ПК 4.4. Педагогические разработки
материал по теме

Шабурова Ольга Юрьевна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ЗАДАНИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ КАНЗАШИ

( по материалам курсового исследования)

Шабурова Ольга Юрьевна

Научный руководитель –Чернышева С.А., преподаватель кафедры музыкального-эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Создание методического комплекса технике канзаши, на наш взгляд, является одним из современных и актуально значимых для развития творческих способностей.

        Результатами освоения основной профессиональной образовательной программы сегодня являются общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО № 535 от 5.11.2009. При освоении специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» одними из профессиональных компетенций являются: разработка учебно-методических материалов (П.К.4.1.) и участие в исследовательской и проектной деятельности (П.К.4.5.) Создав проектную задачу по разработке новых средств обучения, мы не только сформируем вышеуказанные профессиональные компетенции, но и общие, такие, как ОК 2 (организовывать собственную деятельность), ОК 3 (принимать решения в нестандартных ситуациях), ОК 4 (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач), ОК 5 (использовать ИКТ), ОК 6 (работать в коллективе и команде). 

         Техника канзаши способствует гармоничному  развитию школьников, восприятию  у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развитию художественных и творческих способностей. Взяв в руки  квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, учащиеся испытывают  радостное изумление, обнаруживая , что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьники становятся  участниками  увлекательного процесса, создания полезных и красивых изделий.

        Коллективный труд, современная работа учащихся над созданием коллективного панно, а затем их использование в кружковой работе способствует развитию у них чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищеской выручки, ответственности за качество изделия. Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. Техника «канзаши», развивает  творческие способности , интерес к деятельности, формирует учебные навыки, познавательный интерес к окружающему миру, самостоятельность, познавательную активность. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности [3 с.21].

        Техника «канзаши» способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

         Так как техника канзаши является новой для России, большинство пособий в интернете на японском языке, русскоязычных книг очень мало, следовательно, возникает потребность в методическом пособии, которое систематизировало бы материал по технике канзаши и было специально адаптировано для начальной школы. Учитывая  актуальность и практическую значимость, мы сформулировали тему проекта: «Создание методического комплекта в технике канзаши»

        Цель исследования : Разработать и оформить комплект заданий по технике канзаши.

        Задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Изучить историю возникновения техники канзаши.

3. Описать основные виды изделий в технике канзаши.

4.Описать приемы  изготовления аксессуаров в техники канзаши.

5.выбрать и систематизировать комплект заданий по технике канзаши

Методы: словесные, наглядные, практические.

Канзаши является традиционным японским искусством. Это великолепные цветы из атласных лент, необыкновенно красивые  и, в то же время, довольно простые. Цветами, выполненными в технике канзаши, можно украсить заколки, ободки, браслеты  выполнить любой  другой аксессуар.

          Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство канзаши становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.

Ручная работа, благодаря своей трудоемкости и уникальности, всегда пользовалась большим спросом. Поэтому мастерство канзаши – изготовление цветка из ткани – приобретает все большую популярность.

Канзаши  может стать прекрасным подарком тем, кто дорог: ведь это не просто серийный предмет одежды, это произведение искусства, созданное руками в единственном экземпляре и способный создавать настроение и дарить вдохновение.

Канзаши  доступен всем, потому что все необходимое для работы можно приобрести в магазине. Изделия в этой технике не затрачивает больших средств, например на изготовление одного цветка в технике канзаши достаточно  5 метров атласной ленты шириной 5 сантиметров стоимостью  7 рублей 1 метр.  Так же это дополнительный заработок для мастериц, ведь ручная работа очень дорого ценится.

В заключении нам  хотелось бы отметить, что канзаши  имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия - во все времена оно будет модно и актуально.

Заключение  

Первой задачей нашего исследования было, изучить литературу по теме канзаши в ходе исследования мы узнали, что книг по этой теме достаточно много, но не все они переведены на русский язык.  Работами по изучению канзаши занимались  Арутюнова С.А., Гришалева Л.Д. и многие другие которые раскрыли  эту тему,  которую в дальнейшем мы изучили.

Второй   задачей нашей работы  было описать основные технические приемы технике канзаши. Проанализировав разнообразные способы сложения лепестков мы пришли к выводу, что существует  2 основных способа  складывание лепестков острый и круглый. Мы привели технологические карты  складывания лепестков. Так же познакомились со всеми необходимыми материалами и инструментами для  изготовления аксессуаров в технике канзаши.

Третей задачей было создание методического комплекта по технике канзаши. Создавая данный методический материал мы знакомим  с историей канзаши, в методическом материале содержится  подробный обзор необходимых инструментов и материалов для создания аксессуаров . В разделе  «Теория и практика» описаны основные приемы изготовления базовых элементов канзаши: круглый и острый лепесток.  Большую практическую значимость данного материала составляют технологические карты последовательного изготовления изделий в технике  канзаши: цветов

Методический материал предназначен для педагогов дополнительного образования прикладной направленности, учителей технологии общеобразовательных школ.


Список используемой литературы.

1.           Алпатов, В.М. История и культура Японии. [Текст]/ В.М. Алпатов,  М.: Изд-во:   Крафт, 2002. - 288 с.

2.    Арутюнов, С.А. Япония: народ и культура [Текст]/ С.А. Арутюнов,  М.: Знание, 1991. - 64 с.

3.    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. [Текст]/Л.С.Выготский, М: Просвещение,1991.-87с.

4.        Галанова, Т.В. Оригами из ткани. Техника, приемы, изделия. [Текст]/ Т.В. Галанова,  М.: Изд-во АСТ-Пресс, 2008. -127с.

5.        Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры [Текст]/ Л.Д. Гришелева; М.: Наука, 1986. - 286 с.

6.        Петрова, И. В. Что вы знаете о японском костюме [Текст]/ И. В. Петрова, М.: Легпромбытиздат, 1992. - 64 с.

7.        Сэнсом, Дж. Б. Япония. Краткая история культуры [Текст] Japan - A Short Cuitural History/ Дж. Б. Сэмсом; 2-е изд. - Евразия, 2002. - 576 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Шабурова Ольга Юрьевна

Чернышева Софья Анатольевна

Основы техники канзаши для младших школьников

Челябинск

2015

Оглавление

  1. История возникновения канзаши
  2. Основные технические приемы
  3. Инструменты  и материалы
  4. Мастер - класс по изготовлению аксессуаров в технике канзаши

         Цветы:

  • Ромашка
  • Георгин
  • Хризантема
  • Подсолнух ( создается по аналогии с георгином)
  • Роза
  • Ирис

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях  творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Разработанный методический комплект  является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Методический комплект  предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с  атласными лентами   в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Аксессуары в технике канзаши  остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Методический комплект  построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из атласных лент  с использованием самых разнообразных техник.

         Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир в технике канзаши  ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы  видим основную необходимость сегодняшнего дня.


История возникновения техники канзаши

В исследованиях Дж.Б. Сэнсома отмечается, что примерно 400 лет назад в  Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме , а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы . Для укладки волос использовали различные предметы - шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства .

Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. По мнению Арутюнова С.А., зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры канзаши - цветочные украшения, гейши меняли в зависимости от месяца или праздника. Сезонные «канзаши» повторяют природное цветение растений в разные времена года.

Мусасино канзаши ( рис 1): в 1840-1849 годах в моду вошли коротенькие бамбуковы шпильки в форме птичьих крыльев.

                                                                        (рис 1)

Украшения были выполнены в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода. Встречались и кандзаси вовсе без украшений. Эдо-гин ( рис 2) выполнялись из чистого серебра, во второй половине периода появились кандзаси с позолотой, а также медные с инкрустацией золотом.

Дешёвые эдо-гин делали из железа и латуни. Дешёвые латунные кандзаси бедные девушки, приехавшие в Эдо на заработки, увозили с собой в родные края. Железные  ( рис 2)  же,наоборот, быстро прославились благодаря мастерству ремесленников и стали аксессуарами шикарных гейш.

летние кандзаси в форме утива (круглого веера).

Кинсэки-кандзаси ( рис 3): мода на кинсэки-кандзаси началась в годах 1837- 1838.  

 ( рис 3)

Серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, стали носить как незамужние горожанки, так и юные юдзё . Сегодня выпускаются и канзаши для ношения с европейскими причёсками. Кандзаси сегодня бывают даже с европейскими цветами, например розами. Кандзаси украшают современными стразами, хотя большой популярностью пользуются также украшения «под старину», например, украшенные стеклянными шариками.

В настоящее время кандзаси чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности - такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако с некоторых пор наблюдается возрождение традиций «канзаши» среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.

Современные канзаши подбираются под причёску и сезон. До сих пор выбор канзаши регламентирован запутанными правилами. Майко и хангёку носят украшенные цветами хана-канзаши (яп. цветочные украшения), сменяющиеся вместе с месяцами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что до начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем канзаши (kanzashi) , были важной частью японской моды и социальной культуры.


Основные технические приемы для создания  аксессуаров в техники

канзаши

Наибольшее распространение в современном мире, у современных рукодельниц получили «хана-кандзаси».

Изначально «хана-кандзаси» создавались японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращался в один лепесток цветка. Они присоединялись к основе, чтобы создать целые цветы, или собирались с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов.

Сегодня для изготовления цветов и цветочных украшений в стиле «кандзаси» использую различные материалы: атласные ленты, органза, шифон. В качестве предметов украшения могут послужить стразы, бисер. В качестве основы могут послужить обычная шпилька, заколка, ободок или же гребень.

Техника создания острых лепестков

1. Вырезанный из ткани квадратик складываем пополам.

2.Теперь еще раз складываем пополам. Если ткань мягкая, но хочется, чтобы лепесточек получился с остреньким узеньким краешком, можно прогладить сложенную заготовку утюгом.

3. И еще раз складываем пополам.

4. Если после данной манипуляции мы посмотрим со стороны диагонали на наш сложенный квадратик, мы увидим симпатичный острый лепесточек.

Кончик лепестка  аккуратно подрезаем и опаляем. Если ткань не сыплется, можно ее не опалять. За счет сплавливания краев опаленные лепестки обычно держатся сами, а чтобы не развернулся неополенный лепесток, придется закрепить его булавкой.

5.Определяем то, каким мы хотим видеть цветок – низким, высоким, с наклоном или без. Подрезать линию   или нет, зависит от желаемого вида цветка. На картинке видно как в одном цветке сочетаются подрезанные и неподрезанные по линии  лепестки.

Изготовив необходимое количество лепестков для цветка, собирают их все на нитку и аккуратно, стягиваем в кольцо. Серединку маскируем пайеткой или бусинкой и цветочек готов! Варьируя размеры лепестков и их количество, можно создавать самые разнообразные формы цветов.

Чтобы получился двуцветный лепесток, перед последним сгибанием одну заготовку накладываем на другую, чуточку сместив вниз, а затем перегибаем последний раз. Или просто изначально квадратик для внутреннего лепестка делаем немного меньше, чем для внешнего.

Техника складывания круглых лепестков

  1. Квадратик из ткани складываем пополам.
  2. Крайние уголки образовавшегося треугольника загибаем к среднему.

Чтобы наша заготовка не развалилась при последующих действиях, можно прошить сложенный уголок

  1. Переворачиваем заготовку и загибаем боковые уголки к центру.
  2. Теперь складываем пополам таким образом, чтобы только что завернутые нами уголки оказались внутри.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...