Обобщение опыта «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство повышения качества образования».
статья
обобщение
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство повышения качества образования».
Введение.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико – ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по данной теме, я решила попробовать использовать исследовательскую деятельность в учебно – воспитательном процессе.
Главная цель: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Гипотеза:
Если использовать исследовательскую деятельность в учебно-воспитательном процессе, тогда повысится внутренняя мотивация школьника, а это приведет к повышению уровня образования.
Планируемые образовательные результаты:
- расширение кругозора ребенка;
- освоение механизма самостоятельного получения новых знаний;
- рост познавательных потребностей;
-развитие специальных умений и навыков необходимых в исследовательском поиске( информационных, коммуникативных, организационных.)
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте.
Актуальность: Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка.
Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе.
Может ли младший школьник быть исследователем?
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его.
Следовательно, исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Как же построить работу, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем».
Выбор темы исследования
Главное для учителя увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Очень важен выбор темы исследования. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто тему подсказывает какая-то ситуация на уроке. Например: «Почему мы болеем?», «Сколько звёзд на небе?», «Почему цветы пахнут?» «Почему люди курят?», «Шоколад. То, что любишь, ешь понемногу», «Какие продукты выбрать, чтобы вырасти здоровым», «Почему детям нельзя пить Кока-Колу?», «Полезны или опасны прививки?», «Почему листья желтеют», «Соли не жалей – с ней веселей!», «Какую воду выбрать для питья?»…
Существуют определённые правила в выборе темы.
Как выбирать тему:
- Тема должна быть интересной и увлекательной.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Противоречия, которые возможно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности учащихся:
- между традиционными методами преподавания и активными средствами и приемами работы, стимулирующей познавательный интерес школьников;
- между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы.
Условия для развития исследовательских способностей учащихся:
- обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;
- тема исследования должна быть актуальна, исследование должно быть посильным интересным и полезным;
- исследования младшими школьниками в большей степени предопределены (подсказаны) взрослыми;
- исследовательские работы могут быть как индивидуальные, так и групповые.
Ролевые позиции учителя.
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. На разных этапах организации исследовательской деятельности я выступаю в различных ролевых позициях:
проектировщик - проектирую основные этапы деятельности учащихся до ее выполнения;
консультант - побуждаю к самостоятельному поиску задач и их решений;
координатор - помогаю отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания;
мастер - помогаю приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.
Памятка к защите проекта
1. Подготовь убедительное эмоциональное вступление, в котором отрази важность и актуальность выбранной темы.
2. Используй во время выступления наглядные материалы:
- компьютерные слайды;
- таблицы;
- плакаты;
- фотографии;
-рисунки;
3. Подведи итоги своей работы:
- полученные знания;
- приобретенные навыки;
- используемые источники информации;
- перспективные направления разработки данной темы.
Заключение
Использование исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе приводит к повышению внутренней мотивации школьника, которая положительно влияет на улучшение качества образования в начальной школе. Чем выше уровень исследовательских умений, тем выше уровень учебной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования
В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...
Представление педагогического опыта Заводовой Ольги Николаевны "Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС"
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфор...
"Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования"
Статья к секционному занятию учителей начальных классов....
Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....
Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повыситькачество образования младших школьников.Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовател...