ПК 4.4. Педагогические разработки.
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по материалам курсового исследования | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(по материалам курсового исследования)
Научный руководитель-Радугина О. П.,
преподаватель информатики.
Кафедра математики и информатики.
Актуальность проблемы исследования: Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились.
Во-первых, резко выросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео.
Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. Локальность деятельности детских общественных организаций лишает детей возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Это означает, что в современном обществе существует потребность в активных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
В целом в теории и практике образования осознается и используется потенциал проектной деятельности для изменения содержания образования, развития личностных качеств учащихся и углубления предметных знаний и умений. Однако при этом педагоги часто отстают от стремительно развивающей практики проектирования, не успевают перестраивать свою деятельность, т.е. формы, способы, приемы работы с детьми, в результате чего проектная деятельность становится лишь некоторым дополнением к традиционному учебному режиму.
Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации (преподавание), то в работе над исследовательскими проектами эта функция отходит на второй план. В условиях такого обучения педагог для учащегося – партнер, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях к этому вкус и интерес.
Джон Дьюи впервые предложил построить систему обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, то есть, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. А также большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Захаров, А.Н. Соколов и другие.
На основании актуальности мы сформулировали тему исследования: «Использование методов проектов на уроках окружающего мира в начальной школе».
Объект: процесс изучения учебного материала в начальной школе с использованием метода проектов.
Предмет: метод проектов как эффективный способ овладения учебным материалом младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Цель исследования - исследование использования методов проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
- Исследовали теоретические аспекты метода проектов в образовательном процессе.
- Классифицировали этапы проекта.
- Изучили практическое использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: анализ; классификация; моделирование; метод обобщения; синтез.
Вывод по главе 1
Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи, с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность.
Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости – коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становиться формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Вывод по главе 2
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа по теме «Использование методов проектов на уроках окружающего мира в начальной школе», выполнили в соответствии с поставленной целью и задачами.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод проектов на уроках позволяет:
- научить ребенка самостоятельному достижению цели;
- повысить мотивацию учащихся к учению;
- сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
- развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.
В дипломной работе мы продолжим исследование данной темы, составим сборник проектов и апробируем его на учащихся младших классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акимова, С. Н. Проектная деятельность в начальных классах/ С. Н. Акимова//URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/23/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 2.12.15).
- Бим – Бад Б.М., Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
- Глушко, И.Н./ И.Н.Глушко//URL:Проектная и исследовательская деятельность //URL:http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/27/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-1-klasse-po (дата обращения: 2.12.15).
- Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
- Полат Е.С. Учебник: « Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»; Учебное пособие для студ. пед.вузов и системы повышения классификации пед. кадров под редакцией. – М.: 1999.
- Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарно – ориентированных классов в области литературы и искусства: сборник научных трудов. – М.: Компания Спутник +, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...