Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, обучение.
статья

Карпова Анна Александровна

       Современному обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде    всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый  к сотрудничеству для достижения совместного результата.

         Возникла необходимость использовать новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                «Знаменская средняя школа»

           Угранского района                                 Смоленской области

Тема: «Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, обучение».        

                                Подготовила учитель начальных    

                                классов первой квалификационной

                                категории Карпова А.А.

                                    2017-2018 уч. Год

    1. Вступление.

   Хочется перефразировать слова известной песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - «Учиться надо с интересом, чтоб хорошо учиться». Такой интерес к учению и развитие творческих возможностей школьника, умение принимать самостоятельные решения, сотрудничать обеспечивает технология проблемно-диалогического обучения.         

   Я работаю по общеобразовательной программе «Начальная школа 21 века». Дающей огромные возможности в сфере проблемно-диалогического обучения.         Цель моей работы учить детей с интересом, творчеством, подготовить детей к решению учебных и жизненных задач самостоятельно. Моя задача подвести учащихся к проблеме нового знания, научить самостоятельно формулировать проблему и искать пути решения, используя диалог.  Прогнозируемый результат – постановка учебной проблемы и поиск решения учебной проблемы, Развитие творческих способностей, развитие логического мышления, умение аргументировать свой выбор, участвовать в диалоге.

       Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.

         2.  Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, применение.

       Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде    всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый  к сотрудничеству для достижения совместного результата.

     В связи с модернизацией начального образования и необходимостью реализации модели личностно-ориентированного обучения младших школьников остро встала  проблема развития творческого мышления учащихся и их познавательных процессов. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. В этом заключается главная задача, которую ставит перед учителем государство.

      Возникла необходимость использовать новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.  

(образовательное пространство становится развивающим, если:

  1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
  2. Создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха»  учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
  3. Создавать среду для развития мыслительных способностей ученик, через овладение определёнными мыслительными операциями;
  4. Строить  на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
  5. Построено на фундаменте применения у учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного процесса;
  6. Обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся  на занятиях;
  7. Проектируется с опорой на зону ближайшего развития.

Одна из таких технологий – технология проблемно-диалогического  обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.

Внедрение данной технологии даёт возможность идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету; идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок – учить его с учётом потенциальных возможностей.

Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не  даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили        по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют. Проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое  обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют  правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Слайд. Понятие проблемно-диалогического обучения.

В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, на уроке  изучения  нового материала должны быть проработаны два звена:

  1. Постановка учебной проблемы;
  2. Поиск её решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

(Основные образовательные цели учебного процесса – знания, умения и навыки. Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путём многократного повторения действия. Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий учителя. Этап введения знаний организуется посредством методов обучения. Именно он является наиболее сложной ( и творческой) частью подготовки к уроку.)

Таким образом, на смену монологу приходит диалог.( Одной из концепций деятельности обучаемых в учебном процессе является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Возникновение  теории  проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.)

Если сравнивать технологию традиционного урока и проблемно-диалогического урока, то она будет выглядеть так:

Технология проблемного диалога

Цель: обучить самостоятельному решению проблем.

Средство: открытие знаний вместе с детьми.

  Традиционный урок

  Проблемно-диалогический урок

  1. Проверка домашнего задания

учеников учителем

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
  1. Объявление темы учителем.

2.Актуализация учениками своих знаний.

  1. Объяснение темы учителем.

 3.Поиск решения проблемы учениками.

  1. Закрепление знаний учениками.

4.Выражение решения.

 5.Применение знаний учениками.

Технология проблемно-диалогического обучения предполагает разработку системы уроков, на которых учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело  ставит перед  детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента и т.д.) Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планирует дальнейшие действия.

Девиз проблемно-диалогического обучения: «Открывать знания вместе с детьми».

 Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

  • категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;
  • отсутствие внимания учителя к ребёнку;
  • закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
  • неумение учителя быть хорошим  слушателем.

Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или  вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к созданию противоречия и формулированию учебной проблемы. (Это - бульдозер. Он подталкивает ребёнка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полёте легко сбиться с курса и попасть не туда. По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности.)

          Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить  гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.

Приёмы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? –

-Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой вопрос возникает?

- Какая будет тема урока?

2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знали?

  1. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий , которые подводят учащихся к пониманию темы урока. (локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везёт своих пассажиров к пункту назначения. Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление.)

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому  материалу, бескорыстная познавательная мотивация Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие»знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск  решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса.

Рассмотрим  технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Методы введения новых знаний (или методы обучения) в рамках «проблемного обучения» классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену (это методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения), и по типу учебной деятельности (это проблемные и традиционные методы)

Классификация методов обучения.

Методы

Проблемно-диалогические

традиционные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

Методы постановки учебной проблемы.

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:

1метод: сообщение темы с мотивирующим приёмом;

2 метод: подводящий к теме диалог;

3 метод: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

1 метод самый простой. Не секрет, что торжественно объявленная новая тема  чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Увлечь ребят заранее сформулированной темой урока  можно. Используя специальный приём . условно называемый «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Например, приём «яркое пятно» на уроке  математики в 1 классе. Тема : Число три. Цифра три.

Учитель: В далёкие времена люди с большим трудом научились считать: сначала до двух и только много-много лет начали продвигаться в счёте.  Каждый раз  за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два. Много», то после двух было «всё» Поэтому число три , которое  при счёте  должно было идти  за числом 2, обозначало «всё». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта. Совершенством, счастливым числом. Число три стало самым излюбленным  числом в мифах, и в сказках. Сегодня, мы с вами тоже познакомимся с новым числом –три.

Такой приём постановки проблемы обеспечивает учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована  ими лично или  которой  их умело заинтересовал учитель.

2 метод: подводящий к теме диалог.

Данный метод не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и  заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Например, урок русского языка по теме «Правописание приставок рас- и раз-».

Учитель

Ученики

-Прочитайте слова на доске.

Читают: раскрасить, разбить, расколоть. Разбежаться.

-Чем все эти слова похожи?

-Это глаголы с приставками..

-А чем слова различаются?

- В одних приставка рас-, в  других приставка раз-.

-Над какой темой будем работать?

-Правописание приставок рас- и раз-.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.  (Наиболее сложный для учителя, поскольку требует последовательного осуществления 4-х педагогических действий:

  1. Создание проблемной ситуации;
  2. Побуждение к созданию противоречия проблемной ситуации;
  3. Побуждение к формулированию учебной проблемы;
  4. Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Тип проблемной ситуации

Побуждение к созданию противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации.

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

.

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;

  1. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

О фактах:

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

Какие вы видите факты?

О теориях:

-Что вас удивило?

Сколько существует теорий (точек зрения)?

-Сколько в

классе мнений? Почему так получилось?

Между житейским представлением учащихся и научными фактами.

  1. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

-Вы сначала как думали? А как на самом деле? –Какой возникает вопрос?

-Какова будет тема урока?

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

  1. Дать практическое задание, не  сходное с предыдущими.

  1. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
  2. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение?

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

 Проблемная ситуация действительно возникла. Если у класса появился эмоциональный отклик.  По реакции детей проблемные ситуации можно  разделить на два типа: «с удивлением» и «с затруднением». (первая колонка)

Эмоциональное переживание возникает у школьников при  столкновении с противоречием. Во второй колонке даётся список противоречий и показывается , какие противоречия вызывают чувство удивления, а какие – затруднение учеников.  В третьей колонке подробно расписаны   приёмы создания проблемной ситуации.

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».

Приём 1.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Окружающий мир. 3 класс.

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: грибы не зелёные , они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев?(побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос ? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что такое грибы: растения или животные? Итак. Тема урока..? (Грибы. Что такое грибы).

Приём 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Таблица 2.

Приёмы  создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия.

Побуждение к формулированию проблемы.

  1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

-Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

  1. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько  мнений? Или 

Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

  1. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Приём 1.Таблица 2. Примеры:

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Земля в космосе»

Анализ

Учитель

Ученик

Постановка проблемы

Предъявление

противоречивых мнений

-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте  подписи к ним.

Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птолемею», «Мир по Копернику».

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию

-Что вас удивило?

Что интересного  заметили?

Птолемей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

- Какой возникает вопрос?

-Кто из учёных прав?

(Вопрос. )

Вопрос

Фиксирует на доске

Приём 2. Таблица 2.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Правила переноса слов»

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске.

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы.

Объясняют.

-Что это? (Читает загадку о берёзе)

-Это берёза.

-Напишу слово «берёза» на строке (продолжает запись)

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «берёза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «берёза» на своём листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

бер-ёза    берё-за

бе-рёза     берёз-а

(проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию.

-Задание было одно?

-Да.

-А выполнили его как?

-Выполнили по-разному.

(осознание противоречия).

Побуждение к проблеме.

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы).

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске)

Приём 3. Таблица 2.

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Актуализация знаний

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15см и 3см (Работа в тетради).

Легко выполняют задание.

Задание на новый материал.

На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56см и 21см

Испытывают затруднение.

(проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы.

-Смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чём затруднение?

-Это новое умножение.

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Надо умножить на двузначное число, а мы такого ещё не решали.

(Осознание проблемы).

Побуждение к проблеме.

-Какова  сегодня тема урока?

Умножение на двузначное число (Тема).

Фиксирует тему на доске.

Подводящий к теме диалог (таблица 1) представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. (репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение), вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал) Последний вопрос содержит  обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.  (Задавая следующие вопросы: «Ребята, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др.)

Подводящий  диалог на уроках открытия новых знаний помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая интерес, а затем в диалоге происходит «открытие» школьниками  новых знаний и добивается  тем самым понимание материала, ибо нельзя не понимать  то, что ты открыл сам.

Слайд .

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль.

Пример: урок русского языка в 3-м классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске.

На доске:

мяч           дочь

шалаш      печь

камыш      мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чём различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом. (таблица 1). Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (приём «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (приём «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приёма используются одновременно.

Пример: урок  русского языка в 3-м классе по теме «Дательный падеж».

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как…

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идёт речь?

-О дательном.

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске).

-Дательный падеж.

Методы поиска решения учебной проблемы.  (таблица 1)

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определённую структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намёком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Пример: рассмотрим продолжение урока математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56х21=?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-с чего надо начать?

-воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует её на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50х20+6х1=1006

(ошибочная)

56х20+56х1=1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой  из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод.

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило. (Открытие нового знания.)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Всё верно.

Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий. Обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без неё.

Пример: урок русского языка в 3-м классе  по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

-Прочитайте стихотворение по учебнику.

Читают

-Определите, какой частью речи является каждое слово.

Определяют

-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Имена существительные, глаголы, имена прилагательные, предлоги, союзы, наречия

-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.

-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили? (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

- В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю –к которым нельзя задать вопрос (перечисляют0.

Вывод.

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й  - служебными (фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формируют определение.

(Открытие нового знания)

Учебник

-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?

-Междометия не относятся к служебным частям речи.

-Верно. Это - особая группа слов. (Фиксирует на доске)

Задание на формулирование темы.

-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и служебные части речи (Тема)

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

При работе  с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  • умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться,  искать выход из проблемной ситуации);
  • самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
  • креативного  мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемное обучение:

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
  • способствует развитию познавательной активности;
  • осознанности знаний;
  • предупреждает появление формализма, бездумности;
  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Вывод:

Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке  введения  нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду  с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Слайд 1.

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний». М.М.Бахтин

Слайд 2.

Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Породить этот интерес может проблема, включённая в структуру урока. Поиск её  решения  способен вовлечь ребёнка в активное познание.

Слайд 3.

«Ребёнок  не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые  знания и овладевать ими».  Шалва Амонашвили.

Слайд 4.

«Человек  глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Сократ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, обучение. Подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории Карпова Анна Александровна МБОУ «Знаменская средняя школа» 2018

Слайд 2

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний». М.М.Бахтин

Слайд 3

Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Породить этот интерес может проблема, включённая в структуру урока. Поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание.

Слайд 4

«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». Шалва Амонашвили .

Слайд 5

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемно-диалогического обучения

Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.

Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология.

Краткое описание применения данной технологии на уроках в начальной школе....

Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения....