Особенности реализации «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» уровня начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО
статья на тему

Безик Анна Александровна

Выступление на областном семинаре классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации «Программы духовно-нравственного развития

 и воспитания обучающихся» уровня начального образования

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Безик Анна Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского» г. Курска

руководитель методического объединения классных руководителей учителей начальных классов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в вопросах нестабильности экономики и политической системы, а в разрушении личности. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа.  Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

В Федеральных государственных стандартах второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности. В 2011 году педагогами школы разработана и реализуется «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», которая является составной частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №32» г. Курска. Концепция определяет цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Нравственный мир ребёнка сложен, изменчив, находится в развитии. Задача классного руководителя  состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы духовно-нравственного воспитания личности школьника, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Обязательно необходимо учитывать, что дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. На протяжении всего периода обучения психологическая служба школы в сотрудничестве с МКОУ «Центр диагностики и консультирования «Гармония» города Курска  и помощи классных руководителей систематически проводят мониторинги по изучению характера обучающихся, уровня развития нравственных качеств, волевой сферы и отмечают стабильное повышение и удержание уровня нравственной культуры обучающихся школы. Примеры диагностических таблиц, бланковых материалов, мониторинговых карт показателей, методического комплекса диагностики уровня сформированности личностных универсальных учебных действий, используемых в нашей работе, представлены в практических материалах к семинару.

Положительной динамике духовно-нравственного развития и воспитания способствуют проведение: системы нетрадиционных уроков и классных часов, работа детских творческих коллективов, участие в благотворительных акциях, нравственные тренинги, исследовательская деятельность и так далее. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта обучающихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный) подход, способствующих актуализации собственной деятельности обучащюихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Более 30 лет продолжается сотрудничество между школой и Курской областной библиотекой для детей и юношества. С 2011 года запущен новый проект — Студия творчески одаренных детей «Литературная паутина» - СТОЛП. Через чтение художественной литературы, анализ поступков героев формируется самоанализ и самооценка своих поступков и качеств личности. В рамках проекта проходят встречи с интересными людьми — нашими знаменитыми земляками: писателями, поэтами, ветеранами, спортсменами. В 2013-1014 учебном году обучающиеся стали авторами детской рукописной книги «Войны не видели, но знаем...», созданной в рамках проекта «Живем и помним: правнуки о победителях», посвященного 70-летию Великой Победы. Итог работы над книгой вылился в участие в Международном сетевом проекте «Книга Славы», проведенного методическим порталом «Методсовет». Регулярно в рамках программы СТОЛП проходят экскурсии по историческим местам родного края. Например, в 2014 году посетили город Льгов с экскурсией «Курск литературный», где побывали в музее Н.Н. Асеева и мемориальный комплекс-музей А.П. Гайдара.

Нашим партнером по духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения является Дворец пионеров и школьников г. Курска, сотрудники которого часто проводят встречи с обучающимися в рамках программы «Моя родословная». В 2014 году отмечалось 80-летие образования Курской области. Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории города, семьи, человека. Изучение истории малой родины способствует развитию бережного отношения, не только к памятникам культуры и истории, но и к людям, живущим рядом. Обучающиеся начальной школы принимали участие в VIII Открытой детской краеведческой конференции «Я родину люблю» в рамках городской воспитательной программы «Эрудит» в секции «История Курского края» на базе Дворца пионеров и школьников города Курска, заняли 3 место с творческим проектом «Литературные таланты родного края».

В 2013-2014 учебном году с целью развития личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в разных видах деятельности в школе была создана детская организация «Солнечный город». В каждом классе проходят выборы актива организации, который на протяжении учебного года являются помощниками в работе классных руководителей. В рамках данной организации проходили творческие мероприятия, конкурсы, проекты, коллективно-творческие дела, такие как,  конкурс патриотической песни «Мы славим Отечество!» , «Край, в котором я живу», «Хорошо учиться в школе!», «Я маленький гражданин России», конкурс чтецов «С любовью о маме» и другие.

Особое внимание в формировании основ нравственности отводится семейному воспитанию. На родительских собраниях, лекториях, консультациях классные руководители проводят просветительскую работу по вопросу воспитания младших школьников. Совместная деятельность способствует установлению доверительных отношений между родителями детьми, их взаимному духовному обогащению. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями проходит путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов, проведения совместных школьных акций и праздников. В школе традиционно проводится спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», позволяющий родителям увидеть своего ребенка в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  

Результатом проведённых мероприятий и социального сотрудничества стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.  

Личностные достижения фиксируются в «Портфолио обучающихся», которое является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка в начальной школе. Работа с портфолио продолжается в течение всего периода обучения в начальной школе, так как задача учителя - отследить продвижение обучающегося, а его заполнение поможет детям лучше узнать себя, развить самооценку и рефлексивные качества.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Презентация "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обшего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. На базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана Программа духовно-нравственног...

"Реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования МОУ-СОШ №4 г. Маркса

Показаны основные направления и формы работы образовательного учреждения, реализующие Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования

Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...

Мониторинг эффективности реализации Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Диагностические средства для проведения мониторинга реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся...