Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
материал на тему

Абдулаева Татьяна Степановна

Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.

Человек глубоко постигает  лишь то, до чего додумывается сам.

Сократ 

Древняя мудрость гласит

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

 

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного).

Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога универсальна, то есть, применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение», методы классифицировались в их связи с особенностями учебной деятельности учащихся.

По этому основанию проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращённые».

«Классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации выхода из неё. Возможны три принципиально разных выхода:

·        учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

·        ученик сам осознаёт противоречие и формулирует проблему;

·        учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Таким образом, существует три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из неё.

К «сокращённым» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приёмом. Оба метода не предполагают, создания проблемной ситуации и поэтому лишь имитируют творческий процесс.

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез. При этом возможны три принципиально разных варианта:.

                    1) учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;

                    2) ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;

                    3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять 

                         гипотезы.                         

Таким образом, существует три «классических» метода поиска решения, различающихся тем, кто именно осуществляет творческие действия.

Из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращённый» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без неё. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1)    как тема урока;

2)    как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную задачу, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1)    создания проблемной ситуации;

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

2)    побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

Представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

3)    побуждения к формулированию учебной проблемы;

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?»,  или «Какой возникает вопрос?»

4)    принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой (2нет», «не правильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так».

Подобная реакция не означает согласия с говорящим. Она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к пере формулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов.

Таким образом, существует три основных метода постановки учебной проблемы6 побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитирует творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.

Ещё одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение позволяет учителю широко использовать всё многообразие методов, форм и средств обучения.

Кроме того, проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является; результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровье сберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому объективно необходима каждому учителю.

С этой целью в нашей школе создана группа учителей.

В состав группы входит 5 учителей. Целью работы группы является углубленное изучение данной технологии, исследование опыта применения на уроках, создание методических пособий, используемых для применения технологии проблемно-диалогического обучения.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Цель: создание методических пособий, используемых для применения технологии проблемно-диалогического обучения.

Задачи на учебный год:

  • Изучение технологии проблемно-диалогического обучения.
  • Собрать методические материалы по теме группы.
  • Создать методические пособия.
  • Показать результаты работы по теме группы на открытых уроках.

План работы группы на 2014-2015 уч.год

                                        Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственный

Результат

1.

 Составление плана работы группы на год

 Обсуждение плана работы группы на 2014-2015 учебный год.

Индивидуальное изучение.

Обсуждение на заседании группы

Сбор информации

август

Абдулаева Т.С.

1.На заседании от 30 августа утвержден план работы группы.

Папки с методическим материалом

Выступления на заседании группы

Обсуждения на заседании группы

сентябрь

Абдулаева Т.С.

Константинова Л.Е.

Яшная С.Ю.

1.Положение о ТГ принято за основу организации работы группы.

2. Составлены индивидуальные планы профессионального развития

3.

 Презентация тем методических пособий.

 Мониторинг изучения теоретических основ технологии ПДО.

 Подводящий и побуждающий диалог на уроке

Выступления на заседании группы

Изучение и обсуждение материалов

октябрь

Все педагоги

 

Выбраны темы:

 «Изучаем грамматику креативно: методы постановки проблемы»

«Основные приемы создания проблемных ситуаций на уроках технологии, окружающего мира, математики»

«Тематический учет знаний»

4.

 Мониторинг применения технологии проблемно-диалогического обучения.

 Обсуждение технологии оценочной деятельности на уроках.

Изучение и обсуждение материалов

Выступления на заседании группы

ноябрь-декабрь

Все педагоги

 

Применение оценочной деятельности на уроках

5.

  Мониторинг работы по теме ТГ.

 Уточнение плана работы группы на 2 полугодие.

Изучение и обсуждение материалов

январь-февраль

Все педагоги

Принят план на второе полугодие

6.

 Практическая реализация изучаемой технологии в  урочной деятельности.

Технологическая карта урока.

Фестиваль-конкурс

Индивидуальная работа

Посещение уроков друг друга

февраль март

 Фадеева В.С.

Абдулаева Т.С.

Кожевина О.В.

На открытых уроках будут

показаны результаты работы  по теме

7.

Подготовка к педагогическим чтениям и сами чтения

Индивидуальная работа

май - апрель

Все педагоги

8.

Итоги рода

май

Все педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ творческой лаборатории учителей начальных классов по теме «Системная интеграция информационно – коммуникационных технологий в целях повышения качества обучения.»

Цели: Проектирование, внедрение, изучение и распространение в работе учителей инновационных методик, приобщение преподавателей к использованию ИКТ в работе.Задачи работы творческой лаборатории по теме...

План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».

План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...