«Адаптация учащихся 1 и 5 классов. Особенности обучения школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу"
статья на тему
«Адаптация учащихся 1 и 5 классов. Особенности обучения школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Парфенова Татьяна Сергеевна
ГБОУ школа №1987 г. Москва
учитель начальных классов
«Адаптация учащихся 1 и 5 классов. Особенности обучения школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу"
Успех воспитания и обучения зависит, прежде всего, от знания воспитателями (педагогами, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Для правильного управления процессами развития ребенка педагоги уже в далёком прошлом классифицировали периоды человеческой жизни. В настоящее время принято следующее деление детского возраста:
● младенчество – от рождения до 1 года;
● предшкольный возраст – от 1 года до 3 лет;
● дошкольный возраст – от 3 до 6 лет;
● младший школьный возраст – от 6 до 10 лет;
● средний школьный возраст – от 10 до 15 лет;
● старший школьный возраст – от 15 до 18 лет.
Определение границ этих периодов является условным, т. к. наблюдается большая вариативность в этом отношении.
Опираясь на возрастные особенности, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Первым, кто настаивал на строгом учёте возрастных особенностей детей, был Я. А. Коменский. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании всё должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. «Всё подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я. А. Коменский.
Младший школьный возраст. К 6 годам ребёнок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу – всё это создаёт предпосылки для систематического обучения.
С поступлением в школу изменяется режим жизни ребёнка, его отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению в школе.
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. С первых дней обучения у них появляются потребности точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, выполнять определённые общественные обязанности и др.
Как правило, потребности младших школьников первоначально носят личную направленность. Постепенно в результате систематической воспитательной работы учителя эти потребности приобретают общественную направленность. У школьников начинают проявляться чувства товарищества и коллективизма. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь, стремятся, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущее желание завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость.
Основным этапом начального образования является адаптация к школе. Этот этап занимает от 2 до 6 месяцев обучения и характеризуется тем, что:
- Является переходным, а следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребёнка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;
- В это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.
Основные проблемы, с которыми обычно сталкивается ребенок при поступлении в школу:
- Характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, сильно отличается от того, к которому ребенок привык в детском саду: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьезным.
- Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят самооценка и социальный статус ребенка, что предполагает большую ответственность ребенка перед лицом учителя и родителей.
- Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от детей серьезного напряжения и концентрации. У ребенка часто отсутствует интерес к такого рода занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителя. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей.
Непривычный для детей распорядок дня и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.
У большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается только в начале второго полугодия. В период адаптации у детей замедляется рост, у многих из них падает масса тела, появляются жалобы невротического характера. Острая заболеваемость первоклассников в это период в два раза превышает величину этого показателя у старших школьников. У некоторых детей удовлетворительная адаптация к школе вообще не наступает. Это состояние характеризуется как школьная дезадаптация и служит источником различных заболеваний.
В соответствии с этими проблемами должна быть спланирована и организована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки - облегчить адаптацию ребёнка к новым условиям обучения.
Определены основные направления работы.
1. Методическая работа (воспитатель – учитель)
2. Работа с родителями
3. Работа с детьми
Методическая работа :
- разработка соответствующего методического обеспечения (конспекты занятий, экскурсий, бесед и т. д.) .
- учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документов.
- методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимопосещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д.
Работа с родителями:
- предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе, необходима согласованность взглядов ДОУ, школы и семьи.
- можно использовать такие формы работы как проведение семинаров-практикумов с участием педагогов детского сада и школы, индивидуальные консультации родителей, разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе, проведение конференции с участием медицинского работника, педагогов по итогам диагностики, участие родителей в дне открытых детей в школе, проведение открытых занятий и т. д.
- использование нетрадиционных форм собраний (педагогическая гостиная, дискуссионный клуб,круглые столы).
В работе с детьми по преемственности между ДОУ и школой могут быть использованы разные формы работы с детьми, например изготовление коллективной газеты «Первый раз в первый класс», организация праздника «День знаний», встреча с бывшими воспитанниками ДОУ, сюжетно-ролевые игры, использование элементов сказкотерапии и т. д. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание ходить в школу с удовольствием, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы.
Литература:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: СУРЭ DVD , 2007.
- Краткий курс педагогики В.Ю.Микрюков – СПб.: БХВ – Петербург, 2011.
- Общая и профессиональная педагогика начального образования О.В. Буданова.- М.: МГПИ, 2009.
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/13/formirovanie-adaptatsionno-razvivayushchey-sredy-pri
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в воспитании и обучении между детским дошкольным учреждением и начальной школой
С данной презентацией учитель выступил на педагогическом совете АНО СОШ "Димитриевская"....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
Современные тенденции развития теории и практики в непосредственном взаимодействии дошкольного учреждения и начальной школы по вопросам реализации новых образовательных стандартов
В презентации представлен материал по преемственности....
Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе
Уважаемые родители) начало обучения в школе- это один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Мы хотели бы узнать, что именно для Вас означает "тудность и серьезность" данногог периода ...
Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы (Из опыта работы)
В работе обобщен опыт работы тесного струдничества с детьми детского сада и младших школьников....
« Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене»
В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная...
Конспект урока математики 2 класс. " Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд". УМК "Перспективная Начальная Школа"
Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд; совершенствование вычислительных навыков; создание условий для формирования умений решат...