Доклад ШМО на тему: "Компетентностный подход в НОО в свете требований ФГОС НОО"
методическая разработка на тему
Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»
Доклад ШМО
на тему:
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
Составитель:
учитель начальных классов
Дмитриева С.Н.
2015-2016 учебный год
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.
Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.
Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция и другие.
К числу таких тенденций относится и компетентностный подход.
Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.
Формирование компетентности обучающихся является на сегодняшний день, одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Однако, как показывают анализы педагогических исследований и образовательной практики, существует противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция.
Круг вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности обучающегося с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и другие.
Социально-трудовая компетенция.
Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Она направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Компетентностный подход не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, а также элементов функциональной грамотности (социально приемлемых алгоритмов действия в типичных ситуациях).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
С позиций компетентностного подхода понятие образовательной среды может быть рассмотрено как многомерное психолого-педагогическое, социальное и физическое пространство, в котором формируются компетентности младшего школьника. В связи с тем, что некоторые компетентности не могут быть сформированы только в пространстве школы, к образовательной среде частично можно отнести и внешкольную среду, обеспечивающую накопление ребенком опыта, усвоение общих знаний и умений.
Образовательная среда начальной школы обладает определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора).
Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимися не отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного.
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения
| Цель обучения
|
Формула результата образования
| Формула результата образования
|
Характер образовательного процесса
| Характер образовательного процесса
|
Доминирующий компонент процесса
| Доминирующий компонент процесса
|
Характер контрольных процессов
| Характер контрольных процессов
|
Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании.
- Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
- При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
- Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и другие.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования.
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Что даёт компетентностный подход?
- Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями обучающихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает.
- Подготовку обучающихся к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем.
- Подготовку обучающихся к успеху в жизни.
- Повышает степень мотивации учения.
- Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда обучающиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
Основные составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию ключевых компетенций.
1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2. Демонстрировать заинтересованность в успехе обучающихся по достижению поставленных целей.
3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
6. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных обучающихся и поддерживать их активность.
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
10. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
11. Доводит до полного понимания обучающимися критериев оценки результатов их работы.
12. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
13. Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.
14. Позволять обучающимся брать на себя ответственность за конечный результат.
15. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
16. Показывать обучающимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
17. Поддерживать обучающихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.
18. Демонстрировать обучающимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный обучающийся – завтрашний активный член общества.
- Помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать обучающимся перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого обучающегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу обучающихся. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы обучающийся понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте обучающимся, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихсяв свете требований ФГОСВ соответстствии с ФГОС основным объектом системы оценок, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые р...
«Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС НОО, ФГОС для детей с ОВЗ»
Данный материал представлен в форме доклада....
Новые подходы к оценочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС
В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов отводится целая глава. Именно п...
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...
Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении
Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым...
Компетентностный подход в начальном общем образовании в свете требований ФГОС НОО
Речь идёт о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентрируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний...