ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Сергеева Александра Алексеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений, инструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya_po_primineniyu_odarennyh_detey.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция

 по применению

одаренных

детей

Составили:

Булатова Анастасия

Остапчук Екатерина

Сергеева Александра


Являюсь ли я идеальным родителем!?

  • Создаю ли я у своего ребенка впечатление,что хочу его(её) успехов для своего удовольствия?
  • Не уделяю ли слишком много внимания достижениям ребенка вместо заботы о нем(ней)?
  • Действительно ли я ужасно реагирую, если мой ребенок не успешен или не интересуется вещами,которыми я хочу,что бы он(она) интересовался?
  • Не подрываю ли я доверие моего ребенка,вызывая  у него (неё) чувство вины,когда он(она) становится старше и более независимым?
  • Как я реагирую,когда мой ребенок сердится?
  • Использую ли я сарказм и не подчеркиваю ли я те виды деятельности,в которых он(она) не может быть достаточно успешным?
  • Являюсь ли я сам(сама)соответствующим образцом для подражания?

Правила для родителей одаренных детей:

  1. Принять ребенка таким,каким он есть, признать не только его слабости, но и сильные стороны.
  2. Хвалить ребенка за достигнутые успехи, даже если они не очень заметны.
  3. Обеспечивать обогащающую среду,соответствующую интересам ребенка (музеи,поездки,материалы,книги).
  4. Вовлекать ребенка в принятие решений  о нем или его жизни,например о его школьных и внешкольных занятиях,о решении сменитьшколу или образовательную программу.
  5. Не сравнивать ребенка с другими- это никогда не приносит пользы, но может причинить много вреда.
  6. Разговаривать честно с ребенком о том,что значит быть одаренным  и иметь трудностив учении.
  7. Позвольте ребенку принимать реальные решения и жить с их последствиями.
  8. Никогда не отнимайте то,что у ребенок любит и в чем преуспевает (если это не вредно и не антисоциально).
  9. Высказывание: « У тебя есть свободности, почему ты их не используешь?»,-укрепляет чувство несоответствия. Не читайте нотации,не ворчите на ребенка.
  10. Не принуждайте ребенка к выполнянию чего-то лишь потому, что вы считаете это хорошей идеей. Постарайтесь убедить его в этом.
  11. Не ставьте ограничения времени для выполнения работы любой ценой и не создавайте у детей чувства,что вы из-за него мучаетесь.
  12. Не проверяйте постоянно прогресс ребенка. Это подразумевает,что ребенок безответственен и не контролирует свою жизнь, т.е демонстрирует разрушительный недостаток доверия.
  13. Учитесь доверять суждению ребенка.
  14. Используйте высказывания, которые ясно показывают, что чувства ребенка выжны для вас и вы цените его(её) мнение.
  15. Руководите, но не давите.
  16. Излишний акцент на длостижениях или результатах, а не на условиях ребенка, его увлеченнности и желании учиться тому,что интересно,-обычная ошибка родителей.
  17. Хронические проблемы отсутствия достижений могут быть решены быстро –через неделю,месяц или даже год. Часто из них будет сердиться, расстраиваться,но нужно упорно продолжать этим заниматься.

Анкета выявления одаренности.

Проявление спеуциальных способностей

(по А.И. Савенкову.)

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать « да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности: 

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций; - становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

 - обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- хорошо поет;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

 - любит музыкальные записи;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

 - сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

 - умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

 - интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

 - стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания; - любит игры–драматизации.

5. В сфере технической одаренности: 

- интересуется механизмами и машинами;

- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них; - читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

 - проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

- быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности: 

- Инициативен в общении со сверстниками;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

- легко общается с детьми и взрослыми;

- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности: 

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

 - бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

 - предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

 - физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности: 

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

 - обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

 - задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Анкета «Как распознать одаренность»

Л.Г.Кузнецов, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если ребенок…

  • он энергичен и все время хочет двигаться
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
  • кажется, что он всерьез никогда не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если ребенок…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

Если ребенок…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

Если ребенок…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
  • серьезно относиться к произведениям искусства;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает пере аудиторией;
  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет сверстников по учебе,
  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
  • очень восприимчив и наблюдателен

Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,где

Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...