« Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене»
статья

Смирнова Татьяна Петровна

   В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная адаптация первоклассников к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Проблема перехода младших школьников в среднее школьное звено характеризуется рядом трудностей в социальной адаптации, обусловленными изменением привычного образа жизни, приспособлением к новым условиям социального существования, среди первичных проявлений часто встречается снижение успеваемости, сдвиг мотивов учебной деятельности, напряжение в отношениях с учителями-предметниками.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования, отраженных в перечне конкретных знаний, умений и навыков, из которых категория личностных универсальных учебных действий представлена ценностными ориентациями, личностными смыслами, мотивами учащихся и их уровнем их социальной адаптации, выражающейся в умении выполнять различные социальные роли [1].

   В психолого-педагогической литературе изучением процесса социальной адаптации детей занимались Л. И. Божович, Г. Г Буторин, Л. C. Выготский, В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, Н. Н. Иванова, И. А. Коробейников, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев В. М. Махова, А. В. Мудрик, Д. В. Рязанова, А. Б. Холмогорова и др.. По мнению А. В. Мудрика, «социальная адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом» [8, 6]. Если рассматривать данное понятие с позиции Л. В. Мардахаева, то «социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека» [7]. Согласно утверждению В. Н. Дружинина, понятие «социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой» [9, 122]. В словаре терминов по общей и социальной педагогике под социальной адаптацией понимается «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» [2, 4]. В психолого-педагогической литературе принято понимать под социальной адаптацией процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, а также адекватных связей с окружающими.  

   В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная адаптация первоклассников к школе. Атмосфера школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка и интеллектуальным возможностям, но и к его личности в целом. Значимость социальной адаптации при переходе в среднее звено обусловлена происходящей сменой деятельности, что влечет за собой эмоциональный дискомфорт. Основные аспекты школьной жизни затрудняются, а именно — процесс обучения и успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями.            Социальная адаптация отражается «в процессах принятия и усвоения норм поведения, свойственных для конкретной организации, и своей социальной роли в группе» [9, 455]. Процесс социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено может быть осложнен рядом обстоятельств. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить среди причин нарушения социальной адаптации четыре основные из них.

    Во-первых, изменение условий обучения может привести к осложнению процесса социальной адаптации пятиклассников. Зачастую это обусловлено тем, что, обучаясь в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя, у которого он стремился завоевать авторитет, а при переходе в среднее звено ситуация изменилась, так как появляются учителя-предметники.

   Во-вторых, трудности перехода к многопредметному обучению связаны с изменением требований в процессе обучения к ученику. Разные подходы учителей, как к подаче материала, так и к выполнению домашних заданий, определяют необходимость перестройки когнитивных процессов. Отсутствие гибкости мыслительных процессов у пятиклассника, могут привести к высокому уровню напряжения, тревоги, процесс обучения в целом может явиться стрессовой ситуацией. Важным для ученика является в процессе адаптации оценивание педагогом его деятельности, понимание критериев выставления отметки позволит ему сориентироваться в учебном материале. Усвоение правил       поведения в среднем звене является важным компонентом социальной адаптации.        В-третьих, отсутствие индивидуального контроля со стороны педагога позволяет ученику самостоятельно организовывать собственную деятельность, но в некоторых случаях, школьники могут забывать школьные принадлежности, выполнить домашние задания и т. д. Поэтому в данной ситуации все же важна роль учителя, который научит правильно планировать свою деятельность, образцом поведения может явиться и классный руководитель. Изменение иерархии мотивов будет обусловлена переориентацией потребностей, которые могут быть удовлетворены в учебной деятельности [6].

   В-четвертых, усложнение усваиваемого материала будет нести дополнительную интеллектуальную и психологическую нагрузку для школьника. Отсутствие возможности у педагога повторно объяснять материал может привести к пробелам в знаниях у ученика, что приведет к непониманию темы, неотработанным умениям и навыкам.

   В начальной школе эти пробелы сглаживались индивидуальным подходом учителя, в пятом же классе такого не происходит, материал усложняется от урока к уроку, и если тема прошлого урока была не понята, то последующие более сложные, соответственно тоже не будут ясны. В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено. Экспериментальное исследование были проведено на базе МОУ Васильевская ООШ, в котором приняли участие 15 учащихся 5 класса в начале учебного года. Для определения особенностей самооценки школьников (как общего отношения к себе) при переходе к многопредметному обучению и представлений ребёнка о том, как его оценивают окружающие, мы использовали методику «Лесенка» (В. Г. Щур) [3]. Мы выявили, что адекватная самооценка свойственна 8 учащимся (55 %), что свидетельствует о сформированности у них представления о себе, соответствующего реальности, умения оценивать себя и свою деятельность; завышенная самооценка — 5 человек (35 %), у данной категории детей прослеживается явное превозношение себя над другими; заниженная самооценка — у 2 школьников (10 %), что обусловлено проблемами восприятия себя, у них четко прослеживалась идея о том, что «Я плохой». Использование опросника С. В. Левченко «Чувства в школе» позволило нам определить, какое состояние свойственно ребенку в школе [5]. Мы выявили, что учащиеся испытывают к школе следующие чувства:

 чувство спокойствия — 35 % (5 человек);

чувство усталости — 85 % (13 человек):

чувство скуки — 8 % (1 человек);

чувство радости — 40 % (6 человек);

чувство уверенности в себе — 23 % (3 человека);

 чувство беспокойства — 77 % (11 человек);

чувство неудовлетворенности собой — 23 % (3 человека);

чувство раздражения — 8 % (1 человек);

чувство сомнения — 40 % (6 человек);

чувство обиды — 0 % (0 человек);

 чувство унижения — 0 % (0 человек);

чувство страха — 40 % (6 человек);

чувство тревоги за будущее — 35 % (5 человек);

чувство благодарности — 7 % (1 человек);

чувство симпатии к учителям — 30 % (4 человека);

чувство и желание приходить сюда — 45 % (7 человек).

   Следовательно, у большинства детей (11 человек — 77 %) преобладает чувство беспокойства, а также чувство усталости (13 человек — 85 %), что свидетельствует о сложностях в социальной адаптации, обусловленных вышеперечисленными причинами, также встречаются состояния, отражающие положительное отношение к школе (спокойствие, радость, симпатия к учителям, желание посещать школу), что может явиться ресурсом, который необходимо использовать для повышения уровни адаптированности учащихся. Для оценки уровня и характера тревожности, связанной со школой, мы использовали методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса [4]. Мы выявили, что нормальный уровень тревожности встречается у 40 % учащихся (6 человек), им зачастую свойственно спокойное поведение, усидчивость и трудолюбие; повышенный уровень тревожности — 35 % (5 человек), данные дети отличаются беспокойным поведением, порой, не умением слушать; высокий уровень тревожности — у 25 % школьников (4 человека), что характеризуется нервозностью и высоким напряжением. При переходе в среднее школьное звено важна роль родителей, которым необходимо помогать ребенку при выполнении домашнего задания; следить за успеваемостью ребенка, демонстрируя интерес к процессу его обучения; беседовать с учителями по поводу успеваемости, по поводу поведения ребенка в школе и общения со сверстниками; супругам стоит выработать единую тактику общения с ребенком; обязательно расспрашивать своего ребенка о том, как прошел школьный день, интересоваться произошедшими событиями; выявить связь между интересами вашего ребенка и предметами, изучаемыми в школе. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что у школьников, перешедших в среднее школьное звено, существуют сложности в социальной адаптации, которые проявляются в повышенной тревожности, неадекватной самооценке, и преобладанием негативных чувств к школе, что обуславливает необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся.  

 Литература:  

 1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.): офиц. текст.- М., 2009.

2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.:Просвещение, 2008, 152 с.

 4. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003. — 122 с.

5. Левченко, С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? // Практика административной работы в школе. — 2005. — № 5. — С.65–66. 6. Максимова, Н. Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов // Молодой ученый. — 2014. -№ 21.1. — С. 106–108.

7.  Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

8. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов, 2-е изд./ Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер,2009. — 656с.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ  

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАСИЛЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МОУ «ВАСИЛЬЕВСКАЯ ООШ»

д. Васильевское д.4б,  г.о. Серпухов, Московская обл., 142277,  телефон (4967) 704-391, e -mail: mouvas@mail.ru

ОКПО 7042551, ОГРН 1035011805630,  ИНН5077015810,  КПП 507701001

Справка – подтверждение

Дана Смирновой Татьяне Петровне в том, что она выступала на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме « Планирование работы школьного методического объединения учителей начальных классов  на 2018-2019 учебный год»» с докладом «Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене» 25.08.2018г.

Директор школы                            О.А.Ненашева



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Презентация "Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене".

      Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенн...

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...

Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – с...