Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
статья по теме

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И     ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                Васильчикова Г.Н.

                            МБОУ – лицей №10    г. Белгород  

             Народная мудрость гласит:  «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей». В формировании нового человека велико значение нравственного воспитания. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС  начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее  и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.  Д. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

          Духовно-нравственное развитие и воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,а патриотизма);
  2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

  Приоритетным в процессе развития и социализации  младших школьников является воспитание нравственных качеств личности.   Поэтому в МБОУ–лицей № 10 разработана программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.  Программа является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное. В основу этой программы  были положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

           

         

  Цель  программы:

 Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.       

          Задачи:

  1. Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
  2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  3. Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
  4. Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  5. Способствовать  формированию собственной позиции учащихся к проблеме    сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
  6. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
  7. Ориентировать  семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

             В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными. 

             Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

         Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

        Внешкольные мероприятия:  экскурсии,  разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

            Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

          В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены  приоритетные направления воспитательной работы:

1. Мое Отечество

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  правам, свободам и обязанностям человека.

 2. Внутренний мир и межличностные отношения

Воспитание  нравственных чувств и этического сознания.

 3 Мир природы и окружающая среда

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).

 4. Мир культурного наследия

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 5.  Радость труда

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 6.  Здоровый образ жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

 образу жизни.

          В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).

      Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  путем практических действий.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

           Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и  постепенным. Наша программа имеет практическое приложение, где спланирована воспитательная работа по всем направлениям и представлены самые разнообразные виды деятельности. Чтобы проследить усложнение форм внеурочной деятельности  по уровням и усвоение базовых ценностей в каждом направлении приводим для примера только по одному занятию.

         

Примерные формы и виды деятельности

Направления воспитания

Приобретение учащимися социальных знаний

(1 уровень)

Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

1. Воспитание гражданского самосознания

2.Формирование правовой культуры

3.Воспитание патриотизма

Беседа  «Мой родной город»

Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома»

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Игра – путешествие «С чего начинается Родина?»  

Игра-путешествие по правам человека

Музейный урок «Юные герои войны»

Праздник «День народного единства»

Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»

Акция «Ветеран живет рядом»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Воспитание культуры общения

2.Формирование взаимоотношений в коллективе.

3. Представления о религиозной картине мира

4.Воспитание  семейной культуры

Урок этики «Волшебные слова»

Беседа  «О  жадности»

Экскурсия в храм «Веры, Надежды, Любови и матери Софии»

Беседа  «Я и моя семья»

Занятие - практикум  «Правила ведения диалога»

Игра  «Где живет доброта»

Художественная выставка «Пасхальная радость»

Сочинение «Моя мамочка»

  Диспут «От вежливости к  культуре речи»

 

 Благотворительная акция «Помоги детскому дому»

Презентация «Небесный покровитель Белогорья»

Концерт для родителей «От всей души»

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде  (экологическое воспитание).

1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде

2.Природоохранная деятельность

 Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»  

Экскурсия в зоопарк

Экологическая игра «Мы -  друзья природы»

Игра-путешествие  «Заповедные места Белогорья

 Праздник  «Земля - наш общий дом»

Творческий проект «Уголок родного края»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

1.Представление об эстетических идеалах и ценностях.

2.Представление о душевной и физической красоте человека.

3.Самовыражение в творчестве и искусстве.

Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев

Беседа «Как я выгляжу»

Экскурсия в музей народного творчества

Классный час  «О памяти земляка М.С.Щепкина»

Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной»

Выставка букетов «Осенняя фантазия»

Выставка семейного творчества

День поэзии

Фотоконкурс «Славим осень золотую»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1.Представления об основах учебного труда

2.Представления о профессиях и уважение к людям труда

 3.Первоначальные навыки коллективной работы

Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…»

Встречи с  представителями разных профессий

Занятия в клубе детского творчества «Меридиан»

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел»

Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками».

Творческий проект

«Компьютер - друг или враг»

Деловая игра «Открываем фирму»

Акция  «Создание цветочных клумб»,

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.Ценностное отношение к своему здоровью

2. Стремление к здоровому  образу жизни  

3.Взаимовлияние  физического, нравственного, социально-психологического  здоровья

Беседа «Режим дня»

Встреча с белгородскими спортсменами

Классный час «Настроение в школе и после нее»

Практикум  «Как стать Неболейкой»

Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни»

Тренинг  «Учимся управлять своими эмоциями»

Проект «Вредным привычкам – НЕТ!»

Семейная спартакиада

Акция «Пропаганда здорового образа жизни»

        На конкретных примерах хочется показать разнообразные методы работы  по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям.

  Первый уровень. Беседа «О жадности».

Цели: Способствовать формированию  представлений о положительных и отрицательных чертах характера.  Содействовать развитию взаимоотношений в коллективе, укреплению нравственной самооценки.   Воспитывать негативное отношение к жадности.

 Методы:

 1. Расшифровка кругограммы «Жадность».

 2. Анализ произведений В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя».  

3. Рассуждение   «жадность = бережливость?»

 4. Упражнение «Нарисуй  жадность».

 5. Игра «Подарок».

Второй уровень.  Игра  «Где живет доброта»

Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствовать формированию умения анализировать  нравственную сторону своих  поступков и поступков других. Воспитывать умение делать нравственный выбор.

Методы: 

1. Определение  значений слов «добро», «добрый».

2. Анализ притчи «Каин и Авель».

3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк».

4. Выведение правил поведения доброго человека.

5. Моделирование ситуаций (Работа в группах).

6.Закончи пословицу.

Третий уровень. Благотворительная акция «Помоги детскому дому»

Цели: Содействовать участию в благотворительности. Способствовать получению опыта самостоятельного общественного действия. Воспитывать социальные эмоции сочувствия, сопереживания другим людям.  

Методы:

1.Составление обучающимися плана проведения акции.

2.Сбор средств (канцелярские товары, игрушки) для воспитанников детского дома.

3.Подготовка игровой программы.

3.Посещение детского дома и проведение игровой программы.

          Данные виды  деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов  способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается  появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.

          Результатом систематической  работы педагога   в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться  в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению  Ш. Амонашвили, возможно при условии, что  педагог сумеет «…сделать ребенка своим  добровольным и заинтересованным  соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)

Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и   воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010

Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В методическом материале представлена Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «СОШ № 1» и раскрыт методический потенциал по ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В основу программы воспитательной работы класса  положена Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования, которая является частью основной об...