Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
статья по теме
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_k_realizacii_programmy_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_i_vospitaniya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Васильчикова Г.Н.
МБОУ – лицей №10 г. Белгород
Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей». В формировании нового человека велико значение нравственного воспитания. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Д. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Духовно-нравственное развитие и воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,а патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому в МБОУ–лицей № 10 разработана программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное. В основу этой программы были положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Цель программы:
Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
- Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
- Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию собственной позиции учащихся к проблеме сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
- Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены приоритетные направления воспитательной работы:
1. Мое Отечество
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Внутренний мир и межличностные отношения
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3 Мир природы и окружающая среда
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).
4. Мир культурного наследия
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
5. Радость труда
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6. Здоровый образ жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества путем практических действий.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и постепенным. Наша программа имеет практическое приложение, где спланирована воспитательная работа по всем направлениям и представлены самые разнообразные виды деятельности. Чтобы проследить усложнение форм внеурочной деятельности по уровням и усвоение базовых ценностей в каждом направлении приводим для примера только по одному занятию.
Примерные формы и виды деятельности
Направления воспитания | Приобретение учащимися социальных знаний (1 уровень) | Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | |||
1. Воспитание гражданского самосознания 2.Формирование правовой культуры 3.Воспитание патриотизма | Беседа «Мой родной город» Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны | Игра – путешествие «С чего начинается Родина?» Игра-путешествие по правам человека Музейный урок «Юные герои войны» | Праздник «День народного единства» Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?» Акция «Ветеран живет рядом» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | |||
1. Воспитание культуры общения 2.Формирование взаимоотношений в коллективе. 3. Представления о религиозной картине мира 4.Воспитание семейной культуры | Урок этики «Волшебные слова» Беседа «О жадности» Экскурсия в храм «Веры, Надежды, Любови и матери Софии» Беседа «Я и моя семья» | Занятие - практикум «Правила ведения диалога» Игра «Где живет доброта» Художественная выставка «Пасхальная радость» Сочинение «Моя мамочка» | Диспут «От вежливости к культуре речи»
Благотворительная акция «Помоги детскому дому» Презентация «Небесный покровитель Белогорья» Концерт для родителей «От всей души» |
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание). | |||
1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде 2.Природоохранная деятельность | Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?» Экскурсия в зоопарк | Экологическая игра «Мы - друзья природы» Игра-путешествие «Заповедные места Белогорья | Праздник «Земля - наш общий дом» Творческий проект «Уголок родного края» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | |||
1.Представление об эстетических идеалах и ценностях. 2.Представление о душевной и физической красоте человека. 3.Самовыражение в творчестве и искусстве. | Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев Беседа «Как я выгляжу» Экскурсия в музей народного творчества | Классный час «О памяти земляка М.С.Щепкина» Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной» Выставка букетов «Осенняя фантазия» | Выставка семейного творчества День поэзии Фотоконкурс «Славим осень золотую» |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | |||
1.Представления об основах учебного труда 2.Представления о профессиях и уважение к людям труда 3.Первоначальные навыки коллективной работы | Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…» Встречи с представителями разных профессий Занятия в клубе детского творчества «Меридиан» | Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел» Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками». | Творческий проект «Компьютер - друг или враг» Деловая игра «Открываем фирму» Акция «Создание цветочных клумб», |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |||
1.Ценностное отношение к своему здоровью 2. Стремление к здоровому образу жизни 3.Взаимовлияние физического, нравственного, социально-психологического здоровья | Беседа «Режим дня» Встреча с белгородскими спортсменами Классный час «Настроение в школе и после нее» | Практикум «Как стать Неболейкой» Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни» Тренинг «Учимся управлять своими эмоциями» | Проект «Вредным привычкам – НЕТ!» Семейная спартакиада Акция «Пропаганда здорового образа жизни» |
На конкретных примерах хочется показать разнообразные методы работы по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям.
Первый уровень. Беседа «О жадности».
Цели: Способствовать формированию представлений о положительных и отрицательных чертах характера. Содействовать развитию взаимоотношений в коллективе, укреплению нравственной самооценки. Воспитывать негативное отношение к жадности.
Методы:
1. Расшифровка кругограммы «Жадность».
2. Анализ произведений В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя».
3. Рассуждение «жадность = бережливость?»
4. Упражнение «Нарисуй жадность».
5. Игра «Подарок».
Второй уровень. Игра «Где живет доброта»
Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствовать формированию умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. Воспитывать умение делать нравственный выбор.
Методы:
1. Определение значений слов «добро», «добрый».
2. Анализ притчи «Каин и Авель».
3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк».
4. Выведение правил поведения доброго человека.
5. Моделирование ситуаций (Работа в группах).
6.Закончи пословицу.
Третий уровень. Благотворительная акция «Помоги детскому дому»
Цели: Содействовать участию в благотворительности. Способствовать получению опыта самостоятельного общественного действия. Воспитывать социальные эмоции сочувствия, сопереживания другим людям.
Методы:
1.Составление обучающимися плана проведения акции.
2.Сбор средств (канцелярские товары, игрушки) для воспитанников детского дома.
3.Подготовка игровой программы.
3.Посещение детского дома и проведение игровой программы.
Данные виды деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Результатом систематической работы педагога в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению Ш. Амонашвили, возможно при условии, что педагог сумеет «…сделать ребенка своим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».
Литература
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)
Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010
Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В методическом материале представлена Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «СОШ № 1» и раскрыт методический потенциал по ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В основу программы воспитательной работы класса положена Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования, которая является частью основной об...