ПК 4.4. Педагогические разработки
статья (3, 4 класс) на тему

Попова Анастасия Юрьевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 (по материалам курсового исследования)

Попова Анастасия Юрьевна

Научный руководитель – Зуева И.Ф., педагог - психолог высшей квалификационной категории

В Федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития  младшего школьника является эмоциональный интеллект, одним из компонентов которого является эмоциональная саморегуляция. Поэтому так важно формировать у детей младшего школьника умение регулировать свое эмоциональное состояние разными способами и средствами. 

В современной психологии проблема эмоциональной саморегуляции младших школьников является одной из наиболее важных теоретических практических вопросов, которому посвящено работы А. Адлер, А. Бек, А. Эллис, Р. Бэндлер и Д. Гриндер, П. Сэловей, Д. Мэйер, Д. Карузо, П. Лафренье, Е.П. Ильин, И.А. Переверзева, Е.И. Головаха и Н.В. Панина, К. Изард, Э. Гельгорн, Г. Рубинштейн, М.М. Бахтин.

В младшем школьном возрасте формирование эмоциональной саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного, во-вторых, с социальной ситуацией развития ребенка. Способность к эмоциональной саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. За последние годы в системе образования стала прослеживаться тенденция к ранней интеллектуализации и раннему развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы, обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания. Л.С. Выготский и А.В. Запорожец указывали, что только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

Исходя из этого, мы предполагаем, что успешность школьного обучения младших школьников будет зависеть от уровня развития навыков произвольной саморегуляции.

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Формирование эмоциональной саморегуляции младшего школьника в условиях психологической игры».

Целью  нашего курсового исследования является составить комплект психологических игры направленных на формирование эмоциональной саморегуляции


Задачи:

1.Изучить теоретические основы эмоциональных состояний в современной психологии

2.Провести анализ понятия эмоциональная саморегуляция младшего школьника в работе современных ученых

3.Изучить методические основы учебной программы И.Н.Белозерцевой «Обучаем ребенка регуляции»

4.Обобщить практический опыт применения психологической игры при работе с младшими школьником

Методы исследования:

1.Анализ

2.Синтез

3.Обобщение

4.Систематизация

5.Сравнение

В первой главе была рассмотрена тема: «Теоретические аспекты формирования эмоциональной саморегуляции младшего школьника». Проведенный анализ показал, что произвольная эмоциональная саморегуляция обеспечивает активное и целесообразное поведение и деятельность младшего школьника в процессе подготовки и участия в различных видах деятельности, преодоление возникаюзих трудностей, присобление к изменяющимся ситуациям.

В первом параграфе говорится о том, что на протяжении многовековой истории исследований эмоции пользовались самым пристальным вниманием со стороны ученых — философов, педагогов и психологов. (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, В. Витт, Б.И. Додонов, Л.Я. Дорфман, A.C. Запорожец, К. Изард, А.Н. Леонтьев, А.Е. Ольшанникова, А.И. Палей, Л.А. Рабинович, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, П. Фресс, П.М. Якобсон и др.)

В следующем параграфе мы дали психологическую характеристику эмоций и эмоциональных состояний.

В третьем параграфе проанализировали определения саморегуляция и эмоциональная саморегуляция. Определение эмоциональной саморегуляции представляет собой сложный процесс. В своей работе мы придерживаемся понятия, которое даёт Н.В. Наумчик. Он считает, что  эмоциональная саморегуляция — это умение контролировать свои эмоции и эмоциональные реакции и состояния, удерживать их на приемлемом для окружающих людей уровне; она помогает нам регулировать отношения. [2]

Из последнего параграфа в это главе мы узнали, что эмоциональная саморегуляция считается новообразованием младшего школьного возраста. В этом возрасте формирование ее становится центром психического развития ребенка. Формируют ее такие факторы, как необходимость подчиняться взрослым, правилам поведения в школе, правилам учебной деятельности и др. [1]

В младшей школе у детей в центр личностного развития выдвигается многоплановое формирование произвольности. Наше исследование лежит в поле внеурочной деятельности младшего школьника для того чтобы ребенок мог выйти на эмоциональную саморегуляцию в обычной жизненной ситуации. В рамках урока младший школьник справляется с задачей эмоциональной саморегуляции, так как ему помогает учитель. Вне урока саморегуляция часто становится не выполнимой задачей. К развитию этой психической функции можно прийти в условиях психологической игры. [3]

Во второй главе  мы раскрыли методические аспекты проведения психологической игры.

В первом параграфе было рассмотрено понятие психологической игры в современной психологии. Битьянова М.Р. считает, что психологическая игра – это целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Именно определение близко к нашей теме.

Мы изучали программу по развитию саморегуляции И.Н.Белозерцевой. Анализ программы показал, что использование таких психологических технологий и методов формируют у детей младшего школьного возраста умение произвольно регулировать своё эмоциональное состояние, умение сопереживать, принимать позицию другого и оптимально проживать его эмоциональное состояние.

Из третьего параграфа. мы узнали о том, что целью применения психологической игры, является освоение конкретного вида психической деятельности. В нашем случае это формирование эмоциональной саморегуляции. [4]

В последнем параграфе мы составили комплект психологических игра на развитие эмоциональной саморегуляции.

В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задачи. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

Таким образом, можно сказать, что наше исследование показало необходимость проведения психологических игр по формированию эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте. Дальнейшие перспективы работы над темой данного исследования мы видим том, чтобы применить психологические игры на практике при работе с младшими школьниками.

Список литературы

  1. Стиль саморегуляции [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2946
  2. Наумчик Н.В. К проблеме психической саморегуляции личности / Н. В. Наумчик // Практичная психология и социальная работа. – 2005. – №1. – С.57-60.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. -720 с. 
  4. Требования к проведению психологических игр [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:  http://mrpdo-s.narod.ru/index/0-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...