конспекты уроков
материал на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мир растений
Цели урока:
- создать условия для ознакомления с признаками, на основе которых растения делятся на группы;
- показать роль растений в поддержании жизни на Земле;
- содействовать формированию навыков работы в парах, воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, бережного отношения к природе.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.
- Сначала нам надо настроиться на работу.
- Итак,
1 - 2 – выше голова!
3 – 4 – плечи шире!
5 - 6 – ровно сесть!
7 – 8 – лень отбросим!
9 – глубоко вдохнём….
И работать мы начнём.
- Мир природы нам надо познать.
Тайны, загадки его отгадать. (Слайд 1)
- Вы готовы это делать вместе со мной? Если да, покажите открытые ладошки.
- Отлично!
- Посмотрите, что это за предмет? Как он называется? (Лупа – слайд 2)
- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? Для чего нужна лупа? (Поможет всё рассмотреть, ничего не упустить)
- Мы будем исследователями. А исследователи должны быть внимательными. Лупа будет напоминать нам об этом.
- Проведём исследование №1. Определим тему урока. (Слайд 3)
- Предлагаю вам, ребята,
Отгадать мои загадки.
- Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
- Что это? (Подснежник).
- Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
а в иголках круглый год. (Ель)
- Этот куст такой колючий!
Ты его не трогай лучше.
Подстрижет его садовник,
Буйно зацветет… (Шиповник)
- Подснежник, ель, шиповник….. А как их можно назвать одним словом? (Растения).
- Какой же будет тема нашего урока? О чём пойдёт сегодня разговор? (Слайд 4)
- Вы, наверное, слышали выражение: «Растения – зелёная одежда Земли»? - Как вы это понимаете?
- И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. (Слайд 5)
- Скажите, а из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена) (Слайд 6)
- А что нужно растениям для жизни? (Вода, свет, тепло) (Слайд 7)
- Как вы думаете, вы уже всё знаете о растениях? (Нет)
- Какую цель поставим? (Слайд 8)
- Сегодня мы пополним запас знаний о царстве растений.
- Рассмотрите внимательно этот кластер. (Слайд 9)
- Оказывается, растения можно поделить на группы иначе.
- Какие группы растений здесь выделены? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
- Проведём исследование №2. Выявим их особенности. (Слайд 10)
- У вас на столах лежат карточки - телеграммы. Их прислали растения.
- Поработайте в парах, прочитайте внимательно текст, а затем, совещаясь вполголоса, заполните таблицу. Поставьте плюс, если этот признак присутствует и минус, если его нет. В последней колонке впишите нужное слово.
- Приступайте к работе. Работайте дружно. Если нужна моя помощь, подавайте сигнал поднятой рукой. (самостоятельная работа)
- Кто готов, сигнал, руки домиком.
- Проверяем, что получилось.
- От кого вам пришла телеграмма? (От водорослей) (Слайд 11)
- Выясним всё про водоросли.
- Почему они так называются?
- Есть ли у них корни?
- Стебли?
- Листья?
- Как они размножаются?
- Кто получил телеграмму от мхов? (Слайд 12)
- Есть ли у них корни?
- Стебли?
- Листья?
- Как они размножаются?
- От кого вам пришла телеграмма? (От папоротников)
- Где обитают папоротники? (Слайд 13)
- Что вы ещё о них узнали?
- У кого была телеграмма от хвойных растений? (Слайд 14)
- Приведите примеры хвойных растений.
- Как вы заполнили таблицу о них?
- О каких растениях ещё не рассказали? (Слайд 15)
- Кто изучал особенности этих растений?
- Как вы заполнили таблицу?
- Что можете добавить об этой группе растений?
- Проведём сравнение. (Слайд 16)
- Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами)
- У каких растений нет корня? (У водорослей и мхов)
- Что общего у хвойных и цветковых растений?
- А чем отличаются?
- Проведём исследование №3. Выясним, какую роль играют растения в природе и жизни людей? (слайд 17)
- Попробуйте дать ответ, пользуясь материалом своих телеграмм.
- А знаете ли вы, что растения – удивительные повара?
- Почему же их так называют, что вы об этом узнали из текста телеграммы?
(слайд 18)
- В какое время суток работает «Чудесная кухня»?
- Значит, растения очищают воздух от углекислого газа.
- Есть ошибочное мнение, что растения дышат углекислым газом, но это неверно. Они как и все живые существа душат кислородом, а углекислый газ им нужен для кухни.
- Растения оказывают большую пользу для нас, а что мы можем сделать для них?
- Вспомним, какую цель ставили перед собой в начале урока. (Слайд 19)
- Кто считает, что мы выполнили эту задачу и пополнили свои знания о растениях? Покажите раскрытые ладошки.
- Хочу всё-таки убедиться, что это так.
- Вернёмся к началу урока. (Слайд 20)
- Пользуясь новыми знаниями, скажите, на какие ещё группы вы теперь можете разделить эти растения.
- Молодцы. Оценим свою работу. У вас на столах лежат разноцветные листья. (слайд 21)
- Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, выберите зелёный листочек.
- Если у вас остались некоторые непонятные моменты, выберите жёлтый листочек.
- Если вы не поняли, на какие группы ещё делятся растения, выберите красный листок. (Ученики показывают листики или размещают их на дереве).
- Посмотрите, наше дерево зазеленело среди осени. Это случилось благодаря вашей активной работе.
- Молодцы! Спасибо всем за активную работу. (слайд 22)
Водоросли
У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Корни им не нужны, так как живут они в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью. Размножаются они спорами.
Морские водоросли используются в пище людей и животных, как удобрение, из них делают лекарства, так как они богаты йодом.
Корень | Стебель | Листья | Размножение |
Хвойные растения
Они вам хорошо знакомы. Это сосна, ель, пихта и многие другие. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. У хвойных есть корень и стебель, листья, преобразовавшиеся в иголки. Но они никогда не цветут. Их семена помещаются в шишках. Этими семенами они и размножаются.
Корень | Стебель | Листья | Размножение |
Мхи
Это низкорослые растения, стелются по земле. У мхов нет корней, но есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.
Мох является пищей для многих животных. Например, северные олени питаются мхом ягелем.
Корень | Стебель | Листья | Размножение |
Цветковые растения
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их можно встретить по всюду. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами, которыми они размножаются.
Корень | Стебель | Листья | Размножение |
Папоротники
Эти растения любят влагу и тень. У них нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. А мы видим только листья. Листья достигают порой до полутора метров. Папоротники — очень красивые, поэтому многие сажают их дома, на дачах. Размножаются спорами.
Корень | Стебель | Листья | Размножение |
Растения – удивительные повара
Растения сами умеют готовить себе пищу. Они готовят её из воды и углекислого газа. Чудесная «кухня располагается в листьях. Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. В листьях они превращаются в сахар и крахмал, которыми питаются растения. Но работает чудесная «Кухня» только на свету. Солнечный свет несет энергию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....