ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6 (выступление на РМО 31.03.2011г)
1слайд: Представляем вам Программу духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ №6 – Школы Открытого Образования. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, содействует качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
2слайд: Программа создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития. В отличие от Концепции Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира.
3слайд: Нормативно правовая основа программы:
Конституция Российской Федерации.
- Закон «Об образовании».
- Закон «О государственном языке Российской Федерации».
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
- Послания Президента России.
- Гражданский кодекс.
- Семейный кодекс.
- Трудовой кодекс.
- Программа развития школы «Школа Открытого Образования».
- Модель воспитательной системы школы «Дарите людям красоту»
4слайд: Для создания программы, основополагающим аспектом, стало определение актуальных проблем духовно-нравственного воспитания школьников. 1.Искажение у детей представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. 2.Доминирование материальных ценностей над духовными. 3.Разрушение, деградация личности. На данном этапе развития России современный национальный воспитательный идеал личности гражданина это: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
5слайд: Из этого следует, что программа школе необходима, т.к духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
6слайд: Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.
ЦЕЛЬ: Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России. Задачи: 1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше» 2.Формирование основ российской гражданской идентичности; Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
3. Формирование отношения к семье, как основе российского общества; формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
4. Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены. 5. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей 6. Развитие форм ученического самоуправления
7слайд: В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственных ценностей, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся нашей школы это:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.
8 слайд: 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
9слайд: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
10 слайд: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
11 слайд: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа, экологическое сознание.
12 слайд: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
13 слайд: Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России, таких как: • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
14 слайд: Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням. Они вам хорошо знакомы.
15 слайд: Лаконичная формулировка трех уровней результатов выглядит так:
- Ребенок знает и понимает общественную жизнь.
- Ребенок ценит общественную жизнь;
- Ребенок самостоятельно действует в общественной жизни.
16 слайд: Для достижения 1 уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как носителем социального знания и повседневного опыта. Для достижения 2 уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне группы, класса, учебного заведения. Во взаимодействии с «такими же, как он сам» ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Для достижения 3 уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами учебного заведения, в открытой общественной среде.
17 слайд: В основе духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого уклада школьной жизни лежит принцип системно-деятельностной организации воспитания и включает в себя организацию учебной (система Л. Занкова, УМК «Планета знаний»), внеурочной (модель воспитательной системы «Дарите людям красоту») и программы дополнительного образования детей.
18 - 20слайды При создании модели реализации программы мы использовали методический конструктор внеурочной деятельности. Он, как вы видите, очень удобен при создании тематического планирования с 1по 4 класс обучения. В нём чётко отражены: виды деятельности, пути приобретения социальных знаний, формирования ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного социального действия
21- 24 слайды: Составленное тематическое планирование включает два основных блока: I блок –направления развития духовно-нравственного воспитания детей, они закреплены в модели воспитательной системы «Дарите людям красоту» II блок – система программных мероприятий. В тематическом планировании отражены сроки проведения мероприятий, цели, воспитательные задачи, характеристика деятельности учащихся по каждому году обучения.
25 слайд: В контексте программы определена модель выпускника. Отражены Цель и задачи воспитания в связи с заданными качествами и направлениями развития личности
26 слайд: Определение критериев результативности основывается на трёх уровнях: уровня личностной культуры, уровня социальной культуры, уровня семейной культуры. Каждый из критериев диагностичен и имеет свои показатели.
27 слайд: Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов, определены в соответствии с возрастными категориями и уровнями воспитательных результатов.
28 слайд: Мы уверенны, что достижение всех трех уровней результатов увеличит вероятность позитивных эффектов воспитания. Но, важно, так же помнить, что переход от одного уровня к другому должен быть последовательным, постепенным.
29 слайд: Поэтому нельзя форсировать развитие школьника, игнорировать условия его семейного воспитания, влияние социальной среды, историю его дошкольной жизни и требовать немедленного соответствия личности школьника эталонному социальному варианту. Необходимо терпеливое взращивание ребенка без подавления и устрашения.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ №6
ПАВЛОВО
2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".
Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...