Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология.
презентация к уроку на тему
Краткое описание применения данной технологии на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno_-_dialogicheskoe_obuchenie.ppt | 407 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное учение -это учебно –познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения нового знания учителем в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа этой проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности их решения .
Типы проблемных ситуаций Проблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта. Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Особенности проблемного обучения. Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных задач. новое осознание теоретических основ педагогической науки Проблемное обучение- наиболее эффективное средство формирования мировоззрения (складываются черты критического, творческого и диалектического мышления) Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельной деятельности учащихся. Высокая активность ученика
Виды проблемного обучения «научное» творчество - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие нового правила «практическое» творчество- поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации «художественное»творчество -художественное отображение действительности на основе творческого воображения.
Проблемно – диалогическое обучение Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования Поиск решения учебной проблемы – это этап формулирования нового знания
«Классические» методы постановки проблемы Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему (учитель выдвигает и проверяет гипотезу) Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему ( ученик выдвигает и проверяет гипотезу) Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему (учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы )
«Сокращенные» методы постановки проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно»)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Создание проблемной ситуации. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации. Побуждение к формулированию учебной проблемы. Принятие ученических формулировок учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Дать практическое задание, сходное с предыдущим и доказать, что задание учениками не выполнено Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом, нагядностью.
Непроизносимые согласные в корне слова ( Одновременно предъявить противоречивые факты ) анализ учитель ученик Предъявление первого факта Прочитайте эти слова орфографически Вестник, весть, известие, известный. Предъявление первого факта Прочитайте эти слова орфоэпически. Испытывают удивление, возникает проблемная ситуация Побуждение к осознанию Что вас удивило? Что интересного заметили? Везде «т» пишется, но не везде произносится. Побуждение к осознанию Какой же у вас возникает вопрос? Почему в некоторых словах «т» не произносится?
Правила переноса ( Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием) анализ учитель ученик Практическое задание на новый материал, проверка задания. Необходимо записать на доске слово береза, но оно не помещается Надо перенести А что значит перенести? Одну часть оставить на строке, а другую перенести на следующую Помогите мне перенести это слово (работа в парах) Бер – еза,бе – реза, бере-за, берез-а Задание было одно, а ответов много. Почему Что мы не знаем Как переносят слова?
Непроизносимые согласные в корне ( Дать практическое задание, сходное с предыдущим и доказать, что задание учениками не выполнено) анализ учитель ученик Постановка проблемы ( задание на ошибку) Запишите слово «грустный» возможный вариант «грусный» Предъявление научного факта Проверим написание слова по словарю грустный Побуждение к осознанию Запишу правильный вариант грустный Побуждение к проблеме Вы сначала как написали? А как надо ? Что же это за звук, если он не произносится? -Без «т»,как слышали С «т»(осознание противоречия) - Непроизносимый.
Спряжение глаголов ( Дать практическое задание, не выполнимое вообще) анализ учитель ученики Невыполнимое задание, побуждение к осознанию и побуждение к проблеме Что такое склонение? Изменение по падежам Какие части речи мы научились склонять? Имена существительные и прилагательные Попробуйте просклонять глагол прыгать. Получилось? ( испытывают затруднения, проблемная ситуация ) -Нет. В чем затруднение? - Какой возникает вопрос? Глаголы не склоняются -Как изменяются глаголы?(учебная проблема как вопрос).
Предложения с прямой речью перед словами автора () анализ учитель ученики Постановка проблемы(сходное задание) Составьте схему предложения « Каникулы закончились »- спросил Олег. «П»- А. Доказательство неверного выполнения Посмотрите на мою схему «П»- а. ( затруднение,возникновение проблемной ситуации) Побуждение к осознанию Какое вам было дано задание? Составить схему предложения с прямой речью Побуждение к проблеме -Какое правило вы пытались применить? Получилось? Какая же тема урока? Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
«Сокращенные» методы постановки проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно»)
Подводящий к теме диалог. Повторение написания заглавной буквы и разделительного ь в словах. анализ учитель ученик Подводящий к теме диалог Прочитайте слова Что они означают? Дарья, Софья, Илья Что вам надо помнить при написании имен? Пишем их с заглавной буквы -Что общего есть в этих словах? - В каких случаях пишется разделительный ь? Разделительный ь - В середине слова между согласной и гласной. - Какая же будет тема урока Повторения написания заглавной буквы в именах и разделительного ь.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. - Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал: Такой падеж как------------ Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Кто догадался, о каком падеже идет речь - Назовите тему нашего урока.
Побуждающий к гипотезам диалог .(поиск решения проблемы) Побуждение к выдвижению гипотез (какие есть гипотезы, предположения) Принятие выдвигаемых учениками гипотез (учителю на гипотезы реагировать следует эмоционально неокрашенно.) Побуждение к проверке гипотез (проверка гипотезы- устная, посредством рассуждения или практическая) Принятие предлагаемых учениками проверок
Непроизносимые согласные в корне слова (продолжение урока; поиск решения проблемы) Побуждение к выдвижению гипотезы Попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на наши слова. Какие есть гипотезы? «т» не произносится в словах с приставкой Побуждение к проверке гипотезы Вы с этой гипотезой согласны? Слово известие тоже с приставкой Побуждение к проверке гипотезы(подсказка к контраргументу) - Значит дело не в приставке. «т» не произносится в прилагательных (известный) Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к решающей гипотезе) Вы с этой гипотезой согласны ? Может посмотрим на существительные? Значит не в частях речи дело. Слово вестник
Непроизносимые согласные в корне слова (продолжение урока; поиск решения проблемы) продолжение Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к плану) А где же стоит непроизносимый согласный «т»? Между согласными Принятие предлагаемой проверки учениками (план проверки) -Как нам проверить эту гипотезу? - Как можно поработать с этими словами? Можно выписать слова в два столбика(где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы между которыми стоит «т»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемно-диалогического обучения.Презентация.
Презеннтация к выступлению....
Технология проблемно-диалогического обучения
Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...
Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"
В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии проблемно - диалогического обучения на уроках....
Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....
Доклад по теме :" Проблемно-диалогические методы обучения"+ Презентация
Данный материал содержит общую характеристику методов обучения, методы постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, создание проблемной ситуации....
Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....
Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, обучение.
Современному обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обла...