Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
опыты и эксперименты
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по теме:
«Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии»
Читательская компетентность учащихся начальной школы - что сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельной и в старших классах.
Среди многообразия современных технологий обучения я выделяю несколько, которые активно формируют читательскую компетентность даже на уроках технологии.
Использование приемов позволяет развивать навык работы с текстами, проектная технология способствует формированию умения отбирать и обрабатывать полученную информацию, а технология продуктивного чтения развивает умения анализировать и выделять главное из текста. Каждая из технологий способствует развитию читательских компетенций.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Так на уроках технологии проводится работа с элементами текста (алгоритм работы, план по выполнению работы), работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы, которые участвуют в школьных и городских конкурсах.
Работу с текстом я чаще всего использую в начале урока. В качестве текстов я беру инструкции к выполнению заданий. В каждом классе использую разнообразные методы (по степени развития) с опорой на слова, чтобы ребята поняли слова, обозначающие действия. Потом они перечисляют действия, которые должны выполнить, т.е. учу видеть слова-действия и запоминать, в каком порядке эти действия выполнять.
С каждым годом работа изменяется, усложняется и работа с текстом, как и на других уроках имеет свои критерии. Так в 1классе используется метод «Знакомство с технологической картой». На слайде вы видите инструкцию к выполнению данной работы «Муравей» с опорой на слова: сначала, потом, затем, запоминают действия данной работы.
При использовании «Собирание технологической карты» («Чебурашка» из бумаги или ватных дисков) ребятам надо не только прочитать данную инструкцию, но и собрать последовательно действия работы.
Во 2 классе при использовании метода «Деформированный текст» («Берёзка»)
ребятам надо найти правильный поэтапный порядок выполнения работы.
В 3 классе, при использовании метода «Снежный ком», ребята сами проговаривают поэтапное выполнение, начиная с начальной позиции, каждый раз повторяя и продолжая, пока не получат окончательный вариант выполнения работы.
В 4 классе в «Составлении алгоритма с выбором операции действий» ребята уже выбирают правильное выполнение работы, отсеивая лишнее (постороннее).
В «Технологической карте с пропущенными данными» найти (вставить) опорные слова в пропущенной инструкции и правильно проговорить алгоритм работы.
А в «Составлении технологической карты с опорой на иллюстрации» выдаётся поэтапный план работы в виде рисунков, иллюстраций, где ребята проговаривают последовательность выполнения работы.
Так же на уроках технологии использую разноуровневые виды упражнений при работе с текстом.
- 1класс. Инсценировка сказок с использованием выполненных поделок.
- 2-3 класс. Составление загадок и рассказов описательного и повествовательного характера по сюжету поделки.
- 4 класс. Чтение текстов с последующим кратким пересказом.
Таким образом, учащиеся прорабатывают текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты
своего труда.
Я стремлюсь чтобы моим ребятам было очень интересно на уроках, стараюсь прививав им прочные общеучебные умения и навыки. Работаю над развитием творческих способностей и самостоятельности учащихся. Стараюсь создать все условия для развития креативной и творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».
Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования; использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе как один из способов формирования читательской компетенции
- Необходимость обновления содержания современного образования.- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и форми...
Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся общ...
Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...
Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».
В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....
Семинар по теме Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии
Выступление на городском семинаре метод.объединений....