Новые подходы к оценочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС
статья на тему

 Пилявских Елена Алексеевна

В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов  отводится целая глава. Именно по оценке делают вывод об эффективности деятельности образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pilyavskih_ivanova_statya.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к оценочной деятельности учащихся

в свете требований ФГОС

Т.Ю. Иванова, Е.А. Пилявских,

г. Кемерово, Кемеровская область

В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов  отводится целая глава. Именно по оценке делают вывод об эффективности деятельности образовательной организации.

Обращаем  внимание, что в ФГОС используется термин «оценка», а не «отметка», т.е. не только бальное выражение отношения к знаниям учащихся, а развернутое оценочное суждение.

Начальная школа с 2011 года взбудоражена в связи с переходом на новые стандарты. Вопросов больше, чем ответов. Так и процесс перехода на новую систему оценки оказался очень сложным и не всегда понятным. Что же должны знать и уметь учителя о новой системе оценивания?

  1. Познакомиться с нормативными документами, инструктивно-методическими письмами.
  2. Освоить формы и методы оценивания.
  3. Разработать систему контроля: инструментарий, критерии, оценочные процедуры.

Оценочная деятельность учителя, как и раньше,  является постоянным  критериальным процессом, оценивать  можно только результаты деятельности, а не личные качества, оценивать можно только то, чему учили и по возможности включать в процесс оценивания самих учащихся.

Оценка может быть внутренней и внешней. В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка – это оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аккредитация школы. Результаты внешнего оценивания не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее и итоговое оценивание.

Коротко о каждом из них.

Стартовая диагностика проводится в начале сентября и позволяет определить уровень знаний, необходимых для продолжения обучения. Инструментарий такой диагностики разрабатывается педагогами школы или используется уже готовый. Вот, к примеру, по системе Занкова есть пособие «Школьный старт», разработанный для каждого класса.  Стартовую диагностику нельзя путать с входными контрольными работами. При стартовой диагностике оценка не выставляется, а результаты фиксируются в таблицу (таблица 1), и учителем планируется работа по устранению незнаний ребенка.

В текущей оценочной деятельности используются как известные нам формы, такие как: самостоятельная работа, тестовые задания, устный опрос, проектные работы и др., так и диагностические работы, которые помогают судить о сформированности УУД. В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение школьников в освоении всех умений, можно заносить в специальные «Листы индивидуальных достижений», которые необходимо завести на каждого ребенка (таблица 2). Заполнять лист может как учитель, так и ученик. Нельзя забывать фиксировать в аналогичные листы формирование социальных навыков: способность уважать других, умение сотрудничать.

Итоговая оценка проводится по окончанию учебного года. На итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные программой в разделе «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» (так называемый базовый и повышенный уровень обучения). Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Основным инструментом итоговой оценки являются комплексные итоговые работы. Учитываются накопительные оценки и участие ученика во внеурочной деятельности.

Комплексная контрольная работа в начальной школе - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Структура представленной итоговой работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Время на выполнение заданий каждой части – один урок. Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом. В новых стандартах описывается и формы оценивания ученика на уроке. В процесс оценивания обязательно участие самого ребенка.

Как мы уже сообщали, система оценки предполагает комплексный подход. Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Итак, что же, когда и как должны оценивать?

Личностные результаты в полном соответствии с ФГОС не подлежат итоговой оценке. Основными объектами оценки являются внутренняя позиция учащихся, самооценка, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы их выполнения. Осуществляться она должна ежегодно и проводить ее могут учителя, администрация, психологи. Персональные показатели личностного развития выдаются учащимся, их родителям и учителям для принятия решений о траектории обучения.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Так к метапредметным результатам (в 1классе) относятся:

Регулятивные УУД

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе проведения проверочных работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе и с помощью наблюдения за ребенком на уроке и внеурочных занятиях. Методик проверки метапредметных УУД много. Каждый учитель выбирает своё. Поэтому наше оценивание носит субъективный характер.

Все данные мы заносим в таблицы (таблица 3).

Мы не будем останавливаться на оценивании предметных достижений, т.к. эта часть наиболее понятна учителю. Здесь оценивается те знания и умения, которые прописаны в программах. Например, по математике оценивается с помощью значков или баллов такие навыки как счет, решение задач, решение уравнений и т.п.

И в заключении о Портфолио ученика. Портфолио – наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Это сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс достижения в различных областях. В школе разработано положение о портфолио. Портфолио хранятся в классе и должны пополняться учащимися в течение года. Портфолио может быть печатным и электронным.

Таблица 1

Карта – характеристика к началу школьного обучения

ФИО ребёнка____________________________________

Дата рождения___________________________________

Обучаемость

Знакомство

Мотивация

Внимание

Память

Мышление

Самооценка

Устойчивость

Объём

Слухоречевая

Зрительная

Тип

Обобщение

Ребенка

Родителей

Готовность к школе

Чтение

Математика

Письмо

Буквы

Слоги

Слова

Текст

Счёт от 1 до 10

Название чисел от 10 до 1

Решение примеров

        Решение задач

Точки (саморегуляция)

Копирование

Развитие речи

Фонематический слух

Словарь

Активный запас

Пассивный запас

Лексический запас

Таблица 2

Лист индивидуальных достижения
Ученик_____,  Школа_______,   Класс__________,  Учитель_________

п/п

Формируемые навыки и умения

                         Даты проведения  оценивания

Стар

окт.

нояб

дек

янв.

фев

март

итог

1.Навыки чтения

1.1

Техника чтения

Чтение слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Ударение

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текстов

 

 

 

 

 

 

 

 

Безошибочность чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительность чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесное «рисование картин» к прочитанному

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Регулятивные УУД

1 класс ___                    

Учитель ________________________

ФИ

Определят цель (проблему) и план действий

Готовить рабочее место

Работать по предло-женному плану

Оценивать результат действий

Средний % каждого ученика

Опре-делять цель

Прогова-ривать последова-тельность действий на уроке

Плани-ровать

Сравнивать результат с целью

Делать вывод о результате

 Б

П 

Б

 

П 

Б 

П 

Б 

П 

Б 

П 

Б 

П 

Б 

П 

 

1

2

3

Сред


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС

Новые подходы к оценочной деятельности обучающихсяв свете требований ФГОСВ соответстствии с ФГОС основным объектом системы оценок, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые р...

Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"

Федеральный государственный стандарт второго поколения  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009г. №373.   С 1 сентября 2011 г. все российски...

Доклад ШМО на тему: "Компетентностный подход в НОО в свете требований ФГОС НОО"

Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении  Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым...

Контрольно -оценочная детельность в свете требований ФГОС

Контрольно-оценочная деятельность в свете требований ФГОС....