Обобщение опыта «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство повышения качества образования».
статья

Миляева Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время  как средство повышения качества образования».

Введение.

  В настоящее время широко обсуждается вопрос  о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико – ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по данной теме, я решила попробовать использовать исследовательскую деятельность в учебно – воспитательном процессе.  

Главная цель:   развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:  

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- словарями и энциклопедиями;

- прививать интерес к исследовательской деятельности.

Гипотеза:

Если использовать исследовательскую деятельность в учебно-воспитательном процессе, тогда повысится внутренняя мотивация школьника, а это приведет к повышению уровня образования.

Планируемые  образовательные результаты:

- расширение кругозора ребенка;

- освоение механизма самостоятельного получения новых знаний;

- рост   познавательных потребностей;

-развитие специальных умений и навыков необходимых в исследовательском поиске( информационных, коммуникативных, организационных.)

 « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте.

Актуальность: Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка.

Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе.

Может ли младший школьник быть исследователем?

 Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его.

Следовательно, исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Как же построить работу, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем».

Выбор темы исследования

Главное для учителя увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Очень важен выбор темы исследования. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто тему  подсказывает какая-то ситуация на уроке. Например: «Почему мы болеем?», «Сколько звёзд на небе?», «Почему цветы пахнут?» «Почему люди курят?», «Шоколад. То, что любишь, ешь понемногу», «Какие продукты выбрать, чтобы вырасти здоровым»,  «Почему детям нельзя пить Кока-Колу?», «Полезны или опасны  прививки?», «Почему листья желтеют», «Соли не жалей – с ней веселей!», «Какую воду выбрать для питья?»…

Существуют определённые правила в выборе темы.

Как выбирать тему:

  1. Тема должна быть интересной и увлекательной.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Противоречия, которые возможно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности учащихся:

- между традиционными методами преподавания и активными средствами и приемами работы, стимулирующей познавательный интерес школьников;

- между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы.

Условия для развития исследовательских способностей учащихся:

- обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;

- тема исследования должна быть актуальна, исследование должно быть посильным интересным и полезным;

- исследования младшими школьниками в большей степени предопределены (подсказаны) взрослыми;

- исследовательские работы могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Ролевые позиции учителя.

Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. На разных этапах организации исследовательской деятельности я выступаю в различных ролевых позициях:

проектировщик - проектирую основные этапы деятельности учащихся до ее выполнения;

консультант - побуждаю к самостоятельному поиску задач и их решений;

координатор - помогаю отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания;

мастер  - помогаю приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Любой исследовательский  проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.

Памятка к защите проекта

1. Подготовь убедительное эмоциональное вступление, в котором отрази важность и актуальность выбранной темы.

2. Используй во время выступления наглядные материалы:

- компьютерные слайды;

- таблицы;

- плакаты;

- фотографии;

 -рисунки;

3. Подведи итоги своей работы:

- полученные знания;

- приобретенные навыки;

- используемые источники информации;

- перспективные направления разработки данной темы.

Заключение

   Использование  исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе приводит к  повышению внутренней  мотивации школьника, которая положительно влияет на улучшение качества  образования в начальной школе. Чем выше уровень исследовательских умений, тем выше уровень учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

Представление педагогического опыта Заводовой Ольги Николаевны "Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфор...

"Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования"

Статья к секционному занятию учителей начальных классов....

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования

Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повыситькачество образования младших школьников.Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовател...