ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
рабочая программа (1 класс) по теме

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_pdnv.docx59.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и   ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6                                                   (выступление на РМО 31.03.2011г)

1слайд:  Представляем  вам  Программу  духовно – нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего  образования МОУ СОШ №6 – Школы Открытого Образования. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, содействует качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.                                                                                    

2слайд: Программа создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития. В отличие от Концепции Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира.

3слайд:    Нормативно правовая основа программы: 

     Конституция Российской Федерации.

  1. Закон «Об образовании».
  2. Закон «О государственном языке Российской Федерации».
  3. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
  4. Послания Президента России.
  5. Гражданский кодекс.
  6. Семейный кодекс.
  7. Трудовой кодекс.
  8. Программа развития школы «Школа  Открытого Образования».
  9. Модель воспитательной системы школы «Дарите людям красоту»

4слайд:  Для  создания программы, основополагающим аспектом, стало определение актуальных  проблем  духовно-нравственного воспитания   школьников.                                                                                                              1.Искажение у детей  представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.                                                                        2.Доминирование материальных ценностей над духовными.                                                                                  3.Разрушение,  деградация личности.                                                                                                                                                   На данном этапе развития России современный национальный воспитательный идеал личности гражданина это:  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

5слайд:   Из этого следует, что программа школе необходима, т.к  духовно- нравственное воспитание  содействует формированию у человека: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),  нравственной позиции  (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

6слайд:   Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.

ЦЕЛЬ:  Обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного,  компетентного гражданина России.                                                                                         Задачи:  1. Формирование способности к духовному  развитию, реализации творческого потенциала  в учебно-игровой, социально-ориентированной   деятельности на основе нравственных установок и  моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»                                                                                                                                   2.Формирование основ российской    гражданской идентичности; Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.    

 3. Формирование отношения к семье, как основе российского общества; формирование уважительного отношения к родителям, осознанного,   заботливого отношения к старшим и младшим знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 4. Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.                                                                                                                                                                                                5. Консолидация и   координация деятельности   школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей                                                                                                                                         6. Развитие форм ученического самоуправления

7слайд:   В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственных ценностей, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся нашей школы это:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

8 слайд:   2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

9слайд:   Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.                                                                                                                     Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

10 слайд:   Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.   Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

11 слайд:   Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа, экологическое сознание.

12 слайд:   Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).                                                                                     Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

13 слайд:          Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России, таких как:                                                                                                   патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;                                                                                                                                                                                     социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;                                                                                    

 • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;                                                                                                                                                  семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;          

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;                                                                                                                

 наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;    

 традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;                        

 • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;                                                                                                                                 природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;                                                                                                  

  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.      

 14 слайд:   Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням. Они вам хорошо знакомы.

15 слайд:   Лаконичная формулировка трех уровней результатов выглядит так:

  1. Ребенок знает и понимает общественную жизнь.  
  2. Ребенок ценит общественную жизнь;                                                                    
  3. Ребенок самостоятельно действует в  общественной жизни.

        16 слайд:   Для достижения 1 уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как носителем социального знания и повседневного опыта.       Для достижения 2 уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне группы, класса, учебного заведения. Во  взаимодействии с «такими же, как он сам» ребенок получает  первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.   Для достижения 3 уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами учебного заведения, в открытой общественной среде.

17 слайд:   В основе духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого уклада школьной жизни лежит принцип системно-деятельностной организации воспитания и   включает в себя организацию учебной (система Л. Занкова, УМК «Планета знаний»), внеурочной (модель воспитательной системы «Дарите людям красоту») и программы дополнительного образования детей.                                                                      

18  - 20слайды    При  создании модели  реализации программы  мы использовали методический конструктор внеурочной деятельности. Он, как вы видите, очень удобен при создании тематического планирования с 1по 4 класс обучения. В нём чётко отражены: виды деятельности, пути приобретения социальных знаний, формирования ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного социального действия

21- 24  слайды:    Составленное тематическое планирование включает два основных блока:                                                                                                                                          I блок –направления развития духовно-нравственного воспитания детей, они закреплены в модели воспитательной системы «Дарите людям красоту»                           II блок – система программных мероприятий.   В тематическом  планировании отражены сроки проведения мероприятий, цели, воспитательные задачи, характеристика деятельности учащихся по каждому году обучения.

25 слайд:   В контексте программы определена  модель выпускника. Отражены  Цель и задачи воспитания в связи с заданными качествами и направлениями развития личности

26 слайд:   Определение критериев результативности основывается на трёх уровнях:  уровня личностной культуры, уровня социальной культуры, уровня семейной культуры. Каждый из критериев диагностичен и имеет свои  показатели.

27 слайд:    Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов,  определены в соответствии с возрастными категориями и уровнями воспитательных результатов.

28 слайд:   Мы уверенны, что достижение всех трех уровней результатов увеличит вероятность позитивных эффектов воспитания. Но, важно, так же помнить, что переход от одного уровня к другому должен быть последовательным, постепенным.

29 слайд:   Поэтому нельзя форсировать развитие школьника, игнорировать условия его семейного воспитания, влияние социальной среды,  историю его дошкольной жизни и требовать немедленного соответствия личности школьника эталонному социальному варианту. Необходимо терпеливое взращивание ребенка без подавления и устрашения.

               Муниципальное образовательное учреждение

                   средняя общеобразовательная школа №6

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ  

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и  

 ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ СОШ №6    

ПАВЛОВО

2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".

Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...