллективной деятельности в языковой среде, приближенной к аутентичной; моделирование высказываний на иностранном языке; накопление опыта в составлении высказываний с изучаемыми лексическими и грамматическими конструкциями; контроль и коррекция речевых высказываний, умений и навыков аудирования.

С позиции формирования УУД, мы также достигаем таких важных результатов, как обучение моральных нормам, умению соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а так же ориентации в социальных и межличностных ролях (личностные УУД); развитие самоконтроля и коррекции, навыков планирования результата действий (регулятивные УУД); развитие общеучебных и логических действий (понимание познавательной цели, поиск, рефлексия, анализ, синтез языковой, культурной и социальной ситуации из частей целого) – познавательные УУД; формирование социальной компетентности и учета позиций других людей, планирование учебного сотрудничества в коммуникативной иноязычной деятельности, в т.ч. постановки вопросов, разрешения конфликтов, принятия решений и их реализации и т.д. (коммуникативные УУД).

Успешное обучение иностранному языку и активизация познавательного интереса происходит только тогда, когда учебный материал является частью интересной и осмысленной деятельности на уроке. Поэтому еще одним эффективным способом формирования и развития познавательного интереса и функциональной грамотности обучающихся является, как свидетельствует наш педагогический опыт, использование стихов и рифмовок на уроках английского языка, которое позволяет оптимизировать учебный процесс. Сказки и стихи – это своеобразные «путешествия» в мир языка и культуры, где героев-обучающихся ожидают различные приключения, встречи с интересными героями (пиратами, королями и т.д.), поэтому они также могут быть включены в канву урока-путешествия. В отличие от сказки, стихотворения – это своеобразные мини-социальные языковые ситуации, проблемные истории, наполненные лингвокультурным, историческим, социальным компонентом, лексическими и грамматическими конструкциями и рифмой, позволяющей облегчить их усвоение и запоминание, а значит – выступающие источником познания. Для этого обучающимися как на индивидуальном, так и коллективном уровне, могут быть разучены и представлены в театрализировано-игровой, творческой форме, например, такие аутентичные поэтические тексты, как «The Arrow and the Song» by H. Longfellow, «If» by R. Kipling, The King's Breakfast Poem by

Погружаясь в сказочную атмосферу, младшие школьники не замечают, как оказываются во власти вымысла и языковой ситуации, и буквально всё становится для них интересным. Следует отметить, что при использовании этого приема раскрываются коммуникативные намерения сказочных, вымышленных и реальных персонажей произведений и средства их выражения (а значит, развивается приоритетная коммуникативная компетенция обучающихся). Встречаясь с дружелюбными героями, дети учатся вежливым словам и выражениям, например, Good morning! Nice to meet you! Glad to see you! Etc. Встречаясь с героями, которые любят похвастаться – знакомятся и отрабатывают употребление модальных глаголов (can); с персонажами, которые любят приказывать - повелительное наклонение и т.д.

Таким образом, использование сказок, рифмовок и аутентичных поэтических текстов (стихотворений) можно охарактеризовать как важное средство оптимизации урока английского языка на начальном этапе, учитывающее возрастные особенности младших школьников; повышения познавательного интереса и мотивации к изучению языку обучаемых, развития их памяти, прививания необходимых в обществе нравственных личностных качеств, эффективного формирования лингвистических навыков, включая лексические, грамматические, аудиальные. Рассмотренные нами средства и методические инструменты также способны помочь учителю более эффективно стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся, содействовать развитию их личности; способствовать организации индивидуального, коллективного, диалогового обучения школьников; наиболее полному удовлетворению образовательных и познавательных потребностей как способных и мотивированных детей, так и недостаточно подготовленных. Младшие школьники в языковом и социальном плане начинают понимать более сложные темы в результате более ясной, эффективной, творческой и динамичной подачи материала, а также использования различных стилей обучения. Однако с учетом необходимости формирования функциональной грамотности обучаемых и познавательной активности при этом перед школьниками нужно обязательно ставить четкие и доступные цели. Не только педагог, но и обучающийся должен представлять и понимать, чего именно он должен достигнуть: в ходе изучения иностранного языка, в ходе урока, а также в ходе театрализованной постановки сказки, разучивания стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций

Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах....

Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"

Работаю учителем начальных классов в МБОУ  СОШ №1 г. Юрьев-Польского   25 лет.  С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».  П...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...